от 03.07.2016 № 275-ФЗ, далее – Закон № 115-ФЗ), разъяснениями, изложенными в пунктах 74, 75 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 № 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности», правовой позицией, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 21.12.2011 № 30-П. Исследовав обстоятельства дела и оценив представленные доказательства, приняв во внимание обстоятельства, установленные при рассмотрении дел № А45-6191/2018 и № А45-10603/2016, учитывая порядок заключения концессионного соглашения , урегулированный в Законе № 115-ФЗ с учетом внесенных изменений, учитывая, что право на заключение концессионного соглашения истцом было реализовано, суды пришли к выводу об отсутствии правовых оснований для заключения концессионного соглашения без проведения конкурса на право заключения такого соглашения и пропуске истцом срока исковой давности. Несогласие заявителя с выводами судебных инстанций, основанными на установленных фактических обстоятельствах дела и оценке доказательств, не свидетельствует о неправильном применении судами норм материального и процессуального права, повлиявшем
заключении, включая невозможность обеспечения условий и порядка компенсации расходов концессионера по предоставленным им потребителям льготам, установленным федеральными законами, законодательством Сахалинской области, в том числе по льготам по оплате товаров, работ, услуг (пункт 12.2 концессионного соглашения). Во исполнение условий концессионного соглашения по акту приема-передачи от 24.05.2013 объекты недвижимого имущества: «Менделеевская ГеоТЭС с обустройством геотермальных скважин и разделом ООС на о. Кунашир, Пусковой комплекс № 2», в составе: обустройство скважин № 101, 103, установка оборудования «Туман-2» и энергетическая геотермальная турбогенераторная установка «Туман-2А» переданы Администрацией Обществу, последним 03.09.2013 получено положительное заключение государственной экспертизы проектной документации, включая смету и результаты инженерных изысканий № 65-1-5-0108-13, из которого следует, что сметная стоимость объекта с учетом ее корректировки в ценах 1 квартала 2013 года составила 900 593 190 руб. Указанная сметная стоимость впоследствии была утверждена постановлением Администрации от 19.11.2013№ 865. Администрация перечислила Обществу 400 000 000 руб. согласно условиям концессионногосоглашения о размере затрат концедента. Все затраты
статей 17 и 18.1 Закона о защите конкуренции обращения участника торгов на действия организатора торгов, конкурсной комиссии, при соблюдении им установленных сроков и условий для обращения. Обнаружение в ходе проверки признаков нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции обязывает антимонопольный орган выдать до возбуждения дела в адрес лиц, в отношении которых установлено нарушение этой статьи, предупреждения. Руководствуясь положениями Закона о защите конкуренции и Закона о концессионных соглашениях, учитывая особенности порядка проведения конкурса на право заключенияконцессионногосоглашения , порядка оспаривания результатов такого конкурса, установленных действующими нормами законодательства, а также при наличии исключительной и прямой компетенции антимонопольного органа по принятию такой меры реагирования, как предупреждение, суды пришли к выводу о том, что антимонопольным органом выбран ненадлежащий способ защиты нарушенных прав, а потому отказали в удовлетворении заявленных требований. Кроме того, судами учтено, что общество обратилось в антимонопольный орган по прошествии более года со дня завершения конкурсных процедур и заключения 26.10.2016
12.09.2022 Судья Верховного Суда Российской Федерации Чучунова Н.С., изучив кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Жилищно-коммунальный комплекс» на решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 26.11.2021, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 28.02.2022 и постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 30.06.2022 по делу № А74-4724/2021 УСТАНОВИЛ: общество с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальный комплекс" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к администрации Жемчужненского сельсовета Ширинского района Республики Хакасия (далее - администрация) о заключении дополнительного соглашения к концессионномусоглашению N 2/2018. К участию в деле в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Правительство Республики Хакасия (далее - Правительство), управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее - управление). Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 26.11.2021, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 28.02.2022 и постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 30.06.2022, в
протоколом заседания комиссии от 16.02.2021, размещенного на официальной электронной площадке по извещению № 301220/8810785/01. Уточнение требований принято судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Решением Арбитражного суда Свердловской области от 24 сентября 2021 года в удовлетворении требований отказано. Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы заявителем приведены доводы о том, что на порядок заключения концессионного соглашения по инициативе потенциального инвестора до момента принятия решения о проведении конкурса регулируется Законом о защите конкуренции и вопросы обжалования актов и (или) действий (бездействия) Концедента уполномочены рассматривать в досудебном порядке территориальные органы ФАС России до подачи искового заявления в арбитражный суд. При этом отмечает, что 16.09.2021 АО «Транспортная концессия» подало ходатайство о восстановлении пропущенного срока. Настаивает на том, что АО «Транспортная концессия» по исчерпывающим 4 критериям подтвердило соответствие в полном объеме заявки и
предложения. В подтверждение своей позиции ссылается на судебную практику. По мнению заявителя, для лица, подающего заявку о готовности участия в конкурсе требований об обязательном предоставлении документов законодательно не установлено обязательной формы подачи заявления о готовности участия в конкурсе и не установлено обязанности по приложению к заявлению каких-либо документов. При подаче заявки лицо только декларирует свое соответствие требованиям законодательства, поскольку подача такой заявки не влечет автоматического заключения с ним соглашения. Заявитель отмечает, что на порядок заключения концессионного соглашения по инициативе потенциального инвестора до момента принятия решения о проведении конкурса регулируется Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и вопросы обжалования актов и действия концидента уполномочены рассматривать в досудебном порядке территориальные органы ФАС России и в центральный аппарат ФАС России до подачи искового заявления в арбитражный суд. Истец считает, что государственному бюджету Российской Федерации нанесен финансовый ущерб, поскольку концессионное соглашение было заключено не на оптимальных для бюджета условиях. В отзывах
баланса публичных интересов, и влечет нарушение прав неопределенного круга лиц, суды обоснованно удовлетворили исковые требования. Суд кассационной инстанции, отклоняя доводы кассационной жалобы, исходит из установленных по делу обстоятельств и следующих норм права. Согласно пункту 18 части 1 статьи 4 Закона № 115-ФЗ объектами концессионного соглашения являются объекты объекты коммунальной инфраструктуры или объекты коммунального хозяйства, в том числе объекты энергоснабжения, объекты, предназначенные для освещения территорий городских и сельских поселений, объекты, предназначенные для благоустройства территорий. Порядок заключения концессионного соглашения предусмотрен положениями статей 13, 21 - 36 Закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ: по результатам конкурса или в соответствии со статьей 37 Закона № 115-ФЗ без проведения конкурса. В соответствии с частью 2 статьи 6 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ продление срока действия концессионного соглашения, концедентом в котором является субъект Российской Федерации или муниципальное образование, осуществляется по согласованию с антимонопольным органом. На основании части 3.8 статьи 13 Закона № 115-ФЗ изменение существенных условий
Отношения, возникающие в связи с подготовкой, заключением, исполнением, изменением и прекращением концессионных соглашений регулируются Законом № 115-ФЗ, устанавливающим гарантии прав и законных интересов сторон концессионного соглашения. Согласно части 1 статьи 13 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее – Закон № 115-ФЗ) концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 37 указанного закона. В силу части 1 статьи 52 Закона № 115-ФЗ порядок заключения концессионного соглашения , объектом которого являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем по инициативе потенциального инвестора, устанавливается частями 4.2 - 4.4, 4.6 - 4.10 и 4.12 статьи 37 настоящего Федерального закона с учетом требований настоящей статьи и положений статьи 52.1 настоящего Федерального закона. Из содержания части 3 статьи 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», части 3 статьи 41.1 Закона № 416-ФЗ следует, что
года о проведении открытого конкурса на право заключения договоров аренды объектов водоснабжения и водоотведения, находящихся на территории муниципального образования «<...>», с целью организации выполнения работ по предоставлению услуг водоснабжения и водоотведения потребителям, не соответствует требованиям части 3 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении, поскольку передача объектов водоснабжения и водоотведения, находящихся на территории муниципального образования «<...>» в пользование произведена путем объявления конкурса на заключение договора аренды, а не концессионного соглашения, как предусмотрено законом. Порядок заключения концессионного соглашения установлен главой 3 Закона о концессионных соглашениях. Требования к составу и содержанию конкурсной документации определены статьей 23 Закона о концессионных соглашениях. В силу изложенного выше прихожу к выводу, что утвержденная ФИО2 документация о проведение открытого конкурса на право заключения договоров аренды объектов водоснабжения и водоотведения не подлежит оценке на соответствие требованиям Закона о водоснабжении и водотведении, поскольку сама форма проведения торгов выбрана муниципальным заказчиком с нарушением законодательства, в связи с чем в ее
соответствии с законодательством о градостроительной деятельности). Согласно п. 11 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» объектами концессионного соглашения являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем. В силу ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона. Порядок заключения концессионного соглашения установлен главой 3, а требования к составу и содержанию конкурсной документации определены ст. 23 указанного Федерального закона. Из материалов дела следует, что в собственности муниципального образования «Богашевское сельское поселение» находится следующее имущество: теплотрасса в с. Лучаново, дата ввода в эксплуатацию - 01.01.1994; котельная с пристройкой в с. Лучаново, дата ввода в эксплуатацию - 01.01.1972; газовая котельная в <...>«а»/1, дата ввода в эксплуатацию - 10.01.2010; теплосети с. Богашево, Керамик, ул. Заводская, дата ввода в
административной ответственности по части 10 статьи 7.32.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях Доводы защиты, что указанные в обжалуемом постановлении действия не относятся к нарушению порядка организации и проведения конкурса не могут служить основанием для отмены постановления. Частью 1 статьи 13 Федерального закона от 21 июля 2005 года N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" установлено, концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона. Порядок заключения концессионного соглашения установлен главой 3 Закона о концессионных соглашениях. Требования к составу и содержанию конкурсной документации определены статьей 23 Закона о концессионных соглашениях. Таким образом, поскольку положениями Федерального закона от 21 июля 2005 года N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" прописаны как порядок заключения концессионного соглашения так обязательные требования к составу и содержанию конкурсной документации, то действия организатора связанные с их нарушением при проведении конкурса признаются нарушением порядка организации и проведения торгов. Постановление о привлечении ФИО1
гарантирующую организацию и устанавливают зоны ее деятельности. В силу положений части 1 статьи 4 Федерального закона от 21.07.2005 года №115-ФЗ «О концессионных соглашениях» объектами концессионного соглашения являются, в том числе централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения. Согласно части 3 статьи 4 Федерального закона от 21.07.2005 года №115-ФЗ «О концессионных соглашениях» органы местного самоуправления до 01 февраля текущего календарного года обязаны утверждать перечень объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений. Порядок заключения концессионного соглашения регламентирован разделом 3 Федерального закона от 21.07.2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», который предусматривает проведение торгов, путем размещения конкурсной информации на официальном сайте в сети «Интернет» «torgi.gov.ru». Установлено, что постановлением администрацией сельсовета №9 от 25.01.2022 года утвержден перечень объектов, в отношении которых планируется заключение концессионного соглашения, который включает в себя следующие объекты: артезианская скважина, водонапорная башня, расположенные по ул.Лесная с.Старотомниково, водопроводная сеть проходящая по ул.Лесная, Новая, Центральная с.Старотомниково. Однако, вопреки указанным выше