ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Понятие морское судно - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Приказ Росстата от 29.12.2017 N 887 "Об утверждении методологических положений по статистике транспорта"
субъектам Российской Федерации, видам грузов, видам плавания, видам транспорта, которыми отправлены и прибыли грузы в порты/из портов; количество и характеристики судов - по Российской Федерации, видам флота; отправление и прибытие судов по видам плавания - по Российской Федерации, странам; количество, характеристики и использование причалов - по Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, федеральным округам, портам. Объекты статистического наблюдения на морском транспорте характеризуются следующими основными показателями ( понятиями), классификациями. Перевозки грузов на морском транспорте включают объемы, выполненные по договору перевозки груза собственными и (или) арендованными (зафрахтованными) судами (в том числе сданными в аренду иностранным компаниям (фрахтователям) на условиях тайм-чартера), плавающими под Государственным флагом Российской Федерации, оформленные соответствующими перевозочными документами. Перевозчик <1> - лицо, которое заключило договор морской перевозки груза с отправителем или фрахтователем или от имени которого заключен такой договор. Отправитель <1> - лицо, которое заключило договор морской перевозки груза без предоставления для морской перевозки груза всего судна, части его или определенных
Письмо ФНС России от 04.04.2012 N 11-2-04/0074@ "Об исчислении транспортного налога в отношении буксирных судов" (вместе с <Письмом> Минфина России от 23.03.2012 N 03-05-04-04/10, <Письмом> Минтранса России от 06.03.2012 N 05-10-713)
служебно-вспомогательные, спасательные, ледоколы, буксиры, суда лоцманские и пр.). Согласно пункту 8 "Технического регламента о безопасности объектов морского транспорта", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 2010 г. N 620, понятие "грузовое судно" - означает любое судно, не являющееся пассажирским судном. Аналогичные понятия грузового и пассажирского судов содержатся в Главе I Правила 2 приложения к Международной конвенции об охране человеческой жизни на море 1974 года, участницей которой является Российская Федерация. Директор Департамента И.В.ТРУНИН Приложение МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО от 6 марта 2012 г. N 05-10-713 Департамент государственной политики в области морского и речного транспорта Минтранса России рассмотрел в пределах своей компетенции письмо по вопросу отнесения буксирных судов (буксиров) к грузовым судам, а также приложенное к нему письмо ФНС России в отношении применения подпункта 4 пункта 2 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), в соответствии с которым не являются объектом налогообложения транспортным налогом пассажирские и грузовые
Письмо Минтранса России от 16.05.2012 N 05-04-1655 <О государственной регистрации, классификации и освидетельствовании судов>
требования в части классификации и освидетельствования по сравнению с другими судами. Так спортивные парусные суда длиной не более 9 метров и не имеющие оборудованных мест для отдыха (спальных мест) не подлежат государственной регистрации. Все спортивные парусные суда, независимо от того, являются они маломерными или нет, регистрируются в соответствии с порядком государственной регистрации спортивных парусных судов, утвержденным Минтрансом России. Вместо ранее использовавшейся судовой книги введено понятие реестра маломерных судов, в котором должны регистрироваться маломерные суда, не осуществляющие коммерческую деятельность. Таким образом государственная регистрация морских и речных судов с 15 мая 2012 года осуществляется следующим образом: 1. Плавсредство массой до 200 кг и мощностью двигателя до 8 кВт - не подлежит государственной регистрации - на такие суда документы о государственной регистрации не выдаются, классификация и освидетельствование не производится. 2. Спортивное парусное судно длиной менее 9 метров и не оборудованное местами для отдыха (спальные места) - не подлежит государственной регистрации, на такие суда
Консультативное заключение Суда Евразийского экономического союза от 20.11.2017 N СЕ-2-1/2-17-БК <По заявлению Министерства транспорта и дорог Кыргызской Республики о разъяснении пункта 13 Приложения N 2 к Протоколу о скоординированной (согласованной) транспортной политике (Приложение N 24 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года)>
