ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Повторные общественные обсуждения - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Постановление Правительства РФ от 25.08.2012 N 851 (ред. от 25.04.2024) "О порядке раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения" (вместе с "Правилами раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения") (с изм. и доп., вступ. в силу с 27.04.2024)
10 календарных дней со дня принятия решения по проекту нормативного правового акта на официальном сайте размещается информация о результатах его рассмотрения Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, а также о направлении подписанного нормативного правового акта федерального органа исполнительной власти на регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации. 24. В случае если проект нормативного правового акта был возвращен Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации на доработку, разработчиком может быть принято решение о проведении его повторного общественного обсуждения . Повторное обсуждение проекта федерального закона не проводится. (п. 24 в ред. Постановления Правительства РФ от 10.07.2017 N 813) (см. текст в предыдущей редакции) 25. Разработчик в течение 3 рабочих дней после официального опубликования нормативного правового акта размещает его на официальном сайте. (п. 25 введен Постановлением Правительства РФ от 30.01.2015 N 83) ------------------------------------------------------------------
Письмо Росприроднадзора от 09.08.2013 N ВС-08-05-32/11409 "О рассмотрении обращения"
намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации, утвержденного приказом Госкомэкологии России от 16.05.2000 N 372 (далее - Положение). Общественные обсуждения объекта ГЭЭ с гражданами и общественными организациями (объединениями) организуются с целью обсуждения общественностью объекта ГЭЭ - то есть, проектной документации, содержащей материалы оценки воздействия на окружающую среду, переработанной с учетом замечаний, указанных в отрицательном заключении ГЭЭ, и представленной на повторную ГЭЭ, вне зависимости от количества откорректированных разделов и степени изменения или не изменения ранее принятых технических решений. Согласно Положению материалы общественных обсуждений включают в себя публикации в официальном издании федерального органа исполнительной власти, в официальном издании органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления, на территории которых намечается реализация объекта ГЭЭ, а также на территории которых намечаемая хозяйственная и иная деятельность может оказать воздействие (в соответствии с п. 4.3), и документ, подтверждающий проведение общественных обсуждений объекта ГЭЭ (например, протокол общественных обсуждений), оформленный в
Апелляционное определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 24.12.2019 N АПЛ19-477 <Об оставлении без изменения Решения Верховного Суда РФ от 24.09.2019 N АКПИ19-568, которым было отказано в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 122 Правил обязательного медицинского страхования, утв. Приказом Минздрава России от 28.02.2019 N 108н>
обсуждение, размещалась в их пункте 133. Поскольку перемещение разработчиком нормативного правового акта конкретного правила из одного пункта в другой с изменением его нумерации, а не правового содержания, не относится к числу тех изменений, которые требуют повторного размещения подобного акта на официальном сайте с целью проведения публичного обсуждения, доводы Ассоциации о несоблюдении Минздравом России обязательной процедуры повторного публичного обсуждения доработанного проекта, предусмотренной пунктом 22 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, являются необоснованными. Обстоятельств, препятствующих Ассоциации подать замечания и предложения в период общественного обсуждения проекта нормативного правового акта, не имелось, в связи с чем доводы административного истца о нарушении его прав на участие в разработке оспариваемых правил также несостоятельны. В соответствии с частью 2 статьи 19 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы
Апелляционное определение № 4-АЛА19-2 от 21.03.2019 Верховного Суда РФ
