по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации. Суды, исследовав и оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений доказательства, пришли к выводу о наличии правовых оснований для признания за обществом «ДЗНВА» правасобственности на спорное имущество (шинопроводы №2 и №4) и истребования его на основании статьи 301 Гражданского кодекса Российской Федерации из чужого незаконного владения предприятия, которому спорные шинопроводы были переданы на обслуживание распоряжениями администрации № 199р от 20.02.2013 и № 1269р от 06.08.2013 как бесхозяйные. При этом суды руководствовались статьями 58, 217 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 1 статьи 11 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества », Законом Российской Федерации от 03.07.1991 № 1531-1 «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» и исходили из того, что спорные шинопроводы № 2 и № 4 были включены в план приватизации Дивногорского государственного завода
77:02:0016004:100777/009/2018-1) в качестве бесхозяйного на основании документов, представленных Департаментом, который 26.02.2020 обратился в Бабушкинский районный суд города Москвы с заявлением о признанииправасобственности на здание, как на бесхозяйный объект. На момент обращения (21.11.2020) Управления Росимущества с заявлением об осуществлении действий по государственной регистрации права собственности Российской Федерации в отношении объекта недвижимости в суде общей юрисдикции уже рассматривалось заявление о призвании права собственности города Москвы на строение. Решением Бабушкинского районного суда города Москвы 23.03.2021 по делу № 02-51/2021, вступившим в законную силу 24.04.2021, требования Департамента удовлетворены: на спорное здание признано право собственности города Москвы. Управление Росимущества обладало информацией о признании права собственности города Москвы на здание на основании решения Бабушкинского районного суда, которое не обжаловано. В силу части 1 статьи 58 Закона № 218-ФЗ права на недвижимое имущество , установленные решением суда, подлежат государственной регистрации в соответствии с данным Федеральным законом. На основании судебного акта суда общей юрисдикции Управление
акционерным обществом «Южно-Уральское» (далее - общество), согласно которому общество передает предприятию право собственности на сельхозтехнику, автотранспорт, недвижимое имущество и сооружения, в том числе на спорные объекты, которые с 19.01.2016 приняты на учет как бесхозяйные объекты, правообладателем является муниципальное образование Южноуральский сельсовет Переволоцкого района Оренбургской области. Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Оренбургской области от 31.05.2018 года по делу № А47-2080/2018 в удовлетворении требований администрации о признанииправа муниципальной собственности на спорные объекты, принятые на учет как бесхозяйные объекты недвижимости, отказано, поскольку спорное имущество передано обществом предприятию по договору купли-продажи от 29.05.2002, заключенному на основании утвержденного судом мирового соглашения по делу № А47- 377/2002, и находится в фактическом владении предприятия, поэтому отсутствие государственной регистрации права собственности на него не может являться единственным основанием для признания имущества бесхозяйным. После ликвидации общества по решению суда от 01.09.2005, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от 06.09.2019, учитывая, что по делу
о признанииправасобственности муниципального образования на спорные объекты, отпали основания регистрации права собственности названного лица, и, следовательно, для сохранения записи о государственной регистрации этого права, поскольку названное решение являлось единственным основанием возникновения права. При таких обстоятельствах суд пришел к выводу, что отказ регистрирующего органа в погашении записи о регистрации права собственности муниципального образования на названные объекты не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы предпринимателя Валеева Р.М., создавая для него необходимость обращаться с еще одним иском о признании права муниципального образования отсутствующим в ситуации, когда отменено решение, на основании которого осуществлена регистрация права. При этом отказывая в удовлетворении требований о признании незаконными действий Управления Росреестра по принятию на учет в качестве бесхозяйных недвижимых вещей, суды исходили из того, что обстоятельство обращения предпринимателя ФИО1 ранее в регистрирующий орган с заявлением о регистрации перехода права, которым ему было отказано, само по себе препятствием для постановки имущества на
по мотиву признания права собственности на объект за иным лицом. Судом округа был отклонен довод о том, что 15.07.2021 на основании решения Бабушкинского районного суда города Москвы от 23.03.2021 по делу № 02-51/2021, вступившего в законную силу 23.04.2021, в отношении спорного объекта недвижимости зарегистрировано право собственности города Москвы. Выражая свое несогласие с выводами судов, заявитель указывает, что вопреки утверждениям судов, Департамент обратился в Бабушкинекий районный суд города Москвы с заявлением о признанииправасобственности на бесхозяйный объект недвижимого имущества – спорное здание 26.02.2020, то есть на момент обращения Управления Росимущества с заявлением об осуществлении действий по государственной регистрации права собственности Российской Федерации в отношении спорного объекта недвижимости (21.11.2020) в суде общей юрисдикции уже несколько месяцев рассматривалось заявление Департамента о призвании права собственности города Москвы на спорный объект недвижимости. 23.03.2021 решением Бабушкинского районного суда города Москвы по делу № 02-51/2021 требования Департамента удовлетворены; 24.04.2021 названное решение суда общей юрисдикции вступило в
предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь (п. 1, 3 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации). Признание права собственности на бесхозяйное имущество подлежит осуществлению в особом порядке, предусмотренном гл. 33 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при отсутствии собственника данного имущества, когда он неизвестен либо отказался от права на него. Решение суда по заявлению о признании права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь является основанием возникновения у заявителя права в смысле ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации и, следовательно, правоустанавливающим документом. Между тем Акбулакский районный суд Оренбургской области, рассмотрев заявления муниципального образования о признании права муниципальной
