массой тела. Потребление алкогольной продукции является одной из ключевых причин насилия и преступности. За январь - апрель 2016 года каждое третье расследованное преступление совершено лицами, находящимися в состоянии алкогольного опьянения (35,3%). Потребление алкогольной продукции значительно увеличивает риски стать жертвой преступлений, включая убийства, побои, сексуальное насилие, кражи. По данным Всемирной организации здравоохранения, потребление алкогольной продукции лицами в возрасте 15 - 17 лет снижает их интеллектуальные способности, ухудшает работу головного мозга, негативно влияет на успеваемость. Потребление алкогольной продукции несовершеннолетними способно привести к невозможности получения ими образования и осуществления профессиональной деятельности в будущем. В связи с этим целесообразно формирование культуры потребления алкогольной продукции, в том числе в части переориентирования населения Российской Федерации с потребления алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 16,5% на алкогольную продукцию российского производства с содержанием этилового спирта 16,5% и менее. При этом необходимо информировать население Российской Федерации о том, что потребление алкогольной продукции в любом количестве, а не только
и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольнойпродукции" под алкогольной продукцией понимается пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. Соответственно, так называемые "безалкогольное пиво", "безалкогольное вино" с содержанием этилового спирта не более 0,5 процента объема готовой продукции, не подпадают под понятие алкогольной продукции. Требования к рекламе алкогольной продукции, установленные в статье 21 Федерального закона "О рекламе", распределяются следующим образом. Реклама пива и напитков, изготавливаемых на основе пива (независимо от количества этилового спирта в готовой продукции, но более 0,5 процента объема готовой продукции), не должна размещаться: 1) на первой и последней полосах газет, а также на первой и последней страницах и обложках журналов; 2) в предназначенных для несовершеннолетних печатных изданиях, аудио- и видеопродукции; 3)
тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей. В силу подпункта 11 пункта 2 статьи 16 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольнойпродукции» (далее - Федеральный закон № 171-ФЗ) не допускается розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, за исключением случаев, указанных в пунктах 3 и 6 данной статьи, несовершеннолетним . В случае возникновения у лица, непосредственно осуществляющего отпуск алкогольной продукции (продавца), сомнения в достижении покупателем совершеннолетия продавец вправе потребовать у этого покупателя документ, позволяющий установить возраст этого покупателя. Перечень соответствующих документов устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Основанием для привлечения общества к административной ответственности послужили изложенные в протоколе об административном правонарушении и
приложенные к ней материалы, судья считает, что жалоба не подлежит удовлетворению. Частью 2.1 статьи 14.16 КоАП РФ установлена административная ответственность за розничную продажу несовершеннолетнему алкогольной продукции, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния. Согласно пункту 2 статьи 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольнойпродукции» и пункту 136 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации, не допускается розничная продажа алкогольной продукции несовершеннолетним . Как установлено судами, 05.11.2013 в магазине, принадлежащем обществу, продавец реализовал несовершеннолетнему лицу алкогольный напиток – шампанское «Цимлянское» в количестве 1 бутылки, емкостью 0,75 литра, с содержанием этилового спирта 10,5% объема готовой продукции, стоимостью 237 рублей. Установив наличие в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения, соблюдение отделом порядка привлечения к административной ответственности и отсутствие оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ, в
отменить, считая их принятыми с существенным нарушением норм материального и процессуального права. При изучении доводов жалобы оснований для удовлетворения упомянутой жалобы не установлено. Частью 2.1 статьи 14.16 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации предусмотрена ответственность за розничную продажу несовершеннолетнему алкогольной продукции, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния. Оценив представленные доказательства, руководствуясь положениями Федерального закона № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольнойпродукции », суды пришли к выводу о наличии в действиях общества состава правонарушения по части 2.1 статьи 14.16 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации. При этом суды исходили из того, что ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей работником свидетельствует об отсутствии надлежащего контроля со стороны хозяйствующего субъекта за действиями своих работников; принятые обществом меры оказались явно недостаточными для обеспечения выполнения требований законодательства. Процедура и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены. Оснований для признания совершенного правонарушения
алкогольной продукции, пришли к выводу, что мера принуждения в виде аннулирования лицензии не отвечает требованиям справедливости и является несоразмерной характеру допущенного обществом правонарушения, в связи с чем признали решение незаконным и, руководствуясь статьями 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, удовлетворили заявление общества. Доводы заявителя получили оценку судов со ссылкой на положения Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольнойпродукции », Положения об аннулировании лицензий на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции во внесудебном порядке, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.2012 № 824, а также на позицию Конституционного Суда Российской Федерации (постановления от 30.07.2001 №13-П и 21.11.2002 №15-П), исходя из которой меры государственного принуждения должны применяться к нарушителю с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Выводы судов соответствуют