перевозке грузов. Однако и к унифицированным тарифам также применяется определенный пунктом 6 Приложения N 2 к Протоколу институт предельных уровней (ценовых пределов). 7. Пункт 13 Приложения N 2 к Протоколу конкретизирует понятие "по территориям государств-членов", использованное в пункте 8 Приложения N 2 к Протоколу, и устанавливает три ситуации, в которых каждое государство-член применяет свой унифицированный тариф: при перевозках грузов железнодорожным транспортом между государствами-членами через территорию другого государства-члена; при перевозках грузов железнодорожным транспортом между территориями государства-члена с участием железных дорог другого государства-члена; при перевозках грузов железнодорожным транспортом с территории одного государства-члена через территорию другого государства-члена в третьи страны через морские порты государств-членов и в обратном направлении. Для правильного понимания пункта 13 Приложения N 2 к Протоколу Большая коллегия Суда считает возможным использовать исторический подход к толкованию его положений, позволяющий раскрыть их сущность и содержание путем сопоставления с ранее действовавшими правовыми нормами. Согласно пункту 3 статьи 6 Соглашения о регулировании доступа
Определение № А51-6906/2021 от 31.05.2022 Верховного Суда РФ
стандартизации 91 2019 «Государственная система обеспечения единства измерений. Использование понятий «погрешность измерения» и «неопределенность измерений». Общие принципы», введенных в действие приказом Росстандарта от 30.10.2019 № 1058-ст взамен РМГ 91-2009, пунктом 1.8 Методических рекомендаций по применению норм естественной убыли нефти и нефтепродуктов при хранении и перевозке железнодорожным, автомобильным, водными видами транспорта и в смешанном железнодорожно-водном сообщении, утвержденных Минэнерго России 01.08.2019, пунктами 6, 14 приказа Минэнерго России № 1035 и приказа Минтранса России № 412от 15.11.2018, пунктом 8 статьи 4, пунктами 3, 5 статьи 21 Федерального закона Российской Федерации от 08.11.2007 № 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», суды пришли к выводу о том, что истцом не доказана причинно-следственная связь между утратой груза и перевозочным процессом, что исключает гражданско-правовую ответственность перевозчика – ООО «Нико». Доводы, изложенные в кассационной жалобе, выводы судов не опровергают, не подтверждают существенных нарушений норм материального права
Определение № 13АП-5756/2015 от 26.02.2016 Верховного Суда РФ
условия (обледенение акватории) и, как следствие, прекращение летней навигации (закрытие акватории и морских путей) не позволили обществу «Энергостройсервис» возвратить плавкран. Таким образом, в настоящем деле наступило именно то обстоятельство, последствия которого урегулированы пунктом 4.6 договора фрахтования. Суды первой и кассационной инстанций не применили данный пункт договора; суд округа указал, что постановка судна на зимний отстой не соответствует понятию простоя, вытекающему из КТМ. Между тем стороны имели в виду простой как невозможность эксплуатации плавкрана в силу погодных условий, а не термин «простой», используемый в КТМ в регулировании отношений по морской перевозке груза. Судами не применены положения договора фрахтования, обязывающие общество «Энергостройсервис» компенсировать время простоя плавкрана в случае его невозврата в порт г. Мурманск, в том числе из-за погодных условий и закрытия акваторий, что повлекло нарушение статей 421, 431 Гражданского кодекса, статьи 199 КТМ. Отношения по договору фрахтования являются диспозитивными, то есть стороны вправе сформулировать в договоре условия, отличные от норм
Постановление № А06-8035/06 от 24.04.2007 АС Астраханской области
7 баллов по шкале Бофорта). Такие суда обычно оснащены водонепроницаемой палубой и устойчивым к атмосферным воздействиям надпалубными сооружениями». «Термин «плавучие средства», предназначенные только для морской эксплуатации» распространяется на суда, удовлетворяющие вышеперечисленным условиям, независимо от того, используются ли они фактически преимущественно в прибрежных водах, дельтах рек или на озерах. Судно «Самур-5», исходя из классификационного свидетельства, полностью соответствует приведенным условиям. Согласно Международной Конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 года с поправками, понятие «морское судно » означает судно, иное, чем те, которые плавают исключительно во внутренних водах, в пределах защищенных вод или в непосредственной к ним близости, либо в районах действия портовых правил. Следовательно, утверждение представителей таможенного органа о том, что морские суда могут быть отнесены к коду 8901 10 100 0 лишь в том случае, если они предназначенные только для морской эксплуатации не основано на законодательстве, в том числе на нормах международного права. Требования ст.271 Таможенного кодекса
