ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Раздельный учет по контрактам - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Приказ Госкорпорации "Роскосмос" от 24.08.2021 N 243 "Об определении порядка и сроков представления организациями, выполняющими государственный оборонный заказ, в которых созданы военные представительства Министерства обороны Российской Федерации, отчета об исполнении государственного контракта, контракта, предусмотренного Правилами ведения организациями, выполняющими государственный оборонный заказ, раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. N 47, а также порядка истребования указанного отчета у иных организаций, выполняющих государственный оборонный заказ, и сроков его представления" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.12.2021 N 66332)
Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7600; 2015, N 29, ст. 4342) и пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. N 47 "О Правилах ведения организациями, выполняющими государственный заказ за счет средств федерального бюджета, раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 4, ст. 477; 2018, N 20, ст. 2837) приказываю: определить порядок и сроки представления организациями, выполняющими государственный оборонный заказ, в которых созданы военные представительства Министерства обороны Российской Федерации, отчета об исполнении государственного контракта , контракта, предусмотренного Правилами ведения организациями, выполняющими государственный оборонный заказ, раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. N 47, а также порядок истребования указанного отчета у иных организаций, выполняющих государственный оборонный заказ, и сроки его представления согласно приложению к настоящему приказу. Генеральный директор Д.О.РОГОЗИН Приложение
Приказ Росморречфлота от 16.06.2014 N 43 "Об утверждении типовых форм государственных контрактов на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения для государственных нужд Российской Федерации"
исследований и осуществление всех необходимых действий для правовой охраны полученных результатов интеллектуальной деятельности и выплаты авторского вознаграждения; к) обеспечить у себя надлежащий бухгалтерский учет выполняемых работ, а также раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности в соответствии с Правилами ведения организациями, выполняющими государственный заказ за счет средств федерального бюджета, раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 47; л) своими силами и за свой счет, не нарушая конечной даты сдачи законченных работ, устранять допущенные по его вине в выполненных работах недостатки, а также ошибки в расчетах и аналитических выводах, которые могут повлечь отступления от технико-экономических параметров, предусмотренных в настоящем Контракте , Техническом задании и Календарном плане; м) зарегистрировать НИР в ЦИТиС в соответствии с требованиями Федерального закона от 29 декабря 1994 г. N 77-ФЗ "Об обязательном экземпляре документов"; н) представить документы в соответствующую организацию согласно требованиям Федерального закона от 29 декабря 1994 г. N 77-ФЗ "Об обязательном
Определение № 09АП-72663/19 от 11.11.2020 Верховного Суда РФ
административное правонарушение. Позиция прокуратуры, с учетом размера санкций по части 1 статьи 15.37 КоАП РФ, фактически предполагает многократное применение существенного административного наказания за любые отдельные нарушения исполнителем правил раздельного учета результатов финансово–хозяйственной деятельности в рамках исполнения им государственных контрактов. Такой подход, в частности, не соответствует предъявляемым к мерам административной ответственности требованиям соразмерности и справедливости. Как установлено судами и следует из материалов дела, в период с 25.05.2018 по 29.05.2019 раздельный учет результатов финансово- хозяйственной деятельности обществом не велся ни по каким государственным контрактам (контрактам). При этом постановлением ФАС России от 18.06.2019 по делу об административном правонарушении № 24/04/15.37-358/2019 общество привлечено к административной ответственности за неведение в период с 25.05.2018 по 29.05.2019 раздельного учета результатов финансово- хозяйственной деятельности по договору, заключенному в целях выполнения государственного оборонного заказа, с назначением наказания в виде штрафа в размере 300 000 рублей. С учетом изложенного, предложение прокуратуры по привлечению указанной организации к административной ответственности за аналогичное
Определение № 09АП-71660/19 от 08.10.2020 Верховного Суда РФ
административных правонарушений, но не повторность привлечения к ответственности в соответствии с частью 5 статьи 4.1 КоАП РФ. Выражая несогласие с выводами суда округа, ФАС России считает, что административное правонарушение по части 1 статьи 15.37 КоАП РФ – невыполнение требований о ведении раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности по договорам, заключенным в целях выполнения государственного оборонного заказа, является длящимся. При этом заявитель указывает, что в период с 25.05.2018 по 29.05.2019 раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности обществом не велся ни по каким государственным контрактам (контрактам). Учитывая, что постановлением ФАС России от 18.06.2019 по делу об административном правонарушении № 24/04/15.37-358/2019 общество было привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 15.37 КоАП РФ, оно не может нести ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение. Кроме того, антимонопольный орган приводит довод о том, что законодательством Российской Федерации не установлен конкретный порядок ведения раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности по контрактам, а диспозиция части
Определение № 09АП-72663/19 от 07.10.2020 Верховного Суда РФ
правонарушений, но не повторность привлечения к ответственности в соответствии с частью 5 статьи 4.1 КоАП РФ. Выражая несогласие с выводом суда округа, ФАС России считает, что административное правонарушение по части 1 статьи 15.37 КоАП РФ – невыполнение требований о ведении раздельного учета результатов финансово- хозяйственной деятельности по договорам, заключенным в целях выполнения государственного оборонного заказа, является длящимся. При этом заявитель указывает, что в период с 25.05.2018 по 29.05.2019 раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности обществом не велся ни по каким государственным контрактам (контрактам). Учитывая, что постановлением ФАС России от 18.06.2019 по делу об административном правонарушении № 24/04/15.37-358/2019 общество было привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 15.37 КоАП РФ, оно не может нести ответственность дважды за одно и то же нарушение. Также антимонопольный орган приводит довод о том, что законодательством Российской Федерации не установлен конкретный порядок ведения раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности по контрактам, а диспозиция части 1 статьи
Решение № А84-7362/2021 от 19.09.2022 АС города Севастополя
№ 061/04/15.37-1195/2021, которым общество было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.37 КоАП РФ, и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 руб. Решением от 11.03.2022 по делу № А84-5103/2021 в удовлетворении требований ООО «Сакра Либерти Компани» было отказано. Суд в решении от 11.03.2022 подтвердил выводы антимонопольного органа о наличии в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения, поскольку обществом не был обеспечен и не велся раздельный учет по контрактам , заключенными в связи с выполнением государственного оборонного заказа. Ростовское УФАС России и прокуратура по Ленинскому району г. Севастополя настаивали, что в целях уклонения от ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.37 КоАП РФ, обществом «переделывалась» первоначально представленная в прокуратуру бухгалтерская отчетность, путем выделения из общего оборота своей финансово-хозяйственной деятельности информацию отдельно по Договору №1 и отдельно по Договору №2, а также дополнительно разработана учетная политика для целей бухучета на
Постановление № А55-479/2022 от 25.07.2022 АС Самарской области
дела подтверждается, что в нарушение требований Закона о гособоронзаказе и Правил N 47 общество не осуществляло всех действий, связанных с ведением раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности по установленной форме. Как верно указано судом первой инстанции, учетная политика общества не содержит положения о порядке ведения раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности по государственным контрактам в рамках исполнения государственного оборонного заказа. С момента заключения государственных контрактов по настоящее время локальными нормативными актами не регламентирован порядок ведения раздельного учета по контрактам , заключенных в рамках исполнения государственного оборонного заказа. Отсутствует справка о распределении накладных и административно-управленческих расходов по договору. В регистрах аналитического учета, в оборотно-сальдовых ведомостях по счетам 41.01, 44.01, 51, 60, 70, 90, 99 идентификации и иных дополнительных реквизитов, позволяющих идентифицировать принадлежность отраженных в нем количественных и качественных показателей затрат к договору, не установлены. Как установлено судом первой инстанции, из представленных Обществом документов как при рассмотрении административного дела, так и при рассмотрении дела
Постановление № 21АП-2035/20 от 02.09.2020 Двадцати первого арбитражного апелляционного суда
каждому договору, из предоставленных ООО «Энки» оборотно-сальдовых ведомостей невозможно установить затраты по договорам от 06.09.2018, от 08.09.2018, поскольку фактически невозможно определить какие затраты были понесены по каждому договору. При этом, так как первичные учетные документы, оформленные в соответствии с требованиями п. 1 Правил № 47, представлены не были, проверить правильность и достоверность, а также идентифицировать затраты по указанным ведомостям не представилось возможным. Положения Правил № 47 не содержат указания единой конкретной формы ведения раздельного учета по контрактам в рамках государственного оборонного заказа, следовательно, форма ведения раздельного учета устанавливается каждым исполнителем самостоятельно, но она должна обеспечивать выполнение требований п. 1-4 Правил № 47. В рассматриваемом случае, административным органом выявлено, что требования п. 1, 3 Правил № 47 обществом не соблюдается, что не позволяет установить затраты по каждому изделию, поставляемому в рамках договоров от 06.09.2018, от 08.09.2018. С учетом указанных обстоятельств, установленных по делу, суд первой инстанции правомерно признал законным и обоснованным
Постановление № 15АП-21145/20 от 27.01.2021 Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда
учет результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому контракту государственного оборонного заказа (далее - ГОЗ). В этой связи, в программе 1С: Предприятие 8.3 ведется раздельный учет только по счету 51 и 62. Вместе с тем, раздельный учет остальных требований о раздельном учете ведется Обществом в специально разработанных вспомогательных регистрах в программе Microsoft Office Excel. Исполнитель ГОЗ обязан подтверждать факт наличия раздельного учета по контрактам ГОЗ и достоверность данных первичных документов. Если организация интегрирует раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности по контрактам ГОЗ в бухгалтерский учет организации, то правила ведения раздельного учета закрепляются в учетной политике организации. В ином случае, исполнителем ГОЗ должен быть организован порядок (стандарт) учета затрат в рамках ГОЗ, отражающий: - принцип раздельного учета затрат по каждому государственному контракту (контракту) в рамках ГОЗ; - факт применения позаказного (иного) метода учета и калькулирования себестоимости продукции; - объект калькулирования (отдельный контракт, изделие, партия, номенклатура, этап выполнения работ, вид выполняемых работ и т.д.);
Постановление № 21АП-1244/2022 от 25.08.2022 Двадцати первого арбитражного апелляционного суда
является нарушением требований о раздельном учете, за которое лицо может быть привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 15.37 КоАП РФ, судебная коллегия отмечает, что именно такая бухгалтерская отчетность была предоставлена на момент прокурорской проверки. Обратного заявителем в деле не доказано. Сведения об отдельном учете по Договору № 1 и Договору № 2 предоставлены уже при рассмотрении дела об административном правонарушении административным органом и только в суде была предоставлена бухгалтерская отчетность о раздельном учетом иным контрактам . Применительно к этому, суд апелляционной инстанции находит верным вывод суда первой инстанции о том, что требование о ведении раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности касается именно раздельного учета по каждому контракту, как оно сформулировано в пункте 16 части 2 статьи 8 Закона № 275-ФЗ. При таких обстоятельствах доводы заявителя о том, что ведение учета без разделения на контракты являются основанием для привлечения к ответственности по части 2 статьи 15.37 КоАП РФ основаны на
Решение № 12-388/19 от 27.11.2019 Красноармейского районного суда г. Волгограда (Волгоградская область)
декабря 2018 года. Таким образом, ООО «СК» является исполнителем государственного оборонного заказа. В ООО «СК» бухгалтерский учет ведется на основании Положения об учетной политике, утвержденного Приказом генерального директора Общества от ДД.ММ.ГГГГ №. Вместе с тем, как установлено в ходе проведения проверки, учетной политикой ООО «СК» не определен раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности в рамках исполнения государственного оборонного заказа, в учетной политике отсутствует подробное описание принципа учета доходов и расходов, номенклатурные группы, методика ведения раздельного учета по контрактам в сфере государственного оборонного заказа. Кроме того, в ООО «СК» учет производственных и коммерческих затрат, обязательств (дебиторская и кредиторская задолженности) денежных средств, имущественных прав, материальных запасов, основных средств, нематериальных активов и т.п. отдельно по каждому договору не ведется. Финансовый результат по контракту не определяется; ежемесячный отчет об исполнении контракта по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 № 47 «О правилах ведения организациями, выполняющими государственный заказ за счет средств федерального бюджета, раздельного
Решение № 12-992/2021 от 22.10.2021 Йошкар-олинского городского суда (Республика Марий Эл)
административную ответственность за неисполнение исполнителем по государственному оборонному заказу требования о ведении раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности. Однако, отчет об исполнении договора № от 19.04.2019, подготовленного по форме и в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 №47, составляется и ежемесячно в установленные сроки согласно приказу Министерства обороны Российской Федерации №554 от 08.10.2018 направляется Предприятием в адрес № военного представительства Министерства обороны Российской Федерации. Учетной политикой ООО «Технотех» регламентирован порядок ведения раздельного учета по контрактам , заключенным в рамках исполнения государственного оборонного заказа. Согласно имеющимся в деле документам установлено, что на каждую заявку в рамках ГОЗ оформляется отдельная спецификация и открывается отдельный счет в уполномоченном банке. В заявке в обязательном порядке должны быть указаны: идентификатор и номер государственного контракта, во исполнение которого осуществляются обязательства по договору (п.2.4 Договора). В рамках исполнения договора № от 19.04.2019 по заявке № от 13.03.2020 оформлена Спецификация № от 19.06.2020 (НТК №). Анализ
Решение № 12-1007/2021 от 29.11.2021 Йошкар-олинского городского суда (Республика Марий Эл)
Приложение № 2 к Учетной политике, осуществлять затраты на производство по себестоимости продукции государственного оборонного заказа на бухгалтерском счете 20 «Основное производство» по номенклатурным группам. Согласно Приложения №, себестоимость продукции собранная по однородной группе резисторов за текущий месяц на счете 20, распределяются между видами продукции и ИГК пропорционально количеству и нормативной плановой себестоимости в отдельной программе. При этом, согласно приложения № определена себестоимость выпущенной и реализованной продукции по контракту №, т.е. определен и раздельный учет по контракту . Таким образом, должностное лицо УФАС пришло к правомерному выводу о том, что анализ представленных <иные данные> в адрес Управления документов показал, что в них содержаться необходимые реквизиты, позволяющие идентифицировать принадлежность отраженных в нем количественных и качественных показателей затрат по вышеуказанному договору. Обществом велся учет об исполнении вышеуказанного контракта по форме и в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 № 47. Согласно пункту 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ
Решение № 12-332/18 от 18.09.2018 Октябрьского районного суда г. Новосибирска (Новосибирская область)
ООО «Октан-Авто» Артемьева И. С. по ч. 1 ст. 15.37 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в связи с отсутствием события административного правонарушения (л.д. 7-8). С указанным постановлением не согласился заместитель прокурора <адрес>, в поданном протесте просит отменить постановление и направить дело на новое рассмотрение (л.д. 3-6). Протест обоснован тем, что при рассмотрении административного дела должностным лицом не дана надлежащая оценка объяснениям Артемьева И.С. от /дата/, в соответствии с которыми он указал, что ведение раздельного учета по контрактам , заключенным в рамках исполнения государственного оборонного заказа, учетной политикой не предусмотрено, что также подтверждено предоставленной им в ходе проверки учетной политикой, утвержденной приказом директора № от /дата/ Доводы Артемьева И.С., изложенные в пояснениях от /дата/ о введении его в заблуждение главным бухгалтером организации относительно порядка учета результатов финансово-хозяйственной деятельности при исполнении контракта, заключенного в рамках исполнения государственного оборонного заказа, не могут приниматься во внимание, так как представленные в ходе проверки и при
Решение № 12-383/2022 от 19.08.2022 Ленинскогого районного суда г. Пензы (Пензенская область)
заключило с Данные изъяты» государственный контракт № Данные изъяты (далее - I Договор) на выполнение работ в рамках исполнения государственного оборонного заказа. Установлено, что на момент проведения проверки прокуратурой Ленинского района г. Пенза раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности по вышеуказанному государственному контракту в соответствии с требованиями Федерального закона от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе», не осуществлялся. С момента заключения государственных контрактов по настоящее время локальными нормативными актами не регламентирован порядок ведения раздельного учета по контракту , заключенных в рамках исполнения государственного оборонного заказа. В регистрах аналитического учета, в оборотно-сальдовых ведомостях идентификации и иных дополнительных реквизитов, позволяющих идентифицировать принадлежность отраженных в нем количественных и качественных показателей затрат по государственному контракту не установлены. Отсутствие раздельного учета не оспаривалось и самим Медведевым Е.Н. Данные изъяты» не представлен отчет об исполнении Обществом государственных контрактов, соответствующий форме и требованиям постановления Правительства Российской Федерации о 19.01.1998 № 47 «Правила ведения организациями, выполняющими государственный заказ