жалобы и принятых по делу судебных актов оснований для удовлетворения упомянутой жалобы не установлено. Частью 2.1 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за розничную продажу несовершеннолетнему алкогольной продукции, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния. Оценив представленные доказательства и установив факт продажи в магазине предпринимателя пива несовершеннолетнему, руководствуясь положениями Федерального закона № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольнойпродукции », суды пришли к выводу о наличии в действиях предпринимателя состава правонарушения по части 2.1 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. При этом суды исходили из того, что ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей работником свидетельствует об отсутствии надлежащего контроля со стороны хозяйствующего субъекта за действиями своих работников; принятые предпринимателем меры оказались явно недостаточными для обеспечения выполнения требований законодательства. Процедура и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены. Оснований для признания совершенного правонарушения
потребовать в случае возникновения сомнения в достижении этим покупателем совершеннолетия. Также в силу частей 1 – 2 статьи 20 Федерального закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» запрещаются продажа табачной продукции несовершеннолетним и несовершеннолетними, вовлечение детей в процесс потребления табака путем покупки для них либо передачи им табачных изделий или табачной продукции, предложения, требования употребить табачные изделия или табачную продукцию любым способом. Розничная продажа несовершеннолетнему алкогольнойпродукции, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет административную ответственность, предусмотренную частью 2.1 статьи 14.16 КоАП РФ. Административная ответственность за продажу несовершеннолетнему табачной продукции или табачных изделий установлена частью 3 статьи 14.53 КоАП РФ. Оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в дело доказательства в их совокупности и взаимной связи, суды первой и апелляционной инстанций посчитали доказанным факт продажи 01.09.2014 в магазине Общества алкогольной и табачной продукции несовершеннолетней ФИО4, что
Общества в судебном заседании с доводами апелляционной жалобы не согласился, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке. Как следует из материалов дела, Прокуратурой Центрального района была проведена совместная проверка исполнения законодательства: статьи 16 Федерального закона от 22.11.1995 года №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребленияалкогольнойпродукции» пунктом 2 которого не допускает розничную продажу алкогольной продукции несовершеннолетним , статьей 20 Федерального закона от 23.02.2013г. №15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака». В ходе проверки установлено, что продавцом-кассиром ФИО4 осуществлена продажа несовершеннолетнему ФИО5 14.06.1998г.р. Напитка пивного «Алко» со вкусом гранат объемом 0,5 литров крепостью 6,9% и сигарет «Винстант Блю». Факт нарушения Обществом статьи 16 Федерального закона №171-ФЗ от 22.11.1995 г., а так же статьи 20 Федерального закона от 23.02.2013г.
соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка, коньяк), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха. В силу абз. 8 пункта 2 статьи 16 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольнойпродукции" розничная продажа алкогольной продукции несовершеннолетним запрещена. При этом в случае возникновения у лица, непосредственно осуществляющего отпуск алкогольной продукции несовершеннолетним (продавца), сомнения в достижении этим покупателем совершеннолетия продавец вправе потребовать у этого покупателя документ, удостоверяющий личность (в том числе документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации) и позволяющий установить возраст этого покупателя. Факт реализации ООО «Аппетория» несовершеннолетнему лицу алкогольной продукции подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами и заявителем по существу не
сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях под № 883 от 08.02.2021 установлено, что 28.01.2021 в 19 часов 44 минуты ФИО3, в нарушение требований абзаца 8 части 2 статьи 16 Федерального закона Российской Федерации от 22 ноября 1995 г. № 171 «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольнойпродукции», являясь работником АО Дикси, расположенным по адресу: Санкт-Петербург, <...>, лит. А, осуществила розничную продажу алкогольной продукции, а именно пиво «Карлсберг» объемом 0,45 литра, стоимостью 41,99 рублей в количестве 2 штук несовершеннолетнему ФИО4 В отношении ФИО3 за совершение административного правонарушения предусмотренного частью 2.1 статьи 14.16 КоАП РФ составлен протокол об административном правонарушении от 29.01.2021 № 0000685, назначено административное наказание в виде штрафа в размере 15000 рублей. 10 февраля 2021 года уполномоченным должностным лицом отдела вынесено Определение № 4 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования по
издании различного рода локальных актов и ознакомлении с ними сотрудников, но и в организации надлежащего контроля. Также размещение оснащение кассовых аппаратов программой, выделяющей на табло алкогольную продукцию и блокирующей проведение покупки с первого раза, при отсутствии принятии мер по фактической реализации продавцами-кассирами требований Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольнойпродукции», должного действия не принесло, т.к. принятые индивидуальным предпринимателем меры не привели к недопущению реализации алкогольной продукции несовершеннолетнему . Вступая в правоотношения, регулируемые законодательством о государственном регулировании производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции, лицо должно не только знать о существовании обязанностей, вытекающих из соответствующего закона, но и обеспечить их выполнение, то есть использовать все необходимые меры для недопущения события противоправного деяния при той степени заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него в целях надлежащего исполнения требований закона. Доказательств невозможности исполнения требований
наличие обстоятельства, отягчающего административную ответственность, предусмотренного п. 6 ч.1 ст. 4.3 КоАП РФ, являются обоснованными и подлежат удовлетворению. Учет данного отягчающего обстоятельства явно излишен и не может быть применен при привлечении к ответственности лиц по данному составу правонарушения. Кроме того, пункт 3 ст. 16 Федерального закона от 22.11.1995 г. № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" устанавливается не запрет потребления алкогольной продукции несовершеннолетними , а запрет на розничную продажу алкогольной продукции в местах, указанных в данном законе, в связи, с чем ссылка на данную норму права также подлежит исключению. Назначенный несовершеннолетнему А. максимальный размер административного штрафа с учетом вышеуказанных обстоятельств подлежит снижению. В силу положений статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы (протеста прокурора) на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание