ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Признание незаконным постановления органа местного самоуправления - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Определение № 306-КГ18-19118 от 03.10.2018 Верховного Суда РФ
делу № А57-5073/2015 в Верховном Суде Российской Федерации, в счет уплаты государственной пошлины за подачу кассационной жалобы по настоящему делу. Согласно статье 104 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания и порядок возврата или зачета государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. В соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации за подачу кассационной жалобы по настоящему делу, в котором заявлено требование о признании незаконным постановления органа местного самоуправления , подлежит уплате государственная пошлина в размере 1500 руб. Пунктом 6 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что плательщик государственной пошлины имеет право на зачет излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины в счет суммы государственной пошлины, подлежащей уплате за совершение аналогичного действия. Названной нормой установлены сроки и порядок подачи заявления о зачете. Рассмотрев ходатайство Общества и представленные в его обоснование документы, установив, что уплаченная по платежному поручению от 21.03.2016 № 4454
Определение № 8-КГ21-3 от 19.07.2021 Верховного Суда РФ
исковой давности для обращения в суд с исковыми требованиями о признании недействительным данного договора с дополнительным соглашением к нему, суд первой инстанции отклонил с указанием на ничтожность этого договора и применение к заявленным требованиям трехлетнего срока исковой давности. Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, дополнительно отметив, что необоснованная выплата Якимову Р.П. денежных средств имела место в результате незаконных действий Администрации Ярославского муниципального района. Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции, оставляя без изменения судебные постановления судов первой и апелляционной инстанций, признала содержащиеся в них выводы законными и обоснованными. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что выводы судебных инстанций основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения. 1. Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище, причем органы государственной власти и местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище,
Решение № А57-25824/18 от 19.02.2019 АС Саратовской области
интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, суд принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными. В соответствии с частью 4 статьи 201 АПК РФ суд в резолютивной части решения указывает на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя. Суд учитывает, что в данном случае для восстановления прав заявителя достаточно отмены незаконного ненормативного правового акта, в чем и состоит цель заявителя, а именно: признание незаконным постановления органа местного самоуправления , которое считается недействительным с момента его издания. При обращении в суд с настоящим заявлением ИП Петровым Д.В. была оплачена государственная пошлина в размере 3600 руб. Государственная пошлина распределяется в порядке ст. 110 АПК РФ. Руководствуясь статьями 27, 110, 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд Р Е Ш И Л: Признать постановление Администрации Марксовского муниципального района Саратовской области от 15 ноября 2018 года № 2016-н «Об
Решение № А58-5998/10 от 25.11.2010 АС Республики Саха (Якутия)
заседания Межведомственной комиссии по использованию жилых и нежилых помещений (зданий) города Якутска от 29.06.2010 № 6. Общество, не согласившись с отказом в переводе нежилых помещений в жилые, обратилось с заявлением об оспаривании распоряжения Администрации № 1096р от 05.07.2010 в части. Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В силу положений статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 199 - 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для признания незаконными постановлений органов местного самоуправления являются несоответствие постановлений закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый
Постановление № А65-17324/16 от 05.12.2016 АС Республики Татарстан
г. по делу № А29-9824/2014, АС Дальневосточного округа от 12.11.2015 г. по делу № А37-2225/2014, АС Уральского округа от 25.09.2015 г. по делу № А34-8203/2014. Ссылка суда первой инстанции на постановление АС Поволжского округа от 17.12.2015 г. по делу № А65-5820/2015 признается апелляционным судом несостоятельной, поскольку не может рассматриваться как разъясняющая вопросы применения той или иной нормы права применительно к данному делу. В ходе рассмотрения дела № А65-5820/2015 не рассматривался вопрос о признании незаконным постановления органа местного самоуправления о признании тепловых сетей бесхозными и определении эксплуатирующей организации, а поэтому выводы суда кассационной инстанции по указанному делу не могли быть применены в ходе рассмотрения заявления общества в рамках рассматриваемого спора. Таким образом, данное дело подлежит рассмотрению судом первой инстанции в порядке главы 24 «Рассмотрение дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями,
