ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Порядок определения границ прилегающих территорий - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Определение № 14АП-8060/20 от 31.05.2021 Верховного Суда РФ
дней со дня его подписания. Копия постановления и проект соглашения о закреплении прилегающей территории направлены предпринимателю сопроводительным письмом от 28.08.2019 N 33-21/1336. Не согласившись с указанным постановлением, предприниматель обратился к Администрации с заявлением об изменении закрепленной границы прилегающей территории здания в виде исключения из нее прилегающей территории многоквартирного дома N 22 по ул. Кольской. Администрация в письме от 16.10.2019 N 03-17/1727 отказала в изменении границ прилегающих территорий, указав, что предусмотренный правилами благоустройства порядок определения границ прилегающих территорий не распространяется на собственников и (или) иных законных владельцев помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов. Предприниматель, считая, что постановление Администрации является незаконным, нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, обратился в арбитражный суд с указанными требованиями, отказывая в удовлетворении которых суды исходили из следующего. Согласно пункту 37 статьи 1 Градостроительный кодекс Российской Федерации (далее - ГрК РФ) прилегающая территория
Апелляционное определение № 19-АПА19-1 от 20.03.2019 Верховного Суда РФ
содержанию территорий, находящихся за границами земельного участка, на котором расположен данный дом и относящегося к общему имуществу собственников помещений в данном доме, в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и правилами благоустройства территории муниципального образования. Законом Ставропольского края от 11 июля 2018 года № 53-кз Закон Ставропольского края от 18 июня 2012 года № 53-кз «О некоторых вопросах регулирования отношений в области градостроительной деятельности на территории Ставропольского края» дополнен статьей 9.1, регламентирующей порядок определения границ прилегающих территорий . Между тем оспариваемыми правилами благоустройства, действовавшими в редакции до принятия решения Ставропольской городской Думы от 12 декабря 2018 года № 299, границы дворовых (внутриквартальных) территорий не определены. При таких обстоятельствах, в отсутствие определенных и установленных границ прилегающих территорий, находящихся за границами земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, на собственников помещений в многоквартирном доме не могла быть возложена обязанность по уборке, мойке и поливке указанных территорий. Что касается выводов суда первой
Постановление № 46-АД20-9 от 08.09.2020 Верховного Суда РФ
от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей влечет неисполнение собственниками и (или) иными законными владельцами зданий, строений, сооружений, земельных участков (за исключением собственников и (или) иных законных владельцев помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов) обязанности участия в содержании прилегающих территорий в пределах границ, установленных в соответствии с Законом Самарской области «О порядке определения границ прилегающих территорий для целей благоустройства в Самарской области» и правилами благоустройства территории муниципального образования, выразившееся в непроведении мероприятий по очистке прилегающей территории от мусора и иных отходов производства и потребления, опавшей листвы, сухой травянистой растительности, сорной растительности, коры деревьев, порубочных остатков деревьев и кустарников. Как усматривается из материалов дела, основанием для привлечения общества коллегиальным органом к административной ответственности на основании приведенной выше нормы Закона об административных правонарушениях на территории Самарской области послужили изложенные в
Апелляционное определение № 75-АПА19-22 от 11.09.2019 Верховного Суда РФ
или образованы по границам таких домов, тем самым ввел иное правовое регулирование по данному вопросу, чем это предусмотрено федеральным законодателем. При таких обстоятельствах суд справедливо посчитал такое регулирование не только нарушающим права собственников помещений в таких многоквартирных домах, но и установленным с превышением компетенции органа местного самоуправления в сфере благоустройства, которому, по сути, предоставлено право лишь предусмотреть порядок и формы участия в содержании прилегающих территорий. Учитывая изложенное и принимая во внимание предписания пункта 2 статьи 2 Закона Республики Карелия от 3 июля 2018 года № 2262-ЗРК «О порядке определения границ прилегающих территорий в целях организации благоустройства территорий муниципальных образований в Республике Карелия», где региональный законодатель устанавливает объективные критерии, с которыми обусловлено установление границ прилегающих территорий, говоря о том, что границы прилегающих территорий определяются как расстояние в метрах от периметра зданий, строений, сооружений, границ земельных участков, в случае, если такие земельные участки образованы, Судебная коллегия находит заслуживающими внимания доводы апелляционной
Определение № 309-ЭС21-26982 от 31.01.2022 Верховного Суда РФ
со стороны Думы. Доводы Общества о том, что органами местного самоуправления должен быть утвержден порядок предоставления территории и определения уполномочивающих на содержание прилегающей территории документов, с учетом статей 23, 25 Устава города Челябинск, статей 2, 16, 16.2, 35, 45.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статей 12, 36, 37, 55.25 Градостроительного кодекса Российской Федерации, положений Закона Челябинской области от 03.07.2018 № 748-ЗО «О порядке определения границ прилегающих территорий », Закона Челябинской области от 18.12.2014 № 97-ЗО «О разграничении полномочий органов местного самоуправления Челябинского городского округа и органов местного самоуправления внутригородских районов в его составе по решению вопросов местного значения внутригородских районов», признаны судами основанными на неверном толковании законодательства, указав, что заявленные требования направлены на вмешательство в деятельность представительного органа власти – Думы, а утверждения заявителя фактически сводятся к несогласию со степенью детализации правового регулирования, что является основанием для обращения к
Постановление № 13АП-11313/2022 от 21.06.2022 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда
и размещению в специально оборудованных местах снега и скола, образовавшегося в процессе удаления наледи, очистке кровель и иных поверхностей объектов от снега и наледи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до одного миллиона рублей. Требования в сфере благоустройства, определяющие порядок уборки и содержания, территорий объектов благоустройства в Санкт-Петербурге, установлены Правилами благоустройства территории Санкт-Петербурга, утвержденными постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 09.11.2016 N 961 (далее - Правила N 961). Порядок определения границ прилегающих территорий и участия в содержании прилегающих территорий определен Приложением N 7 к Правилам N 961, в соответствии с пунктом 2.5 которого для строительных площадок, площадок производства земляных, ремонтных и отдельных работ, связанных с благоустройством территории Санкт-Петербурга, прилегающая территория составляет 3 м от границы земельного участка, определенного для проведения указанных работ. В силу пункта 4 Приложения N 7 к Правилам N 961 содержание прилегающей территории обеспечивается собственниками, а в случае, если здание, строение, сооружение,
Постановление № А29-3440/17 от 26.09.2017 АС Республики Коми
расположены организации и (или) объекты, указанные в пункте 2 Правил, до входа для посетителей в стационарный торговый объект. Под стационарным торговым объектом в подпункте «г» пункта 3 Правил №1425 понимается торговый объект, представляющий собой здание или часть здания, строение или часть строения, прочно связанные фундаментом такого здания, строения с землей и присоединенные к сетям инженерно-технического обеспечения, в котором осуществляется розничная продажа алкогольной продукции. Постановлением администрации МО ГО «Сыктывкар» от 29.11.2016 №11/4111 установлен порядок определения границ прилегающих территорий для установления запрета на розничную продажу алкогольной продукции на территории МО ГО «Сыктывкар» (далее – Порядок). В приложении № 1 к указанному Порядку установлены расстояния до границ территорий, к некоторым организациям и объектам, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции. В пункте 2 Порядка даны определения следующих понятий: прилегающая территория - это территория, прилегающая к организациям и (или) объектам, указанным в приложении к настоящему Порядку, включающая обособленную территорию (при наличии) и
Решение № 3А-163/2021 от 16.02.2022 Амурского областного суда (Амурская область)
и его целями являются обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территорий, содержание территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов. Таким образом, федеральный законодатель, закрепив за органами местного самоуправления полномочие по организации благоустройства территории, одновременно предоставил данным органам право утвердить правила реализации такого полномочия. Закон Амурской области от 07 ноября 2018 года №272-ОЗ «О порядке определения границ прилегающих территорий в Амурской области» устанавливает порядок определения границ прилегающих территорий в целях организации благоустройства территорий городских и сельских поселений Амурской области, городских округов Амурской области, дает определение понятию «прилегающая территория» и регламентирует порядок определения границ прилегающих территорий. Внешние границы прилегающих территорий определяются в соответствии с установленной в правилах благоустройства шириной прилегающих территорий в метрах, которая не может составлять более 15 метров (п.1 ст.2 Закона №272-ОЗ). Таким образом, установление 15-метровой ширины прилегающей территории для многоквартирных домов не противоречит Закону Амурской области от 07
