ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Плата за технологическое присоединение к электрическим сетям - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Определение № 302-ЭС20-19945 от 23.12.2020 Верховного Суда РФ
в рассмотрении заявлений об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней и формы принятия решения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов» (зарегистрировано в Минюсте России 15.05.2013 № 28392), учитывал постановление Правительства Красноярского края от 03.07.2018 № 380-П «Об утверждении Положения о министерстве тарифной политики Красноярского края». Установив, что министерство является правопреемником Региональной энергетической комиссии Красноярского края, решение принято министерством в пределах предоставленных полномочий, учитывая, что плата за технологическое присоединение к электрическим сетям подлежит государственному регулированию и в данном случае именно на министерстве лежит обязанность по представлению доказательств наличия у заявителя технической возможности технологического присоединения к сетям заявителя электроустановки, принимая во внимание отсутствие доказательств наличия замечаний к комплекту документов представленных компанией, суд пришел к выводу, что оспариваемое решение министерства принято с нарушением законодательства об электроэнергетике, нарушает права и законные интересы компании. Суды апелляционной и кассационной инстанций согласились с выводами суда первой инстанции. Обстоятельства данного
Определение № 301-КГ15-1047 от 22.03.2015 Верховного Суда РФ
суда Владимирской области от 05.05.2014, постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 18.08.2014 и постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 24.11.2014 по делу № А11-8660/2013, установил: общество с ограниченной ответственностью «Муромдевелопмент» (далее – общество) обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным постановления Департамента цен и тарифов администрации Владимирской области (далее – департамент) от 19.08.2013 № 18/8 об установлении платы за технологическое присоединение к электрическим сетям муниципального унитарного предприятия округа Муром «Городская электросеть» по индивидуальному проекту для двухсекционного многоквартирного жилого дома и торгово-офисного центра общества, расположенных по адресу: Владимирская область, город Муром, улица Мечникова, дом 28, в части включения расходов в размере 4 748 323 рубля 56 копеек на выполнение мероприятий, предусмотренных пунктами 2 и 3 приложения к постановлению. Общество мотивировало свои требования тем, что согласно нормам действующего законодательства не допускается включение в плату за технологическое присоединение
Определение № 06АП-3094/2016 от 13.01.2017 Верховного Суда РФ
Самуйлов С.В., изучив кассационную жалобу Управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области (г. Благовещенск; далее – управление) на решение Арбитражного суда Амурской области от 26.04.2016, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2016 и постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 13.10.2016 по делу № А04-1265/2016 по заявлению открытого акционерного общества «Амурские коммунальные системы» (г. Благовещенск; далее – общество) к управлению о признании незаконным отказа от 11.12.2015 № 01-07- 3776 в утверждении платы за технологическое присоединение к электрическим сетям , принадлежащим обществу, ФКУ «УС № 101 ФСИН России» об обязании утвердить размер платы за технологическое присоединение, с участием третьих лиц: УФАС России по Амурской области, ФКУ «УС № 101 ФСИН России», установил: решением Арбитражного суда Амурской области от 26.04.2016, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2016 и постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 13.10.2016, заявленные требования удовлетворены. В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, управление
Определение № А45-12996/17 от 06.08.2018 Верховного Суда РФ
Новосибирской области (заинтересованное лицо, г. Новосибирск) от 17.06.2018 № 206/33 на постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2018 по делу № А45-12996/2017 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 18.05.2018 по тому же делу по заявлению открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (далее – общество, Москва) о признании недействительным пункта 2 и приложения № 2 приказа Департамента по тарифам Новосибирской области от 14.03.2017 № 51-ТП «Об установлении платы за технологическое присоединение к электрическим сетям открытого акционерного общества «Российские железные дороги» по индивидуальному проекту», при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, общества с ограниченной ответственностью «Энергопромсбыт», акционерного общества «Региональные электрические сети», установил: решением Арбитражного суда Новосибирской области от 26.09.2017 в удовлетворении заявленного требования отказано. Постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2018, оставленным без изменения постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 18.05.2018, решение отменено, заявленные требования удовлетворены. В кассационной
Постановление № А45-22519/2010 от 22.09.2011 АС Западно-Сибирского округа
