ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Публичный сервитут - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Определение № А68-1643/20 от 20.01.2022 Верховного Суда РФ
участки в населенном пункте с видом разрешенного использования «для индивидуального строительства», не могли и не должны были предполагать, что внутрипоселковые дороги находятся в частной собственности, что они и другие жители села будут лишены возможности беспрепятственного доступа в любую часть населенного пункта без установления частного сервитута. Администрация, проведя во исполнение решения Заокского районного суда Тульской области от 11.09.2017 публичные слушания по вопросу установления публичных сервитутов, по результатам этих слушаний постановлением от 20.04.2018 № 464 установила публичный сервитут на земельные участки с кадастровыми номерами 71:09:010701:732, 71:09:010701:733, 71:09:010701:734, 71:09:010701:1064, 71:09:010701:1063, 71:09:010701:1062, 71:09:010701:289. Государственная регистрация ограничения (обременения) права на указанные земельные участки в виде публичного сервитута осуществлена в установленном порядке. Ассоциация, ссылаясь на необходимость установления соразмерной платы за пользование земельными участками, полностью обремененными публичным сервитутом, обратилась в арбитражный суд с настоящим иском. Арбитражный суд Тульской области определением от 31.03.2021 утвердил мировое соглашение, заключенное Ассоциацией и Администрацией на следующих условиях: 1) истец отказывается от исковых
Определение № 310-ЭС21-18164 от 09.12.2021 Верховного Суда РФ
общего пользования), ограничивает передвижение, требует плату за пользование улицами. Истцы, приобретая земельные участки в населенном пункте с видом разрешенного использования «для индивидуального строительства», не могли и не должны были предполагать, что внутрипоселковые дороги находятся в частной собственности, что они и другие жители села будут лишены возможности беспрепятственного доступа в любую часть населенного пункта без установления частного сервитута. Администрация по итогам проведения публичных слушаний по вопросу установления публичных сервитутов постановлением от 20.04.2018 № 464 установила публичный сервитут на земельные участки с кадастровыми номерами 71:09:010701:732, 71:09:010701:733, 71:09:010701:734, 71:09:010701:1064, 71:09:010701:1063, 71:09:010701:1062, 71:09:010701:289. Государственная регистрация ограничения (обременения) права на указанные земельные участки в виде публичного сервитута осуществлена в установленном порядке. Ассоциация, ссылаясь на необходимость установления соразмерной платы за пользование земельными участками, полностью обремененными публичным сервитутом, обратилась в арбитражный суд с настоящим иском. Арбитражный суд Тульской области определением от 31.03.2020 утвердил мировое соглашение, заключенное Ассоциацией и Администрацией на следующих условиях: 1) истец отказывается от исковых
Определение № 304-ЭС22-3910 от 14.04.2022 Верховного Суда РФ
иска об устранении препятствий в пользовании земельным участком. Материалами дела подтверждено, что спорное сооружение находится на земельном участке с кадастровым номером 54:35:000000:25002, то есть на земельный участке, не отведенном для его размещения; земельный участок с кадастровым номером с кадастровым номером 54:35:000000:25002 согласно сведениям из ЕГРН имеет разрешенное использование «многоквартирные 14-18 ти этажные дома, в том числе с помещениями общественного назначения». Постановлением от 07.02.2018 №452 на часть земельного участка с кадастровым номером 54:35:000000:25002 установлен постоянный публичный сервитут в целях прохода неограниченного круга лиц, то есть разрешенное использование земельного участка не предусматривает размещение на нем линейного объекта. Документов, подтверждающих предоставление участка или его части под строительство спорного сооружения, а равно разрешение на его возведение в порядке статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации не представлено. Имеются все основания, предусмотренные статьей 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, для признания спорного объекта самовольной постройкой: -объект капитального строительства возведен на земельном участке, не предоставленном собственником для целей
Определение № А40-141376/2021 от 27.09.2022 Верховного Суда РФ
законом от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 257-ФЗ), Положением о Министерстве энергетики Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2008 № 400 «О Министерстве энергетики Российской Федерации» (далее – Положение о Минэнрего), пришли к выводу об обоснованности требования Общества. Суды исходили из следующего: пунктом 1 статьи 39.37 Земельного кодекса предусмотрено, что публичный сервитут устанавливается для использования земельных участков и или (земель) в целях размещения объектов электросетевого хозяйства, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, их неотъемлемых технологических частей, если указанные объекты являются объектами федерального, регионального и местного значения; согласно пункту 1 статьи 39.38 того же Кодекса публичный сервитут для использования земельных участков и (или) земель в целях размещения указанных объектов федерального значения устанавливается решениями уполномоченных федеральных органов исполнительной власти; пунктом 4.4.31 (введенным в действие постановлением Правительства Российской
Постановление № А57-14870/2021 от 14.07.2022 АС Поволжского округа
«Т Плюс», общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании недействительными постановлений администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области (далее – администрация) от 15.04.2021 №№ 1387, 1388, 1389, 1390, от 04.06.2021 № 2078, от 07.06.2021 №№ 2071, 2076, 2077 об установлении публичных сервитутов в отношении частей земельных участков и земель, государственная собственность на которые не разграничена, в целях размещения объектов тепловых сетей, принадлежащих ПАО «Т Плюс», в части установления платы за публичный сервитут . Решением Арбитражного суда Саратовской области от 14.12.2021, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.03.2022, в удовлетворении заявленных требований отказано. ПАО «Т Плюс», не согласившись с принятыми судебными актами, обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Заявитель кассационной жалобы указал на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, а также несоответствие
Постановление № 17АП-12847/2023-ГК от 26.12.2023 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
123 АПК РФ, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет- сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда), рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика, публичного акционерного общества «Россети Урала», на решение Арбитражного суда Свердловской области от 26 сентября 2023 года по делу № А60-38007/2022 по иску акционерного общества «Птицефабрика «Свердловская» (ИНН 6672350180, ОГРН 1116672021740) к публичному акционерному обществу «Россети Урала» (ИНН 6671163413, ОГРН 1056604000970) об установлении платы за публичный сервитут , установил: Акционерное общество «Птицефабрика «Свердловская» (далее – истец) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к публичному акционерному обществу «Россети Урала» (далее – ответчик, ранее – открытое акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала (ОАО «МРСК Урала»)) об установлении платы за публичный сервитут. Исковые требования обоснованы ссылками на пункты 1, 3 статьи 274, пункт 4 статьи 445, пункт 1 статьи 446 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ). По делу проведены
Постановление № А32-55470/20 от 01.11.2023 АС Северо-Кавказского округа
края от 13.01.2023, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.07.2023, в удовлетворении исковых требований отказано. Суды установили, что предприниматель является собственником ряда земельных участков, расположенных по адресу: г. Анапа, ОАО «Джемете», центральная часть полевых земель, отделение 3, контур 10, участок 5-6, относящихся к категории земель сельскохозяйственного назначения, имеющих вид разрешенного использования – для сельскохозяйственного производства. Распоряжениями Росавтодора от 06.08.2021 № 2836-р, № 2837-р и № 2853-р, от 13.08.2021 № 2916-р установлен публичный сервитут для использования земельных участков и земель в интересах учреждения в целях реконструкции и эксплуатации инженерного сооружения, переносимого в связи с изъятием земельных участков, на которых оно располагалось, для обеспечения реализации проекта «Строительство и реконструкция участков автомобильной дороги М-25 Новороссийск – Керчь (на Симферополь), подъезды к морским портам Кавказ и Тамань. Строительство, реконструкция автомобильной дороги А-290 Новороссийск – Керчь на участке км 47 – км 52 (обход г. Анапа), Краснодарский край». В соответствии с названными
Постановление № А21-9072/2022 от 07.11.2023 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда
земельных участка - с кадастровым номером 39:15:150502:304 площадью 5086 кв.м. (подлежащий изъятию у истца) и с кадастровым номером 39:15:150502:303 площадью 18 964 кв.м., однако ввиду незаключения между сторонами соответствующего соглашения об изъятии, права на указанные земельные участки не зарегистрированы и их собственники по настоящее время не определены, но при этом, несмотря на отсутствие правовых оснований, подлежащий изъятию (но еще не изъятый) земельный участок фактически был самовольно захвачен ОАО «РЖД». Также податель жалобы указал, что публичный сервитут фактически установлен на часть земельного участка, представляющего собой бетонную дорогу для проезда тяжелой строительной техники, используется ОАО «РЖД» для осуществления строительных работ на подлежащем изъятию у истца в пользу ответчика земельном участке с кадастровым номером 39:15:150502:304 площадью 5086 кв.м. При этом суд необоснованно проигнорировал то обстоятельство, что данный публичный сервитут, являющейся активно эксплуатируемой автомобильной дорогой, с момента его установления, совершенно неправомерно активно используется ответчиком и третьими лицами для осуществления строительных работ, данная дорога практически
Решение № 2А-249/2023 от 06.09.2023 Емельяновского районного суда (Красноярский край)
Красноярского края о признании недействующим постановления № 226 от 25.02.2022 «Об установлении публичного сервитута» со дня его принятия, УСТАНОВИЛ: Комар П.В. обратился в суд с административным иском к администрации Емельяновского района Красноярского края о признании недействующим постановления от 25.02.2022 № 226 «Об установлении публичного сервитута» со дня его принятия. Требования мотивировал тем, что ему принадлежат земельные участки с кад. № №. На основании ходатайства Шуваевского сельсовета администрацией Емельяновского района Красноярского края оспариваемым постанвоелнием установлен публичный сервитут в отношении земельных участков с кадастровыми номерами: № Таким образом, постановлением администрации Емельяновского района Красноярско края от 25.02.2022 №226 «Об установлении публичного сервитута» введено ограничение его прав пользования земельными участками с к.н. №. Полагает оспариваемый нормативный правовой акт не соответствующим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, таким как ЗК РФ, ГК РФ. Узнал о принятии оспариваемого постановления в марте 2022 года. За установлением частного сервитута на принадлежащие ему земельные участки собственники смежных земельных
Решение № 2-897/202203ОК от 03.10.2022 Приморского районного суда (Архангельская область)
понуждении обладателя публичного сервитута заключить соглашение об осуществлении публичного сервитута. В обоснование указал, что постановлениями Министерства имущественных отношений Архангельской области от 30 мая 2019 года №-п, от 08 апреля 2020 года №-п и от 04 сентября 2020 года №-п «Об установлении публичого сервитута для размещения линейного объекта регионального значения «Газопровод межпоселковый от ГРС «Рикасиха» до ст. Исакогорка Архангельской области» в отношении частей земельных участков с кадастровыми номерами № находящихся в частной собственности, был установлен публичный сервитут сроком на 10 лет. Обладателем публичного сервитута является общество с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз» (ответчик). Истец является собственником земельных участков: кадастровый № общей площадью 15063 кв.м, (образован из земельного участка с кадастровым номером № что подтверждается записью в Едином государственном реестре недвижимости от 04 февраля 2021 года №; кадастровый № общей площадью 7099 кв.м (образован из земельного участка с кадастровым номером №), что подтверждается записью в Едином государственном реестре недвижимости от 04 февраля 2021
Решение № 2-3704/2021 от 09.02.2022 Симферопольского районного суда (Республика Крым)
91RS0002-01-2020-009098-73 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 09 февраля 2022года г. Симферополь Симферопольский районный суд Республики Крым в составе: председательствующего судьи – Томащака А.С., при помощнике Куртаджиевой Э.С., с участием представителя истца Бабина А.И. - адвоката Якубовской Л.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бабина Александра Игоревича к Государственному унитарному предприятию "Крымэнерго", третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора - Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым об установлении платы за публичный сервитут , взыскании платы за публичный сервитут, установил: Бабин Александр Игоревич, согласно уточненным исковым требованиям, обратился в суд с иском к Государственному унитарному предприятию "Крымэнерго", третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора - Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым об установлении платы за публичный сервитут на земельный участок площадью 5425 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый №, вид разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
Решение № 2-78/2023 от 29.12.2023 Даниловского районного суда (Ярославская область)
производства: 1) площадью 397 987 кв.м. с кадастровым номером № расположенный по адресу: <адрес> 2) площадью 2 014 469 кв.м. с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, д<адрес> 3) площадью 767 956 кв.м. с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес> 4) площадью 442 108 кв.м. с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес> Постановлением администрации Даниловского муниципального района <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении частей каждого указанных земельных участков был установлен публичный сервитут в интересах ООО "Газпром межрегионгаз" в целях размещения линейного объекта газоснабжения "Газопровод межпоселковый <адрес>". Сведения о границах публичного сервитута были внесены в Единый государственный реестр недвижимости 11.11.2021 г. В частности, из земельного участка с кадастровым номером № сервитут установлен в отношении части площадью 13090 кв.м., из земельного участка с кадастровым номером № - 25308 кв.м., из земельного участка с кадастровым номером № - 19855 кв.м. и из земельного участка с кадастровым номером № -