железнодорожного транспорта - земли транспорта, используемые или предназначенные для обеспечения деятельности организаций железнодорожного транспорта и (или) эксплуатации зданий, строений, сооружений и других объектов железнодорожного транспорта, в том числе земельные участки, расположенные на полосах отвода железных дорог и в охранных зонах; полоса отвода железных дорог (далее - полосаотвода) - земельные участки, прилегающие к железнодорожным путям, земельные участки, занятые железнодорожными путями или предназначенные для размещения таких путей, а также земельные участки, занятые или предназначенные для размещения железнодорожных станций, водоотводных и укрепительных устройств, защитных полос лесов вдоль железнодорожных путей, линий связи, устройств электроснабжения, производственных и иных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожноготранспорта ; (в ред. Федерального закона от 22.07.2008 N 141-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) охранные зоны - территории, которые прилегают с обеих сторон к полосе отвода и в границах которых устанавливается особый режим использования земельных участков (частей земельных участков) в целях обеспечения сохранности, прочности и устойчивости
Статья 9. Особенности государственного регулирования использования земель железнодорожного транспорта КонсультантПлюс: примечание. См. Положение о порядке использования земель федерального железнодорожного транспорта в пределах полосыотвода железных дорог, утв. Приказом МПС РФ от 15.05.1999 N 26Ц. 1. Земли железнодорожноготранспорта должны использоваться в соответствии с земельным, градостроительным, экологическим, санитарным, противопожарным и иным законодательством Российской Федерации. Размеры земельных участков, в том числе полосы отвода, определяются проектно-сметной документацией, согласованной в порядке, установленном земельным законодательством Российской Федерации. Порядок установления и использования полос отвода определяется Правительством Российской Федерации. 2. В целях обеспечения безопасной эксплуатации железнодорожных путей и других объектов железнодорожного транспорта, а также безопасности населения, работников железнодорожного транспорта и пассажиров в
и других объектов, ухудшающих видимость железнодорожного пути и создающих угрозу безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта; б) не допускать в местах расположения инженерных коммуникаций строительство и размещение каких-либо зданий и сооружений, если это угрожает безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта. Согласно пункту 12 Положения о порядке использования земель федерального железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог, утвержденного Приказом МПС РФ от 15.05.1999 №26Ц (далее - Положение), свободные земельные участки в полосеотвода, относящиеся к землям железнодорожноготранспорта , могут в порядке, установленном этим Положением и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, предоставляться в срочное пользование физическим и юридическим лицам (далее - временные пользователи) для сельскохозяйственных целей, оказания услуг пассажирам, складирования грузов, для устройства погрузочно-разгрузочных площадок, сооружения прирельсовых складов (кроме складов горюче-смазочных и любых типов автозаправочных станций, а также складов, предназначенных для хранения опасных веществ и материалов) и иных целей, если при этом будут соблюдаться требования безопасности движения. При
собственности могут находиться магистральные железнодорожные линии со всеми расположенными на них сооружениями, устройствами сигнализации, централизации и блокировки, энергоснабжения, технологической связи, предназначенной для внутрипроизводственной деятельности и управления технологическими процессами на железнодорожном транспорте; малоинтенсивные железнодорожные линии. Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации в целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта могут предоставляться земельные участки для размещения железнодорожных путей и установления полосотвода железных дорог. Как следует из положений статьи 2 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожномтранспорте в Российской Федерации» полосой отвода железных дорог считаются земельные участки, прилегающие к железнодорожным путям, а также земельные участки, занятые железнодорожными путями. Повторно исследовав по правилам статьи 71 Кодекса представленные доказательства и руководствуясь вышеназванными положениями действующего законодательства, регулирующими спорные отношения, суд апелляционной инстанции установил, что земельный участок с кадастровым номером 74:35:0000000:0030 расположен в границах полосы отвода железной дороги, на данном земельном участке имеется сооружение – «Верхнее