Решение № А37-1650/09 от 25.08.2009 АС Магаданской области
судебного разбирательства Прокурор уточнил, что правонарушение выразилось в перевозке грузов морским транспортом при отсутствии лицензии на осуществление такой перевозки. Таким образом, следует признать, что указанный недостаток устранен в ходе судебного разбирательства, т.е. не может служить основанием для отказа в удовлетворении требований Прокурора о привлечении к административной ответственности. Довод Общества об отсутствии доказательств принадлежности плавсредств №Р 01-66 МЧ и плашкоута МНП-90 №04-29 к морскому транспорту суд находит ошибочным. Понятие «морской транспорт», равно как и понятие «морское судно » в действующих нормативных актах РФ отсутствует. Кодекс внутреннего водного транспорта РФ (КВВТ) в ст.3 определяет судно как самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях судоходства, в том числе судно смешанного (река - море) плавания, паром, дноуглубительный и дноочистительный снаряды, плавучий кран и другие технические сооружения подобного рода. В силу указанной нормы, судоходство - деятельность, связанная с использованием на внутренних водных путях судов для перевозок грузов, пассажиров и их багажа, почтовых отправлений,
Решение № А06-1626/07 от 11.04.2007 АС Астраханской области
интерпретации ТН ВЭД «Таможенного тарифа Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 г. № 718, в случае, если по каким-либо причинам имеется возможность отнесения товаров к двум или более товарным позициям, классификация таких товаров осуществляется следующим образом: предпочтение отдается той товарной позиции, которая содержит наиболее конкретное описание товара, по сравнению с товарными позициями с более общим описанием. В соответствии с Международной Конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 г., понятие «морское судно » означает судно, иное, чем те, которые плавают исключительно во внутренних водах, в пределах защищенных вод или в непосредственной к ним близости, либо в районах действия портовых правил. Из приведенных выше норм следует, что морские суда могут быть отнесены к коду 8901 10 100 0 не только в том случае, если они предназначенные лишь для морской эксплуатации. В соответствии с ч. 4 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса РФ по делам об оспаривании решений
Решение № А06-985/07 от 18.05.2007 АС Астраханской области
водах, дельтах рек или на озерах и т.д. Согласно п. 3 Основных правил интерпретации ТН ВЭД в случае, если по каким-либо причинам имеется возможность отнесения товаров к двум или более товарным позициям, классификация таких товаров осуществляется следующим образом: предпочтение отдается той товарной позиции, которая содержит наиболее конкретное описание товара, по сравнению с товарными позициями с более общим описанием. Согласно Международной Конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 года с поправками, понятие «морское судно » означает судно, иное, чем те, которые плавают исключительно во внутренних водах, в пределах защищенных вод или в непосредственной к ним близости, либо в районах действия портовых правил. Поэтому утверждение представителей таможенного органа о том, что морские суда могут быть отнесены к коду 8901 10 100 0 лишь в том случае, если они предназначенные только для морской эксплуатации не основано на законодательстве, в том числе на нормах международного права. Кроме того, в судебном
Решение № А06-1705/07 от 13.07.2007 АС Астраханской области
