изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2020 и постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 22.06.2020, заявленные требования удовлетворены. В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, заявитель просит отменить состоявшиеся судебные акты, отказав в удовлетворении требований, ссылаясь на существенное нарушение норм материального и процессуального права. В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что в соответствии с частью 9 статьи 61 Градостроительного кодекса Российской Федерации в редакции закона № 73-ФЗ от 07.05.1998 разрешение на строительство не требуется в случае, если работы по строительству объектов недвижимости не затрагивают конструктивные характеристики надежности и безопасности зданий, строений и сооружений, ав также в случае возведения временных зданий, строений. Согласно действующей части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации не требуется получать разрешение на строительство для возведения киосков, навесов и других объектов, которые капитальными не являются. Выводы судов о реконструкции объекта противоречат статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации и ГОСТ Р 58033-2017, из системного
пунктом 5 части 3 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее -Градостроительный кодекс) автомобильные дороги размещаются на основании разрешения на строительство путем подготовки документации по планировки территории в целях размещения объекта капитального строительства, при этом Правительством Российской Федерации могут быть установлены иные случаи, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории. Аналогичную норму содержит часть 1, подпункт 5 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса, предусматривающие, что разрешение на строительство не требуется в иных случаях, если в соответствии с Градостроительным кодексом, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется. Таким образом, законодательно закреплено, что иные случаи, помимо предусмотренных в части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса, могут быть установлены нормативными правовыми актам Правительства Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности. С 02.12.2020 ( в соответствии с пунктом 12 Указа Президента Российской
статьи 40 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», статьей 20 Закона Пермского края от 14.09.2011 № 805-ПК «О градостроительной деятельности в Пермском крае» в редакции Закона Пермского края от 05.03.2018 № 198-ПК «О внесении изменений в Закон Пермского края «О градостроительной деятельности в Пермском крае» (далее – Закон № 805-ПК), установив, что в соответствии с Законом № 805-ПК для строительства кабельной линии электроснабжения классом напряжения до 35 кВ разрешение на строительство не требуется , пришли к выводу о незаконности оспариваемого отказа Управления Росреестра в осуществлении государственной регистрации права собственности Общества и обязали Управление Росреестра устранить нарушение прав и законных интересов Общества путем повторного рассмотрения его заявления о государственной регистрации права собственности на спорное сооружение. Суд округа признал указанные выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными. Доводы кассационной жалобы Управления Росреестра не подтверждают существенных нарушений судами норм материального и процессуального права, не являются основанием
Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных Кодексом. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей. Частью 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что выдача разрешения на строительство не требуется в случае: строительства гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства; строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и других); строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования; изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и
цель использования «Памятника героям-подводникам» и его установка предполагают неизменную фиксацию на местности, постоянное нахождение именно на том земельном участке, где он расположен. Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства в совокупности и взаимной связи с учетом пояснений сторон, установив отсутствие доказательств нарушения права аренды, владения и пользования Общества наличием на земельном участке спорного объекта, учтя, что для постановки на государственный кадастровый учет спорного объекта недвижимости разрешение на строительство не требуется , приняв во внимание, что Комитетом при подаче заявления об учете бесхозяйного объекта соблюдены все предъявляемые к его составлению требования, установленные действующим законодательством, а также то, что решением от 20.03.2023 Печенгского районного суда Мурманской области, принятым в рамках дела № 2-270/2023, за муниципальным образованием Печенгский муниципальный округ Мурманской области признано право муниципальной собственности на упомянутое бесхозяйное недвижимое имущество, суды пришли к правомерному выводу о том, что спорный объект принят на учет как
перечню, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 № 1300, на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без их предоставления и установления сервитутов могут размещаться сооружения связи, для размещения которых не требуется разрешения на строительство (пункт 11). Пунктом 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. Случаи, когда разрешение на строительство не требуется , определены в части 17 статьи 51 ГрК РФ. Так, разрешение на строительство не требуется не только в случае строительства объектов, не являющихся объектами капитального строительства (подпункт 2 пункта 17 статьи 51 ГрК РФ), но и в иных случаях, если в соответствии с ГрК РФ, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется (подпункт 5 пункта 17 статьи 51 ГрК РФ).
пункта 5 Постановления № 1300 отнесены линии электропередачи классом напряжения до 35 кВ, а также связанные с ними трансформаторные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для осуществления передачи электрической энергии оборудование, для размещения которых не требуется разрешения на строительство. На основании пункта 2 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ (далее - ГрК РФ) строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. Перечень случаев, когда разрешение на строительство не требуется , установлен в пункте 17 статьи 51 ГрК РФ, согласно которому разрешение на строительство не требуется не только в случае строительства объектов, не являющихся объектами капитального строительства (подпункт 2 пункта 17 статьи 51 ГрК РФ), но и в иных случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется (подпункт 5 пункта 17 статьи 51 ГрК
от 09 декабря 2008 года уже утвержден перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. В соответствии с п.2 которого трехэтажные индивидуальные и многоквартирные дома (проектная документация) на эти дома не подлежит гос.экспертизе исходя из требований п.2 ст.49 Градостроительного кодекса РФ) не вошли в перечень объектов капитального строительства. Бездеятельность Министерства строительства и архитектуры заключается в том, что до сих пор в г.Ставрополе и крае отсутствует перечень объектов, на которые разрешение на строительство не требуется , что приводит к мздоимству чиновниками ведающими выдачей разрешения на строительство и создает благоприятную среду для злоупотреблений (коррупции). Отсутствие перечня объектов, для которых не требуется разрешение на строительство, создают препятствие к осуществлению прав на возведение объектов малоэтажного строительства без разрешения на их строительство, в упрощенном порядке. О том, что разрешение на строительство не требуется для малоэтажной застройки заявитель узнал 1 октября 2011 года и об отсутствии в г. Ставрополе и крае перечня
истец ФИО1 обратился в суд с административным иском к администрации Липецкого муниципального района Липецкой области, комитету градостроительной и дорожной деятельности администрации Липецкого муниципального района Липецкой области (с учетом уточнения административных исковых требований) о признании незаконными действий председателя комитета градостроительной деятельности ФИО2, выразившегося в непредставлении ответа в установленный законом срок, указывая, что22.08.2019 года он обратился к председателю комитета градостроительной деятельности ФИО2 с просьбой о выдаче заключений о том, что для размещения объекта- проезд разрешение на строительство не требуется . 21.11.2019 ответчик предоставил ему ответ со ссылкой на статью 2 закона Липецкой области «Об установлении на территории Липецкой области случаев, при которых не требуется получение разрешения на строительство» от 01.07.2015 г. № 426-ОЗ, которая содержит перечень объектов, в котором объект проезд отсутствует. Ответ должен был быть предоставлен ему в течении 30 дней с момента регистрации обращения, был предоставлен спустя 3 месяца. Ответчик грубо нарушил его законные права на получение ответа в