пути и станции (включая полосу отвода), а также под защитные и укрепительные насаждения, строения, здания, сооружения и иные объекты, необходимые для эксплуатации и реконструкции железных дорог с учетом перспективы их развития. Для целей, носящих временный характер, предприятиям и учреждениям железнодорожного транспорта могут предоставляться земли на условиях аренды. Порядок использования земель железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода определяется федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта с учетом требований земельного законодательства Российской Федерации. Полосаотвода - земли железнодорожноготранспорта , занимаемые земляным полотном, искусственными сооружениями, линейно - путевыми и другими зданиями, устройствами железнодорожной связи, железнодорожными станциями, защитными лесонасаждениями и путевыми устройствами (статья 2 Закона № 153-ФЗ). Согласно пункту 7 Положения о порядке использования земель федерального железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог, утвержденного приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 15.05.1999 № 26Ц (далее – Положение), для обеспечения безопасности движения и эксплуатации транспортных и иных технических средств, связанных с перевозочным
пути и станции (включая полосу отвода), а также под защитные и укрепительные насаждения, строения, здания, сооружения и иные объекты, необходимые для эксплуатации и реконструкции железных дорог с учетом перспективы их развития. Для целей, носящих временный характер, предприятиям и учреждениям железнодорожного транспорта могут предоставляться земли на условиях аренды. Порядок использования земель железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода определяется федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта с учетом требований земельного законодательства Российской Федерации. Полосаотвода - земли железнодорожноготранспорта , занимаемые земляным полотном, искусственными сооружениями, линейно - путевыми и другими зданиями, устройствами железнодорожной связи, железнодорожными станциями, защитными лесонасаждениями и путевыми устройствами (статья 2 указанного Закона). Земли железнодорожного транспорта должны использоваться в соответствии с земельным, градостроительным, экологическим, санитарным, противопожарным и иным законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 9 Закона). Согласно пункту 7 Положения о порядке использования земель федерального железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог, утвержденного Приказом МПС РФ от 15.05.1999
фактически является решением об изменении границы полосы отвода, поскольку при разделе земельного участка он сохраняется в измененных границах; требование правомерно заявлено к Агентству, которое наделено полномочиями по образованию земельных участков из земель федеральной собственности в целях установления полосыотвода железных дорог. Суд округа признал выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными. Доводы кассационной жалобы не опровергают приведенные выводы судов, направлены на переоценку обстоятельств дела, установленных судами, не подтверждают существенных нарушений судами норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела. Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 291.6, 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации о п р е д е л и л: отказать Федеральному агентству железнодорожноготранспорта в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации. Судья Верховного Суда Российской Федерации И.Л. Грачева
в которой просит отменить обжалуемое решение, удовлетворить исковые требования в полном объеме. В своих доводах указывает, что судом не выяснены обстоятельства, имеющие значения для правильного разрешения спора, вывод суда, изложенный в решении, не соответствует обстоятельствам дела. Считает, что постановления администрации города Ессентуки от 27.10.2003 № 2805 и от 26.02.2004 № 618 вынесены с нарушением права пользования земельным участком истца, поскольку на момент их вынесения за истцом было зарегистрировано право пользования земельным участком ( полоса отвода железнодорожного транспорта ) на основании свидетельства о государственной регистрации права на недвижимое имущество от 26.09.2003. Срок исковой давности считает не нарушенным, так как решение арбитражного суда о признании постановления № 618 недействительным по иску прокурора Ставропольского края вынесено 01.06.2006. Представители ответчика и общества, доводы апелляционной жалобы считают необоснованными и неподлежащими удовлетворению, просят решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения, ссылаются на пропуск подачи искового заявления в арбитражный суд. Исследовав материалы
удовлетворении заявленного требования. Жалоба мотивирована тем, что в материалах дела не имеется достаточных доказательств, свидетельствующих, что испрашиваемый земельный участок находится в полосе отвода железных дорог. ТУ ФАКОН по РО при рассмотрении дела в суде первой инстанции поясняло, что участок не входит в полосу отвода железной дороги. Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 11.12.2006 земельный участок с кадастровым номером 61:46:01 14 01:0649 отнесен к категории земель поселений. Государственная регистрация обременения земельного участка отсутствует. Полоса отвода железнодорожного транспорта предназначена для размещения объектов железнодорожного транспорта и для обеспечения его жизнедеятельности. На испрашиваемом земельном участке отсутствуют объекты железнодорожного транспорта. Ответчик не доказал, что участок необходим для обеспечения деятельности железной дороги. Вхождение земельного участка ранее в полосу отвода железной дороги не свидетельствует, что границы полосы отвода не могут меняться. ТУ ФАУФИ по РО в отзыве на апелляционную жалобу указало, что доказательствами нахождения спорного земельного участка в полосе отвода железной дороги являются распоряжение мэра г.
