публичного сервитута. Пунктом 83 Порядка N П/0241 предусмотрено, что при исключении объекта реестра границ из ЕГРН в данных о прекращении в том числе указываются сведения о документах-основаниях для исключения сведений об объектах реестра границ либо об обстоятельствах, в связи с наступлением которых прекратил существование публичный сервитут, путем указания слов "в связи с" и соответствующего обстоятельства в соответствующем падеже, например, "в связи с истечением срока, на который установлен публичный сервитут". В соответствии с пунктом 8 статьи 39.43 ЗК РФ публичный сервитут считается установленным со дня внесения сведений о нем в ЕГРН. Согласно подпункту 5 пункта 4 статьи 39.43 ЗК РФ решение об установлении публичного сервитута должно содержать в том числе информацию о сроке публичного сервитута. Пунктом 3 статьи 48 ЗК РФ определено, что в случае истечения срока публичного сервитута он считается прекращенным по истечении последнего дня последнего месяца срока публичного сервитута. Принятие решения о прекращениипубличногосервитута в этом случае не
актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний. Публичные сервитуты могут устанавливаться для прохода или проезда через земельный участок; использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры. Порядок установления и прекращения публичных сервитутов в отношении земельных участков, находящихся на территории Тюменской области, без изъятия данных земельных участков определяет Положение о публичных земельных сервитутах на территории Тюменской области", утвержденное Постановлением Правительства Тюменской области от 08.12.2008 N 345-п. В соответствии с разделом 2 Положения заявитель, заинтересованный в установлении публичного земельного сервитута в отношении земельного участка (части земельного участка), расположенного на территории Тюменской области, обращается с заявлением в Департамент. Заявление должно содержать обоснование необходимости установления публичного земельного сервитута.
инстанции отменить. В апелляционной жалобе ссылается на то, что с 01.09.2018 для установления публичного сервитута общественные слушания не проводятся. Федеральным законом от 03.08.2018 N-341-ФЗ статья 23 Земельного кодекса Российской Федерации изложена в новой редакции, действующей с 01.09.2018, согласно которой публичный сервитут устанавливается не законом (иным нормативным актом), а административным правовым актом – решением соответствующего органа. Из процедуры установления публичного сервитута исключены общественные слушания. Считает, что суд первой инстанции не может ссылаться на порядок установления и прекращения публичных сервитутов в интересах Зеленодольского муниципального района, утвержденного Решением Совета Зеленодольского муниципального района от 02.07.2012, так как он противоречит Федеральному закону. В апелляционной жалобе ООО «Инвалиды внутренних войск МВД» просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В жалобе указывает на то, что истцом не представлено доказательств, что установление сервитута препятствует в использовании земельного участка или иным образом нарушает права и законные интересы собственника
указывается, что с 01.09.2018 для установления публичного сервитута общественные слушания не проводятся. Федеральным законом от 03.08.2018 № 341-ФЗ статья 23 Земельного кодекса Российской Федерации изложена в новой редакции, действующей с 01.09.2018. В отличие от прежней редакции статьи с указанной даты публичный сервитут устанавливается не законом (иным нормативным актом), а административным правовым актом – решением соответствующего органа. Из процедуры установления публичного сервитута исключены общественные слушания. По мнению заявителя жалобы, суды необоснованно сослались на порядок установления и прекращения публичных сервитутов в интересах Зеленодольского муниципального района, утвержденного решением Совета Зеленодольского муниципального района от 02.07.2012, так как он противоречит Федеральному закону. На данный момент данный порядок от 02.07.2012 отменен решением Совета Зеленодольского муниципального района. Кроме того, по мнению заявителя жалобы, судами нарушены положения статьи 61 Земельного кодекса Российской Федерации и статьи 27 АПК РФ, поскольку рассмотрение данного дела не относится к компетенции арбитражных судов. При рассмотрении настоящего дела судом кассационной инстанции в порядке статьи
кодекса РФ публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний. В п.3 ст.23 Земельного кодекса РФ закреплены основания установления публичных сервитутов, в т.ч. для прохода или проезда через земельный участок. Порядок установления и прекращения публичных сервитутов в отношении земельных участков, находящихся на территории муниципального образования «Город Киров», определен решением Кировской городской думы от {Дата} № {Номер} «Об утверждении Положения о порядке установления и прекращения публичных сервитутов в отношении земельных участков, находящихся на территории муниципального образования «Город Киров». Вместе с тем, вопреки п.2.6. Порядка опубликованное информационное сообщение не содержало условия ознакомления с обсуждаемыми материалами. В нарушение п.2.7 Порядка уполномоченным органом на проведение общественных слушаний сообщение правообладателю земельного участка, в