3 статьи 1103 Гражданского кодекса Российской Федерации и доказанности материалами дела факта ошибочности расчета при определении размера платы за технологическое подключение. Суд кассационной инстанции соглашается с выводами арбитражных судов по делу. В соответствии со статьями 23, 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение осуществляется на основе договора со взиманием однократной платы, размер которой должен компенсировать затраты на проведение мероприятий по технологическому присоединению нового объекта к электрическим сетям. Плата за технологическое присоединение к электрическим сетям подлежит государственному регулированию. Плата за технологическое присоединение объектов по производству электрической энергии определяется в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации или уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, в том числе посредством применения стандартизированных тарифных ставок. Пунктом 71 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109, установлено, что плата за технологическое присоединение к электрическим сетям определяется в соответствии с Методическими указаниями, утвержденными
Постановление № А65-13355/2009 от 08.04.2010 АС Поволжского округа
достаточной полнотой выяснил имеющие существенное значение для дела обстоятельства и, установив, что из текста технических условий, выданных ответчиком истцу, невозможно установить какие-либо сроки выполнения условий по договору. Согласно статье 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение осуществляется на основе договора с взиманием однократной платы, размер которой должен компенсировать затраты на проведение мероприятий по технологическому присоединению нового объекта к электрическим сетям. В соответствии со статьей 23 вышеуказанного Закона плата за технологическое присоединение к электрическим сетям подлежит государственному регулированию. Пунктом 71 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109, установлено, что плата за технологическое присоединение к электрическим сетям определяется в соответствии с Методическими указаниями, утвержденными Федеральной службой по тарифам по согласованию с Министерством Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. Такие Методические указания утверждены приказом Федеральной службы по тарифам от 15.02.2005 № 22-Э\5, которые
Постановление № А45-11699/2021 от 09.08.2022 АС Западно-Сибирского округа
доверенности от 21.02.2022. Суд установил: общество с ограниченной ответственностью «ЗПС» (далее – общество «ЗПС», истец) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), к акционерному обществу «Региональные электрические сети» (далее – общество «РЭС», ответчик) об обязании внести изменения в договор технологического присоединения от 01.08.2014 № 96435/5321433 (далее – договор), изложить пункт 10 договора в следующей редакции: « Плата за технологическое присоединение к электрическим сетям рассчитана на основании приказа департамента по тарифам Новосибирской области от 30.12.2013 № 467-ТП и составляет 4 346 340,72 руб., в том числе налог на добавленную стоимость (далее – НДС) 20%», исключить пункты 11.1, 11.2, 11.3 договора; расторжении дополнительного соглашения к договору от 27.11.2015 № 1, приложения к дополнительному соглашению № 1 (расчет процентов), приложения к договору (расчет процентов); взыскании 27 646 396 рублей 89 копеек неосновательного обогащения, 14 889 745 рублей
Постановление № А65-12484/14 от 29.09.2014 АС Республики Татарстан
обоснованным и просит оставить его без изменения. Дело рассмотрено в отсутствие третьего лица, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания. Проверив материалы дела, заслушав представителей заявителя и ответчика, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям. Как следует из материалов дела, Постановлением Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 18.12.2010 г. № 6-9/тп была установлена плата за технологическое присоединение к электрическим сетям ОАО «Сетевая компания» энергопринимающих устройств ОАО «Аммоний» с заявленной мощностью 14 000 кВт. на уровне напряжения 110 кВ. по индивидуальному проекту в размере 189 209 367 руб. (без учета НДС). В соответствии с данным Постановлением 30.12.2011 г. между заявителем и ОАО «Сетевая компания» (исполнитель) был заключен договор № 2011/Д 257-3327 в редакции протоколов разногласий и урегулирования разногласий от 30.12.2011 г. По условиям указанного договора ОАО «Сетевая компания» взяло на себя обязательство
Постановление № Ф03-3675/18 от 11.09.2018 АС Дальневосточного округа
присоединения объектов «Перинатальный центр ГБУЗ Сахалинская областная больница», «Областная психиатрическая больница в г. Южно-Сахалинске» от 01.04.2013 № 510-18/13, от 01.04.2013 № 511-18/13 соответственно, технические условия по которым в отношении подлежащих выполнению сетевой организацией работ в целях осуществления технологического присоединения к электрическим сетям являются общими с договором от 01.04.2013 № 512-18/13. Данное обстоятельство также следует из содержания Приказа РЭК Сахалинской области от 06.05.2014 № 11-э, которым по трем вышеназванным объектам установлена общая плата за технологическое присоединение к электрическим сетям ОАО «Сахалинэнерго» в размере 383 547 934,05 руб. без НДС, в том числе на: «Перинатальный центр ГБУЗ «Сахалинская областная больница» – 128 946 206,32 руб. без НДС, «Областная психиатрическая больница» - 96 283 145,94 руб. без НДС, «Хирургический корпус ГБУЗ «Сахалинская областная больница» – 158 318 581,79 руб. без НДС. Дополнительным соглашением от 28.11.2014 № 3 к договору № 512- 18/13 в связи с изданием приказа РЭК Сахалинской области от 06.05.2014
Решение № 69-27 от 25.07.2011 Приморского краевого суда (Приморский край)
сметы – 4981 рубль, услуги лаборатории -5802 рубля 14 копеек, оформление акта границ- 776 рублей, оформление акта по выполнению ТУ- 1647 рублей 14 копеек, технологическое присоединение мощности – 1629 рублей, согласование проекта электроснабжения присоединенной мощностью -882 рубля. Условием наступления ответственности за правонарушение предусмотренное статьей 14.6 часть 1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования. В силу статьи 23.1 ФЗ от 26.03.2003г. №35-ФЗ «Об электроэнергетике», плата за технологическое присоединение к электрическим сетям территориальных сетевых организаций и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину, подлежат государственному регулированию. Правилами технологического присоединения энергетических устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 г. № 861, а также п.14 Методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам
Решение № 2-1962/2023 от 25.07.2023 Феодосийского городского суда (Республика Крым)
проверки установлено, что ФИО3 с использованием интернет-сервиса ГУП РК «Крымэнерго» через созданный личный кабинет в электронном виде подана заявка № от ДД.ММ.ГГГГ на технологическое присоединение электроустановок объекта, расположенного по адресу: <адрес>, с КН 90:24:071001:323, мощностью 7,0 кВт. Должностными лицами Феодосийского РЭС ГУП РК «Крымэнерго» в личном кабинете заявителя размещены условия типового договора, счет на оплату, технические условия № от ДД.ММ.ГГГГ, инструкция с перечнем мероприятий, обеспечивающих безопасное осуществление присоединения. ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ внесена плата за технологическое присоединение к электрическим сетям ГУП РК «Крымэнерго». Согласно пункту 1 Договора Сетевая организация приняла обязательства по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств Заявителя, расположенных по адресу: <адрес>, с КН 90:24:071001:323. Вместе с тем, до настоящего времени Сетевой организацией технологическое присоединение не выполнено, что свидетельствует о невыполнении обязательств, предусмотренных Договором, в связи с чем заместитель прокурора <адрес>, действуя в интересах ФИО2, ФИО1 в лице законного представителя ФИО3, обратился в суд с настоящим иском. В судебном заседании помощник
Решение № 2-923/202305 от 05.09.2023 Новодвинского городского суда (Архангельская область)
«Россети Северо-Запад» разработаны и выданы ответчику технические условия от 22.09.2020 № СПБ80-13786А/20-001. В соответствии с техническими условиями, максимальная мощность объектов электросетевого хозяйства составляет 15 кВт. В соответствии с приложением № 1 к постановлению Агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 12.12.2019 № 80-э/1 об установлении стандартизированных тарифных ставок, ставок платы за единицу максимальной мощности, платы и формулы платы за технологическое присоединение к электрическим сетям сетевых организаций на территории Архангельской области, плата за технологическое присоединение к электрическим сетям сетевых организаций на территории Архангельской области энергопринимающих устройств мощностью до 15 кВт включительно составляет 550 руб. В процессе подготовки и выдачи технических условий, исполнения договора ТП, ПАО «Россети Северо-Запад» понесла следующие фактические затраты: подготовка и выдача сетевой организацией технических условий стоимостью 550 руб. 00 копеек, в том числе НДС 20 % 91 руб. 67 коп. По состоянию на 29.06.2023 подписанный ответчиком экземпляр соглашения от № 1 о расторжении договора от 16.10.2020
Решение № 2-5690/2023 от 22.12.2023 Первомайского районного суда г. Краснодара (Краснодарский край)
каждому из них администрацией МО г. Краснодар причинен моральный вред. Именно администрация позволила существовать не сетевым организациям, как ООО «УК «Тихая Поляна», в то время как политика Правительства РФ направлена на укрепление сетевых компаний. Администрация МО г. Краснодар отказала истцам ознакомиться с информацией, которая могла доказать добросовестную деятельность как ООО «УК «Тихая Поляна», так и КЭСК по опосредованному технологическому присоединению к электрическим сетям. При этом истцы указывают, что ФИО19 регулированию подлежит плата за технологическое присоединение к электрическим сетям сетевой организации. Владелец объектов электроэнергетики, в том числе владелец объектов электросетевого хозяйства, не соответствующий критериям отнесения владельцев объектов электрического хозяйства к территориальным сетевым организациям, вправе, но не обязан осуществлять технологическое присоединения энергопринимающих устройств к своим объектам. ООО «УК «Тихая Поляна» не относится к числе сетевых организаций. В тоже время истцы полагают, что ООО «УК «Тихая Поляна» является именно тем лицом, для которого заключение договора о технологическом присоединении к электрическим сетям является