ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Программа производственного экологического контроля - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Постановление № 46-АД21-77 от 26.07.2021 Верховного Суда РФ
с доводами, изложенными в жалобе, судья Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующим выводам. В соответствии с пунктом 2 статьи 67 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения учреждения к административной ответственности) юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля , осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля. Согласно пункту 1 статьи 4.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на четыре категории: объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий, - объекты I
Определение № 13АП-35321/18 от 18.09.2019 Верховного Суда РФ
начисленных сумм платы в оспариваемой обществом части. Судами отклонен довод департамента о возможности подачи откорректированных данных до 10.03.2017, поскольку допущенная арифметическая ошибка общества не влияла на фактический объем сбросов, который должен подтверждаться исключительно сведениями экологического производственного контроля. Довод заявителя кассационной жалобы о том, что судами не дана была оценка намерениям департамента в связи с указанием последним приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 28.02.2018 № 74 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля , порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля», не имеет правового значения для правильного разрешения настоящего спора. Доводы, изложенные в кассационной жалобе, сводятся к повторению позиции департамента по спору, являлись предметом рассмотрения судов и получили надлежащую правовую оценку. Несогласие управления с выводами судов, иная оценка им фактических обстоятельств дела и иное толкование применительно к ним положений закона, не означает, что при рассмотрении дела судом была допущена
Постановление № 66-АД20-3 от 10.07.2020 Верховного Суда РФ
- невыполнения в нарушение требований статьи 67 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7- ФЗ), статьи 25 Федерального закона от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее - Закон № 96-ФЗ) об осуществлении производственного контроля за охраной атмосферного воздуха (не предоставлен договор на проведение измерений (испытаний) промышленных выбросов (включая отбор проб) с привлечением аккредитованной лаборатории, не разработана программа о производственном экологическом контроле , не назначено лицо, ответственное за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха); - невыполнения в нарушение требований статьи 11 и пунктов 2, 3 статьи 14 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ) разработки инвентаризации источников образования отходов и мест их размещения, паспортов опасных отходов 1-1У класса опасности. Судья Осинского районного суда Иркутской области, рассмотрев жалобу, поданную Небользиным Г.Г. в
Постановление № 66-АД20-4 от 10.07.2020 Верховного Суда РФ
- невыполнения в нарушение требований статьи 67 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7- ФЗ), статьи 25 Федерального закона от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее - Закон № 96-ФЗ) об осуществлении производственного контроля за охраной атмосферного воздуха (не предоставлен договор на проведение измерений (испытаний) промышленных выбросов (включая отбор проб) с привлечением аккредитованной лаборатории, не разработана программа о производственном экологическом контроле , не назначено лицо, ответственное за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха); - невыполнения в нарушение требований статьи 11 и пунктов 2, 3 статьи 14 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ) разработки инвентаризации источников образования отходов и мест их размещения, паспортов опасных отходов 1-1У класса опасности. Судья Осинского районного суда Иркутской области, рассмотрев жалобу, поданную защитником Плехановой СВ.
Постановление № 13АП-10228/15 от 22.06.2015 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда
лиц, ответственных за соблюдение природоохранного законодательства Российской Федерации; - приказа о создании экологической службы; -приказа о назначении руководителя экологической службы; -не разработано положение о экологической службы; -не разработаны должностные инструкции ответственных, за соблюдение природоохранного законодательства. Документы, подтверждающие профессиональную подготовку или переподготовку руководителя предприятия и специалистов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности не представлены. Отсутствуют приказ руководителя предприятия об организации производственного экологического контроля, приказ о назначении ответственного в области производственного экологического контроля, программа производственного экологического контроля . Оценив представленные материалы, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии вины Общества в непринятии необходимых и достаточных мер для соблюдения требований пользования водным объектом Судом первой инстанции установлено, материалами дела подтверждается и Обществом не оспаривается факт непринятия заявителем всех необходимых и достаточных мер для соблюдения требований пользования водным объектом, доказательства невозможности выполнения обязанностей по соблюдению требований пользования водным объектом в силу непреодолимых обстоятельств Обществом не представлены. Таким образом, суд первой инстанции
Постановление № А70-5706/2023 от 14.12.2023 АС Западно-Сибирского округа
договор от 20.05.2021 № ПТК-000081/2021 на транспортировку отходов, при этом журнал учета движения отходов, справки, накладные, квитанции о количестве и виде отходов, переданных сторонним организациям (имеющим лицензию) на хранение, захоронение, размещение, использование, утилизацию и обезвреживание отходов и лома и отходов черных металлов, при проведении внеплановой выездной проверки не представлены. В соответствии с проектной документацией при строительстве ведется производственный экологический контроль (мониторинг) за характером изменения всех компонентов экосистемы, однако, в ходе проведения проверки обществом программа производственного экологического контроля (мониторинга), а также отчет о результатах проведения экологического контроля (мониторинга) не представлены. Проектной документацией предусмотрен перечень и расчет затрат на реализацию природоохранных мероприятий и компенсационных выплат; расчет платы за выбросы загрязняющих веществ в период строительства составляет 4 528,87 руб. в ценах на 2017 год, расчет платы за размещение отходов в пределах установленных лимитов в период строительства составляет 61 657,26 руб. в ценах на 2017 год. В ходе проведения проверки обществом представлены платежные поручения
Постановление № А56-6402/2022 от 06.02.2024 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда
нарушение пункта 7 статьи 30 Закона N 174-ФЗ, части 4 статьи 12 Закона N 89-ФЗ, пункта 4.4 раздела 4 проектной документации не приняты меры по направлению на биологические очистные сооружения Сосновоборского муниципального унитарного предприятия "Водоканал" фильтрата, образуемого в дренажной системе для сбора фильтрата в ходе инфильтрации дождевых и сточных вод. В нарушение статьи 67 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) на объекте рекультивации отсутствует программа производственного экологического контроля . В нарушение таблицы 6.1.5 Программы производственного экологического мониторинга, части 4 статьи 12 Закона N 89-ФЗ на объекте рекультивации не произведен контроль в области охраны земель и почв по нитритам и нефтепродуктам, в недостаточной мере проводятся визуальные наблюдения за состоянием почвенного покрова. В нарушение части 1 статьи 69 Закона N 7-ФЗ, части 1 статьи 21 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (далее - Закон N 96-ФЗ) на объекте рекультивации
Решение № 21-1778/22 от 29.06.2022 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)
хранения резервного топлива в количестве 2 ед., оборудованные дыхательными клапанами КДМ- 50 в количестве 4 ед., что является нарушением статей 22, 30 Федерального закона от №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», Приказа Министерства природных ресурсов и экологии РФ от «Об утверждении Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки» (пункт 112 акта). АО «Черномортранснефть» программа производственного экологического контроля разработана для двух объектов HBOC (объект НВОС-НПС «Кущевская», расположенный по адресу: , автомагистраль М-4 «Дон», км 1138+00 справа, код объекта HBOC 03-0123- 001786-П, объект II категории и объект НВОС-водозаборная скважина НПС «Кущевская» -э Лицензия КРД 80795 ВЭ от , расположенный по адресу: 5 км на север от Краснодарского края, код объекта HBOC Т, объект III категории), тогда как в соответствии с действующим законодательством программа производственного экологического контроля должна разрабатываться и утверждаться по каждому
Решение № 21-679/2022 от 28.02.2022 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)
охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля. Программа производственного экологического контроля содержит сведения: об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников; об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников; об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения; о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление производственного экологического контроля; о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации; о периодичности и методах осуществления производственного
Решение № 12-25/2022 от 30.03.2022 Тихорецкого городского суда (Краснодарский край)
статьи 67 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля. Требования к содержанию программы производственного экологического контроля утверждены приказом Минприроды России от 28.02.2018 N 74. Программа производственного экологического контроля содержит сведения, в том числе, об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников. Административный орган посчитал, что с учетом наличия на объекте НПС «Кущевская» емкостей хранения нефти ЕП-100 в количестве 2 ед., оборудованных 2 дыхательными клапанами КДМ-150, емкостей для хранения резервного топлива в количестве 2 ед., оборудованных дыхательными клапанами КДМ-50, в количестве 4 ед., должностное лицо должно было произвести инвентаризацию для объекта НПС «Кущевская». Должностное лицо несогласно с выводами административного
Решение № 12-96/2022 от 21.04.2022 Ленинскогого районного суда г. Новороссийска (Краснодарский край)
оборудованные дыхательными клапанами КДМ-50 в количестве 4 ед., определены как неорганизованные источники выброса. Таким образом, дыхательные клапаны емкостей хранения не могут быть отнесены к организованным источникам выбросов и не требуют проведения инвентаризации, что необоснованно не учтено административным органом при вынесении Постановления. В связи с изложенным, положения части 4 статьи 22, 30 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» и Порядка проведения инвентаризации о необходимости инвентаризации организованных ИЗАВ применению не подлежат. Программа производственного экологического контроля для НПС «......», утвержденная в 2021 году, разработана на основании достоверных данных инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников о количественном и качественном составе выбросов, и не требует повторной разработки в части учета спорных емкостей как организованных источников выбросов. При формировании программы производственного экологического контроля для НПС «......» включены два объекта НВОС, которые относятся к одному производственному объекту - НПС «......»: промплощадка НПС «......» №...... и водозаборная скважина НПС
Решение № 12-57/2022 от 15.06.2022 Ачинского городского суда (Красноярский край)
(о количественном и качественном составе выбросов). Нормативный правовой акт, нормативный технический документ, требования которого нарушено или (и) не соблюдено: ч. 2, 3 и 6 ст. 67 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»; п. 2, п. 4 Требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков предоставления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, утвержденных приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ №. С данным нарушением не согласен. Программа производственного экологического контроля произведена АО «РУСАЛ Ачинск» на основе достоверных данных инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (о количественном и качественном составе выбросов). Приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ № установлены требования к содержанию программы производственного контроля, сроки предоставления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля. Обществом разработана и утверждена программа производственного экологического контроля для объекта №-П Управляющим директором АО «РУСАЛ Ачинск» Е.И. Жуковым ДД.ММ.ГГГГ (Приказ от ДД.ММ.ГГГГ № РА-2019-256 «О введении в