ВЕРХОВНЫЙ СУДРОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ № 309-ЭС21-8575 ОПРЕДЕЛЕНИЕ г. Москва 16 июня 2021 г. Судья Верховного Суда Российской Федерации Грачева И.Л., изучив кассационную жалобу Управления развития и благоустройства городскойсреды города Челябинска на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2020 и постановление Арбитражного суда Уральского округа от 11.03.2021 по делу № А76-52926/2019, у с т а н о в и л: Индивидуальный предприниматель ФИО1 обратилась в Арбитражный суд Челябинской области к Управлению развития и благоустройства городской среды города Челябинска (далее – Управление), Администрации Советского района города Челябинска (далее – Администрация), Комитету по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска (далее – Комитет)
и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений, а под комплексным развитием территорий понимается совокупность мероприятий, выполняемых в соответствии с утвержденной документацией по планировке территории и направленных на создание благоприятных условий проживания граждан, обновление среды жизнедеятельности и территорий общего пользования поселений, городских округов (пункты 3 и 34 статьи 1 ГрК РФ). Целями комплексного развития территории в соответствии со статьей 64 ГрК РФ являются обеспечение сбалансированного и устойчивого развития поселений, городских округов путем повышения качества городской среды и улучшения внешнего облика, архитектурно-стилистических и иных характеристик объектов капитального строительства (пункт 1); обеспечение достижения показателей, в том числе в сфере жилищного строительства и улучшения жилищных условий граждан, в соответствии с указами Президента Российской Федерации, национальными проектами, государственными программами (пункт 2); создание необходимых условий для развития транспортной, социальной, инженерной инфраструктур, благоустройства территорий поселений, городских округов, повышения территориальной доступности таких инфраструктур (пункт 3); повышение эффективности использования территорий поселений, городских округов, в
имеется. Как следует из материалов дела и установлено судами, в целях реализации на территории городского округа «Город Южно-Сахалинск» приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды», паспорт которого утвержден протоколом Президиума совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 21.11.2016 № 10, постановлением администрации от 29.12.2017 № 3612 утверждена муниципальная программа «Формирование современной городской среды на 2018-2025 годы» на территории городского округа «Город Южно-Сахалинск» (далее – Программа). Мероприятия данной программы направлены на развитие городской среды , а именно благоустройство общественных территорий и дворовых территорий многоквартирных жилых домов. Согласно пункту 2.4.2 Программы в перечень дополнительных видов работ по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов входило, в том числе устройство детских и (или) спортивных площадок. Из протоколов внеочередных общих собраний собственников помещений многоквартирных домов №№ 118, 120 по ул. Пушкина и № 155 по ул. Амурской в г. Южно-Сахалинске от 25.01.2019, от 29.01.2019 следует, что собственниками помещений приняты, в том числе
судом и подтверждается материалами дела, в целях реализации на территории городского округа «Город ЮжноСахалинск» приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды», паспорт которого утвержден протоколом президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 21.11.16 № 10, постановлением Администрации города ЮжноСахалинска от 29.12.17 № 3612 утверждена муниципальная программа «Формирование современной городской среды на 2018 - 2025 годы» на территории городского округа «Город Южно-Сахалинск» (далее - Программа). Мероприятия Программы направлены на развитие городской среды городского округа «Город Южно-Сахалинск», а именно: благоустройство общественных территорий городского округа «Город Южно-Сахалинск», благоустройство дворовых территорий многоквартирных жилых домов данного городского округа. В перечень дополнительных видов работ по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов входило, в том числе устройство детских и (или) спортивных площадок (п. 2.4.2 Программы). Как следует из протоколов от 25.01.2019 года, от 29.01.2019 года внеочередных общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах, расположенных по адресам: <...> собственниками помещений были приняты, в