соответствии с разрешенным использованием, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута. Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута. Решением Представительного Собрания Вологодского муниципального района от 02.10.2012 №69 утвержден Порядок установления и прекращения публичных сервитутов в отношении земельных участков, находящихся на территории Вологодского муниципального района, в соответствии с которым установление публичных сервитутов осуществляется комитетом по управлению муниципальным имуществом Вологодского муниципального района с учетом результатов общественных слушаний путем издания распоряжения комитета по управлению муниципальным имуществом Вологодского муниципального района. Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Вологодского муниципального района 09.12.2019 прекратил деятельность юридического лица путем реорганизации в форме присоединения к администрации Вологодского муниципального района. Таким образом, в настоящее время установление
статьей 39.38 настоящего Кодекса, на основании ходатайства об установлении публичного сервитута. Из совокупного анализа положений Земельного кодекса РФ следует, что установление публичного сервитута отнесено к компетенции органов публичной власти, действующих в общественных интересах. Решением Городской Думы г.Калуги Калужской области №280 от 27.12.2017 г. утверждено Положение о порядке установления и прекращения публичных сервитутов на территории муниципального образования «Город Калуга» (далее по тексту – Положение). В соответствии с п.1.1. указанного Положения настоящим Положением регулируется порядок установления и прекращения публичных сервитутов в отношении земельных участков, расположенных на территории муниципального образования "Город Калуга" (далее - публичный сервитут). Согласно п. 2.1. Положения постановление об установлении публичного сервитута принимается Городской Управой города Калуги по собственной инициативе, а также по заявлению заинтересованных физических и юридических лиц (далее - заинтересованное лицо). Для установления публичного сервитута заинтересованное лицо обращается в Городскую Управу города Калуги с заявлением об установлении публичного сервитута (п.2.2. Положения). Пунктом 4.1. Положения определено, что установление публичного
на праве собственности. С постановлением Марковского муниципального образования от 02 декабря 2020 года № 1595 административный истец не согласен указывая, что установление публичного сервитута в целях строительства и эксплуатации объекта электросетевого хозяйства, неизбежно приведет к установлению охранных зон, что ограничит его права как собственника земельных участков. При этом, согласно действующему законодательству сервитут представляет собой только право ограниченного пользования земельным участком, не ограничивая при этом права собственности на него. Кроме того, указывает, что порядок установления и прекращения публичных сервитутов в отношении земельных участков, находящихся на территории Марковского муниципального образования, определен решением Думы Марковского муниципального образования от 22 сентября 2020 года № 44-177/Дгп «Об утверждении порядка установления и прекращения публичных сервитутов в отношении земельных участков, расположенных на территории Марковского муниципального образования». Пунктом 3 данного Порядка определено, что публичные сервитуты устанавливаются постановлением администрации Марковского муниципального образовании для: 1) прохода или проезда через земельный участок, в том числе в целях обеспечения свободного доступа граждан
экспертном заключении не могут обеспечить свободный доступ для маломобильных групп населения. Исходя из содержания оспариваемого постановления установление публичного сервитута, в данном случае, направлено на обеспечение интересов местного населения и отдыхающих граждан, что отвечает цели установления сервитута, при указанных обстоятельствах. Суд не соглашается с утверждения истца о нарушении процедуры установления сервитута, в силу следующего. Основания и порядок установления публичного сервитута установлен нормами Земельного кодекса РФ, нарушений которого администрацией МО Туапсинский район, не установлено. Порядок установления и прекращения публичных сервитутов в отношении земельных участков, находящихся на территории муниципального образования Туапсинский район, какими-либо нормативными либо ненормативными актами органом местного самоуправления, не определен. Доводы представителей истцов о нарушении порядка принятия решения об установлении публичного сервитута, со ссылкой на решение совета МО Туапсинского района от 30 июня 2006 г. №169 «Положение о публичных слушаниях в Муниципальном образовании Туапсинский район» являются также необоснованными. Статьей 3 указанного положения предусмотрены обязательные случаи проведения публичных слушаний, в данный перечень