ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Разрешение на линейные объекты - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Статья 51. Разрешение на строительство
Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта , для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. (в ред. Федеральных законов от 03.07.2016 N 373-ФЗ, от 03.08.2018 N 341-ФЗ, от 03.08.2018 N
Статья 55. Выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию
документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), проекту планировки территории в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта , для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. (в ред. Федеральных законов от 03.07.2016 N 373-ФЗ, от 03.08.2018 N 341-ФЗ, от 03.08.2018 N 342-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) КонсультантПлюс: примечание. Возможность передачи и приема в автоматизированном режиме информации и документов, предусмотренных ч. 2 ст. 55, должна быть обеспечена не позднее одного года с 27.06.2019 (ФЗ от
Постановление Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации"
подтверждающий цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ; 3) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности). В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 2 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции: 1) раздел 11 "Смета на строительство объектов капитального строительства" проектной документации; 2) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию 8. Работы по строительству, реконструкции линейного объекта , за исключением предусмотренных позицией 17 настоящего приложения работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ: 1) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции линейного объекта, за исключением автомобильной дороги; 2) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции линейного объекта, за исключением автомобильной дороги. Цена выполненных работ по договору, предусмотренному пунктом 1 настоящей графы
Указ Президента РФ от 06.04.2004 N 493 "О награждении государственными наградами Российской Федерации сотрудников Министерства иностранных дел Российской Федерации"
реестре недвижимости; 2) при наличии соглашения о передаче полномочий государственного (муниципального) заказчика, заключенного при осуществлении бюджетных инвестиций, - указанное соглашение, правоустанавливающие документы на земельный участок правообладателя, с которым заключено это соглашение, если указанные документы (их копии или сведения, содержащиеся в них) имеются в Едином государственном реестре недвижимости; 3) градостроительный план земельного участка, выданный не ранее чем за три года до дня представления заявления на получение разрешения на строительство, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), реквизиты проекта планировки территории в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка; 4) результаты инженерных изысканий и следующие материалы, содержащиеся в проектной документации: а) пояснительная записка; б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с информацией, указанной в
Определение № А32-16282/19 от 27.06.2022 Верховного Суда РФ
Для возведения спорного объекта обществу выдано разрешение на строительство N RU 23308000-1126-15. Получению разрешения на строительство, как следует из части 2 статьи 48 Градостроительного кодекса, предшествует подготовка проектной документации, которая представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта. Таким образом, подготовка проектной документации и выдача на ее основании разрешения на строительство спорного линейного объекта свидетельствует, что он является объектом капитального строительства. Термин "объект капитального строительства" является специальным понятием градостроительного законодательства, поэтому он не может подменять собой правовую категорию "объект недвижимого имущества", имеющую иную отраслевую принадлежность, объем и содержание (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.09.2013 N 1160/13). В рамках рассматриваемого дела суд первой инстанции назначил проведение двух судебных экспертиз, в рамках которых эксперты пришли к выводам о том, что спорный объект является линейным сооружением,
Определение № 303-ЭС22-5645 от 05.05.2022 Верховного Суда РФ
площадь застройки - 35,7 кв. м, площадь участка - 16 188 кв. м, высота - 3,9 кв. м, вместимость (количество голов) - 2. ООО "Паноптикум", не согласившись с содержанием раздела 4 разрешения на строительство от 14.04.2021 N 28-Ru28302000-25-2021, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением. Удовлетворяя требование, суды исходили из следующего. Согласно части 1 статьи 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом, проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом , или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Документы и сведения, которые необходимо представлять в уполномоченные органы для получения
Определение № А54-2510/20 от 02.02.2022 Верховного Суда РФ
объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных данным Кодексом. Согласно части 2 статьи 51 ГрК РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей. В силу части 13 статьи 51 ГрК РФ основаниями для отказа в выдаче разрешения на строительство являются: отсутствие документов, предусмотренных частями 7 и 9 данной статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции. Неполучение или несвоевременное получение документов, запрошенных в соответствии с частями 7.1 и 9.1 данной статьи, не может являться основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство. Как установлено судами, в оспариваемом отказе администрация не ссылалась на то, что строительство торгово-офисного центра начато обществом с существенным нарушением градостроительных и строительных норм
Определение № 306-ЭС21-11620 от 28.07.2021 Верховного Суда РФ
Полагая отказ незаконным, нарушающим его права, заявитель обратился в арбитражный суд с заявленными требованиями, отказывая в удовлетворении которых суды обоснованно исходили из следующего. Согласно части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее также - ГрК РФ) в редакции, действовавшей на дату возникновения спорных правоотношений, разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 данной статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с данным Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом , или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством
Решение № АКПИ21-337 от 08.07.2021 Верховного Суда РФ
Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» или Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос» в течение пяти рабочих дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство, за исключением случая, предусмотренного частью И1 статьи 51 ГрК РФ, проводят проверку соответствия проектной документации требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимости размещения объекта капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
Постановление № А55-13931/20 от 16.12.2021 АС Поволжского округа
не подлежит. Как следует из материалов дела, АО «ССК» испрашивало разрешение на использование земель на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 39.33 ЗК РФ (капитальный или текущий ремонт линейного объекта). Порядок выдачи разрешения для указанных целей, в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 39.34 ЗК РФ, регламентируется Правилами. Удовлетворяя заявленные требования, суды пришли к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения и мотивировали судебные акты тем, что разрешение на использование земельного участка в рассматриваемом споре испрашивалось обладателем прав на линейный объект в целях его текущего ремонта, что соответствует целям использования земель, предусмотренным в пункте 1 статьи 39.34 ЗК РФ. Заявление подано в соответствии с Правилами, а при выдаче разрешения на использование земель необходимо руководствоваться подпунктом 1 пункта 1 статьи 39.34 ЗК РФ. Заявленное АО «ССК» требование о восстановлении нарушенного права и возложение на заинтересованное лицо обязанности, связанной с устранением допущенного нарушения прав и законных интересов заявителя, соответствует требованиям пункта
Постановление № А32-43566/15 от 28.11.2017 АС Северо-Кавказского округа
документы, предусмотренные частью 3 статьи 55 Градостроительного кодекса. При этом суды первой и апелляционной инстанций не приняли во внимание и не оценили представленные учреждением заключения о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации от 29.08.2014 № 259-848-14/ЮС и от 14.08.2014 № 248-816-14/ЮС. Из содержания названных заключений следует, что выполненные строительно-монтажные работы по линейным объектам полностью соответствуют требованиям технических регламентов и проектной документации. Уполномоченным органом ранее выдавались учреждению разрешения на ввод линейных объектов в эксплуатацию, построенных обществом в рамках государственного контракта от 04.12.2012 № 110/12 на выполнение подрядных (строительно-монтажных) работ по ряду населенных пунктов (включая спорные). По газопроводам, расположенным в с. Эсто-Садок, мкр. Совхоз Россия, п. Мирный, также имелись несоответствия по протяженности фактически построенных линейных объектов с ранее утвержденной проектной документацией. Однако, несмотря на наличие расхождений между фактически построенными объектами и проектной документацией, разрешения на ввод в эксплуатацию в отношении этих объектов уполномоченным органом были
Постановление № А74-14340/16 от 19.09.2017 Третьего арбитражного апелляционного суда
ЗАО «АСХ» удовлетворить в полном объеме. В обоснование апелляционной жалобы (с учетом дополнения) общество ссылается на следующие обстоятельства: - арбитражный суд первой инстанции ошибочно расценил факт обращения ЗАО «АСХ» в администрацию с заявлением о выдаче разрешения на строительство фактически уже возведенного и используемого ЗАО «АСХ» объекта как действия, направленного на обход требований градостроительного законодательства, то есть действия, запрещенные пунктом 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, так как целью обращения за выдачей разрешения на строительство линейного объекта являлась необходимость оформления права собственности на уже возведенный объект; - конкурсный управляющий, действуя в рамках полномочий, определенных Законом о банкротстве, в интересах должника, кредиторов и общества, осуществлял действия по оформлению права собственности на линейный объект в административном порядке, неосуществление данных действий могло привести к отказу в удовлетворении требований при избрании иного способа защита либо к отказу в удовлетворении признания права на линейный объект. Поэтому с целью приведения в соответствие правоустанавливающих документов на
Постановление № 13АП-16770/2015 от 31.08.2015 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда
примыканий к автомобильным дорогам общего пользования федерального значения; объектов дорожного сервиса, размещаемых в границах полосы отвода автомобильной дороги общего пользования федерального значения», утвержденного Приказом Минтранса России от 28.06.2012 г. № 186 (далее - Административный регламент). В соответствии с пунктом 12.1 Административного регламента основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство является: - отсутствие документов, предусмотренных подпунктом 10 настоящего Регламента; - несоответствие представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта - требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории; - несоответствие представленных документов требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции. Как следует из письма учреждения от 25.11.2014 № 7824/010123, основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство послужило непредставление документов, предусмотренных пунктом 10 Административного регламента (пункт 12.1 Административного регламента). Согласно письменным возражениям учреждения единственным основанием отказа в выдаче заявителю разрешения на строительство съезда с автомобильной дороги М-20
Решение № 2А-1043/22 от 09.03.2022 Ленинскогого районного суда г. Ульяновска (Ульяновская область)
Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта , для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Застройщик должен направить в уполномоченный орган заявление с приложением документов в порядке, установленном ч. 7
Решение № 2А-6388/2021 от 12.11.2021 Нальчикского городского суда (Кабардино-Балкарская Республика)
объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в орган местного самоуправления. К указанному заявлению прилагаются следующие документы: 1) правоустанавливающие документы на земельный участок, в том числе соглашение об установлении сервитута, решение об установлении публичного сервитута; 2) градостроительный план земельного участка, выданный не ранее чем за три года до дня представления заявления на получение разрешения на строительство, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкций линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), реквизиты проекта планировки территории в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка; 3) материалы, содержащиеся в проектной документации: а) пояснительная записка; б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с информацией, указанной в градостроительном плане земельного участка, с
Апелляционное определение № 33-12370/2014 от 15.10.2014 Свердловского областного суда (Свердловская область)
ст. 4 Федерального закона Российской Федерации от 20 декабря 2004 года № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» устанавливает, что до 31 декабря 2014 года в отношении земельных участков, предназначенных для строительства, реконструкции линейных объектов, могут предоставляться градостроительные планы земельных участков в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации. В случае, если подготовка проектной документации линейного объекта осуществлялась на основании градостроительного плана земельного участка, для выдачи разрешения на строительство и разрешения на ввод линейного объекта в эксплуатацию застройщик направляет в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления градостроительный план земельного участка. При этом разработка и предоставление проекта планировки территории, предусматривающего размещение линейного объекта, и проекта межевания территории не требуются. Согласно ч. 3.2 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, документы (их копии или сведения, содержащиеся в них), указанные в пунктах 1, 2, 3 и 9