N КТ-08-03-36/6317 О РАССМОТРЕНИИ ПРОЕКТОВ НОРМАТИВОВ ОБРАЗОВАНИЯ ОТХОДОВ И ЛИМИТОВ НА ИХ РАЗМЕЩЕНИЕ, РАЗРАБОТАННЫХ СУБЪЕКТАМИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ИНИЦИАТИВНОМ ПОРЯДКЕ В связи с многочисленными обращениями в адрес Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по вопросам рассмотрения проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разработанных субъектами малого и среднего предпринимательства в инициативном порядке, сообщаем следующее. В соответствии с пунктом 3 статьи 18 Федеральный закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее - ПНООЛР ). Исходя из изложенного, Росприроднадзор считает, что ПНООЛР, разработанные в инициативном порядке субъектами малого и среднего предпринимательства и представленные на утверждение в территориальные органы Росприроднадзора, подлежат возврату без рассмотрения. Временно исполняющий обязанности Руководителя К.В.ТОЦКИЙ ------------------------------------------------------------------
физическая форма) передаваемых отходов, ранее подтвержденные территориальными органами Росприроднадзора (ранее - территориальными органами Ростехнадзора), соответствуют классам опасности отходов и классификационным признакам аналогичных видов отходов, установленным в ФККО-2014. Все проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее - ПНООЛР), представляемые в Департамент, подлежат рассмотрению в соответствии с Порядком разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденным приказом Минприроды России от 25.02.2010 N 50, а также в соответствии с Методическими указаниями по разработке и утверждению нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденными приказом Ростехнадзора от 19.10.2007 N 703, применяемыми в части, не противоречащей действующему законодательству Российской Федерации. При этом ПНООЛР , представленные до 01.08.2014, не требуют переработки в соответствии с требованиями Постановления, а также в соответствии с ФККО-2014. Вместе с этим, указанное не освобождает хозяйствующих субъектов от обязанности составить с 01.08.2014 паспорта на отходы I - IV классов опасности в соответствии с типовой формой
лимитов на их размещение (далее - ПНООЛР) для объекта I категории - промплощадки № 2 и направило в управление 30.12.2019 указанный проект для утверждения. Изучив представленные материалы, управление 27.12.2019 направило обществу уведомление о необходимости устранить выявленные нарушения, указав о несоответствии ПНООЛР требованиям Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденным приказом Минприроды России от 05.08.2014 № 349 (далее - Методические указания № 349) Общество 29.01.2020 повторно направило на рассмотрение ПНООЛР , по результатам рассмотрения управлением принято решение об отказе в утверждении ПНООЛР, оформленное приказом от 12.03.2020 № 0337. Не согласившись с решением управления, общество обратилось в арбитражный суд. Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Порядком разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденным приказом Минприроды Российской Федерации от 25.02.2010 №
доводы не находят подтверждения в материалах дела. При изучении доводов кассационной жалобы и принятых по делу судебных актов судья Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных пунктом 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по которым кассационная жалоба может быть передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации. Как установлено судами, 04.08.2017 между предприятием (заказчиком) и обществом (исполнителем) по результатам открытого конкурса заключен договор на выполнение проектных работ № 226/1-НТПЦСМ/17, согласно условиям которого исполнитель обязался разработать проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР ) в соответствии с техническим заданием. Обращаясь в суд с заявленными требованиями, подрядчик указал на то, что спорный договор был расторгнут по вине заказчика, однако убытки общества, составляющие стоимость фактически выполненных работ, не возмещены. При разрешении спора суды руководствовались положениями статей 15, 309, 310, 393, 1069, главы 37 Гражданского
отходов и лимитов на их размещение, а также некомплектности разработанного проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, в течение 5 рабочих дней с даты их приема направить в адрес ОАО «Удмуртнефть» уведомление о необходимости устранения в течение 10 рабочих дней выявленных нарушений и (или) предоставления документов, судом отклоняются. В данном случае Управлением Росприроднадзора по УР не оспаривается, что обществом был представлен полный комплект документов, соответствующий п. 7 Порядка № 50. Представленный на рассмотрение ПНООЛР , содержал в своем составе перечень разделов, установленный п. 17 Методических указаний; в представленном на рассмотрении ПНООЛР имелись заполненные в полном объеме формы, предусмотренные п. 20-23, 26 Методических указаний, представленные в табличном виде, согласно приложений № 7-11, 14 Методических указаний, соответственно; в раздел «Приложения» ПНООЛР были включены все необходимые документы, установленные требованиями п. 28 Методических указаний. В рамках проверки комплектности оценивается факт наличия обязательных разделов, предусмотренных форм (таблиц) и Приложений в соответствии с Методическими
в указанные органы. Позволяют применять всем природопользователям единый подход к разработке и общие требования к содержанию и оформлению проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и указания по оформлению ПНООЛР являются обязательными для их разработчиков. По тексту вышеуказанных методических указаний можно сделать вывод о порядке изложении информации разделов ПНООЛР. Место нахождения таблиц и расчетов определено конкретно - в соответствующей части раздела. Изложение информации в табличном виде привязывается к тексту, в противном случае, рассмотрение ПНООЛР затрудняется и увеличивается срок рассмотрения проекта. Таким образом, требование Управления о соблюдении порядка изложения ПНООЛР обосновано и законно. Таблица 2.3 проекта оформлена с отступлением от требований Методических указаний, графа 2 Методических указаний требует внесения информации о «Виде деятельности», у Заявителя это «Наименование процесса», графа 3 Методических указаний это «Осуществляемые работы и услуги», у Заявителя «Сырье, материалы». Данное несоответствие ПНООЛР Методическим указаниям является основанием для отказа согласно п. 7 абз. 3 Административного регламента. В разделе
лимитов на их размещение (далее - ПНООЛР) для объекта I категории - промплощадки № 2 и направило в управление 30.12.2019 указанный проект для утверждения. Изучив представленные материалы, управление 27.12.2019 направило обществу уведомление о необходимости устранить выявленные нарушения, указав о несоответствии ПНООЛР требованиям Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденным приказом Минприроды России от 05.08.2014 № 349 (далее - Методические указания № 349) Общество 29.01.2020 повторно направило на рассмотрение ПНООЛР , по результатам рассмотрения управлением принято решение об отказе в утверждении ПНООЛР, оформленное приказом от 12.03.2020 № 0337. Не согласившись с решением управления, общество обратилось в арбитражный суд. Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Порядком разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденным приказом Минприроды Российской Федерации от 25.02.2010 №
санитарно-гигиенических требований. Кроме того, в ходе судебного разбирательства установлено, что заявителем в 2013 году не осуществлялась деятельность по приему отходов от других хозяйствующих субъектов. Обратного Управлением Росприроднадзора не доказано. В связи с изложенным, является необоснованным довод госоргана о необходимости предоставления копий документов о передаче-приеме отходов от хозяйствующего субъекта (арендатора) за отчетный период для использования, обезвреживания, хранения и захоронения. Судами первой и апелляционной инстанций обоснованно не принят довод Управления Росприроднадзора о том, что на момент рассмотренияПНООЛР объекты размещения отходов, эксплуатируемые ПК «Альянс», ООО «Волга-Бизнес», ОАО «Каустик» не включены в Государственный реестр объектов размещения отходов. В соответствии с пунктом 7 статьи 12 Закона об отходах производства и потребления запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Порядок ведения государственного реестра объектов размещения отходов вступил в силу 01.08.2014 (пункт
на него паспорта опасного отхода, подтверждает факт образования указанного отхода. ПАО «Энел Россия» для объекта - Невинномысская ГРЭС разработан Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденный директором филиала «Невинномысская ГРЭС» ПАО «Энел Россия» - КДИ в 2018 г. (далее ПНООЛР). Документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение утвержден приказом Департамента Росприроднадзора по Северо - Кавказскому федеральному округу от ДД.ММ.ГГГГ №, срок действия с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. При рассмотрении ПНООЛР установлено, что ПНОООЛР не содержит сведений об образовании отходов «подтоварная вода резервуаров хранения нефти и нефтепродуктов», «отходы (осадок) нейтрализации промывных вод котельно- теплового оборудования известковым молоком». ПАО «Энел Россия» не исполнена обязанность но разработке проекта нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение, на образующиеся в процессе деятельности предприятия отходы «подтоварная вода резервуаров хранения нефти и нефтепродуктов», «отходы (осадок) нейтрализации промывных вод котельно-теплового оборудования известковым молоком». Указанные обстоятельства послужили основанием для
в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Основанием для прекращения производства по делу послужило отсутствие в действиях ООО «Самарский коммунальные системы» состава административного правонарушения. Судом первой инстанции установлено, что проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее - ОЛР) был разработан в 2016г., в соответствии с требованиями законодательства РФ. В этом в ПНООЛР были отражены все площадки общества. Площадка ГОКС (443042, <...>) под № 26. В результате рассмотрения ПНООЛР , Управление Росприроднадзора выдало ООО «Самарские коммунальные системы» решение об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение от 14.12.2016 №2006/16 со сроком действия до 14.12.2021) г, в котором в строке место нахождения предприятия указаны объекты общества, для которых выдан документ, расположены в Самарской области, г. Самара, а также в Самарской области в Волжском районе. Таким образом, ООО «Самарские коммунальные системы» п. 18 Приказа Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 08.12.2020 №
послужили основанием для составления протокола об административном правонарушении и привлечения постановлением ООО «Самарские коммунальные системы» к административной ответственности на основании приведенной выше нормы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Однако, как видно из материалов дела, проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее - ОЛР) был разработан в 2016г., в соответствии с требованиями законодательства РФ. В этом в ПНООЛР были отражены все площадки общества. Площадка ГОКС (443042, <адрес>) под №. В результате рассмотрения ПНООЛР , Управление Росприроднадзора выдало ООО «Самарские коммунальные системы» решение об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение от ДД.ММ.ГГГГ № со сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ)г, в котором в строке место нахождения предприятия указаны объекты общества, для которых выдан документ, расположены в Самарской области, г. Самара, а также в Самарской области в Волжском районе. Таким образом, нарушений п. 18 Приказа Министерства природных ресурсов и экологии РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении порядка разработки
№П- <адрес>. Выявленные нарушения послужили основанием для составления протокола об административном правонарушении и привлечения ведущего инженера отдела экологии ООО «Самарские коммунальные системы» ФИО1 к административной ответственности по ст.8.5 КоАП РФ. Однако, как видно из материалов дела, проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее - ОЛР) был разработан в 2016г., в соответствии с требованиями законодательства РФ. В этом в ПНООЛР были отражены все площадки общества. Площадка ГОКС (<адрес>) под №. В результате рассмотрения ПНООЛР , У. Р. выдало ООО «Самарские коммунальные системы» решение об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение от ДД.ММ.ГГГГ № со сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ), в котором в строке место нахождения предприятия указаны объекты общества, для которых выдан документ, расположены в <адрес>, а также в <адрес> в <адрес>. Площадка ГОКС (<адрес> расположена в <адрес> г.о.Самара, фактический адрес: <адрес>, г.о.Самара;…», указанный в Решении об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение