ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Производственный экологический мониторинг - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Постановление № 13АП-41821/2021 от 04.04.2022 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда
на значительном расстоянии от берега, до 12.00 час. – 4200 м., поэтому ФГБУ «Морспасслужба» с учетом фактических гидрометеорологических условий имело возможность в имеющихся на тот момент гидрометеорологических условиях провести локализацию и ликвидацию разлива в начальный период распространения разлива с большим запасом по времени в целях недопущения загрязнения берега Балтийской косы нефтью. Время достижения нефтяным пятном берега Балтийской косы определено ООО «Морское венчурное бюро» в программе Seatrack Web (отчет ООО «Морское венчурное бюро» «Комплексный производственный экологический мониторинг при нефтедобыче на Кравцовском месторождении (Д-6) в 2019 году», итоговый, том II) и составляет 11-1 2 часов с момента разлива. В результате выполненных исследований по вопросу № 3 экспертом установлено направление движения нефтяного пятна от танкера «Индига» 17.07.2019 при фактических погодных условиях в диапазоне от 172 до 203 градусов, т.е. как юго-юго-восточное, южное и юго-юго-западное направления; время достижения нефтяным пятном берега Балтийской косы составляет 11 - 12 часов с момента разлива, а возражения
Постановление № 13АП-13634/2022 от 14.06.2022 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда
«Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий». Мониторинг полигона Истцом в период с апреля по август 2021 года не проводился, чем нарушены пункт 4 статьи 12 Закона N 89-ФЗ, пункты 4.2 и 4.3 ГОСТ Р 56060-2014 «Национальный стандарт Российской Федерации. Производственный экологический мониторинг . Мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов». Таким образом, Прокуратурой Волосовского района, специалистами территорильного отдела Роспотребнадзора Волосовского района, Комитета государственного экологического надзора Ленинградской области было установлено, что полигон используется для размещения отходов, не выведен из эксплуатации. Совокупность вышеизложенных обстоятельств и норм материального права свидетельствует о том, что исковые требования правомерно отклонены судом первой инстанции в силу их необоснованности, отсутствия доказательств причинения вреда в результате осуществления Ответчиком деятельности по
Постановление № А21-5847/20 от 30.08.2022 АС Северо-Западного округа
времени пятно находилось на значительном расстоянии от берега, до 12 час - 4200 м, поэтому Учреждение с учетом фактических гидрометеорологических условий имело возможность провести локализацию и ликвидацию разлива в начальный период распространения разлива с большим запасом по времени в целях недопущения загрязнения берега Балтийской косы нефтью. Определяя иные возможные разливы нефтепродуктов, способных привести к загрязнению береговой полосы Балтийской косы протяженностью 5903 м, эксперт изучил и проанализировал отчет ООО «Морское венчурное бюро» - «Комплексный производственный экологический мониторинг при нефтедобыче на Кравцовском месторождении (Д-6) в 2019 году», итоговый, том II, представленный в материалы дела истцом. Рассмотрение отчета позволяет сделать вывод о высокой частоте появления нефтяных пятен в исследуемом районе Балтийского моря, только за июль 2019 года зафиксировано 6 наблюдений нефтяного загрязнения (18 радиолокационных изображений (РЛИ). Суд первой инстанции также назначил судебную экспертизу по вопросу определения стоимости услуг, оказанных Учреждением в рамках ликвидации последствий разлива нефтепродуктов, произошедшего 17.07.2019 на внешнем рейде морского
Постановление № А33-7965/2022 от 08.08.2023 АС Восточно-Сибирского округа
среды определяются в местах отбора проб: для подземных водных объектов - на границе земельного участка, на котором расположен объект размещения отходов, по направлению течения подземных вод. При отсутствии установленных нормативов качества окружающей среды для оценки ее состояния применяются фоновые значения соответствующих физических, химических или биологических показателей состояния компонентов природной среды на территории, прилегающей к объекту размещения отходов (пункты 4, 5 Положения № 467). Согласно пункту 4.6.3 «ГОСТ Р 56060-2014. Национальный стандарт Российской Федерации. Производственный экологический мониторинг . Мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов» мониторинг за загрязнением грунтовых вод осуществляют с помощью отбора проб из контрольных колодцев, скважин или шурфов, заложенных по периметру объекта. Состав проб вод из контрольных шурфов, колодцев и скважин, заложенных выше объекта по течению грунтовых вод, характеризует их исходное состояние. Ниже объекта по течению грунтовых вод (на расстоянии 50 - 100 м, если нет опасности загрязнения грунтовых вод за счет других
Постановление № А21-4400/2023 от 30.01.2024 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда
работы обводных канав и сбор фильтрата и передача по мере накопления на очистные сооружения. Согласно п. 1.34 «Инструкция по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов" (утв. Минстроем России 02.11.1996) выше полигона на поверхностных водоисточниках и ниже полигона на водоотводных канавах также проектируются места отбора проб поверхностных вод. Отобранные пробы исследуются в том числе и на санитарно-химические показатели. Однако данная информация в отчете отсутствует. Согласно п 4.6.1 ГОСТа Р 56060-2014 « Производственный экологический мониторинг . Мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов», утвержденного Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 09.07.2014 № 709-ст, мониторинг должен обеспечивать сбор полной информации о процессе образования фильтрата внутри полигона и под полигоном. Данная информация отсутствует в отчете. Согласно акту внеплановой выездной проверки от 23.05.2022 № 04-24 в ходе внеплановой проверки МУП «Радуга», проводившейся в отношении МУП «Радуга» в апреле-мае 2022 г., Управлением с привлечением филиала
Решение № 7Р-643/2017 от 13.07.2017 Красноярского краевого суда (Красноярский край)
по адресу : <адрес> выявлено несоблюдение экологических требований при эксплуатации золоотвала, нарушены ч.1 ст.34, ч.1 ст.39, ч.2 ст.7, ст.67 Федерального закона от <дата> №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ч.1 ст.25, ч.1 ст.30 Федерального закона от 04.05.1999 г. №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», ч.2 ст.11, ч.1, ч.2 ст.26 Федерального закона от 24.06.1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» ч.5.7 СП 2.2.5.1059-01 «Гигиенические требования к охране подземных вод от загрязнения», ГОСТ Р 56063-2014 « Производственный экологический мониторинг . Требования к программам производственного экологического мониторинга», а именно: АО «ТЭЦ-1» не имеет Программы производственного экологического контроля согласно требованиям ст.67 Федерального закона №7-ФЗ от 10.01.2002 г., отсутствуют фоновые величины при организации контроля за охраной подземных вод, почвенного и снежного покрова, нарушение План-графика контроля атмосферного воздуха в зоне влияния выбросов на 2015-2019г.г. в части полноты проведения производственного контроля за выбросами вредных веществ в атмосферу в районе размещения золоотвала, в нарушение названного План-графика на границе
Решение № 11-925/17 от 31.08.2017 Ростовского областного суда (Ростовская область)
АО «ТМТП», имеющей свидетельство № НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН « Об оценке состояния измерений в лаборатории» от 20.01.2014года сроком до 20.01.2017года, но не имеющей аккредитации. В соответствии с п.4.18 ГОСТ Р 56062-2014» Организация и осуществление ПЭАК и ПЭМ в части проведения эколого-аналитических ( инструментальных) измерений входит в сферу государственного регулирования обеспечения единства измерений, что определяет необходимость соблюдения установленных требований системы обеспечения единства измерений, ГОСТ Р8.589-2001. В связи с эти лаборатории, осуществляющие производственный эколого-аналитический контроль и производственный экологический мониторинг ( в том числе привлекаемые) должны быть аккредитованы на проведение необходимых измерений». В данном случае, объектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ, являются общественные отношения, возникающие в области охраны окружающей среды и соблюдения санитарно-эпидемиологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства. . По мнению суда, в рассматриваемом случае совершение обществом
Решение № 7Р-642/2017 от 13.07.2017 Красноярского краевого суда (Красноярский край)
адресу : <адрес> выявлено несоблюдение экологических требований при эксплуатации золоотвала, нарушены ч.1 ст.34, ч.1 ст.39, ч.2 ст.7, ст.67 Федерального закона от 10.01.2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ч.1 ст.25, ч.1 ст.30 Федерального закона от 04.05.1999 г. №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», ч.2 ст.11, ч.1, ч.2 ст.26 Федерального закона от 24.06.1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» ч.5.7 СП 2.2.5.1059-01 «Гигиенические требования к охране подземных вод от загрязнения», ГОСТ Р 56063-2014 « Производственный экологический мониторинг . Требования к программам производственного экологического мониторинга», а именно: АО «ТЭЦ-1» не имеет Программы производственного экологического контроля согласно требованиям ст.67 Федерального закона №7-ФЗ от 10.01.2002 г., отсутствуют фоновые величины при организации контроля за охраной подземных вод, почвенного и снежного покрова, нарушение План-графика контроля атмосферного воздуха в зоне влияния выбросов на 2015-2019г.г. в части полноты проведения производственного контроля за выбросами вредных веществ в атмосферу в районе размещения золоотвала, в нарушение названного План-графика на границе
Решение № 7-1288/19 от 29.01.2020 Челябинского областного суда (Челябинская область)
лицами, эксплуатирующими объекты размещения отходов, разрабатывается программа мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду. Программа мониторинга утверждается лицом, эксплуатирующим объекты размещения отходов, и направляется в уведомительном порядке на бумажном носителе в территориальный орган Росприроднадзора по месту расположения объекта размещения отходов или направляется почтовым отправлением с описью вложения и с уведомлением о вручении. В соответствии с пунктом 4.5 ГОСТ Р 56060-2014 « Производственный экологический мониторинг » мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов включает, в том числе мониторинг состояния загрязнения грунтовых вод, поверхностных вод, атмосферного воздуха, почвенного покрова, растительного покрова. Как следует из материалов дела, 03 июля 2019 года по адресу: <адрес>, АО «Новокаолиновый ГОК», оказывающий негативное воздействие на окружающую среду (объект НВОС): площадка №, категория риска - средняя (4), в 2018 году не осуществлял мониторинг за состоянием окружающей среды на объектах размещения отходов: