ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Положение о государственной жилищной инспекции - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Определение № 15АП-1433/19 от 26.08.2019 Верховного Суда РФ
материала стен, потолков в подъездах № 1 - 4 жилого многоквартирного дома № 17 по улице Новицкого города Туапсе. Не согласившись с распоряжением, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением. Суды, руководствуясь статьями 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса, положениями Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ), Правилами № 170, 491, Положением о государственной жилищной инспекции Краснодарского края, утвержденным постановлением главы администрации Краснодарского края от 05.10.2006 № 861, Законом Краснодарского края от 06.12.2017 № 3700-КЗ «О наделении органов местного самоуправления в Краснодарском крае отдельными государственными полномочиями Краснодарского края по осуществлению регионального государственного жилищного надзора и лицензионного контроля», признали оспариваемое распоряжение законным и обоснованным, вынесенным уполномоченным органом. Судами отклонен довод заявителя о нарушении пункта 5 части 5 Закона № 294-ФЗ, поскольку администрацией МО Туапсинский района проверка в отношении общества
Определение № 305-ЭС21-7600 от 01.06.2021 Верховного Суда РФ
повальном помещении № II расположенные коммуникации, проведенные по потолку подвального помещения через отверстия в стенах и перекрытиях. Общество, ссылаясь на то, что предписание нарушает его право собственности, поскольку инженерные системы, которые предписано демонтировать, обслуживают принадлежащие ему помещения, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением. Оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса, руководствуясь статьями 198, 200, 201 Кодекса, статьями 2.13, 14, 20, 26, 29 Жилищного кодекса Российской Федерации, Положением о Государственной жилищной инспекции города Москвы, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 26.07.2011 № 336-ПП, постановлением Правительства Москвы от 25.10.2011 № 508-ПП «Об организации переустройства и (или) перепланировки помещений в многоквартирных домах», суды отказали в удовлетворении заявления исходя из следующего: обществом не представлено достоверных доказательств, подтверждающих законность возведения указанных коммуникаций. Судами установлено, что разрешительная документация и соответственно согласование переустройства (возведение новых) или подведение инженерных систем инспекцией не согласовывалось. В распоряжении о согласовании переустройства и перепланировки нежилого помещения
Определение № 11АП-11439/19 от 24.04.2020 Верховного Суда РФ
лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 № 1110 (далее – Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами), в виде неполной оплаты предоставленных коммунальных услуг по теплоснабжению в размере 16 529 623 рублей 15 копеек за период с 01.01.2018 по 01.09.2018 в многоквартирные дома, находящиеся в управлении общества. По факту выявленного нарушения заявителю выдано предписание о его устранении. Несогласие с предписанием жилищной инспекции послужило основанием для обращения общества в арбитражный суд. Отказывая в удовлетворении требования, суды первой и апелляционной инстанций, оценив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь положениями Жилищного кодекса Российской Федерации, Положением о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, Правилами осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 № 416, Положением о государственной жилищной инспекции Самарской области, утвержденным Постановлением Правительства Самарской области от 10.04.2013 № 150, пришли к выводу о том, что оспариваемое
Определение № А40-294143/19 от 01.06.2021 Верховного Суда РФ
в части крепления двух подкосов консольного участка витрины в осях 16/В-Д и обеспечения беспрепятственного пользования склизом с дверным проемом в подвал в осях 15/В-Д, а также демонтировать цементно-бетонную стяжку, не предусмотренную проектом в осях 15-16/В-Д. Не согласившись с предписанием, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением. Оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса, руководствуясь статьями 198, 200, 201 Кодекса, статьями 26, 29 Жилищного кодекса Российской Федерации, Положением о Государственной жилищной инспекции города Москвы, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 26.07.2011 № 336-ПП, постановлением Правительства Москвы от 25.10.2011 № 508-ПП «Об организации переустройства и (или) перепланировки помещений в многоквартирных домах», суды удовлетворили заявление исходя из следующего. В 2007 году общество приобрело право пользования нежилым помещением в соответствии с договором аренды № 1-567/07, в котором склиз отсутствовал ввиду его функциональной бесполезности; уже после заключения договора аренды на нежилое помещение общество согласовало проведение капитального ремонта, в том
Постановление № А55-11981/14 от 07.04.2015 АС Поволжского округа
правонарушениях. Таким образом, исходя из системного толкования норм пункта 3 части 1 статьи 30.1 и части 1 статьи 30.2 КоАП РФ следует, что действующее административное законодательство допускает обращение к вышестоящему должностному лицу, то есть обжалование в административном порядке назначенного административного наказания, что и было сделано ЗАО «ПЖРТ Промышленного района» путем подачи жалобы на постановление от 28.03.2014 № СПр-3822 о назначении административного наказания руководителю Государственной жилищной инспекции Самарской области, тем более, что само Положение о государственной жилищной инспекции Самарской области, утвержденное постановлением Правительства Самарской области от 10.04.2013 № 150 также допускает подачу жалобы руководителю жилищной инспекции на постановление, вынесенное заместителем руководителя по делу об административном правонарушении. С учетом изложенного, заявитель вправе был в административном порядке путем подачи жалобы вышестоящему должностному лицу реализовать свои права на защиту, в связи с отсутствием волеизъявления общества на рассмотрение административного спора в судебном порядке, учитывая, что общество неоднократно настаивало в суде на административном порядке рассмотрения
Постановление № А57-18474/20 от 02.12.2021 АС Поволжского округа
государственного жилищного надзора по решению лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации. В соответствии с пунктом 1.1 части 1 статьи 193 ЖК РФ лицензионными требованиями для управляющих компаний по управлению многоквартирными домами являются, в том числе: отсутствие тождественности или схожести до степени смешения фирменного наименования соискателя лицензии или лицензиата с фирменным наименованием лицензиата, право которого на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами возникло ранее. Постановлением Правительства Саратовской области № 152-П от 12.05.2005 утверждено Положение о Государственной жилищной инспекции Саратовской области, в соответствии с пунктом 6 которого основными задачами Инспекции являются осуществление регионального жилищного надзора в порядке, установленном Правительством Саратовской области; осуществление лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами, осуществление лицензионного контроля. Согласно пункту 1 статьи 54 ГК РФ юридическое лицо имеет свое фирменное наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму. В соответствии с частью 1 статьи 1473 ГК РФ юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным
Постановление № Ф03-955/2022 от 14.04.2022 АС Дальневосточного округа
нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности. Инспекция является органом, осуществляющим надзор за соблюдением жилищного законодательства, вправе проводить соответствующие проверки и по их результатам выдавать предписания о прекращении выявленных нарушений (части 1, 2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), Положение о государственном жилищном надзоре, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 № 493). Постановлением правительства Камчатского края от 19.12.2008 № 418-П утверждено Положение о Государственной жилищной инспекции Камчатского края пунктом 1.1 которого установлено, что ГЖИ Камчатского края является исполнительным органом государственной власти Камчатского края, осуществляющим функции по региональному государственному жилищному надзору, контролю за использованием и сохранностью жилищного фонда Камчатского края, соответствием жилых помещений жилищного фонда Камчатского края установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства и иные правоприменительные функции в установленной сфере деятельности. В силу положений подпункта 10 пункта 2.2 названного Положения инспекция с целью реализации полномочий
Постановление № А65-6676/2021 от 10.02.2022 АС Поволжского округа
к участию в деле. Если после принятия апелляционной жалобы будет установлено, что заявитель не имеет права на обжалование судебного акта, то применительно к пункту 1 части 1 статьи 150 АПК РФ производство по жалобе подлежит прекращению. Учитывая изложенное, суд округа соглашается с выводами суда апелляционной инстанции, что обжалуемым решением суда первой инстанции не установлены какие-либо обязанности ГЖИ РТ и не затронуты ее права и законные интересы. Довод заявителя жалобы, со ссылкой на Положение о Государственной жилищной инспекции Республики Татарстан, утвержденное постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 26.12.2011 № 1068, о том, что ГЖИ РТ, являясь органом исполнительной власти, в установленном законодательстве порядке осуществляющим государственный жилищный надзор и лицензионный контроль в сфере управления многоквартирными домами на территории Республики Татарстан, обеспечивает защиту прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, правомерно отклонен судом апелляционной инстанции, поскольку, как было указано выше, заявитель не является участником рассмотренных судом правоотношений, при этом, само
Постановление № А24-5977/2021 от 23.06.2022 АС Дальневосточного округа
граждан, проживающих в аварийном доме в срок до 01.03.2022. Не согласившись с предписанием от 13.12.2021 № 2201/1-4ж, посчитав, что оно не соответствует закону, администрация обратилась с соответствующим заявлением в арбитражный суд. Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу о законности оспариваемого ненормативного правового акта. Выводы суда первой инстанции поддержаны судом апелляционной инстанции. При этом, суды обоснованно исходили из следующего. Постановлением Правительства Камчатского края от 19.12.2008 № 418-П утверждено Положение о государственной жилищной инспекции Камчатского края (далее – Положение № 418-П), пунктом 1 которого установлено, что ГЖИ Камчатского края является исполнительным органом государственной власти Камчатского края, осуществляющим региональный государственный жилищный надзор и лицензирование предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами. Согласно пункту 19 вышеназванного постановления ГЖИ Камчатского края осуществляет региональный государственный жилищный надзор на территории Камчатского края, в том числе, за соблюдением органами государственной власти Камчатского края, органами местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае обязательных требований
Решение № 3А-89/20 от 30.06.2020 Кировского областного суда (Кировская область)
области об оспаривании абз.7 п.3.1.1.1 Постановления Правительства Кировской области от 22.10.2014 N 6/70 «Об утверждении Положения о государственной жилищной инспекции Кировской области и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Кировской области» (в редакции Постановления Правительства Кировской области от 24.04.2020 N 212-П «О внесении изменений в постановление Правительства Кировской области от 22.10.2014 N 6/70»). В обоснование административного иска с учетом дополнений указал, что оспариваемым Постановлением Правительства Кировской области от 22.10.2014 N 6/70 утверждено Положение о государственной жилищной инспекции Кировской области (далее - Положение) и признаны утратившими силу некоторые постановления Правительства Кировской области. В соответствии с абз. 7 п. 3.1.1.1 Положения государственная жилищная инспекция организует и проводит проверки выполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований к порядку переустройства и перепланировки жилых помещений. Федеральным законом от 27.12.2018 N 558-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации в части упорядочения норм, регулирующих переустройство и
Решение № 9-18/2013 от 18.06.2013 Воронежского областного суда (Воронежская область)
заявителем Постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 1100 «Об утверждении Положения о государственной жилищной инспекции <адрес>» принято администрацией <адрес>, подписано губернатором <адрес>, полностью опубликовано в "Собрании законодательства <адрес>", ДД.ММ.ГГГГ, N 12 (часть II), ст. 532, и с этого дня вступило в силу. Изменяющее редакцию пункта 3.2 раздела 3 постановление правительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 1070 также принято и опубликовано в соответствии с установленным порядком. Исходя из изложенного, суд приходит к выводу, что Положение о государственной жилищной инспекции <адрес> издано в установленном законом порядке управомоченным органом в надлежащей форме и является действующим нормативно-правовым актом, устанавливающим правовые нормы, направленные на урегулирование общественных отношений в сфере осуществления регионального государственного жилищного надзора, а также в сфере предоставления государственных и иных услуг. Заявитель оспаривает раздел 2 Положения (Основные задачи), согласно которому основной задачей инспекции является предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами требований, установленных
Решение № 2-470/2014 от 22.04.2014 Семеновского районного суда (Нижегородская область)
исполнительной власти субъектов Российской Федерации, указанные в ч. 2 ст. 20 ЖК РФ. На основании ч. 2 ст. 20 ЖК РФ государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Нижегородской области от 21 декабря 2007 года №503 утверждено Положение о государственной жилищной инспекции Нижегородской области (далее - Положение). Согласно п. 1.1. указанного Положения ГЖИ НО является органом исполнительной власти, осуществляющим государственный жилищный надзор. Кроме того, согласно ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 04 июня 2011 года № 123- ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», до 01 марта 2012 года товарищества собственников жилья обязаны представить в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, указанные в ч.