Решение № А73-10527/17 от 11.10.2017 АС Хабаровского края
правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица. Таким образом, законодатель устанавливает, что признание состоявшихся торгов недействительными допускается только в судебном порядке и только по иску заинтересованного лица. Отмена результатов торгов самим организатором торгов после их проведения недопустима. При таких обстоятельствах действия Администрации по изданию постановления от 07.02.2017 № 137 по отмене состоявшихся торгов следует признать незаконными. Доводы ответчика о пропуске истцом 3-х месячного срока по требованию о признании незаконным постановления органа местного самоуправления судом признаны несостоятельными, поскольку указанный документ Администрацией в адрес Общества не направлялся, с содержанием постановления Общество ознакомилось во время проведения проверки Советско-Гаванской городской прокуратурой, при ознакомлении непосредственно с материалами прокурорской проверки. Также подлежит отклонению довод ответчика о наличии оснований для прекращения производства по данному требованию ввиду обжалования нормативно-правовых актов в связи с принятием Кодекса административного судопроизводства РФ. Нормативный правовой акт – это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом
Решение № 2-201/2017 от 14.07.2017 Пряжинского районного суда (Республика Карелия)
достигнуто. Нарушение прав истца оспариваемым постановлением, а именно – невозможность использования земельного участка с кадастровым номером № в изменившихся границах для целей индивидуального жилищного строительства – с достоверностью в судебном заседании не установлена. Обязанность доказать указанное обстоятельство, в силу положений части 1 статьи 56 ГПК РФ, возложена на сторону истца. Помимо этого, сведения о границах земельного участка с кадастровым номером № в настоящее время содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, а потому признание незаконным постановления органа местного самоуправления не повлечет за собой восстановления прав истца, которые тот полагает нарушенными. Исковые требования в части расторжения договора аренды и соглашения о замене стороны по договору суд также считает подлежащими отклонению. В соответствии с пунктом 2 статьи 620 ГК РФ по требованию арендатора договор аренды может быть досрочно расторгнут судом в случае, когда переданное арендатору имущество имеет препятствующие пользованию им недостатки, которые не были оговорены арендодателем при заключении договора, не были заранее известны
Апелляционное определение № 33-4878/2014 от 29.10.2014 Вологодского областного суда (Вологодская область)
собрания ДНТ «Шексна» от 28 февраля 2011 года об исключении Юдина А.В. из членов товарищества и постановление правления ДНТ «Шексна» от 26 марта 2012 года о принятии в члены товарищества Маркушевского А.И. Приняв во внимание изложенные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к обоснованным выводам об отсутствии правовых оснований для предоставления бесплатно в собственность Маркушевскому А.И. земельного участка №... и правомочий у него по распоряжению данным имуществом путем заключения договора купли-продажи, что повлекло признание незаконным постановления органа местного самоуправления и недействительной сделки по отчуждению участка с возвратом его владельцу. Учитывая, что в силу статьи 28 Федерального закона от 15 апреля 1998 года №66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» правом на бесплатное приобретение в собственность земельного участка, предоставленного до введения в действие настоящего Закона некоммерческим объединениям граждан, обладают только члены указанных организаций, а Маркушевский А.И. таковым не является, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции и полагает, что
Апелляционное определение № 2-1491/2021 от 11.03.2022 Челябинского областного суда (Челябинская область)
в администрацию г. Магнитогорска за разрешением на строительство до того, как администрация вышла с иском в суд о сносе самовольной постройки основанием для отмены судебного акта не являются, поскольку обращения в администрацию г. Магнитогорска последовали после составления акта о выявлении самовольной постройки в феврале 2020 года. При этом документов, необходимых для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, Бахрамовым Р.Б.о. при обращении в орган местного самоуправления не представлено (л.д. 138-144 т. 1). Признание незаконным постановления органа местного самоуправления о сносе самовольной постройки, вопреки доводам апелляционной жалобы, не исключает права органа местного самоуправления на обращение в суд с иском о сносе самовольной постройке в порядке, предусмотренном Гражданским процессуальным кодексом РФ, и удовлетворение его судом. Остальные доводы апелляционной жалобы, по сути, сводятся к несогласию ответчика и его представителя с непринятием судом их точки зрения, как должно быть разрешено дело и как должны быть, по их субъективному мнению, оценены имеющиеся в материалах дела