ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Противодействие коррупции является обязанностью - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Решение № АКПИ23-464 от 30.08.2023 Верховного Суда РФ
нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, а также нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты иных федеральных органов государственной власти, нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальные правовые акты (статья 2 Закона о противодействии коррупции). Организационные основы противодействия коррупции закреплены в статье 5 названного закона, согласно которым Президент Российской Федерации устанавливает компетенцию федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых он осуществляет, в области противодействия коррупции, определяет особенности соблюдения ограничений, запретов и требований, исполнения обязанностей , установленных в целях противодействия коррупции упомянутым федеральным законом и другими федеральными законами (пункты 2, 3 части 1). Правительство Российской Федерации распределяет функции между федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых оно осуществляет, по противодействию коррупции (часть 3). Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий (часть 4). Одной из основных мер осуществления профилактики коррупции согласно
Кассационное определение № 7-КАД22-3 от 24.08.2022 Верховного Суда РФ
инстанции согласиться нельзя исходя из следующего. Согласно части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. В соответствии с частью 4 статьи 12 Закона о противодействии коррупции при выявлении в результате проверки, осуществленной в соответствии с частью 4 названной статьи, фактов несоблюдения лицом, замещающим муниципальную должность, ограничений, запретов, неисполнения обязанностей , которые установлены в том числе этим законом, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) обращается с заявлением о досрочном прекращении полномочий лица, замещающего муниципальную должность, или применении в отношении его иного дисциплинарного взыскания в орган местного самоуправления, уполномоченный принимать соответствующее решение, или в суд. Аналогичные положения содержатся в части 73 статьи 40 Федерального
Постановление № 34-АД19-2 от 15.07.2019 Верховного Суда РФ
направлению сообщения о заключении с бывшим государственным (муниципальным) служащим трудового (гражданско- правового) договора представителю нанимателя (работодателю) по последнему месту службы данного лица не распространяется на государственные (муниципальные) органы, в том числе в случае, когда бывший государственный (муниципальный) служащий трудоустраивается в данный орган на должность, не относящуюся к должностям государственной (муниципальной) службы, либо заключает с указанным органом гражданско-правовой договор (договоры). При этом исходя из смысла статьи 12 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» обязанность , предусмотренную частью 4 названной статьи, несут организации независимо от их организационно-правовой формы. Основанием для привлечения Терехиной О.В. к административной ответственности на основании статьи 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужили изложенные в обжалуемых актах выводы о том, что в нарушение положений части 4 статьи 12 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее также - Закон о противодействии коррупции) учреждением, исполняющим обязанности директора которого являлось названное лицо, не направлено
Определение № 21-КГПР20-2 от 27.07.2020 Верховного Суда РФ
на службе в уголовно- исполнительной системе в случае близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с сотрудником, если замещение должности связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому. На сотрудника распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и статьями 17, 18, 20 - 20.2 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», за исключением ограничений, запретов и обязанностей , препятствующих осуществлению сотрудником оперативно- разыскной деятельности. Такие ограничения, запреты и обязанности, а также сотрудники, на которых они не распространяются, в каждом отдельном случае определяются в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 19 июля 2018 г. №
Кассационное определение № 58-КАД22-15 от 07.09.2022 Верховного Суда РФ
вопрос о применении к депутату Марченко П.А. меры ответственности на ближайшем заседании Совета депутатов. Решением Советско-Гаванского городского суда Хабаровского края от 19 августа 2020 года административное исковое заявление удовлетворено, на Совет депутатов возложена обязанность на ближайшем со дня вступления в законную силу решения заседании Совета депутатов досрочно прекратить полномочия депутата Марченко П.А. в связи с неисполнением обязанностей, установленных Законом о противодействии коррупции. Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 4 декабря 2020 года этот судебный акт в части возложения на Совет депутатов указанной выше обязанности отменен и принято новое решение, которым досрочно прекращены полномочия депутата Совета депутатов Марченко П.А. Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 10 ноября 2021 года абзац второй резолютивной части апелляционного определения изменен, изложен в редакции, согласно которой по делу следует принять новое решение о возложении на Совет депутатов обязанности на ближайшем со дня вступления
Постановление № А26-7792/18 от 27.07.2023 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда
дальнейшем надлежащем ведении им конкурсного производства. При этом не имеет значения, возникли такие сомнения в связи с недобросовестным предшествующим поведением конкурсного управляющего либо в связи с нарушениями, допущенными им в силу неготовности к надлежащему ведению конкурсного производства (недостаточного опыта управляющего, специфики конкурсного производства и т.п.). Понятие "конфликт интересов" содержится в статье 10 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Закон о противодействии коррупции), под которым понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий). Под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 статьи 10 Закона о противодействии коррупции, и (или) состоящими
Постановление № А12-7749/14 от 12.02.2015 АС Поволжского округа
органов Министерства юстиции Российской Федерации (часть 2 пункта 1 статьи 5 Закона о судебных приставах), а ее финансирование осуществляется за счет средств федерального бюджета (пункт 1 статьи 22 Закона о судебных приставах). В соответствии с частью 4 статьи 3 Закона о судебных приставах на судебных приставов распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом «О противодействии коррупции» и статьями 17, 18 и 20 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее - Закон о государственной службе). Статья 18 Закона о государственной службе обязывает гражданского служащего исполнять свои должностные обязанности на высоком профессиональном уровне. Это требование вытекает из существа гражданской службы как профессиональной деятельности по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. Оценить профессиональный уровень претендентов на замещение должности гражданской службы, их соответствие установленным квалификационным требованиям к должности гражданской службы позволяет предусмотренный статьей 22 Закона о государственной службе конкурс на поступление гражданина на гражданскую службу для замещения
Постановление № 17АП-17548/17-АК от 19.12.2017 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
налогоплательщика к ответственности по ст. 126 НК РФ. При этом аргументы заявителя об отсутствии у него истребованных налоговым органом платежных ведомостей, документов, касающихся финансово-хозяйственных взаимоотношений с ООО «Реал-Трейд», ООО «Базис», ООО «Полистрой», опровергаются результатами выемки, проведенной Управлением экономической безопасности и противодействия коррупции Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Пермскому краю в офисных помещения налогоплательщика (наличие учета данных операций у заявителя - приложение № 1.6.214.1 к акту от 30.12.2016 № 16-38/75/18514); как и опровергаются доводы заявителя об изъятии сотрудниками внутренних дел документов по сделкам с иными контрагентами (данные документы правоохранительным органом не изымались - страница 310 решения от 15.02.2017 № 16-38/01435). При таких обстоятельствах, учитывая неисполнение обществом обязанности по представлению запрашиваемых документов, судами сделан правильный вывод о правомерности привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности в соответствии с пунктом 1 статьи 126 Кодекса. Учитывая изложенное, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований общества ООО «КМК-Проминвест» о признании недействительным
Постановление № А51-29966/17 от 14.08.2018 АС Дальневосточного округа
противодействии коррупции, в связи с этим срок давности привлечения к административной ответственности за его совершение составляет шесть лет (часть 1 статьи 4.5 КоАП РФ). Указанный срок начинает исчисляться со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения, поскольку административное правонарушение, предусмотренное статьей 19.29 КоАП РФ, не является длящимся, в том числе в случае, когда его объективная сторона выразилась в несообщении в установленный законом срок представителю нанимателя (работодателю) бывшего государственного (муниципального) служащего по последнему месту его службы о заключении с последним трудового (гражданско-правового) договора. Как разъяснено в пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ», возможность привлечения к административной ответственности предусмотрена КоАП РФ только за оконченное правонарушение. Административное правонарушение считается оконченным с момента, когда в результате действия (бездействия) правонарушителя имеются все предусмотренные законом признаки состава административного правонарушения. В случае, если в соответствии с нормативными правовыми актами обязанность
Постановление № А79-510/20 от 17.08.2021 Суда по интеллектуальным правам
