ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Предостережение о нарушении земельного законодательства - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Приказ Росреестра от 20.12.2019 N П/0525 "О программе профилактики нарушений обязательных требований, соблюдение которых оценивается Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии при осуществлении государственного контроля (надзора), на 2020 год и плановый период 2021 - 2022 годов"
землеустройства (Харитов М.Д.), Управление оценки объектов недвижимости (Конокотин М.Н.) По мере необходимости 17 Обследование (визуальное) пунктов государственной геодезической (нивелирной, гравиметрической) сети Территориальные органы Росреестра В течение года в соответствии с планом 18 Выдача предостережений о недопустимости нарушений обязательных требований Уполномоченные должностные лица Управления государственного геодезического и земельного надзора, Управления по контролю и надзору в сфере саморегулируемых организаций, Управления кадастровых работ и землеустройства, территориальных органов Росреестра Постоянно при наличии оснований, установленных Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" 19 Проведение личного приема руководством Росреестра и территориальных органов Росреестра представителей подконтрольных субъектов, в том числе по вопросам организации и проведения проверок, соблюдения требований законодательства при осуществлении Росреестром государственного контроля (надзора) Управление государственного геодезического и земельного надзора (Дмитриев Ю.Е.), Управление по контролю и надзору в сфере саморегулируемых организаций (Соколова М.Г.), Управление кадастровых работ и землеустройства (Харитов М.Д.), Управление
Приказ Россельхознадзора от 13.07.2018 N 729 "Об утверждении ведомственных программ комплексной профилактики рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям" (вместе с "Программой профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушений обязательных требований, соблюдение которых оценивается Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору при проведении мероприятий по государственному земельному надзору в отношении земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", на 2018 - 2020 годы", "Программой профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушений обязательных требований, соблюдение которых оценивается Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору при проведении мероприятий по государственному надзору в области обеспечения качества и безопасности зерна и продуктов его переработки, на 2018 - 2020 гг.", "Программой профилактики нарушений Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору при проведении мероприятий по государственному карантинному фитосанитарному контролю (надзору) на 2018 - 2020 годы", "Программой профилактики нарушений Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору при проведении мероприятий по государственному надзору в области семеноводства в отношении семян сельскохозяйственных растений на 2018 - 2020 годы", "Программой профилактики нарушений Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору при проведении мероприятий по государственному ветеринарному надзору, в том числе ветеринарному контролю в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации и (или) местах полного таможенного оформления на 2018 - 2020 годы", "Программой профилактики нарушений Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору при проведении мероприятий по государственному надзору в области обращения лекарственных средств для ветеринарного применения на 2018 - 2020 годы")
субъектов; - в рамках приема граждан (физических лиц) даны разъяснения по вопросам государственного земельного надзора 685 гражданам; - выдано 2068 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований в сфере государственного земельного надзора. Также территориальными управлениями Россельхознадзора проводится работа по размещению на сайтах ответов/разъяснений по часто задаваемым вопросам в сфере государственного земельного надзора. На сайте Россельхознадзора создан раздел, в котором аккумулируется необходимая поднадзорным субъектам информация в части государственного земельного надзора (http://fsvps.ru/fsvps/ground). Несмотря на весь объем работы, проведенный в 2017 году Россельхознадзором для разъяснения поднадзорным субъектам обязательных требований в сфере государственного земельного надзора, а также для предупреждения нарушения обязательных требований, общий объем выявленных в 2017 году нарушений составил 25129 (из них 18031 по отраслевым статьям) против 24733 (из них 16710 по отраслевым статьям) в 2016 году. Увеличение выявленных Россельхознадзором нарушений требований земельного законодательства связано, в первую очередь, с нарушениями требований земельного законодательства, которые выражаются в бездействии правообладателя земельного участка сельскохозяйственного назначения, влекущем его
Постановление № А70-17907/2022 от 03.08.2023 АС Западно-Сибирского округа
местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных указанным пунктом. С учетом изложенного следует признать обоснованным объявление управлением предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований в области охраны окружающей среды и обращения с отходами администрации, осуществляющей распоряжение земельными участками, на которых расположены спорные объекты размещения ТКО. Оспариваемое предостережение вынесено компетентным органом в пределах его полномочий; по форме и содержанию соответствует требованиям Закона № 248-ФЗ. Вопреки позиции судов первой и апелляционной инстанций из данного предостережения не следует возложение непосредственно на администрацию обязанностей, установленных действующим законодательством в отношении субъектов, осуществляющих хозяйственную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Управление лишь указало на недопустимость нарушения обязательных требований при эксплуатации объектов размещения ТКО, находящихся на территории Надымского района, в целях побуждения органа местного самоуправления района (лица, осуществляющего распоряжение
Постановление № А11-13886/2021 от 24.07.2023 АС Волго-Вятского округа
земельном участке отсутствуют признаки агротехнических мероприятий, участок зарос древесно-кустарниковой и иной сорной растительностью, Обществу предписано устранить выявленные нарушения земельного законодательства путем приведения земельного участка с кадастровым номером 44:07:023601:803 в надлежащий вид и использовать участок в соответствии с его целевым назначением. Суды первой и апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего спора руководствовались письмом Общества от 27.06.2022 № 24, направленном в ответ на выданное предостережение, в котором содержалась информация о частичном устранении выявленных нарушений (на основании договора подряда от 01.05.2022 № 10-2022 выполнено 70 процентов работ), и посчитали нарушения земельного законодательства устраненными. Вместе с тем, суды не исследовали указанное письмо применительно к требованию закона о надлежащем использовании Обществом на протяжении длительного срока (трех лет) земельного участка по его назначению (сельскохозяйственное производство), в то время как из содержания предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований от 21.10.2021 № 11 следовало, что участок, находящийся у Общества в аренде с 2016 года, зарос древесно-кустарниковой и сорной
Постановление № А32-18393/2021 от 02.06.2022 АС Северо-Кавказского округа
участка площадью 33,4378 га не осуществляется охрана земель, не проводятся агротехнические (в том числе обработка почвы) и фитосанитарные мероприятия, что способствовало его зарастанию сорной и древесно-кустарниковой растительностью, частично лесом, непроведение агротехнических и фитосанитарных мероприятий способствует образованию сухостоя. Управлением Россельхознадзора выдано предостережение от 16.04.2021 № 16-14/1590 о недопустимости нарушения обязательных требований. Ссылаясь на то, что садоводческое партнерство не использует земельный участок с кадастровым номером 23:49:0407004:1924 по целевому назначению (для сельскохозяйственного производства), территориальное управление обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением. В силу части 1 статьи 4 Кодекса заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов, в порядке, установленном данным Кодексом. Гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота и регулирует, в частности, договорные и иные обязательства (пункт 1 статьи 2 Гражданского кодекса). Защита гражданских прав осуществляется способами, закрепленными в статье 12 Гражданского кодекса, а также иными способами, предусмотренными законом. Способ защиты должен
Постановление № А28-1437/19 от 09.06.2020 АС Кировской области
28.06.2018 составило акт планового (рейдового) осмотра (обследования) земель, земельных участков и частей земельных участков, расположенных на территории муниципального образования «Город Киров». В акте указано на выявление факта самовольного размещения ограждения (деревянного забора) на территории земель кадастрового квартала с номером 43:40:000386 вдоль проезжей части улицы Урицкого от здания 42 по направлению к дому 48 корпус 1 по улице Урицкого в непосредственной близости от проезжей части. Теруправление 06.07.2018 направило ИП ФИО4 предостережение о недопустимости нарушения в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства Кировской области и требований, установленных муниципальными правовыми актами, по факту размещения ограждения (деревянного забора) на территории земель кадастрового квартала 43:40:000386 вдоль проезжей части улицы Урицкого, от здания 42 по направлению к дому 48, корпус 1, в непосредственной близости от проезжей части, в котором предложило принять меры к обеспечению соблюдения требований законодательства Российской Федерации, законодательства Кировской области и требований, установленных муниципальными правовыми актами. Предостережение получено ИП ФИО4
Решение № 2-728/2022 от 01.03.2022 Белгородского районного суда (Белгородская область)
течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу. В судебном заседании представитель истца поддержала исковые требования. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие ответчика. Исследовав обстоятельства по представленным доказательствам, оценив их в совокупности, суд признает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению. Факт нарушения земельного законодательства подтверждается актами планового (рейдового) осмотра, проведенного на основании планового (рейдового) задания на проведение рейдовых осмотров, обследований, с приложенными фототаблицами и предостережениями о нарушении земельного законодательства в адрес ответчика. Предостережения получены ответчиком. Однако, до настоящего времени данные нарушения ответчиком не устранены. Статьей 12 ГК РФ предусмотрено, что защита гражданских прав осуществляется в том числе, путем восстановления положения, существовавшего до нарушения правь и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. Земельным законодательством Российской Федерации, в частность п. 1 ст. 25 ЗК РФ предусмотрено, что права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV ЗК РФ, возникают по
Решение № 2А-234/2017 от 20.01.2017 Кетовского районного суда (Курганская область)
39/7 "О применении предостережения о недопустимости нарушения закона". Так, из оспариваемого предостережения следует, что основанием для вынесения оспариваемого предостережения послужил факт неоднократных проверок Кетовским отделом Управления Росреестра по Курганской области земельного законодательства в отношении ФИО2 в 2011, 2013, 2015 и 2016 г.г., а также привлечение ее к административной ответственности по результатам этих проверок. Однако, данное обстоятельство не свидетельствует достоверно о каких-либо готовящихся действиях либо бездействии адресата предостережения, составляющих правонарушение, о причинно-следственной связи действий (бездействия) с нарушением каких-либо прав ФИО2 Проведение проверок соблюдения земельного законодательства регламентировано ст. 71 Земельного кодекса Российской Федерации, ст.ст. 22.2 и 23.21 КоАП РФ, п. 2 Положения о государственном земельном надзоре, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.01.2015 г. № 1, а также п.п. 7.1.18, 9.1.8 Положения об Управлении Росреестра по Курганской области, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 27.10.2009 г. № 306. Привлечение к административной ответственности по результатам данных проверок, по ст. 19.5 КоАП
Решение № 2А-320/22 от 04.03.2022 Ленинскогого районного суда г. Ставрополя (Ставропольский край)
Положения, при осуществлении государственного земельного надзора проведение профилактических мероприятий, направленных на снижение риска причинения вреда (ущерба), является приоритетным по отношению к проведению контрольных (надзорных) мероприятий. В соответствии с п. 26 Положения, одним из видов профилактических мероприятий является объявление предостережений. Указанные в предостережении действия (бездействие) - огораживание земель и их использование в личных целях при отсутствии прав на землю, могут привести к нарушению ст. ст. 25, 26 ЗК РФ. Данное противоправное действие является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена ст. 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ). Самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на земельный участок в соответствии со ст. 7.1 КоАП РФ влечет административную ответственность. При этом под самовольным занятием земель понимается пользование чужим земельным участком при отсутствии воли собственника этого участка (иного уполномоченного им лица), выраженной в установленном порядке.
Решение № 2А-584/2022 от 20.04.2022 Красносулинского районного суда (Ростовская область)
произведен перерасчет земельного налога за 2018, 2019 года. Административный истец указывает на неправомерность указанного перерасчета, поскольку согласно Решению собрания депутатов Красносулинского городского поселения № от 24.11.2016 земельные участки, занятые жилищным фондом облагаются налогом по ставке 0,3%, следовательно, применение более высокой ставки в размере 1,5% противоречит нормативно правовым актам Красносулинского городского поселения, учитывая категорию земельного участка, согласно правоустанавливающим документам. 25 июня 2021 года Главой Администрации Красносулинского городского поселения в его адрес направлено Предостережение о недопустимости нарушений обязательных требований земельного законодательства № от 24.06.2021. Из текста Предостережения стало известно, что в период с 07.06.2021 по 21.06.2021 ведущим специалистом отдела земельно-имущественных отношений и строительства Администрации Красносулинского городского поселения ФИО7, на основании планового (рейдового) задания от 24.05.2021 № проведено обследование его земельного участка. По результатам обследования сделан вывод, что в его действиях усматривается нецелевое использование земельного участка с КН <данные изъяты>. Данное предостережение обжаловано Красносулинскому городскому прокурору. В результате проверки установлено, что результаты проверки,