ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Расследование аварий - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Определение № А56-104785/18 от 09.03.2021 Верховного Суда РФ
элемента муфты в результате напряжений, возникших от удара лопастей винта о притопленный объект. Не согласившись с данным заключением, страховая компания обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением. Признавая заключение соответствующим действующему законодательству, суды руководствовались положениями Федерального закона от 30.04.1999 № 81-ФЗ «Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации», Кодекса международных стандартов и рекомендуемой практики расследования аварии или инцидента на море, принятого Резолюцией Комитета по безопасности мореплавания Международной морской организации от 16.05.2008 N MSC.255(84), Положением о порядке расследования аварий или инцидентов на море, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 08.10.2013 № 308, Положением о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 398, и исходили из того, что оспариваемое заключение составлено уполномоченными лицами на проведение расследования аварийного случая в пределах предоставленных полномочий, соответствует принципам и целям расследования инцидента на море Применительно к имеющимся в деле доказательствам суды установили, что в целях проведения расследования создана комиссия,
Определение № А40-324330/19 от 08.04.2021 Верховного Суда РФ
Верховный Суд Российской Федерации, ПАО «МРСК Центра» просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на существенное нарушение норм права. Согласно заявленным доводам, судами не дана оценка доказательствам отсутствия прерывания связи в понимании, приведенном в подпункте «н» пункта 4 Правил расследования причин аварий в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2009 № 846 (далее – Правила расследования причин аварий в электроэнергетике, правила). Длительность потери диспетчерской связи составляла 55 минут, в то время как основанием для расследования аварии является потеря связи продолжительностью 1 час и более. Суды также не дали оценки обстоятельствам, на которые общество ссылалось в подтверждения нарушения его прав и законных интересов действиями Ростехнадзора. Согласно пункту 1 части 7 статьи 2916 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы, представления судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в
Определение № 307-ЭС19-4440 от 09.10.2019 Верховного Суда РФ
капитана морского порта «Большой порт Санкт-Петербург», старшего инженера-инспектора Балтийского филиала ФАУ «Российский морской регистр судоходства» проведено расследование, по итогам которого было утверждено заключение от 13.04.2018 № 2, содержащее выводы о причинах аварии. Не согласившись с данным заключением, страховая компания обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, в котором просила: признать незаконными действия и бездействие должностных лиц управления Ространснадзора в части неустановления причин аварии танкера «Абрау», как противоречащие Положению о порядке расследования аварий или инцидентов на море, утвержденному приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 08.10.2013 № 308 (далее – Положение о порядке расследования аварий); признать недействительными и отменить выводы управления Ространснадзора об установлении причины аварии из-за разрушения внутреннего критического элемента муфты «Вулкан» судна «Абрау» в результате напряжений, возникших от удара лопастей винта о притопленный объект, как противоречащие пунктам 3, 5, 11 Положения о порядке расследования аварий; обязать управление Ространснадзора внести изменения в пункт 9.3 заключения от 13.04.2018
Постановление № А56-68347/15 от 20.07.2017 АС Северо-Западного округа
силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.). Отказывая в удовлетворении иска о возмещении убытков, суды исходили из недоказанности ОАО «ТЭЦ-ЗИЛ» юридического состава, наличие которого является основанием возложения ответственности за причинение вреда. ОАО «ТЭЦ-ЗИЛ» не доказало ни факт повреждения кабеля, ни факт взрыва на ТЭЦ. В соответствии со статьей 68 АПК РФ обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами. Расследование аварий в электроэнергетике осуществляется в соответствии с Правил расследования причин аварий в электроэнергетике, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2009 № 846 (далее - Правила). Согласно пункту 3 Правил расследованию и учету подлежат аварии на всех объектах электроэнергетики и (или) энергопринимающих установках, расположенных на территории Российской Федерации, соответствующие указанным в пунктах 4 и 5 Правил критериям. На основании пункта 5 Правил, собственник, иной законный владелец объекта электроэнергетики и (или) энергопринимающей установки либо эксплуатирующая их организация
Постановление № А56-104785/18 от 29.01.2019 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда
иной экономической деятельности. В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (далее – КТМ РФ) государственный надзор за соблюдением международных договоров Российской Федерации, относящихся к торговому мореплаванию, и законодательства Российской Федерации о торговом мореплавании (далее - государственный надзор за торговым мореплаванием) осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти при осуществлении им федерального государственного транспортного надзора (далее - орган государственного надзора). Согласно пункту 3 статьи 6 КТМ РФ орган государственного надзора осуществляет расследование аварий или инцидентов на море в соответствии с положением, утвержденным федеральным органом исполнительной власти в области транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства и федеральным органом исполнительной власти в области обороны. Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 398 утверждено положение о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта (далее - Положение № 398). В соответствии с пунктом 1 Положения № 398 Федеральная служба по надзору в сфере транспорта является федеральным
Постановление № А51-19151/19 от 16.06.2020 АС Приморского края
участвует Россия. Пунктом 1 статьи 6 Кодекса Торгового мореплавания Российской Федерации (далее - КТМ РФ) предусмотрено, что государственный надзор за соблюдением международных договоров Российской Федерации, относящихся к торговому мореплаванию, и законодательства Российской Федерации о торговом мореплавании (далее - государственный надзор за торговым мореплаванием) осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти при осуществлении им федерального государственного транспортного надзора (далее - орган государственного надзора). В соответствии с пунктом 3 статьи 6 КТМ РФ орган государственного надзора осуществляет расследование аварий или инцидентов на море в соответствии с положением, утвержденным федеральным органом исполнительной власти в области транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства и федеральным органом исполнительной власти в области обороны. В силу пункта 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 398 (далее - Положение), Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции
Постановление № 17АП-291/2022-АК от 01.03.2022 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
электричества; дефекты и поломки, возникшие в период действия договора, несовместимые с дальнейшей работой машин и оборудования, которые были выявлены во время дефектации оборудования стандартными процедурами и методами (тестирование, контроль, испытание и т.п.) при выводе оборудования в капитальный ремонт и во время проведения капитального ремонта, и которые не могли быть выявлены существующими методами при эксплуатации машин и оборудования в межремонтный период. В разделе 8 договора сторонами согласован полный перечень документов, представление которых страховщику является обязательным. Расследование аварий в электроэнергетике осуществляется в соответствии с Правилами расследования причин аварий в электроэнергетике, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2009 № 846 «Об утверждении Правил расследования причин аварий в электроэнергетике» (далее - Правила № 846). Согласно пункту 1 Правил № 846 настоящие Правила определяют порядок расследования причин аварий в электроэнергетике, за исключением аварий на атомных станциях. В соответствии с пунктом 20 Правил № 846 результаты расследования причин аварий оформляются актом о расследовании причин аварии, форма
Решение № 2-144/22 от 04.03.2022 Первомайского районного суда г. Мурманска (Мурманская область)
области мореплавания и судоходства на морском и внутреннем водном транспорте в пределах границ своей зоны ответственности (п.1.1) Согласно п.1.5. Положения для осуществления полномочий и организации деятельности в Северном УГМРН Ространснадзора в пределах установленной численности образованы линейные отделы. Основными задачами Северного УГМРН Ространснадзора являются: 2.1. осуществление федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации, в том числе международных договоров Российской Федерации, о торговом мореплавании (включая морские порты), о внутреннем водном транспорте Российской Федерации; 2.2. расследование аварий и инцидентов на море в соответствии с Положением, утвержденным федеральным органом исполнительной власти в области транспорта; 2.3. расследование транспортных происшествий на внутреннем водном транспорте в соответствии с Положением по расследованию, классификации и учету транспортных происшествий на внутренних водных путях Российской Федерации; 2.4. лицензирование отдельных видов деятельности, отнесенных к компетенции Ространснадзора, в соответствии с законодательством Российской Федерации; 2.5. контроль за соблюдением предприятиями и организациями морского и внутреннего водного транспорта, независимо от форм собственности и ведомственной
Решение № 2-134/22 от 02.02.2022 Первомайского районного суда г. Мурманска (Мурманская область)
области мореплавания и судоходства на морском и внутреннем водном транспорте в пределах границ своей зоны ответственности (п.1.1) Согласно п.1.5. Положения для осуществления полномочий и организации деятельности в Северном УГМРН Ространснадзора в пределах установленной численности образованы линейные отделы. Основными задачами Северного УГМРН Ространснадзора являются: - осуществление федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации, в том числе международных договоров Российской Федерации, о торговом мореплавании (включая морские порты), о внутреннем водном транспорте Российской Федерации; - расследование аварий и инцидентов на море в соответствии с Положением, утвержденным федеральным органом исполнительной власти в области транспорта; - расследование транспортных происшествий на внутреннем водном транспорте в соответствии с Положением по расследованию, классификации и учету транспортных происшествий на внутренних водных путях Российской Федерации; - лицензирование отдельных видов деятельности, отнесенных к компетенции Ространснадзора, в соответствии с законодательством Российской Федерации; - контроль за соблюдением предприятиями и организациями морского и внутреннего водного транспорта, независимо от форм собственности и ведомственной
Постановление № 288 от 20.06.2012 Калининградского областного суда (Калининградская область)
уровней на сороудерживающих решетках водоприемника ГЭС с коммуникацией в шкаф КИА ( п.10 Предписания); -предписанием об устранении выявленных нарушений от 05 октября 2011г.; Разрешая вопрос о субъекте административного правонарушения, суд обоснованно исходил из положений должностных обязанностей, утвержденных приказом Генерального директора ОАО «Янтарьэнерго» № от 25 февраля 2011г., согласно которым к полномочиям заместителя генерального директора по техническим вопросам - главного инженера отнесены следующие функции: - организация и проведение технического контроля состояния оборудования электростанций и сетей. Расследование аварий , анализ причин их возникновения, выявление опасных тенденций. Разработка и реализация мер по ликвидации последствий и предотвращению аварий (п. 7); - организация ремонтов, эксплуатации и контроль за надлежащим техническим состоянием оборудования, энергетических сооружений и объектов, в том числе объектов энергетики, отнесенных к объектам ЕНЭС и ОАО «ФСК ЕЭС» (п.9); - организация контроля выполнения планов, программ, графиков по ремонту энергетического оборудования, техперевооружению и реконструкции, строительству объектов энергетики (п.10). В соответствии с приказом генерального директора ОАО
Решение № 3А-12/2021ГОДА37О0000-01-2020-000108-06 от 26.02.2021 Ивановского областного суда (Ивановская область)
первичной информации по прекращениям передачи электрической энергии, произошедших на объектах сетевой организации, информации об авариях, АО «Ивгорэлектросеть» указывала лишь информацию согласно актам расследования причин аварий, произошедших на линиях электропередачи с уровнем напряжения 6 кВ и выше. Прекращения передачи электроэнергии в сетях менее 6 кВ, которые, как указали представители сторон, составляют значительную часть, административным истцом не указывались. По мнению административного истца, Правилами расследования причин аварий в редакции, действовавшей на дату принятия оспариваемого постановления, не предусматривалось расследование аварий на таких сетях, в связи с чем они и не отражались в указанных журналах и не принимались во внимание для расчета показателя надежности. Изменения, внесенные в указанные Правила, обязывают владельца объекта электроэнергетики или эксплуатирующую организацию расследовать, в том числе аварии и на сетях менее 6 кВ, что согласно позиции административного истца повлияло на показатель уровня надежности, установленный Департаментом. Суд не может согласиться с доводами административного истца исходя из следующего. Согласно п. 1.6 Методических указаний
Решение № 12-1028/20 от 05.02.2021 Октябрьского районного суда г. Уфы (Республика Башкортостан)
за 2019 год. Таким образом, ООО «ЛМА» ведет производственную деятельность в отсутствие надлежащей программы производственного экологического контроля. Приказом ООО «ЛМА» от 04.08.2020 «О распределении и закреплении функциональных обязанностей в области экологической безопасности и рационального природопользования» ответственность за организацию работы по подготовке и выполнению мероприятий и программ, направленных на обеспечение охраны окружающей среды и рационального природопользования, организация выполнения планов мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, организация регулярного мониторинга, учета и расследование аварий , отказов и остановок работы оборудования на объектах Общества, организация обеспечения эффективной и бесперебойной работы очистных сооружений сточных вод возложены на эколога ФИО3 Поскольку ООО «ЛМА» ведет производственную деятельность в отсутствие надлежащей программы производственного экологического контроля, действия специалиста по охране труда и промышленной безопасности ООО «ЛМА» - ФИО3 правильно квалифицированы по ст. 8.1 КоАП РФ. Вопреки доводам жалобы факт совершения административного правонарушения и виновность должностного лица ФИО3 подтверждаются материалами дела, а именно: постановлением заместителя