ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Покос травы - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Постановление № 2-АД21-6 от 26.11.2021 Верховного Суда РФ
от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей. Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме» (далее - Правила противопожарного режима), в пункте 17(1) определено, что правообладатели земельных участков (собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков), расположенных в границах населенных пунктов, территории садоводства или огородничества обязаны производить регулярную уборку мусора и покос травы . Согласно пункту 77 названного нормативно-правового акта руководитель организации обеспечивает очистку объекта защиты и прилегающей к нему территории, в том числе в пределах противопожарных расстояний между объектами защиты, от горючих отходов, мусора, тары и сухой растительности. Как следует из материалов дела, администрации г. Сокола вменено нарушение приведенных выше норм пунктов 17.1 и 77 Правил противопожарного режима, выразившееся в том, что органом местного самоуправления не произведена регулярная уборка мусора и покос травы, не обеспечена очистка
Определение № 308-АД18-12377 от 30.08.2018 Верховного Суда РФ
отмостки и др.; отсутствует освещение входа и декоративная подсветка фасада; не поддерживается в исправном состоянии фасад здания, включая декоративные и функциональные элементы, не представлен проект цветового решения фасада здания; произведено размещение дополнительного оборудования (информационные конструкции) на здании, не находящемся в государственной или муниципальной собственности, без согласования с уполномоченными органами и собственниками здания и сооружения, а также вне схемы размещения дополнительного оборудования на фасадах; размещены решетки на фасаде с внешней стороны проспекта Театральный; не произведен покос травы на прилегающей и отведенной территории; наружный блок системы кондиционирования и вентиляции размещен в нижней части оконного проема; не убрана отведенная и прилегающая к зданию территория. Частью 1 статьи 5.1 Закона № 273?ЗС предусмотрена ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение требований, установленных правилами благоустройства территорий поселений и городских округов, утвержденными органами местного самоуправления поселений и городских округов, если данное деяние не содержит признаков административного правонарушения, предусмотренного статьями 4.1, 4.5 Закона № 273?С. В части 2
Постановление № 9-АД23-7 от 04.07.2023 Верховного Суда РФ
статьи). В соответствии с пунктом 67 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. № 1479 (далее - Правила противопожарного режима), правообладатели земельных участков (собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков), расположенных в границах населенных пунктов и на территориях общего пользования вне границ населенных пунктов, и правообладатели территорий ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд обязаны производить своевременную уборку мусора, сухой растительности и покос травы . Пунктом 69 Правил противопожарного режима установлено, что на территориях общего пользования городских и сельских поселений, городских и муниципальных округов, на территориях садоводства или огородничества, в том числе вне границ указанных территорий, в охранных зонах линий электропередачи, электрических станций и подстанций, а также в лесах, лесопарковых зонах и на землях сельскохозяйственного назначения запрещается устраивать свалки отходов. Из материалов дела следует, что по результатам расследования произошедшего 30 октября 2021 г. пожара в лесном массиве на
Определение № А12-42943/18 от 15.07.2019 Верховного Суда РФ
передачи на рассмотрение в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации не установлено. Как следует из судебных актов, основанием для привлечения к ответственности послужил выявленный административным органом факт нарушения обществом требований пунктов 2.1, 2.3, 2.3.3, 4.7.3, 4.7.3.7, 4.7.12 Правил благоустройства территории городского округа Волгоград, утвержденных решением Волгоградской городской Думы от 21.10.2015 № 34/1091, а именно: обществом как собственником земельного участка и находящегося на нем здания (торгового объекта «Аптека»), не произведен покос травы , высота травяного покрова превышает 20 см. Статьей 8.7. Кодекса Волгоградской области об административной ответственности установлена ответственность за нарушение утвержденных органами местного самоуправления правил благоустройства территорий поселений. Оценив представленные доказательства, суды пришли к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.7. Кодекса Волгоградской области об административной ответственности. Вина общества состоит в том, что им не были приняты все необходимые и достаточные меры для надлежащего исполнения возложенных на