классификационного свидетельства, полностью соответствует приведенным условиям. Кроме того, согласно п. 3 Основных правил интерпретации ТН ВЭД в случае, если по каким-либо причинам имеется возможность отнесения товаров к двум или более товарным позициям, классификация таких товаров осуществляется следующим образом: предпочтение отдается той товарной позиции, которая содержит наиболее конкретное описание товара, по сравнению с товарными позициями с более общим описанием. Согласно Международной Конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 года с поправками, понятие «морское судно » означает судно, иное, чем те, которые плавают исключительно во внутренних водах, в пределах защищенных вод или в непосредственной к ним близости, либо в районах действия портовых правил. Поэтому утверждение представителей таможенного органа о том, что морские суда могут быть отнесены к коду 8901 10 100 0 лишь в том случае, если они предназначены только для морской эксплуатации не основано на законодательстве, в том числе на нормах международного права. В соответствии с Постановлением
Решение № 7А-93 от 01.03.2012 Калининградского областного суда (Калининградская область)
с производством рыбной продукции) не опровергнуты. Ссылки в постановлении по делу об административном правонарушении на положения СанПиН 23.4.050-96 являются ошибочными при том, что настоящие Санитарные нормы и правила обязательны при производстве и реализации экспортной рыбной продукции, а производство и реализация продукции внутри страны осуществляется на основании Санитарных правил для морских судов промыслового флота СССР, Санитарных требований при переработке морепродуктов на судах № 4393-87, которые также не содержат понятия терминов «продукция» и «использование улова биоресурсов», но в п. 1.3.1 Санитарных правил для морских судов промыслового флота СССР установлено, что добывающие суда, к которым относится МРТК-№, - это суда промыслового флота, предназначенные для ведения промысла и обработки объектов водного промысла. Указание в мотивировочной части постановления на отнесение рыбы охлажденной и икры к различным видам рыбной продукции согласно Общероссийскому классификатору продукции само по себе не свидетельствует об установлении в законодательном порядке разграничения процессов обработки улова и его переработки с производством рыбной продукции. То
Решение № 7А-167/2012 от 26.04.2012 Калининградского областного суда (Калининградская область)
толкуются в пользу этого лица. Учитывая вышеперечисленные особенности правового регулирования осуществления обработки и переработки улова водных биоресурсов, утверждения ФИО1 об обработке добытого улова трески (а не его переработке с производством рыбной продукции) не опровергнуты. Ссылки на положения Санитарных правил для морских судов промыслового флота СССР, Санитарных требований при переработке морепродуктов на судах № 4393-87 не влекут отмену постановления судьи, так как названные правовые акты также не содержат понятия терминов «продукция» и «использование улова биоресурсов», но в п. 1.3.1 Санитарных правил для морских судов промыслового флота СССР установлено, что добывающие суда, к которым относится МРТК «Д.», - это суда промыслового флота, предназначенные для ведения промысла и обработки объектов водного промысла. Указание в жалобе на отнесение рыбы охлажденной и икры к различным видам рыбной продукции согласно Общероссийскому классификатору продукции само по себе не свидетельствует об установлении в законодательном порядке разграничения процессов обработки улова и его переработки с производством рыбной продукции. То обстоятельство,
Решение № 2-1667/19 от 02.04.2019 Центрального районного суда г. Сочи (Краснодарский край)
своих служебных полномочий в качестве регистратора Государственного судового реестра морского порта Сочи вопреки интересам службы, из корыстной заинтересованности. В тот же день, реализуя свой преступный умысел, действуя из корыстной заинтересованности, ФИО2, в нарушение Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 36-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части определения понятия «маломерного судна», приказа от ДД.ММ.ГГГГ № Министерства транспорта РФ «Об утверждении правил регистрации судов и прав на них в морских портах», должностной инструкции, используя свои служебные полномочия в качестве регистратора Государственного судового реестра морского порта Сочи, вопреки интересам службы, на основании представленных ФИО11 документов на регистрацию маломерного судна «PARASAILING» в Государственном судовом реестре морского порта Сочи, находясь в своем служебном кабинете, расположенном в здании морского порта Сочи по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, <адрес>, изготовил судовой билет на маломерное судно «PARASAILING», в котором указал регистрационный №ДД.ММ.ГГГГ и дату выдачи ДД.ММ.ГГГГ, а также собственноручно поставил подпись от имени капитана