Решение № 2А-2-56/2021 от 24.06.2021 Людиновского районного суда (Калужская область)
деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории и муниципального образования, по содержанию территории населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий. Согласно ст. 4 Закона Калужской области от 22.06.2018г. №362-ОЗ «О благоустройстве территорий муниципальных образований Калужской области» порядок определения границ прилегающих территорий устанавливается приложением 1 к настоящему Закону. Согласно п. 3.5 Порядка определения границ прилегающих территорий подготовка схемы границ прилегающей территории осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления муниципального образования Калужской области. В ходе проведенной проверки установлено, что в нарушение указанного законодательства границы прилегающих территорий ответчиком не установлены, поэтому прокуратурой в адрес администрации СП «Село Студенец» вынесено представление об устранении выявленных нарушений, однако эти нарушения устранены не были. Истец с учетом уточнений просит суд признать незаконным
Решение № 3А-6/20 от 24.01.2020 Архангельского областного суда (Архангельская область)
города Архангельска, утвержденных решением Архангельской городской Думы от 25 октября 2017 года № 581, установил: постановлением Архангельского областного Собрания депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № принят закон Архангельской области № 259-внеоч.-ОЗ «О реализации государственных полномочий Архангельской области в сфере правового регулирования организации и осуществления местного самоуправления» (далее по тексту – закон Архангельской области от 23 сентября 2004 года № 259-внеоч.-ОЗ). Законом Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ № указанный выше областной закон дополнен главой VII.5. « Порядок определения границ прилегающих территорий в целях организации благоустройства территорий городских и сельских поселений Архангельской области, городских округов Архангельской области». Закон Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ № опубликован ДД.ММ.ГГГГ на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru и ДД.ММ.ГГГГ в печатном издании «<данные изъяты>» №. Пункт 3 статьи 7.5.4 главы VII.5. закона Архангельской области от 23 сентября 2004 года устанавливает, что границы территории, прилегающей к границам земельного участка, на котором находится нежилое здание, строение, сооружение, определяются в пределах не более
Решение № 2А-2-57/2021 от 24.06.2021 Людиновского районного суда (Калужская область)
деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории и муниципального образования, по содержанию территории населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий. Согласно ст. 4 Закона Калужской области от 22.06.2018г. №362-ОЗ «О благоустройстве территорий муниципальных образований Калужской области» порядок определения границ прилегающих территорий устанавливается приложением 1 к настоящему Закону. Согласно п. 3.5 Порядка определения границ прилегающих территорий подготовка схемы границ прилегающей территории осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления муниципального образования Калужской области. В ходе проведенной проверки установлено, что в нарушение указанного законодательства границы прилегающих территорий ответчиком не установлены, поэтому прокуратурой в адрес администрации СП «Село Овсорок» вынесено представление об устранении выявленных нарушений, однако эти нарушения устранены не были. Истец с учетом уточнений просит суд признать незаконным
Решение № 2А-2-60/2021 от 24.06.2021 Людиновского районного суда (Калужская область)
деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории и муниципального образования, по содержанию территории населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий. Согласно ст. 4 Закона Калужской области от 22.06.2018г. №362-ОЗ «О благоустройстве территорий муниципальных образований Калужской области» порядок определения границ прилегающих территорий устанавливается приложением 1 к настоящему Закону. Согласно п. 3.5 Порядка определения границ прилегающих территорий подготовка схемы границ прилегающей территории осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления муниципального образования Калужской области. В ходе проведенной проверки установлено, что в нарушение указанного законодательства границы прилегающих территорий ответчиком не установлены, поэтому прокуратурой в адрес администрации СП «Деревня Младенск» вынесено представление об устранении выявленных нарушений, однако эти нарушения устранены не были. Истец с учетом уточнений просит суд признать незаконным