Определение № 304-ЭС16-7195 от 08.07.2016 Верховного Суда РФ
по благоустройству территории парка, расположенного по адресу; <...>; в течение 5 дней с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения Правил благоустройства территории городского округа – города Барнаула, утвержденных решением Барнаульской городской Думы от 07.06.2013 № 110 (далее – Правила благоустройства); на территории парка произвести очистку газона от находящегося на нем мусора в соответствии с СанПиН 41-128-4690-88, выполнить обрезку деревьев и кустарников, произвести капитальный ремонт опорных частей мостов, осуществить цветочное оформление парка, покос травы , отросшей выше 10 см, также просила присудить к взысканию с общества 1 000 000 руб. на случай неисполнения решения суда, с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, – администрации города Барнаула (далее – администрация города) и Главного управления имущественных отношений Алтайского края, установила: решением Арбитражного суда Алтайского края от 13.08.2015 требования удовлетворены, на случай неисполнения решения присуждено к взысканию с общества в пользу администрации района 100 000 руб. Постановлением
Постановление № А03-14742/2021 от 08.09.2022 АС Западно-Сибирского округа
Обь, р.Чугунайка, р. Чемровка) (пункт 1); - на территории города Бийска по адресам: улица Краснооктябрьская, 43, переулок Веселый, 46, овраг с северной стороны КГБУЗ «ЦГБ <...> район трамвайного моста со стороны ГСК, устроены свалки горючих отходов (пункт 2); - на территории города Бийска по адресам: улица Граничная, 1, 2, 3, улица Льнокомбинат, 33, 34, 35, 40, 43, 45, улица Максима Горького, 113, восточнее земельного участка с кадастровым номером 22:65:014101:253 не производится уборка мусора и покос травы (пункт 3); - допущены противопожарные расстояния менее 50 метров до границ застройки по улицам Александра Пушкина, ФИО2 и менее 15 метров до границ с одно -, двухэтажной индивидуальной застройкой по улицам Лесная поляна, Ягодная, Раздольная, ФИО3, ФИО4 до лесных насаждений в лесничествах (лесопарках) расположенных на территории города Бийска (пункт 5). В связи с истечением срока исполнения предписания от 09.06.2021 № 185/1/80 управлением в соответствии с распоряжением от 13.10.2021 № 274 в отношении администрации проведена
Постановление № А57-20100/2021 от 17.05.2022 АС Поволжского округа
сухой растительности не осуществляется. Правообладателем земельного участка с кадастровым номером 64:50:020932:4418 является Общество. 02.04.2021 составлено донесение о пожаре. Посчитав, что Обществом на земельном участке с кадастровым номером 64:50:020932:4418 нарушены требования Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее – Закон о пожарной безопасности) и Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 № 1479 (далее – Правила № 1479), а именно: не обеспечена регулярная уборка мусора и покос травы , административным органом в отношении Общества был составлен протокол от 08.04.2021 № 104 об административном правонарушении по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ. 21.04.2021 административным органом вынесено постановление № 101, которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 150 000 руб. Не согласившись с данным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением. Частью
Постановление № А53-26578/2022 от 06.03.2024 АС Северо-Кавказского округа
