ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Определение № А46-17562/20 от 13.04.2022 Верховного Суда РФ
заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации. Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статей 65 и 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьей 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 2, 4, 6, 8, 12 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», статьями 14, 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Порядком принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей , утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 10.12.2015 № 931, пунктом 28 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406, пунктом 49 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам России от 27.12.2013 № 1746-э, пунктами 4, 5 Правил разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения, пунктами 6, 8 Требований к содержанию
Определение № А41-90306/19 от 08.02.2021 Верховного Суда РФ
не оспоренной регистрации права собственности на него у общества, суд , руководствуясь пунктом 1, абзацем 1 пункта 3 статьи 225, пунктом 1 статьи 235, статьей 236 Гражданского кодекса Российской Федерации, частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 14, 18, пунктом 5 части 1 статьи 26, статьей 27 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», пунктами 5, 6 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей , утвержденных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 10.12.2015 № 931, признал оспариваемый отказ управления обоснованным и в удовлетворении требований отказал. Суд округа выводы суда первой инстанции поддержал. Доводы заявителя являлись предметом рассмотрения судебных инстанций, получили соответствующую правовую оценку, направлены на иную оценку доказательств и фактических обстоятельств дела, что не входит в компетенцию Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации; доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального и
Определение № А76-51080/19 от 22.03.2021 Верховного Суда РФ
исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь статьями 198, 200, 201 АПК РФ, статьями 12, 218, 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Порядком выявления, учета, управления и приобретении права муниципальной собственности на бесхозяйное имущество, расположенное на территории Миасского городского округа, утвержденным постановлением Администрации от 14.08.2018 № 3712, Порядком принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей , утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 10.12.2015 № 931 (далее – Приказ № 931), пришел к выводу об отсутствии совокупности предусмотренных статьями 198 и 201 АПК РФ оснований для признания недействительным постановления Администрации от 27.05.2019, которым Администрация обязала свое структурное подразделение включить в реестр безхозяйных объектов Миасского городского округа спорный объект недвижимости (подводящий газопровод высокого давления) и поставить его на забалансовый учет. Суд исходил из следующего: в силу
Определение № 303-ЭС22-7333 от 03.06.2022 Верховного Суда РФ
и передаче на учет соответствующему муниципальному органу власти, придя к выводу, что непостановка на учет бесхозяйного имущества нарушает права заявителя, суд, руководствуясь статьей 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 4 части 1 статьи 16, пунктами 4.2, 4.3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 16.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», пунктом 7 части 3 статьи 3 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», пунктом 5 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей , утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 10.12.2015 № 931, требования удовлетворил. Доводы заявителя являлись предметом рассмотрения судебных инстанций, получили соответствующую правовую оценку и по существу направлены на иную оценку доказательств и фактических обстоятельств дела, что не входит в компетенцию Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации; доводы не подтверждают существенных нарушений норм права, повлиявших на исход дела. Исходя из изложенного, руководствуясь статьями 291.6 и 291.8 Арбитражного
Определение № А37-2751/20 от 03.06.2022 Верховного Суда РФ
статьями 198, 200 АПК РФ, статьями 135, 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», Федеральным законом от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности», Федеральным законом от 30.12.2009 № 384-Ф3 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», Порядком принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей , утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 10.12.2015 № 931, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований Учреждения. Апелляционный суд исходил из следующего: Учреждению на праве оперативного управления принадлежат нежилые помещения, расположенные в здании по адресу: Магадан, ул. Горького, 20А; спорные участки инженерных сетей (электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения) непосредственно примыкают к указанному зданию и частично расположены в границах земельного участка под зданием; строительство указанных участков сетей
Постановление № А42-112/2023 от 07.03.2024 АС Северо-Западного округа
Отношения, связанные с государственным кадастровым учетом объектов недвижимости и государственной регистрацией прав на объекты недвижимости, регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 218-ФЗ). К компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относится, в том числе принятие на учет в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования, бесхозяйных недвижимых вещей (пункт 7 части 3 статьи 3 Закона № 218-ФЗ). Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей утвержден приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 10.12.2015 № 931 (далее – Порядок № 931). Согласно пункту 5 Порядка № 931 принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов. Судами установлено, что государственный кадастровый учет объекта – памятника героям-подводникам с присвоением государственного кадастрового номера 51:03:0020101:1851 осуществлен Управлением 22.02.2022 на основании заявления Комитета от
Постановление № А81-1124/14 от 04.08.2015 АС Западно-Сибирского округа
заключения договора. Податель кассационной жалобы считает, что суд апелляционной инстанции необоснованно не применил пункт 2 статьи 1, пункты 1 и 3 статьи 225, статью 226 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), статьи 15.1, 17, 28-28.3 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон о теплоснабжении), пункт 21 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 07.09.2003 № 580 (далее – Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей ), постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 29.03.2011 № 2-П. В отзыве на кассационную жалобу администрация просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения как соответствующий действующему законодательству. Учреждением отзыв на кассационную жалобу в порядке статьи 279 АПК РФ не представлен. Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения.