Главное управление культурного наследия Московской области правомерно исключило спорный объект из перечня выявленных объектов культурного наследия «Парк бывшей усадьбы Николаевых - Юсуповых «Опалиха-Алексеевское», вторая половина XVIII - начало XX века», поскольку имелось отрицательное заключение государственной историко- культурной экспертизы, выполненное аттестованным экспертом Траскуновым Л.А., административные истцы не воспользовались своим правом обратиться с заявлением в уполномоченный орган о назначении повторной экспертизы; оспариваемое решение принято с соблюдением процедуры нормативного правового акта, уполномоченный орган в установленные сроки организовало размещение на официальном сайте Главного управления заключения государственной историко-культурной экспертизы, выполненного аттестованным экспертом Траскуновым Л.А. для общественного обсуждения , а также сводки предложений, поступивших во время общественного обсуждения, в орган охраны объектов культурного наследия. Выводы суда основаны на неверном применении норм материального и процессуального права. В силу статьи 16 названного выше Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ организация проведения работ по выявлению и государственному учету объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, осуществляется
Постановление № 06АП-5887/17 от 02.11.2017 АС Хабаровского края
Администрацией Советско-Гаванского муниципального района результат общественных обсуждений, проведенных 17.02.2017, не обнародован и не размещен сети «Интернет». Проверкой установлено, что отдельные положения Порядка, регламентирующего организацию и проведение общественных обсуждений намечаемой хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит экологической экспертизе на территории Советско-Гаванского муниципального района, утвержденные постановлением Администрации Советско-Гаванского муниципального района от 13.04.2012 № 499, противоречат требованиям федерального законодательства. В адрес главы Советско - Гаванского муниципального района внесено представление об устранении нарушений законодательства с требованием провести повторные общественные обсуждения по вопросу осуществления ООО «Компания Ремсталь» хозяйственной деятельности, которое находится на рассмотрении. 05.08.2016 по факту выявленных нарушений Комитетом государственного строительного надзора и экспертизы Правительства Хабаровского края в отношение ООО «Компания Ремсталь» составлен протокол № С18-06/16 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ. Протокол составлен в присутствии генерального директора ООО «Компания Ремсталь» Батрутдинова Р.Р. Из ответа Советско-Гаванской городской прокуратуры от 24.07.2017 № 1392ж-2017следует, что ООО «Компания «Ремсталь» в нарушение требований Положения
Постановление № 02АП-705/2006 от 10.05.2006 Второго арбитражного апелляционного суда
строительства. 08.06.2001г. постановлением Администрации от 08.06.2001г. № 2077 приостановлено действие постановления № 1270 от 11.04.2001г. в связи с тем, что заключение экспертной комиссии Комитета природных ресурсов по Костромской области № 442-стр по рабочему проекту жилого дома по Овражному проезду 7 в г. Костроме противоречит результатам общественных обсуждений о возможности строительства двух жилых домов по Овражному проезду 7 (протоколы от 15.12.2000 г. и 30.12.2000г.). Согласно пункта 2,3 данного постановления Управлению природных ресурсов предписано провести повторные общественные обсуждения о возможности строительства дома, окончательное решение о строительстве дома по Овражному проезду, 7 принять после рассмотрения Администрацией результатов повторного общественного обсуждения. Как следует из письма Управления природных ресурсов Администрации города Костромы от 21.11.2005 г. № 567, работы по определению общественного мнения по вопросу намечаемого строительства жилого дома по адресу; Овражный проезд 7 (заказчик КУМ «Агропромстрой») были проведены в декабре 2000г., результат проведения общественных обсуждений был отрицательный, повторного заявления от ОАО КУМ «Агропромстрой» на
Решение № А73-9769/17 от 29.08.2017 АС Хабаровского края
