ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Полномочия учредителя - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Определение № 305-ЭС21-15171 от 16.09.2021 Верховного Суда РФ
правилам главы 7 Кодекса, дав оценку спорным договорам, с учетом положений статьи 168, 173. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 13 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 «О некоммерческих организациях», постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», пришел к выводу о том, что договор подряда является для учреждения крупной сделкой, совершенной без предварительного согласия учредителя (в рассматриваемом случае полномочия учредителя учреждения осуществляет Минстрой России), о чем должны были знать его контрагенты. Отметил, что для признания крупной сделки недействительной учредителю не требуется доказывать наличие неблагоприятных последствий в результате совершения такой сделки. Вместе с тем суд указал, что представленные в дело доказательства подтверждают наличие таких последствий. При указанных обстоятельствах суд пришел к выводу о наличии оснований для признания договора подряда, а также договора о создании консорциума, являющегося неотъемлемой частью договора подряда и составляющих единый договор, недействительными.
Апелляционное определение № 127-АПА19-1 от 03.04.2019 Верховного Суда РФ
собственник имущества унитарного предприятия в отношении такого предприятия принимает решение о создании унитарного предприятия, о реорганизации или ликвидации унитарного предприятия в порядке, установленном законодательством. При этом пунктом 1 статьи 2 названного закона предусмотрено, что от имени муниципального образования права собственника унитарного предприятия осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Федеральный закон № 131-ФЗ также закрепляет право муниципальных образований создавать муниципальные предприятия и учреждения, предусматривая, что функции и полномочия учредителя в отношении таких предприятий и учреждений осуществляют уполномоченные органы местного самоуправления (часть 4 статьи 51). Федеральный закон от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее - Федеральный закон № 7-ФЗ) установил, что функции и полномочия учредителя в отношении муниципального учреждения, созданного муниципальным образованием, в случае, если иное не установлено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, осуществляются уполномоченным органом местного самоуправления (пункт 3 статьи 9.1), который
Апелляционное определение № 45-АПА19-29 от 14.10.2019 Верховного Суда РФ
1). Пунктом 2 решения Думы № 30 утверждено Положение об Управлении культуры администрации Верхнесалдинского городского округа (далее - Положение). Управлению культуры поручено в сроки, установленные действующим законодательством, осуществить государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы (пункт 3). Пунктом 1 и 10 Положения определено, что Управление культуры является уполномоченным отраслевым органом администрации Верхнесалдинского городского округа (далее - Администрация) по решению вопросов местного значения в области культуры и дополнительного образования, от имени Администрации осуществляет функции и полномочия учредителя , в отношении подведомственных учреждений и организаций, перечень которых приведен в приложении к Положению. Основной целью деятельности Управления культуры является реализация функций и полномочий администрации в сфере культуры и дополнительного образования детей, для реализации которой осуществляет деятельность в соответствии с основными задачами, обозначенными в подпунктах 1-11 пункта 12 Положения, включая обеспечение эффективной работы подведомственных учреждений (подпункт 7), создание условий для организации проведения независимой оценки качества оказания услуг подведомственными учреждениями культуры и организациями дополнительного образования
Определение № А75-3119/2021 от 10.02.2022 Верховного Суда РФ
ФИО2, администрация указала на необходимость временного ограничения доступа к общему имуществу спорного здания площадью 728,1 м2, а также предоставления в случае необходимости доступа к указанному имуществу собственникам помещений в спорном здании. Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статей 65 и 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, учитывая вступивший в законную силу судебный акт по делу № А75-8619/2019, суд установил, что администрация в рамках полномочий по управлению муниципальной собственностью осуществляет, в том числе полномочия учредителя в отношении муниципальных предприятий и учреждений, назначает и освобождает от должности руководителей муниципальных предприятий и учреждений, и, руководствуясь положениями статей 16, 198, 200, 201, 318 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статей 209, 244, 246, 247 Гражданского кодекса Российской Федерации, частями 1, 2 статьи 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», пришел к выводу, что решение администрации, изложенное в письме от 10.12.2020, затрагивает права и законные интересы предпринимателей, являющихся
Постановление № А19-18064/17 от 04.10.2018 АС Восточно-Сибирского округа
собственника. В отношении федерального имущества правомочия собственника осуществляет Росимущество. При этом, как правильно отметили суды двух инстанций, ФСИН России наделена определенными полномочиями собственника (владение, пользование и распоряжение) в отношении переданного ей государственного имущества для исполнения конкретных целей, установленных законодательством Российской Федерации об уголовно-исполнительной системе, в том числе сохранение и рациональное использование этого имущества. Как установили суды, ФКУ ИК-7 УФСИН России по Республике Бурятии является учреждением уголовно-исполнительной системы. Учредителем Учреждения является Российская Федерация, функции и полномочия учредителя Учреждения осуществляет Федеральная служба исполнения наказаний. За ФКУ ИК-7 УФСИН России по Республике Бурятия указанные объекты, находящиеся в федеральной собственности, закреплены на праве оперативного управления. ФСИН России согласовала казенному учреждению распоряжение вышеперечисленным имуществом. Согласно подпункту "к" пункта 3 положения № 537 орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя, в установленном порядке согласовывает с учетом требований, установленных пунктом 4 настоящего положения, распоряжение недвижимым имуществом федерального казенного учреждения, в том числе передачу его в аренду по договорам,
Постановление № Ф09-4561/18 от 07.08.2018 АС Уральского округа
о нереальности оказанных услуг; факт прекращения деятельности общества «Евроком-Лига» 27.05.2013 путем присоединения к обществу с ограниченной ответственностью «Региональный коммерческий центр «Ориола», исключенного 02.12.2014 из Единого государственного реестра юридических лиц, непредставление документов по встречной проверке не может свидетельствовать о нереальности оказания услуг по предоставлению автотранспорта обществом «Евроком-Лига», так как фактически финансово- хозяйственные отношения осуществлялись до 19.11.2012, то есть намного раньше прекращения деятельности общества «Евроком-Лига»; обществом «Евроком-Лига» были представлены все учредительные документы, а также документы, подтверждающие полномочия учредителя и директора Ширина A.M., с которым непосредственно велись переговоры о заключении данного договора; офис общества «Евроком-Лига» фактически располагается по адресу регистрации, оно имело открытые расчетные счета в банке; кроме того, отказ руководителя общества «Евроком-Лига» от финансово- хозяйственных отношений с налогоплательщиком и подписание актов об оказанных услугах неустановленным лицом не может свидетельствовать о непредоставлении налогоплательщику в аренду автотранспорта; сведения согласно ФИР о движимом и недвижимом имуществе отсутствуют, что не исключает использование в своей финансово-хозяйственной деятельности
Постановление № А10-1025/17 от 19.12.2017 АС Восточно-Сибирского округа
собственника. В отношении федерального имущества правомочия собственника осуществляет Росимущество. При этом, как правильно отметил суд первой инстанции, ФСИН России наделена определенными полномочиями собственника (владение, пользование и распоряжение) в отношении переданного ей государственного имущества для исполнения конкретных целей, установленных законодательством Российской Федерации об уголовно-исполнительной системе, в том числе сохранение и рациональное использование этого имущества. Как установили суды, ФКУ ИК-2 УФСИН России по Республике Бурятии является учреждением уголовно-исполнительной системы. Учредителем Учреждения является Российская Федерация, функции и полномочия учредителя Учреждения осуществляет Федеральная служба исполнения наказаний. За ФКУ ИК-2 УФСИН России по Республике Бурятия указанные объекты, находящиеся в федеральной собственности, закреплены на праве оперативного управления. ФСИН России письмами от 17.02.2014, от 30.03.2012, 31.12.2014 согласовала казенному учреждению распоряжение вышеперечисленным имуществом. Согласно подпункту «к» пункта 3 Положения № 537 орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя, в установленном порядке согласовывает с учетом требований, установленных пунктом 4 настоящего Положения, распоряжение недвижимым имуществом федерального казенного учреждения, в том числе
Постановление № 5-435/20 от 09.07.2020 Серовского районного суда (Свердловская область)
количества потребителей услуг и работ, уровня удовлетворенности существующими объемом и качеством услуг и результатов работ и возможностей учреждения по оказанию услуг и выполнению работ, а также показателей выполнения учреждением муниципального задания в отчетном финансовом году. Оценка потребности в соответствующих услугах и работах ежегодно осуществляется главными распорядителями средств бюджета Серовского городского округа, в ведении которых находятся казенные учреждения, в отношении которых принято решение о формировании муниципального задания (далее - ГРБС), и органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя бюджетных или автономных учреждений (далее - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя), с учетом прогнозируемой динамики количества потребителей услуг и работ, уровня удовлетворенности существующими объемом и качеством услуг (работ). (п. 2) Муниципальное задание содержит показатели, характеризующие качество и (или) объем (содержание) оказываемой муниципальной услуги (работы), определение категорий физических и (или) юридических лиц, являющихся потребителями соответствующих услуг, порядок оказания соответствующей услуги, предельные цены (тарифы) на оплату соответствующих услуг физическими или юридическими лицами в случаях, если
Решение № 3А-51/18 от 14.11.2018 Кировского областного суда (Кировская область)
установил: и.о. прокурора Кировской области Окатьев А.Л. обратился в Кировский областной суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Санчурской районной Думе Кировской области об оспаривании Положения об управлении образования администрации Санчурского района Кировской области, утвержденного решением Санчурской районной Думы Кировской области от 13.12.2017 № 13/113. В обоснование заявленных требований административный истец указывает, что в силу абзаца 18 раздела 1 Положения управление образования администрации Санчурского района Кировской области (Управление) осуществляет отдельные полномочия учредителя в пределах предоставленных ему администрацией прав, осуществляет управление деятельностью в отношении подведомственных Управлению образовательных организаций. Согласно пункту 3.51 Положения Управление организует работу по подготовке, подбору и расстановке руководящих кадров, назначает на должность и освобождает от должности руководителей муниципальных образовательных организаций. В тоже время, в соответствии с пп.3 п.2 ст.15 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», ч.4 ст.51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Решение № 2-2-15/2022 от 21.01.2022 Осташковского городского суда (Тверская область)
неопределенного круга лиц с иском к Муниципальному образовательному учреждению дополнительного образования Селижаровского муниципального округа «Детская школа искусств» (далее – МОУ ДО «Селижаровская ДШИ»), просил возложить на ответчика обязанность в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разместить на официальном сайте в сети Интернет www.bus.gov.ru следующую информацию: решение учредителя о создании государственного (муниципального) учреждения; план финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, составляемый и утверждаемый в порядке, определенном соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя , и в соответствии с требованиями, установленными Министерством финансов Российской Федерации; годовую бухгалтерскую отчетность государственного (муниципального) учреждения; сведения о проведенных в отношении государственного (муниципального) учреждения контрольных мероприятиях и их результатах; государственное (муниципальное) задание на оказание услуг (выполнение работ); отчет о результатах деятельности государственного (муниципального) учреждения и об использовании закрепленного за ним государственного (муниципального) имущества, составляемый и утверждаемый в порядке, определенном соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, и в соответствии с общими требованиями, установленными