кафе «Луч», расположенном по адресу: г. Чебоксары, ул. Ашмарина, 54, музыкальных произведений: «Над уровнем неба» в исполнении Романа Огнева, «Не беги от меня» в исполнении «Махито», «Он тебя целует» в исполнении «Руки Вверх», установила факт нарушения обществом «Феликс» законодательства в области защиты авторских прав, которое выразилось в публичном исполнении музыкальных произведений в отсутствие лицензионного договора. Прокуратурой также было установлено, что в обществе «Феликс» не выполняется предусмотренная федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» обязанность по разработке и принятию мер, направленных на предупреждение коррупции. 25.12.2019 прокуратура Калининского района города Чебоксары Чувашской Республики выдала представление № 03-03-2019 об устранении нарушений федерального законодательства, в соответствии с которым обществу «Феликс» предложено незамедлительно рассмотреть настоящее представление с участием прокурора района и принять меры к устранению выявленных нарушений и недопущению их впредь (пункт 1)., привлечь виновных должностных лиц, допустивших указанные нарушения, к дисциплинарной ответственности за ненадлежащее исполнение действующего законодательства (пункт 2). На общество
Решение № 2-221/2014 от 16.06.2014 Жуковского районного суда (Калужская область)
не просили. Как установлено в судебном заседании, в ходе проведенной прокуратурой Тарусского района Калужской области проверкой в деятельности администрации СП «Село Лопатино» выявлены нарушения требований действующего законодательства. Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» определены основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и ликвидации последствий коррупционных правонарушений. В соответствии с п.4.1 ст.5 данного Закона одной из организационных форм борьбы с противодействием коррупции является обязанность должностных лиц информировать подразделения кадровых служб соответствующих федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по профилактике коррупционных и иных правонарушений (должностных лиц кадровых служб указанных органов, ответственных за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений) о ставших им известными фактах несоблюдения государственным или муниципальным служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов либо неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции. В ст.9
Решение № 2-220/2014 от 16.06.2014 Жуковского районного суда (Калужская область)
не просили. Как установлено в судебном заседании, в ходе проведенной прокуратурой Тарусского района Калужской области проверкой в деятельности администрации СП «Село Барятино» выявлены нарушения требований действующего законодательства. Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» определены основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и ликвидации последствий коррупционных правонарушений. В соответствии с п.4.1 ст.5 данного Закона одной из организационных форм борьбы с противодействием коррупции является обязанность должностных лиц информировать подразделения кадровых служб соответствующих федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по профилактике коррупционных и иных правонарушений (должностных лиц кадровых служб указанных органов, ответственных за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений) о ставших им известными фактах несоблюдения государственным или муниципальным служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов либо неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции. В ст.9
Решение № 2-222/2014 от 16.06.2014 Жуковского районного суда (Калужская область)
не просили. Как установлено в судебном заседании, в ходе проведенной прокуратурой Тарусского района Калужской области проверкой в деятельности администрации СП «Село Кузьмищево» выявлены нарушения требований действующего законодательства. Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» определены основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и ликвидации последствий коррупционных правонарушений. В соответствии с п.4.1 ст.5 данного Закона одной из организационных форм борьбы с противодействием коррупции является обязанность должностных лиц информировать подразделения кадровых служб соответствующих федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по профилактике коррупционных и иных правонарушений (должностных лиц кадровых служб указанных органов, ответственных за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений) о ставших им известными фактах несоблюдения государственным или муниципальным служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов либо неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции. В ст.9
Решение № 2-219/2014 от 16.06.2014 Жуковского районного суда (Калужская область)
не просили. Как установлено в судебном заседании, в ходе проведенной прокуратурой Тарусского района Калужской области проверкой в деятельности администрации СП «Деревня Алекино» выявлены нарушения требований действующего законодательства. Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» определены основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и ликвидации последствий коррупционных правонарушений. В соответствии с п.4.1 ст.5 данного Закона одной из организационных форм борьбы с противодействием коррупции является обязанность должностных лиц информировать подразделения кадровых служб соответствующих федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по профилактике коррупционных и иных правонарушений (должностных лиц кадровых служб указанных органов, ответственных за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений) о ставших им известными фактах несоблюдения государственным или муниципальным служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов либо неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции. В ст.9