расположенного по адресу: <...>. Свои исковые требования истец основывал на пункте 3 статьи 218, пункте 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации. Решением Арбитражного суда Республики Коми от 13.07.2007 г. в удовлетворении исковых требований отказано. При вынесении решения суд первой инстанции исходил из того, что по основаниям, указанным истцом, право собственности на бесхозяйное недвижимое имущество может быть установлено только за муниципальным образованием при соблюдении установленного законом порядка. Нормами действующего законодательства не предусмотрено признание права собственности на бесхозяйное имущество за иными юридическими лицами. Не согласившись с принятым решением, ООО «ТЭБУК» обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Республики Коми отменить, признать права, в том числе права собственности, права пользования, права владения, права распоряжения недвижимым имуществом – цех №2, площадью505,2 кв.м., расположенного по адресу: <...> за ООО «ТЭБУК». В обоснование апелляционной жалобы заявитель приводит доводы в обоснование своих исковых требований: право собственности на спорный
по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Способ приобретения права муниципальной собственности на объекты недвижимого имущества, предусмотренный ст. 218, 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, возможен в случае отсутствия правопритязаний на объект, а также фактического владения данным имуществом каким-либо лицом. Признание права собственности на бесхозяйное имущество подлежит осуществлению в особом порядке, предусмотренном гл. 33 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Решение суда по заявлению о признании права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь является основанием возникновения у заявителя права в смысле ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации и, следовательно, правоустанавливающим документом. Согласно ч. 3 ст. 263 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при подаче заявления или рассмотрении дела в порядке особого производства устанавливается наличие спора о праве, подведомственного
имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Из анализа приведенных правовых норм следует, что при обращении в суд с настоящим иском, истец должен доказать законность оснований возникновения права собственности на вещь: то обстоятельство, что спорный объект является бесхозяйным. Признание права собственности на бесхозяйное имущество подлежит осуществлению в особом порядке, предусмотренном главой 33 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при отсутствии собственника данного имущества, когда он неизвестен либо отказался от права на него. Решение суда по заявлению о признании права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь является основанием возникновения у заявителя права по смыслу статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации и, следовательно, правоустанавливающим документом. Частью 1 статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного
не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. В силу ч.1 ст. 226 Гражданского кодекса Российской Федерации движимые вещи, брошенные собственником или иным образом оставленные им с целью отказа от права собственности на них (брошенные вещи), могут быть обращены другими лицами в свою собственность в порядке, предусмотренном пунктом 2 настоящей статьи.Другие брошенные вещи поступают в собственность лица, вступившего во владение ими, если по заявлению этого лица они признаны судом бесхозяйными. Признание права собственности на бесхозяйное имущество подлежит осуществлению в особом порядке, предусмотренном гл. 33 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при отсутствии собственника данного имущества, когда он неизвестен либо отказался от права на него. В соответствии с частью 1 статьи 293 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав, что собственник отказался от права собственности на движимую вещь, принимает решение о признании движимой вещи бесхозяйной и передаче ее в собственность лица, вступившего во владение ею. Как следует из материалов дела,
иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь (п. 1, 3 ст. 225 ГК РФ). Признание права собственности на бесхозяйное имущество подлежит осуществлению в особом порядке, предусмотренном гл. 33 ГК РФ, при отсутствии собственника данного имущества, когда он неизвестен либо отказался от права на него. Решение суда по заявлению о признании права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь является основанием возникновения у заявителя права в смысле ст. 8 ГК РФ и, следовательно, правоустанавливающим документом. В соответствии с Решением Екатеринбургской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ № ****** «Об утверждении Положения «О Департаменте по управлению муниципальным имуществом»,
предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь (п. 1, 3 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации). Признание права собственности на бесхозяйное имущество подлежит осуществлению в особом порядке, предусмотренном гл. 33 Гражданского кодекса Российской Федерации, при отсутствии собственника данного имущества, когда он неизвестен либо отказался от права на него. Решение суда по заявлению о признании права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь является основанием возникновения у заявителя права в смысле ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации и, следовательно, правоустанавливающим документом. Законодателем придан особый статус электросетевому оборудованию, предусматривающий специальный порядок эксплуатации имущества. Так в силу Правил технической
предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь (п. 1, 3 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации). Признание права собственности на бесхозяйное имущество подлежит осуществлению в особом порядке, предусмотренном гл. 33 Гражданского кодекса Российской Федерации, при отсутствии собственника данного имущества, когда он неизвестен либо отказался от права на него. Решение суда по заявлению о признании права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь является основанием возникновения у заявителя права в смысле ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации и, следовательно, правоустанавливающим документом. Допрошенные в ходе рассмотрения дела свидетели пояснили, что с осени ДД.ММ.ГГГГ года ответчик владеет найденным имуществом.