Постановление № А63-1585/2021 от 02.03.2022 АС Северо-Кавказского округа
до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. В соответствии с пунктом 1 статьи 225 Гражданского кодекса бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого оно находится (пункт 3 статьи 225 Гражданского кодекса). Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей утвержден приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 10.12.2015 № 931. Согласно части 5 статьи 8 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон № 416-ФЗ) в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее
Постановление № 06АП-1836/2018 от 10.05.2018 АС Хабаровского края
Гражданского кодекса Российской Федерации (далее-ГК РФ) предусмотрено, что бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Согласно части 3 статьи 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 № 931 установлен Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей , который является единым для Российской Федерации (далее - Порядок № 931). В силу пункта 3 Порядка № 931 на учет принимаются здания, сооружения, помещения (далее - объекты недвижимого имущества), которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались. Согласно пункту 4 Порядка № 931 принятие на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества осуществляется в следующем порядке: -прием в порядке межведомственного информационного взаимодействия заявления о
Постановление № А46-10469/2022 от 26.09.2023 АС Западно-Сибирского округа
статьи 264 АПК РФ. Не согласившись с принятым по делу судебным актом, администрация обратилась в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит решение от 05.05.2023 Арбитражного суда Омской области отменить, удовлетворив исковые требования администрации. В обоснование доводов кассационной жалобы истец указывает на то, что поскольку общество прекратило свою деятельность, имеются основания для признания отсутствующим права собственности на земельный участок, а также погашения записи о государственной регистрации права собственности за обществом; Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей , установленный Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 10.12.2015 № 931 (далее – Порядок № 931), не распространяется на данный вид имущества, в связи с чем невозможно принять на учет спорный земельный участок; судом первой инстанции применен закон не подлежащий применению. В порядке статьи 279 АПК РФ ответчики и третье лицо отзывы на кассационную жалобу в материалы дела не представили. Учитывая надлежащее извещение сторон и третьих лиц о времени и
Решение № 2-407/19МОТИВИ от 03.10.2019 Некрасовского районного суда (Ярославская область)
Суд, исследовав письменные материалы дела, считает требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с пунктами 1, 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей который устанавливает единый для Российской Федерации порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержден приказом Министерства экономического развития РФ от 10 декабря 2015 года № 931. Согласно п. 3 Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, на учет принимаются здания, сооружения, помещения (далее - объекты недвижимого имущества), которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались. Из представленных сведений ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок
Решение № 2-2768/2023 от 01.12.2023 Томского районного суда (Томская область)
территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Исходя из смысла указанных норм, в их взаимосвязи следует, что для признания права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь необходимо установить факты отсутствия собственника вещи, о неизвестности собственника вещи либо отказа собственника от права собственности на такую вещь. Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей , утвержденный Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 № 931, (далее - Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей) в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" устанавливает единый для Российской Федерации порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей. В соответствии с положениями данного Порядка принятие на учет бесхозяйных недвижимых вещей осуществляют, в том числе территориальные органы федерального органа в области государственного кадастрового учета
Решение № 2-1093/2021 от 14.12.2021 Колпашевского городского суда (Томская область)
уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь (п. 2 ст. 225 ГК РФ). Исходя из содержания ст. 225 ГК РФ бесхозяйность недвижимого имущества предполагает отсутствие или неизвестность его собственника, а также условием рассмотрения заявления о признании имущества бесхозяйным является отсутствие спора о праве. Именно эти факты входят в предмет доказывания по данной категории дел и подлежат установлению в судебном заседании. Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей , утвержденный Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 N 931, (далее – Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей) в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" устанавливает единый для Российской Федерации порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей. В соответствии с положениями данного Порядка принятие на учет бесхозяйных недвижимых вещей осуществляют, в том числе территориальные органы федерального органа в области государственного кадастрового учета