и АО «Артемовское ППЖТ (арендатор) заключен договор аренды земельного участка №27-Ю-22840 от 29.05.2018 (далее – договор аренды от 29.05.2018), на основании которого арендатору во временное возмездное владение и пользование передан земельный участок с кадастровым №25:27:000000:8355 площадью 33685 кв.м., из земель сельскохозяйственного назначения, местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир юго-восточный угол жилого дома. Участок находится примерно в 1234 м от ориентира по направлению на юго-запад. Почтовый адрес ориентира: <...>, разрешенное использование: полоса отвода железнодорожного транспорта (далее – спорный земельный участок). В силу пункта 1.3 договора срок аренды участка 3 года с момента даты подписания договора. Договор зарегистрирован в установленном законом порядке. Заявлением №232-3 от 19.02.2021 истец просил ответчика в пятидневный срок заключить с АО «Артемовское ППЖТ» дополнительное соглашение к договору аренды от 29.05.2018 об увеличении срока аренды спорного земельного участка на три года. Ответным письмом №Р-01-1621/14 от 24.02.2021 Администрация сообщил обществу о наличии у него по состоянию на
185,108 га с кадастровым номером 75:32:0:0017, в площадь которого по пояснениям ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Читинской области и представленным материалам (т. 1 л.д. 22, т. 2 л.д. 70, 83, схемы наложения земельных участков) входят спорные участки. В соответствии с выпиской из реестра федеральной собственности от 12.08.2003г. № 6824 участок 185,108 га с кадастровым номером 75:32:0:0017 отнесен к федеральной собственности как объект, находящийся на праве бессрочного пользования у ФГУП «Забайкальская железная дорога» как полоса отвода железнодорожного транспорта (т. 2 л.д. 19). По пояснениям ОАО «РЖД» материалы инвентаризации полосы отвода были утверждены в 2001 году, тогда как спорные участки уже существовали ранее. Согласно материалам дела (т. 2 л.д. 64, 78) материалы инвентаризации участков как полосы отвода железной дороги в кадастровом квартале 75:32:01:05:01 были утверждены постановлением мэра г. Читы № 2449 от 04.12.2001 г. Вместе с тем, к моменту утверждения материалов инвентаризации 2001 года спорные участки уже существовали как самостоятельные, т.к. были
Таким образом, обжалуемый пункт постановления нарушает права Общества как фактического землепользователя. В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 25 августа 1995 года №153-ФЗ «О федеральном железнодорожном транспорте», действовавшей на момент вынесения названного постановления, землями железнодорожного транспорта являются земли федерального значения, предоставляемые безвозмездно в постоянное (бессрочное) пользование его предприятиям и учреждениям для осуществления возложенных на них специальных задач. К землям железнодорожного транспорта относятся земли, отведенные под железнодорожные пути и станции (включая полосу отвода). Полоса отвода железнодорожного транспорта является собственностью Российской Федерации в силу закона. До принятия названного Федерального закона полоса отвода железнодорожного транспорта также относилась к землям транспорта. Согласно статье 2 Федерального закона от 10 января 2003 года №17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» под полосой отвода железных дорог понимаются земельные участки, прилегающие к железнодорожным путям, земельные участки, занятые железнодорожными путями или предназначенные для размещения таких путей, а также земельные участки, занятые или предназначенные для размещения железнодорожных станций, водоотводных
поскольку объективную сторону рассматриваемого административного правонарушения образует невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель. В соответствии со ст. 1 ФЗ от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды. Полоса отвода железнодорожного транспорта предназначена для размещения железнодорожных станций, водоотводных и укрепительных устройств, защитных полос лесов вдоль железнодорожных путей, линий связи, устройств электроснабжения, производственных и иных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта. Услуг по предоставлению полосы отвода для организации мест накопления отходов ОАО «РЖД» не оказывает, деятельность по приему и размещению отходов в полосе отвода не осуществляет. Приводя положения ФЗ «Об охране окружающей среды», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «Об отходах производства и потребления», заявителем
к лесу, обеспечивают ее очистку от порубочных остатков на полосе шириной не менее 10 метров, а в пункте 27 этих же Правил специальные требования пожарной безопасности в лесах при размещении и эксплуатации железных и автомобильных дорог. При этом, исходя из Правил установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог, норм отвода земельных участков, ширина полосы отвода определяется расстоянием от оси крайнего пути. Защитники ОАО «РЖД» в судебном заседании не оспаривали, что полоса отвода железнодорожного транспорта (шириной до 50 метров), включая прохождение линии ЛЭП), находится в зоне ответственности ОАО «РЖД», и сам факт наличествования порубочных остатков на части земельного участка, входящего в полосу отвода железнодорожных путей. Из пояснений свидетеля ФИО20 следует, что ширина полосы от оси крайнего пути до линии ЛЭП составляет около 12 метров, порубочные остатки находились перед линией ЛЭП, на полосе отвода в границе 10-метровой полосы, протяженностью около 250 метров, что и зафиксировано в акте обследования. Пояснения