ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Приаэродромная территория - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Постановление № 306-АД14-3173 от 17.04.2015 Верховного Суда РФ
и по согласованию с собственником аэродрома. Положениями пункта 1 статьи 47 Воздушного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что размещение в районе аэродрома зданий, сооружений, линий связи, линий электропередачи, радиотехнических и других объектов, которые могут угрожать безопасности полетов воздушных судов или создавать помехи в работе радиотехнического оборудования, устанавливаемого на аэродроме, должно быть согласовано с собственником аэродрома и осуществляться в соответствии с воздушным законодательством Российской Федерации. Пунктом 58 Правил № 138 предусмотрено что, для каждого аэродрома устанавливается приаэродромная территория . Границы приаэродромной территории определяются по внешней границе проекции полос воздушных подходов на земную или водную поверхность, а вне полос воздушных подходов - окружностью радиусом 30 км от контрольной точки аэродрома. Приаэродромная территория является зоной с особыми условиями использования территории и отображается в схеме территориального планирования соответствующего субъекта Российской Федерации. В пределах приаэродромной территории, в частности, запрещается строительство и развитие промышленных объектов, объектов капитального и индивидуального жилищного строительства и иных объектов без согласования со
Определение № 304-КГ17-3959 от 30.06.2017 Верховного Суда РФ
объектов в пределах приаэродромной территории должны проводиться с соблюдением требований безопасности полетов воздушных судов, с учетом возможных негативных воздействий оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье граждан и деятельность юридических лиц и по согласованию с собственником аэродрома. Общество указывает, что аэродром «Плеханово» зарегистрирован в государственном реестре аэродромов и вертодромов. В соответствии с пунктом 58 Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.2010 №138, для каждого аэродрома устанавливается приаэродромная территория . Границы приаэродромной территории определяются по внешней границе проекции полос воздушных подходов на земную или водную поверхность, а вне полос воздушных подходов - окружностью радиусом 30 км от контрольной точки аэродрома. Приаэродромная территория является зоной с особыми условиями использования территории и отображается в схеме территориального планирования соответствующего субъекта Российской Федерации. Общество указывает, что контрольная точка, от которой автоматически устанавливается приаэродромная территория радиусом 30 км., зарегистрирована надлежащим образом, и обращаясь в суд, авиакомпания отмечала, что
Определение № 08АП-10447/18 от 18.09.2019 Верховного Суда РФ
оператором аэродрома гражданской авиации или организацией, осуществляющей эксплуатацию аэродрома экспериментальной авиации либо уполномоченной федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится аэродром государственной авиации, и осуществляется в соответствии с воздушным законодательством Российской Федерации. В нарушение требований Воздушного кодекса Администрацией города Нижневартовска разрешение на строительство мусоросортировочной станции не было согласовано с собственником аэродрома. Пунктом 58 Федеральных правил использования воздушного пространства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.2010 № 138, предусмотрено, что для каждого аэродрома устанавливается приаэродромная территория , границы которой определяются по внешней границе проекции полос воздушных подходов на земную или водную поверхность, а вне полос воздушных подходов – окружностью радиусом 30 км от контрольной точки аэродрома. Приаэродромная территория является зоной с особыми условиями использования территории. Согласно пунктам 1 и 3 статьи 47 Воздушного кодекса в редакции Федерального Закона от 01.07.2017 № 135-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории
Кассационное определение № 32-КАД20-1 от 25.06.2020 Верховного Суда РФ
на земельном участке. Согласно пункту 1 и подпункту 1 пункта 2 статьи 56 Земельного Кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным Кодексом, федеральными законами, в том числе путем установления ограничения использования земельных участков в зонах с особыми условиями использования территорий. В соответствии с пунктом 4 статьи 1 Градостроительного Кодекса Российской Федерации к зонам с особыми условиям использования территорий относятся в том числе охранные, санитарно-защитные зоны, приаэродромная территория и иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации. Статьей 2 Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» установлено, что для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах устанавливаются охранные зоны. Решения об установлении, изменении, о прекращении существования охранных зон особо охраняемых природных территорий, в отношении охранных зон природных
Определение № 306-ЭС21-5959 от 24.05.2021 Верховного Суда РФ
