установлено наличие превышений выбросов загрязняющих веществ. Не согласившись с предписанием управления в части возложения обязанности устранить превышение выбросов загрязняющих веществ по веществу аммиак на источнике ИЗА № 0201, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативного правового акта в указанной части недействительным. Отказывая в удовлетворении требования, суд первой инстанции, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь положениями Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», Порядкомпроведенияинвентаризациистационарныхисточников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки, утвержденным приказом Минприроды России от 07.08.2018 № 352, пришел к выводу о том, что предписание управления в оспариваемой части соответствует положениям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы общества, с чем согласились суды апелляционной инстанции и округа. Судебные инстанции исходили из того, что при проведении инвентаризации источников выбросов
суд первой инстанции исходил из существенных нарушений управлением при проведении проверки, что является самостоятельным основанием для признания предписаний незаконными, указав на отсутствие действий по отбору проб на всех необходимых источниках выбросов, что исключает возможность продления срока проверки. Отменяя решение суда, суд апелляционной инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь положениями Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», Порядкомпроведенияинвентаризациистационарныхисточников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 07.08.2018 № 352, пришел к выводу о том, что оспоренные предписания соответствуют положениям действующего законодательства и не нарушают права и законные интересы заявителя, с чем согласился суд округа. Признавая выводы суда первой инстанции ошибочными, суды указали, что в данном случае
нарушений обязательных требований. Таким образом, оспариваемое предписание вынесено заинтересованным лицом в пределах предоставленных данному органу полномочий. В соответствии с ч. 4 ст. 22 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об oxpaне атмосферного воздуха» инвентаризация стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, корректировка ее данных, документирование и хранение данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки, осуществляются в по рядке, установленном уполномоченным правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти Порядокпроведенияинвентаризациистационарныхисточников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки утвержден Приказом Минприроды России от 07.08.2018 № 352 Пунктом 4 указанного Порядка установлено, что в качестве стационарных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (ИЗАВ) при проведении инвентаризации выбросов учитываются: ИЗАВ, из которых загрязняющие вещества поступают в атмосферный воздух через специальные устройства отвода выбросов, например, установки очистки газа, трубы,
под номером 6014 (внутренний проезд). Заправка транспорта предприятия осуществляется на АЗС, только гусеничная техника осуществляется заправку из бака (бочки) с дизельным топливом, который как источник выделения загрязняющих веществ включен в инвентаризацию как точечный источник №011 (горловина бака). Указанные обстоятельства суд признал достаточными для признания пункта 1.4 предписания недействительным. Апелляционный суд с данным подходом не соглашается по следующим мотивам. В соответствии пунктом 5 Приказа Минприроды России от 07.08.2018 № 352 «Об утверждении Порядкапроведенияинвентаризациистационарныхисточников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки» при проведении инвентаризации выбросов определяются сооружения, технические устройства, оборудование, технологические или иные процессы, являющиеся источниками образования и выделения загрязняющих веществ, и выявляются все источники загрязнения атмосферного воздуха, из которых непосредственно в атмосферный воздух поступает поток газа, содержащий загрязняющие вещества. Управлением в акте проверки отражено, что в отчете за 2018 год
установленным статьями 65, 69 и 69.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ, пунктом 17 Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.06.2016 N 572, и Административным регламентом. Таким образом, законодательством предусмотрена проверка специалистами территориального органа Росприроднадзора достоверности сведений, указанных в Заявке при постановке объекта НВОС. В соответствии с пунктом 3 Приказа Минприроды России от 19.11.2021 года № 871 «Об утверждении порядкапроведенияинвентаризациистационарныхисточников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки» (далее – Приказ № 871) при проведении инвентаризации выбросов выявляются и учитываются все стационарные и передвижные ИЗАВ (источники загрязнения атмосферного воздуха), устанавливаются их характеристики, а также определяются количественные и качественные показатели выбросов из всех стационарных, а также передвижных ИЗАВ, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) на объекте, оказывающем негативное воздействие на
бен(а)пирена с дымовыми газами котлов паропроизводительностью свыше 30 т/ч. Таким образом, менеджер по экологии филиала «Невинномысская ГРЭС» ПАО «Энел Россия» ФИО1 своими действиями (бездействиями) не приняла меры по соблюдению требований законодательства и тем самым допустила нарушение требований п. 1, п. 6 ст. 22, 34, 39 Федерального закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п. 2, 4 ст. 22, 30 Федерального закона № 96 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»; п. 5, п. 10 Порядка проведения инвентаризации стационарных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, утвержденного Приказом Минприроды России от 07.08.2018 г. № 352; п. 15 Правил разработки и утверждения Расчетных методик, утвержденных постановления Российской Федерации от 16.05.2016 г. № 422. В ходе рассмотрения установлено, что менеджер по экологии филиала «Невинномысская ГРЭС» ПАО «Энел Россия» ФИО1 имела возможность для соблюдения установленных требований, однако ей не были предприняты все зависящие от нее меры по их соблюдению, что является административным правонарушением, ответственность за
ст. 12, ч. 3 ст. 19, п. 2, 3 ст. 22, п. 2, 3 ст. 25, п.1 ст. 30 Федерального закона № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»; п. 1, 2,4, 9.1 приложения 1 Приказа Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля; п. 5, п. 10, п. 20, п. 28, п. 42 Порядкапроведенияинвентаризациистационарныхисточниковвыбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, утвержденного приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ №; п. 15 Правил разработки и утверждения Расчетных методик, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №; п. 9 приказа Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении методики разработки (расчета) и установления нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух; п. 2, 5, 19 Приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № "Об утверждении требований к мероприятиям
источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, являются не выполнением требований п. 1, 3 ст. 31.2 п. 1 ст. 34, п. 1 ст. 39 Федерального закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды; п. 2, 3 ст. 22, п.1 ст. 30 Федерального закона № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»; п. 15 Правил разработки и утверждения Расчетных методик, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №; п. 5, п. 10, п. 42, 45 Порядкапроведенияинвентаризациистационарныхисточниковвыбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, утвержденного приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ №. Проверка и фиксация количества источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух проводилась в присутствии представителя Общества при отсутствии его замечаний. Согласно условий пп.«р» п.19 договора водопользования №- ДД.ММ.ГГГГ.005-Р-ДЗИО-С-2016-01915/00 от 13.10.2016г., заключенного между АО «Черномортранснефть» и Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес>, АО «Черномортранснефть» взяло на себя обязательство предоставлять в отдел водных ресурсов ежеквартально, не позднее 10
тушения № (ИЗА 6027), Башня тушения № (ИЗА 6041) выполнен расчетным методом согласно Инструкции по проведению инвентаризации выбросов в атмосферу коксохимических производств (ФГУП ВУХИН Екатеринбург - 2007), однако использованные в отчете инвентаризации удельные выбросы занижены относительно показателей удельных выбросов, представленных в приложении к Инструкции по проведению инвентаризации выбросов в атмосферу коксохимических производств (ФГУП ВУХИН Екатеринбург - 2007) по всему перечню веществ, обоснование занижения не представлено. Инвентаризация выбросов АО «Москокс» проведена с нарушением Порядкапроведенияинвентаризациистационарныхисточниковвыбросов , вследствие умышленного искажения исходных сведений, использованных при расчетах, итоговые результаты выбросов загрязняющих веществ - недостоверны. Представленный в проекте ПДВ перечень веществ, включенных в программу мониторинга атмосферного воздуха, не является обоснованным вследствие недостоверности итоговых результатов выбросов, указанных в томе ПДВ АО «Москокс». Пунктом 4 предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований от ДД.ММ.ГГГГ № установлен срок устранения указанного нарушения - до ДД.ММ.ГГГГ. Впоследствии, ДД.ММ.ГГГГ в при проведении проверки выполнения п. 4 Предписания,