ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Приватизация жилого дома - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Определение № 12АП-15411/17 от 03.06.2019 Верховного Суда РФ
определить невозможно, на что указали эксперты при проведении судебной экспертизы по настоящему делу. Таким образом, поскольку доказательств неисполнения ответчиком его обязательств по проведению капитального ремонта на даты начала приватизации в спорных домах, в период, когда дома передавались в управление Товариществу, а также на даты последних приватизаций помещений в домах, истцом не представлено, то при ухудшении состояния общего имущества повторно такая обязанность возложена быть не может. Иное толкование позволило бы до окончания приватизации всех жилых помещений в каждом многоквартирном доме по мере наступления необходимости в выполнении капитального ремонта, производить его только за счет бывшего наймодателя и исключить из данного процесса собственников, на которых такая обязанность возложена законом ( статья 210 Гражданского кодекса, статья 158 Жилищного кодекс). Доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о допущенных судами нарушениях норм материального и процессуального права, которые бы служили достаточным основанием в силу части 1 статьи 291.11 АПК РФ к отмене обжалуемых судебных актов. С учетом изложенного
Определение № 308-ЭС15-4573 от 21.05.2015 Верховного Суда РФ
включения объектов жилищного фонда в состав имущества приватизируемых предприятий был установлен абзацем 7 пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 10.01.1993 № 8 «Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий». С учетом изложенного суды сделали правильный вывод о том, что спорный объект относился к объектам, не подлежащим приватизации, в связи с чем основания для возникновения у общества права собственности на спорное имущество отсутствовали в силу закона. То обстоятельство, что на момент приватизации спорный жилой дом не был достроен и являлся объектом незавершенного строительства, не изменяет его фактического назначения (жилой дом), поэтому в ходе приватизации государственного предприятия Мостовского производственного мебельно-деревообрабатывающего объединения «Юг» спорный объект не мог быть включен в план приватизации. Само по себе акционирование государственного предприятия и переход жилого дома в собственность общества не должны влиять на жилищные права граждан, вселившихся и проживающих в нем, в том числе и на право бесплатной передачи жилья в собственность граждан, установленное
Определение № 12АП-15717/17 от 28.05.2019 Верховного Суда РФ
2007 года», утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 01.08.2007, указала, что после исполнения бывшим наймодателем обязательства по капитальному ремонту жилых помещений, а также общего имущества в многоквартирном доме обязанность по производству последующих капитальных ремонтов лежит на собственниках жилых помещений, в том числе на гражданах, приватизировавших жилые помещения. При этом приватизация спорных домов началась в 1992-1993 годах. С 2004 года дома, находившиеся на балансе Учреждения, передавались в управление товариществу собственников жилья «Днепр 2004» (далее – Товарищества), в последующем вошедшему в Ассоциацию. Как установили суды, на дату передачи, дома имели дефекты и недостатки, зафиксированные в дополнительных условиях приема-передачи жилых домов от 21.02.2004. Положенные в основу обжалуемых судебных актов вновь выявленные недостатки, квалифицируемые как требующие капитального ремонта, не были отражены в дополнительных условиях приема-передачи жилых домов на дату передачи домов в управление Товариществом в 2004 году, их наличие в указанный период первичными документами не подтверждается. Осмотры были произведены через существенный промежуток
Определение № 12АП-10159/2014 от 27.04.2015 Верховного Суда РФ
части муниципальных квартир прошла приватизация части квартир гражданами, проживающими в данном доме. Полагая, что наймодатель несет обязательства по капитальному ремонту как жилых помещений, так и общего имущества в многоквартирном доме до момента исполнения обязательства, поскольку на момент приватизации дом требовал капитального ремонта, истец обратился в суд с настоящим иском. Удовлетворяя заявленные требования, суды руководствовались положениями Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Закона от 04.07.1991 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», действующими в спорный период, и исходили из того, что обязанность по производству капитального ремонта жилых помещений многоквартирного дома, возникшая у бывшего наймодателя (органа государственной власти или органа местного самоуправления) и не исполненная им на момент приватизации гражданином занимаемого в этом доме жилого помещения, сохраняется до исполнения обязательства. Установив, что на момент приватизации гражданами жилых помещений требовался капитальный ремонт дома , доказательств проведения которого
Решение № А55-695/05-15 от 19.05.2005 АС Самарской области
№ 1. В указанное Приложение вошел перечень незавершенного капитального строительства и неустановленного оборудования, в том числе и жилой дом по ул. АрцыбушевскоЙ, 27-а. Указанный жилой дом был включен в Акт оценки стоимости незавершенного капитального строительства и неустановленного оборудования (Приложение № 2 к Плану приватизации) и, соответственно, в План приватизации (п. 13 части II первого раздела) ошибочно, так на момент приватизации жилой дом был введен в эксплуатацию. Кроме того, истец указал на то, что приватизация жилого дома совершена с нарушением требований законодательства. Определением от 06.04.2005 суд, на основании ходатайства истца, исключил Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Самарской области из числа ответчиков и привлек его в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований. Комитет по управлению имуществом г. Самары отзыв не представил, о судебном заседании извещен. В отзыве на иск Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Самарской области считает требования истца подлежащими удовлетворению. В
Определение № 15АП-4573/2014 от 22.04.2014 Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда
истцу указанного имущества по акту от 26.08.1996 истец открыто и добросовестно владеет им. К участию в деле третьими лицами без самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Министерство имущественных и земельных отношений, финансового оздоровления предприятий, организаций Ростовской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ростовской области, администрация Кормовского сельского поселения Ремонтненского района Ростовской области. Решением суда от 11 февраля 20124 года истцу в удовлетворении иска отказано. Суд пришел к выводу, что приватизация жилого дома должна была осуществляться в соответствии с Законом Российской Федерации от 04.07.1991 №1541 -1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации». Истец не обосновал использование жилого дома в предпринимательских целях, тем самым не подтвердил подведомственность требований в данной части арбитражному суду. Признание права собственности в рамках арбитражного процесса на жилой дом ведет к обходу требований закона, что является недопустимым. В части требования о признании права собственности на кошару площадью 435,7 кв.м суд указал на
Постановление № А32-16174/16 от 15.02.2018 АС Северо-Кавказского округа
Прокуратура представила отзыв на кассационную жалобу, в котором просит судебные акты оставить без изменения, жалобу без удовлетворения. В судебном заседании представитель общества поддержал доводы кассационной жалобы, представитель прокуратуры возражал против ее удовлетворения. Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что судебные акты надлежит отменить в части применения последствий недействительной сделки по следующим основаниям. Ейской межрайонной прокуратурой по обращению ФИО5 и других граждан проведена проверка соблюдения законодательства о приватизации жилого дома (общежития), расположенного по адресу: <...>. На основании указанной проверки установлено, что согласно плану приватизации государственного предприятия Ейский комбинат хлебопродуктов (в данное время общество), утвержденному 01.09.1993 заместителем председателя комитета по управлению государственным имуществом Краснодарского края и зарегистрированному 03.11.1993 департаментом по финансам и контролю Краснодарского края, в состав имущества, подлежащего передаче в собственность АООТ «Ейский портовый элеватор», вошло здание общежития, расположенное по вышеуказанному адресу. На основании указанного плана приватизации здание общежития, расположенное по ул. Победы,
Решение № 2-1548/13 от 18.07.2013 Азовского городского суда (Ростовская область)
собственности, УСТАНОВИЛ: Истцы являются родными детьми ФИО2 и ФИО4. ДД.ММ.ГГГГ на основании ордера №, выданного Постановлением главы <данные изъяты> сельской администрации, семье истцов и ответчиков, состоящей из 4-х человек была выделена жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ КСП «<данные изъяты>» являвшееся собственником жилого дома, передало ФИО2 и ФИО4 жилой дом в собственность на основании приватизации. Истцы в момент передачи жилого дома в собственность были несовершеннолетними, и о приватизации им известно не было. Приватизация жилого дома ущемляет права истцов, в связи с чем, они просят признать приватизацию в части 1/2 доли жилого дома недействительной. Уменьшить право собственности ФИО2 и ФИО4 до 1/4 доли, передав каждому из истцов по 1/4 доли в праве общей долевой собственности. ФИО5 в судебное заседание не явился, о месте и времени извещен надлежащим образом. Дело рассмотрено в порядке ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) в отсутствие истца. ФИО1 в судебное заседание
Решение № 2-414/15 от 28.04.2015 Мензелинского районного суда (Республика Татарстан)
поселения Мензелинского муниципального района Республики Татарстан о включении жилого помещения в реестр жилищного фонда, УСТАНОВИЛ: ФИО1 обратилась в суд с вышеназванным исковым заявлением к исполнительному комитету Коноваловского сельского поселения Мензелинского муниципального района РТ, мотивируя свои требования тем, что является нанимателем жилого помещения расположенного по адресу: РТ, <адрес>, на основании договора социального найма № от ДД.ММ.ГГГГ По указанному адресу зарегистрирована с ДД.ММ.ГГГГ. При обращении к ответчику по вопросу приватизации данного жилого помещения, выяснилось, что приватизация жилого дома невозможна в связи с его отсутствием в реестре муниципальной собственности сельского поселения.язанова Просит обязать исполком Коноваловского сельского поселения Мензелинского муниципального района РТ включить жилое помещение по адресу: РТ, <адрес>, в реестр муниципальной собственности Коноваловского сельского поселения Мензелинского муниципального района РТ. В судебном заседании истец ФИО1 поддержала исковые требования и пояснила, что договор социального найма данного помещения по адресу: РТ, <адрес>, заключен в феврале 2015 года с ее супругом ФИО3 на состав семьи из