указанные замечания устранены до 31.05.2022, о чем подрядчик предоставили фотоотчет. Согласно ОДМ 218.3.034-2013 Отраслевой дорожный методический документ «Рекомендации по технологии очистки, уборке и мойке проезжей части автомобильной дороги и искусственных сооружений в их составе» Мойка автомобильной дороги: работа (услуга) по содержанию конструктивных элементов дороги, включающая совокупность технологических процессов по удалению дефектов путем его смыва с поверхности конструктивного элемента автомобильной дороги под воздействием струи воды (моющих средств). По муниципальному заданию от 01.06.2022 № 10 на покос травы по 7 улицам указан срок выполнения до 01.06.2022 (в течение дня), судом установлено, что задание выдано на другой муниципальный контракт № 0158600000921000095 «Покос травы, вырубка поросли». Предостережение от 02.06.2022 № 442-БЛ к муниципальному заданию от 30.05.2022 № 59 выдано на мойку дорожного покрытия механизированным способом, очистка прибордюрной части дорог в указанном муниципальном задании не предусмотрена. Мойка покрытий проезжей части автомобильных дорог осуществляется с помощью техники специального назначения под воздействием струи воды (водовозкой), работы по
Постановление № А13-6201/2023 от 17.01.2024 АС Северо-Западного округа
Контракта, но не ранее 01.03.2020, а окончание – 31.12.2022 (пункт 1.3 Контракта). Согласно пункту 1.4 Контракта выполнение работ осуществляется на территории муниципального образования «Город Вологда» по адресам, указанным в пункте 4 технического задания к Контракту. Объем работ установлен техническим заданием к Контракту (приложение 1 к Контракту). Техническим заданием к Контракту предусмотрено содержание парков, садов, скверов, бульваров, площадей в летний период в соответствии с таблицей 1, в зимний период – в соответствии с таблицей 2, покос травы – в соответствии с таблицей 3. Таблицей 1 технического задания к Контракту предусмотрена уборка сквера на пл. им. Дрыгина в летний период на площади 7203, 48 кв. м (пункт 14); таблицей 2 - уборка сквера на пл. им. Дрыгина в зимний период на площади 3855,30 кв. м (пункт 14); таблицей 3 - покос травы в сквере на пл. им. Дрыгина на площади 5580,30 кв. м (пункт 14). Стороны 30.01.2023 подписали соглашение о расторжении Контракта
Решение № 12-7/2021 от 19.07.2021 Забайкальского краевого суда (Забайкальский край)
8 некапитальных сооружений (построек) - 8 торговых киосков установленных вряд с северной стороны павильона составляет менее 12 метров (фактически 1 м.); - на территории общего пользования городского поселения «Город Краснокаменск», а именно: г.Краснокаменск, с восточной стороны ГСК № 15 устроена свалка отходов; - городское поселение «Город Краснокаменск», являющееся правообладателем земельного участка (пустырь), расположенного от домов 701, 706 до автодороги г. Краснокаменск - с. Кайластуй, в границах населенного пункта - г. Краснокаменска не произвело своевременный покос травы , с последующей ее уборкой; - городское поселение «Город Краснокаменск», являющееся правообладателем земельного участка (пустырь), расположенного от ГСК № 27, ГСК № 14, ГСК № 15 до автодороги г. Краснокаменск - с. Кайластуй, в границах населенного пункта - г. Краснокаменска не произвело своевременный покос травы, с последующей ее уборкой; - городское поселения «Город Краснокаменск», являющейся правообладателем земельного участка (пустырь), расположенного от 3-го, 8-го микрорайона до микрорайона индивидуальной застройки, ГСК № 6, в границах населенного
Решение № 21-102/2021 от 17.03.2021 Кемеровского областного суда (Кемеровская область)
Кемерово ФИО1 просит состоявшиеся по делу акты отменить, производство по делу прекратить, мотивируя тем, что Администрация города Кемерово не является правообладателем (собственником, землепользователем, землевладельцем, арендатором) территории, на которой произошло возгорание. Также указывает, что поскольку границы данной территории не определены, земельные участки как объекты права в данном случае отсутствуют. Законом (или договором) содержание земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на администрацию города Кемерово не возложено. Очистка территории от мусора и сухой растительности, регулярный покос травы к первичным мерам пожарной безопасности не отнесены. Положениями Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ не предусмотрены полномочия органов местного самоуправления по регулярной уборке мусора и покоса травы. Проверив материалы дела, прихожу к следующим выводам. В соответствии с ч.2 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, совершенное в условиях особого противопожарного режима, влечет наложение административного штрафа на