Администрацией Советско-Гаванского муниципального района результат общественных обсуждений, проведенных 17.02.2017, не обнародован и не размещен сети «Интернет». Проверкой установлено, что отдельные положения Порядка, регламентирующего организацию и проведение общественных обсуждений намечаемой хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит экологической экспертизе на территории Советско-Гаванского муниципального района, утвержденные постановлением Администрации Советско-Гаванского муниципального района от 13.04.2012 N 499, противоречат требованиям федерального законодательства В адрес главы Советско - Гаванского муниципального района внесено представление об устранении нарушений законодательства с требованием провести повторные общественные обсуждения по вопросу осуществления ООО «Компания Ремсталь» хозяйственной деятельности, которое находиться на рассмотрении. 05.08.2016 по факту выявленных нарушений Комитетом государственного строительного надзора и экспертизы Правительства Хабаровского края в отношение ООО «Компания Ремсталь» составлен протокол № С18-06/16 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ. Протокол составлен в присутствие генерального директора ООО «Компания Ремсталь» Батрутдинова Р.Р. Из ответа Советско-Гаванской городской прокуратуры от 24.07.2017 № 1392ж-2017следует, что ООО «Компания «Ремсталь» в нарушение требований Положения
Решение № А40-50173/2021-3-337 от 10.06.2021 АС города Москвы
По итогам прохождения государственной экологической экспертизы в Управление Росприроднадзора по Амурской области было получено отрицательное экспертное заключение от 29.11.19г. № 63. Причиной для выдачи отрицательного экспертного заключения явилось отсутствие информации о включении объекта в государственный реестр категорирования объекта, что не дает права, в соответствие с действующим законодательством, право на разработку проекта. В декабре 2019 г. ответчик повторно направил проектно-сметную документацию Центральному офису Росприроднадзора. Письмом от 12.02.2020 г. № РН-05-01-41/4271 Росприроднадзор обязал ответчика провести повторные общественные обсуждения по откорректированной проектно-сметной документации. В период с марта по июль 2020 г. в регламентируемые действующим законодательством сроки были проведены повторные общественные обсуждения по откорректированной проектно-сметной документации. Ответчик указывает, что с 01.10.2020 г. в Центральном офисе Росприродназора проводится государственная экологическая экспертиза проектно-сметной документации. 24.12.2020 г. по итогам прохождения государственной экологической экспертизы Федеральной службой по надзору в сфере природопользование выдано отрицательное экспертное заключение. Действующее гражданско-правовое регулирование института ответственности по общему правилу исходит из того, что
Решение № 3А-167/2021 от 15.09.2021 Калининградского областного суда (Калининградская область)
«О внесении изменений в Генеральный план городского округа «Город Калининград». 2 октября 2019 года оформлено и подписано заключение о результатах общественных обсуждений, которое официально опубликовано в газете «Гражданин» 3 октября 2019 года и поступило в Агентство по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области 3 октября 2019 года (том 2 л.д. 160-210). По результатам анализа поступивших в рамках общественных обсуждений предложений (более 150 предложений) было принято решение о доработке проекта и направлении на повторные общественные обсуждения . Письмом Агентства от 27 ноября 2019 года № 15017 доработанный проект направлен в администрацию городского округа «Город Калининград» для организации и проведения повторных общественных обсуждений. Постановлением главы городского округа «Город Калининград» от 4 декабря 2019 года № 30 назначены повторные общественные обсуждения по проекту. Оповещение о проведении общественных обсуждений официально опубликовано в газете «Гражданин» 5 декабря 2019 года № 69, размещено в МКУ «МФЦ г.Калининграда» на пл.Победы,1 в г.Калининграда и в филиалах
Постановление № 5-254/2021УИД250008-01-2021-001254-24 от 15.09.2021 Дальнереченского районного суда (Приморский край)
рекультивации нарушенных земель на земельном участке на территории свалки твердых коммунальных отходов Дальнереченского ГО, срок выполнения работ по контракту определен по 25.11.2020 года. 28.09.2020 года администрацией Дальнереченского ГО подрядчику были представлены сведения, необходимые для составления сметного расчета. 12.10.2020 года администрацией Дальнереченского ГО были проведены общественные обсуждения (слушания) по проектной документации по объекту «Рекультивация нарушенных земель на земельном участке на территории свалки твердых коммунальных отходов Дальнереченского ГО». 27.04.2021 года администрацией Дальнереченского ГО были проведены повторные общественные обсуждения (слушания) по указанному объекту, 20.07.2021 года в адрес подрядчика по государственному контракту направлена информация о дальнейшем целевом назначении земельного участка после работ по его рекультивации. Из ответа министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края от 29.07.2021 года следует, что в рамках контракта предусмотрено проведение государственной экологической экспертизы федерального уровня материалов оценки взаимодействия на окружающую среду и предлагаемых проектных решений. С этой целью 03.08.2021 года администрацией Дальнереченского ГО направлено гарантийное письмо на
Решение № 3А-159/20 от 01.10.2020 Калининградского областного суда (Калининградская область)
2019 года. По результатам общественных обсуждений Проекта оформлены протокол общественных обсуждений от 25 сентября 2019 года (т.2, л.д. 80-96) и заключение о результатах общественных обсуждений № и-КТРИС-9186 от 2 октября 2019 года (т.2, л.д. 70-79) Заключение размещено на официальном сайте муниципального образования и опубликовано в газете «Гражданин» от 03.10.2019 № 55 (2116). По результатам комплексного анализа поступивших в рамках общественных обсуждений предложений было принято решение о необходимости доработки Проекта и направлении его на повторные общественные обсуждения . Постановлением главы городского округа «Город Калининград» от 4 декабря 2019 года № 45 «О проведении общественных обсуждений по доработанному проекту о внесении изменений в Генеральный план городского округа «Город Калининград» назначены повторные общественные обсуждения по проекту. Оповещение о проведении общественных обсуждений опубликовано в официальном печатном издании органов местного самоуправления городского округа «Город Калининград» - в газете «Гражданин» № 69 (2130) от 05.12.2019, размещено на официальном сайте администрации городского округа «Город Калининград» в
Решение № 2А-404/2018 от 22.05.2018 Советско-гаванского городского суда (Хабаровский край)
осуществление деятельности по перевалке угля, но не указала данный вид деятельности при организации общественных обсуждений, информация о такой хозяйственной деятельности в докладах отсутствует. Планируемая ООО «Компания Ремсталь» деятельность по перевалке угля подлежала экологической экспертизе. Факт оказания неблагоприятного воздействия на окружающую среду деятельностью ООО «Компания Ремсталь» установлен в ходе проверок, проведенных контролирующими органами. На основании изложенного прокурор просил признать действия Администрации района по проведению общественных обсуждений намечаемой ООО «Компания Ремсталь» деятельности незаконными, обязать провести повторные общественные обсуждения в соответствии с требованиями закона. В возражениях на иск представитель Администрации района Смекалова О.В. указала, что с заявленными прокурором требованиями не согласна поскольку на общественных слушаниях, прошедших в Администрации района 17.02.2016 года обсуждался транспортно-перегрузочный комплекс по перевалке сжиженных углеводородных газов, ни какой речи о перевалке угля не шло. Общественные слушания были проведены в соответствии с требованиями действующего законодательства, на слушания ООО «Компания Ремсталь» была предоставлена полная информация. Информационное сообщения о проведении общественных слушаний
Апелляционное определение № 66А-4814/20 от 25.11.2021 Первого апелляционного суда общей юрисдикции
схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также требования к составу и содержанию таких схем, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 2018 года № 1130 (далее – Правила № 1130), а именно: - в нарушение пункта 34 Правил № 1130 при наличии поступивших замечаний, связанных со способом оптимизации потоков и выводом из эксплуатации объекта по размещению отходов (Александровской свалки), административным ответчиком повторные общественные обсуждения не проводились; - в нарушение пункта 33 Правил № 1130 все поступившие замечания были немотивированно отклонены либо не рассмотрены (в частности замечания Лугового В.); - в нарушение пункта 5 Правил № 1130 перенаправление потоков ТКО в Центр по переработке и утилизации твердых бытовых отходов у д. Бабанино Петушинского района Владимирской области произведено без соответствующего подтверждения экономической целесообразности, произвольно; - положения Постановления № 60 и Электронной модели территориальной схемы имеют расхождения в части информации