ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Размещение объектов не являющихся объектами капитального строительства - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Определение № 305-КГ17-2698 от 14.04.2017 Верховного Суда РФ
делу, по заявлению общества с ограниченной ответственностью фирма «Ануш» (г. Москва, далее - общество) к Префектуре Западного административного округа города Москвы (г. Москва, далее - префектура) о признании незаконным решения, установил: решением Окружной комиссии по пресечению самовольного строительства на территории Западного административного округа города Москвы от 21.09.2015 № КСС-11/15-22-0 в отношении объекта со специализацией «продукты питания», расположенного по адресу: <...>, установлено, что указанный объект размещен в отсутствие документов, являющихся основанием для размещения объектов, не являющихся объектами капитального строительства и подлежит демонтажу (перемещению) в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 02.11.2012 № 614-ПП. Не согласившись с принятым решением комиссии, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением к префектуре о признании незаконным решения окружной комиссии префектуры от 21.09.2015 № КСС-11/15-22-0 в отношении объекта со специализацией «продукты питания», расположенного по адресу - г. Москва, ул. Боровское шоссе, вл. 47 Б, в редакции решения от 02.11.2015 № КСС-13/15-33-0. Решением Арбитражного суда города Москвы
Определение № А40-156113/20 от 01.12.2021 Верховного Суда РФ
234-ПП «Об организации работы по выявлению и пресечению самовольного строительства на территории города Москвы», пункта 3.2 Положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по освобождению земельных участков от незаконно размещенных на них объектов, не являющихся объектами капитального строительства, в том числе осуществлению демонтажа и (или) перемещения таких объектов, утвержденного постановление Правительства Москвы от 02.11.2012 № 614-ПП, установил, что спорные объекты размещены в отсутствие документов, являющихся основанием для размещения объектов, не являющихся объектами капитального строительства , и подлежали демонтажу и за пределами предоставленных земельных участков, в связи с чем пришел к выводу, что оспариваемое решение соответствует положениям действующего законодательства и не нарушает прав и законных интересов заявителя и отказал в удовлетворении заявленных требований предпринимателя. Доводы заявителя являлись предметом рассмотрения судебных инстанций, получили соответствующую правовую оценку и по существу направлены на иную оценку доказательств и фактических обстоятельств дела, что не входит в компетенцию Судебной коллегии по экономическим
Постановление № Ф03-4806/19 от 19.11.2019 АС Камчатского края
со дня принятия решения, указанного в подпункте 5.9.1 решения от 28.02.2012 №490-нд, направляет в адрес установленного лица уведомление об освобождении самовольно занятого земельного участка либо уведомление о демонтаже и (или) вывозе самовольно размещенных объектов, не являющихся объектами капитального строительства, с указанием срока освобождения/демонтажа - не более десяти рабочих дней со дня получения уведомления (пункт 6.8 решения от 28.02.2012 №490-нд). Пунктом 6.1 указанного решения определено, что самовольное занятие земельного участка - это размещение объектов, не являющихся объектами капитального строительства , проведение строительных работ на не предоставленном в установленном порядке земельном участке. При этом под объектами, не являющимися объектами капитального строительства, понимаются хозяйственные постройки, металлические гаражи, торговые объекты, строительные материалы, механизмы и кузова автомашин, размещенные на земельных участках без правоустанавливающих документов на их размещение, либо на основании правоустанавливающих документов, срок действия которых истек. Суды первой и апелляционной инстанций, установив, что функции и полномочия Контрольного управления определены в Постановлении администрации Петропавловск-Камчатского городского
Постановление № 13АП-22512/2022 от 23.08.2022 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда
проект, Администрация письмом от 26.12.2020 № 01-10-4754/20-0-1 уведомила Общество о необходимости выполнения работ в срок до 01.06.2021. Впоследствии Общество продолжило бездействовать и только 13.05.2021 направило в Администрацию заявления от 13.05.2021 № 12/28, 27.05.2021 № 12/29 о выдаче разрешения на проведение строительно-монтажных работ по согласованной проектной документации. Письмом от 02.06.2021 № 01-10-2023/21-0-1 Администрация уведомила Общество о том, что в соответствии с проектной документацией размещение на Участке объектов капитального строительства не предусмотрено, а размещение объектов, не являющихся объектами капитального строительства , не предполагает выдачу разрешения на строительство, потребовала незамедлительно завершить предусмотренные проектом работы по благоустройству территории Участка. Ссылаясь на нарушение Обществом существенных условий Договора в части сроков возведения на Участке автомобильной стоянки, детской игровой площадки, объекта противопожарной защиты в соответствии с техническим заданием, Администрация обратилась в арбитражный суд с исковым заявлением о расторжении Договора. Установив существенные нарушения арендатором условий Договора, суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования. Проверив в пределах, установленных статьей
Постановление № Ф03-2865/2022 от 30.06.2022 АС Дальневосточного округа
на основании заявлений и сообщений физических и юридических лиц, органов государственной власти, органов местного самоуправления городского округа, содержащих сведения о нарушениях земельного законодательства, а также правовых актов городского округа в сфере земельных отношений. Плановые (рейдовые) осмотры, обследования осуществляются также в случае непосредственного обнаружения муниципальными инспекторами нарушений земельного законодательства, а также правовых актов городского округа в сфере земельных отношений. Пунктом 6.1 Решения № 490-нд определено, что самовольное занятие земельного участка – это размещение объектов, не являющихся объектами капитального строительства , проведение строительных работ на не предоставленном в установленном порядке земельном участке. При этом под объектами, не являющимися объектами капитального строительства, понимаются хозяйственные постройки, металлические гаражи, торговые объекты, строительные материалы, механизмы и кузова автомашин, размещенные на земельных участках без правоустанавливающих документов на их размещение, либо на основании правоустанавливающих документов, срок действия которых истек. Согласно подпункту 6.10.1 Решения № 490-нд в случае отсутствия сведений о лице, самовольно занявшим земельный участок, самовольно разместившим
Постановление № Ф03-4810/19 от 26.11.2019 АС Камчатского края
принятия решения, указанного в подпункте 5.9.1 решения от 28.02.2012 № 490-нд, направляет в адрес установленного лица уведомление об освобождении самовольно занятого земельного участка либо уведомление о демонтаже и (или) вывозе самовольно размещенных объектов, не являющихся объектами капитального строительства, с указанием срока освобождения/демонтажа - не более десяти рабочих дней со дня получения уведомления (пункт 6.8 решения от 28.02.2012 № 490-нд). Пунктом 6.1 указанного решения определено, что самовольное занятие земельного участка - это размещение объектов, не являющихся объектами капитального строительства , проведение строительных работ на не предоставленном в установленном порядке земельном участке. При этом под объектами, не являющимися объектами капитального строительства, понимаются хозяйственные постройки, металлические гаражи, торговые объекты, строительные материалы, механизмы и кузова автомашин, размещенные на земельных участках без правоустанавливающих документов на их размещение, либо на основании правоустанавливающих документов, срок действия которых истек. Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав и оценив представленные доказательства по делу по правилам статьи 71 АПК РФ,
Постановление № 16-3087/2022 от 14.06.2022 Второго кассационного суда общей юрисдикции
ограничений по использованию этих земельных участков. Основанием для занятия и использования земельного участка на праве аренды, безвозмездного пользования являются оформленные в установленном Правительством Москвы порядке в соответствии с требованиями федерального законодательства договор аренды, договор безвозмездного пользования, предусматривающие переход прав владения и (или) пользования земельным участком. Условия использования земельного участка устанавливаются в указанных договорах (часть 1.1 статьи 8 Закона о землепользовании). Запрещается проведение работ по строительству, реконструкции зданий, строений, сооружений, а также размещение объектов, не являющихся объектами капитального строительства , с нарушением требований гражданского, земельного законодательства, законодательства о градостроительной деятельности, а также правовых актов города Москвы, определяющих порядок оформления документов, являющихся основанием для использования земельных участков, и (или) порядок размещения объектов, не являющихся объектами капитального строительства (часть 6 статьи 7 Закона о землепользовании). В силу части 1 статьи 28 Закона о землепользовании собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны использовать земельные участки в соответствии с их разрешенным
Постановление № 16-5465/2022 от 15.09.2022 Второго кассационного суда общей юрисдикции
(уполномоченного им органа) о передаче в собственность земельных участков собственникам зданий, сооружений или обладателям права постоянного (бессрочного) пользования, приобретаемых в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", устанавливается запрет на строительство, реконструкцию зданий, строений, сооружений на земельном участке (далее - запрет на строительство, реконструкцию). Запрещается проведение работ по строительству, реконструкции зданий, строений, сооружений, а также размещение объектов, не являющихся объектами капитального строительства , с нарушением требований гражданского, земельного законодательства, законодательства о градостроительной деятельности, а также правовых актов города Москвы, определяющих порядок оформления документов, являющихся основанием для использования земельных участков, и (или) порядок размещения объектов, не являющихся объектами капитального строительства (часть 6 статьи 7 Закона о землепользовании). Как усматривается из материалов дела, основанием для привлечения ФИО1 к административной ответственности послужили изложенные в протоколе об административном правонарушении выводы о том, что 16 июня 2021 года
Решение № 2-38/2021 от 04.02.2021 Тахтамукайского районного суда (Республика Адыгея)
основаниям, изложенным в исковом заявлении, а также с учетом результатов проведенной по делу судебной экспертизы Представитель администрации муниципального образования «Яблоновское городское поселение» по доверенности ФИО5 в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований в заявленном объеме, ранее представила отзыв на исковое заявление, в котором указала, что согласно ст. 32 Правил землепользования и застройки муниципального образования «Яблоновское городское поселение», утвержденных Решением Совета народных депутатов муниципального образования «Яблоновское городское поселение» № от ДД.ММ.ГГГГ, размещение объектов, не являющихся объектами капитального строительства , не допускается в зонах охраны объектов культурного наследия, территориях, занимаемых земельными насаждениями и в водоохранных зонах, на территориях, занятых подземными коммуникациями и в их охранных зонах, а также на тротуарах, проездах и других участках (территориях общего пользования, находящихся за границами красных линий), где затрудняется движение пешеходов и транспорта, усложняется проведение механизированной уборки. Не разрешается размещение объектов, не являющихся объектами капитального строительства, ближе 15 метров от окон зданий и проезжей части
Решение № А-1557/2022 от 23.06.2022 Тахтамукайского районного суда (Республика Адыгея)
муниципального образования, правил землепользования и застройки, осуществление контроля за их соблюдением и организация благоустройства территории, установленные указанными правилами, возложены на органы местного самоуправления поселения, городского округа, внутригородского округа; данные правила утверждаются на основе законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации. В соответствии со ст. 32 Правил землепользования и застройки муниципального образования МО «Яблоновское городское поселение», утвержденных Решением Совета народных депутатов муниципального образования «Яблоновское городское поселение» № от ДД.ММ.ГГГГ, размещение объектов, не являющихся объектами капитального строительства , не допускается в зонах охраны объектов культурного наследия, территориях, занимаемых зелеными насаждениями и в водоохранных зонах, на территориях, занятых подземными коммуникациями и в их охранных зонах, а также на тротуарах, проездах и других участках (территориях общего пользования, находящихся за границами красных линий), где затрудняется движение пешеходов и транспорта, усложняется проведение механизированной уборки. Не разрешается размещение объектов, не являющихся объектами капитального строительства, на газонах, цветниках, детских площадках, в арках зданий, в