подписью заявителя; 3) схема объекта в плане с указанием размеров объекта в горизонтальной плоскости, скрепленная печатью и подписью заявителя; 4) оригинал заключения Роспотребнадзора. Заявитель, считая данный отказ незаконным и не обоснованным, действия Приволжского МТУ Росавиации создающими препятствия в осуществлении заявителем строительства представленного объекта, что нарушает его права и интересы, обратился в арбитражный суд. Отказывая в удовлетворении требований, суды исходили из следующего. Согласно пункту 2 статьи 47 Воздушного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) приаэродромная территория является зоной с особыми условиями использования территорий, которая, согласно пункту 1 статьи 47 ВК РФ, устанавливается решением уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов, перспективного развития аэропорта и исключения негативного воздействия оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье человека и окружающую среду в соответствии с ВК РФ, земельным законодательством, законодательством о градостроительной деятельности с учетом требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Решением, указанным
Постановление № А57-10828/2021 от 26.04.2022 АС Поволжского округа
Саратовской транспортной прокуратурой в пределах предоставленных полномочий вынесено решение о проведении проверки от 02.04.2021 № 45 и проведена проверка Общества в части исполнения требований законодательства о безопасности полетов при использовании воздушного пространства в непосредственной близости аэродрома Саратов (Гагарин), решение о проведении проверки № 45 от 02.04.2021 получено директором общества, что подтверждается его подписью в решении. Согласно пункту 2 статьи 47 Федерального закона от 19.03.1997 N 60-ФЗ "Воздушный кодекс Российской Федерации" (далее - ВК РФ) приаэродромная территория является зоной с особыми условиями использования территорий, которая, согласно пункту 1 статьи 47 ВК РФ, устанавливается решением уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов, перспективного развития аэропорта и исключения негативного воздействия оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье человека и окружающую среду в соответствии с ВК РФ, земельным законодательством, законодательством о градостроительной деятельности с учетом требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Решением, указанным
Постановление № Ф03-2869/2022 от 23.06.2022 АС Дальневосточного округа
сохранение природных лечебных ресурсов, предотвращение загрязнения, засорения, заиления водных объектов и истощения их вод, сохранение среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира; 5) обеспечение обороны страны и безопасности государства (пункт 1). Статьей 105 ЗК РФ предусмотрена возможность установления ограничений использования земельных участков путем установления зон с особыми условиями использования территорий, в том числе приаэродромной территории (пункт 8). В силу пунктов 1 и 3 статьи 47 Воздушного кодекса Российской Федерации приаэродромная территория устанавливается актом уполномоченного Правительством Российской Федерации органа исполнительной власти. На приаэродромной территории могут выделяться семь подзон, в которых устанавливаются ограничения использования объектов недвижимости и осуществления деятельности. В частности, в четвертой подзоне запрещается размещать объекты, создающие помехи в работе наземных объектов средств и систем обслуживания воздушного движения, навигации, посадки и связи, предназначенных для организации воздушного движения и расположенных вне первой подзоны. Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2017 № 1460 утверждены Правила установления приаэродромной территории, согласно
Постановление № А20-1050/2023 от 12.12.2023 АС Северо-Кавказского округа
участка – под строительство 7 – 18 этажного многоквартирного дома с встроенно-пристроенными помещениями общественного назначения, для торговли (далее – спорный участок). 12 июля 2021 года издан приказ № 228-П, которым в соответствии со статьей 47 Воздушного кодекса Российской Федерации, подпунктом «в» пункта 2 Правил установления приаэродромной территории, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2017 № 1460, подпунктом 9.9 Положения о Федеральном агентстве воздушного транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 396 установлена приаэродромная территория аэродрома Нальчик согласно приложению к приказу № 228-П. 27 апреля 2022 года администрацией городского округа Нальчик обществу выдано разрешение на строительство № 07-301000-45-2022 торгово-жилого комплекса по пр. Шогенцукова, 21 в г. Нальчике сроком до 30.07.2025 (далее – разрешение № 07-301000-45-2022) на спорном участке. Общество обратилось за финансированием инвестиционного проекта по строительству торгово-жилого комплекса в АО «Московский индустриальный банк», которое письмом от 26.01.2023 № 43-05/2497 отказало в рассмотрении вопроса о финансировании, сославшись на обременение спорного
Постановление № А70-24153/2022 от 07.12.2023 АС Западно-Сибирского округа
Арбитражного суда Западно-Сибирского округа судебное заседание по рассмотрению кассационной жалобы отложено для представления сторонами дополнительных пояснений в порядке статьи 81 АПК РФ относительно наличия возможности осуществления деятельности по сельскохозяйственному производству в зоне Ж1 (зона застройки индивидуальными жилыми домами), к которой отнесен спорный земельный участок; а также наличия препятствий в использовании земельного участка с кадастровым номером 72:17:0000000:772 ввиду его расположения в границах зоны с особыми условиями использования территории: шестая подзона приаэродромной территории аэродрома Тюмень (Рощино), приаэродромная территория аэродрома Плеханова. Обществом представлены дополнительные пояснения, в которых указывает, что установленные в отношении зоны с особыми условиями использования территории (шестая подзона приаэродромной территории аэродрома Плеханово) ограничения запрещают размещать объекты, способствующие привлечению и массовому скоплению птиц, что делает невозможным использование спорного земельного участка в сельскохозяйственной деятельности. Управление в своих пояснениях отмечает, что Градостроительным регламентом в качестве одного из видов разрешенного использования земельного участка установлено – выращивание сельскохозяйственных культур, а также обращает внимание на факт взыскания
Постановление № А21-15923/2022 от 09.01.2024 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда
28.01.2022 № 6-р и заключенным на основании указанного распоряжения Договором Участки предоставляются для осуществления инвестиционного проекта по многоэтажной жилой застройке. При этом Договор содержит указание на расположение Участков в пределах четвертой подзоны приаэродромной территории аэродрома Калининград (Храброво). Статьей 105 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрена возможность установления ограничений использования земельных участков путем установления зон с особыми условиями использования территорий, в том числе приаэродромной территории (пункт 8). Согласно пункту 2 статьи 47 Воздушного кодекса Российской Федерации приаэродромная территория является зоной с особыми условиями использования территорий. Выделение четвертой подзоны согласно пункту 1(1) Положения о приаэродромной территории и Правил разрешения разногласий, возникающих между высшими исполнительными органами государственной власти субъектов российской федерации, уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти и Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека при согласовании проекта акта об установлении приаэродромной территории и при определении границ седьмой подзоны приаэродромной территории, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от
Решение № 2А-303/2022 от 26.05.2022 Гаврилов-ямского районного суда (Ярославская область)
со дня вступления решения суда в законную силу разработать и принять проект внесения изменений в генеральный план и правила землепользования и застройки городского поселения Гаврилов-Ям с учетом приаэродромной территории аэродрома Ярославль (Туношна). В обоснование заявленных требований административный истец ссылается на то, что Ярославской транспортной прокуратурой по заданию Северо-Западной транспортной прокуратуры проводился анализ состояния законности исполнения воздушного и градостроительного законодательства при возведении многоэтажных жилых домов и иных объектов в границах приаэродромной территории аэродрома Ярославль (Туношна). Приаэродромная территория аэродрома Ярославль (Туношна) установлена приказом Федерального агентства воздушного транспорта от 17 августа 2020 года № 1022-П, копия которого направлена в органы местного самоуправления муниципальных образований, в границах территорий которых расположена данная приаэродромная территория. Надзорными мероприятиями, проведенными в июне 2021 года, установлено, что администрацией городского поселения Гаврилов-Ям не внесены изменения, направленные на отображение установленной приаэродромной территории аэродрома Ярославль (Туношна) в документы территориального планирования - генеральный план и правила землепользования и застройки городского поселения Гаврилов-Ям, что
Решение № 2А-304/2022 от 17.05.2022 Гаврилов-ямского районного суда (Ярославская область)
Ярославль (Туношна), разработать и принять проект внесения изменений и утвердить документы территориального планирования (Генеральный план, правила землепользования и застройки) Заячье-Холмского, Митинского и Великосельского сельских поселений с учетом приаэродромной территории аэродрома Ярославль (Туношна). В обоснование заявленных требований административный истец ссылается на то, что Ярославской транспортной прокуратурой по заданию Северо-Западной транспортной прокуратуры проводился анализ состояния законности исполнения воздушного и градостроительного законодательства при возведении многоэтажных жилых домов и иных объектов в границах приаэродромной территории аэродрома Ярославль (Туношна). Приаэродромная территория аэродрома Ярославль (Туношна) установлена приказом Федерального агентства воздушного транспорта от 17.08.2020 № 1022-П, копия которого направлена в органы местного самоуправления муниципальных образований, в границах территорий которых расположена данная приаэродромная территория. Надзорными мероприятиями, проведенными в июне 2021 года, установлено, что администрацией Гаврилов-Ямского муниципального района не внесены изменения, направленные на отображение установленной приаэродромной территории аэродрома Ярославль (Туношна) в схему территориального планирования Гаврилов-Ямского муниципального района, документы территориального планирования (Генеральный план, правила землепользования и застройки) Заячье-Хомского, Митинского и