культурные процессы между регионами Российской Федерации и содействующей развитию современного искусства; - создание условий для развития рыночных отношений в социокультурной сфере через стимулирование продюсерской активности и активизацию существующих в Перми и Пермском крае направлений искусства; - развитие регионального, российского и международного туризма, в том числе: 1) создание условий для успешного сотрудничества и развития бизнеса в сферах общественного питания, транспорта, гостиничного бизнеса и других сферах; 2) развитие туристской инфраструктуры, содействие развитию креативных индустрии; - развитие городской среды , в том числе: 1) поиск и привлечение инвестиций для развития региона через культуру и искусство; 2) создание новых площадок, развитие общественных городских пространств; 3) формирование аттрактивной городской среды. В соответствии с пунктом 1 статьи 1041 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) двое или несколько лиц (товарищей) обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для извлечения прибыли или достижения иной не противоречащей закону
из материалов дела, в целях реализации на территории городского округа «Город Южно-Сахалинск» приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды», паспорт которого утвержден протоколом президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 21.11.16 года № 10, постановлением Администрации города Южно-Сахалинска от 29.12.17 года № 3612 утверждена муниципальная программа «Формирование современной городской среды на 2018 - 2025 годы» на территории городского округа «Город Южно-Сахалинск» (далее - Программа). Мероприятия Программы направлены на развитие городской среды городского округа «Город Южно-Сахалинск», а именно: - благоустройство общественных территорий городского округа «Город Южно-Сахалинск», - благоустройство дворовых территорий многоквартирных жилых домов данного городского округа. В перечень дополнительных видов работ по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов входило, в том числе устройство детских и (или) спортивных площадок (п. 2.4.2 Программы). Как следует из протоколов от 01.02.2019 года внеочередных общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах, расположенных по адресам: <...>, собственниками помещений были приняты, в том
жалобой на указанное постановление, просит его отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения. В обоснование доводов жалобы указывает, что транспортное средство САМОСВАЛ ГРУЗОВОЙ 452831, государственный регистрационный знак <***>, осуществляло перевозку почвогрунта и камней для ландшафтного дизайна, в рамках исполнения распоряжения Префектуры ВАО г. Москвы от 31.05.2021 № 266-В-РП «Об утверждении адресного перечня по благоустройству территорий Восточного административного округа г. Москвы за счет средств экономии по государственной программе « Развитие городской среды » в 2021 году». Считает, что административным органом не доказан факт перемещения отходов, строительства, сноса зданий и сооружений, в том числе грунтов, отбор проб перемещаемого груза не производился, лабораторные исследования состава груза не проводились. Из представленных специальным техническим средством фотоматериалов невозможно доказать состав административного правонарушения. В случае отказа в удовлетворении жалобы, заявитель просит назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного ч. 3.2 и ч. 3.3 ст.
виновного к административной ответственности. При этом установление виновности предполагает доказывание не только вины лица, но и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния. Как следует из представленных материалов дела, в ходе производства по делу об административном правонарушении защитник последовательно ссылался на то, что установка ряда дорожных знаков, отсутствие которых вменено в вину ГКУ ЦОДД, предусмотрена проектом организации дорожного движения в рамках благоустройства по Государственной программе адрес « Развитие городской среды », утвержденной постановлением Правительства Москвы от 07 октября 2011 года № 476-ПП, которая реализуется Департаментом капитального ремонта города Москвы. В подтверждение данного довода защитником представлены копия протокола заседания Межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов введения временных ограничений и прекращения движения транспортных средств на улично-дорожной сети города Москвы и проектов организации дорожного движения от 30 декабря 2021 года № 17-49-50/21, а также письмо заместителя директора ГКУ «УКРиС» от 08 сентября 2023 года № у-05-7462/23, согласно
согласившись с вынесенным по делу постановлением, законный представитель ГБУ г. Москвы "Автомобильные дороги ВАО" ФИО1 обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить. В обоснование жалобы указывает, что Общество осуществляло перемещение почвогрунта и камней для ландшафтного дизайна во исполнение распоряжения Префектуры ВАО г. Москвы от 31.05.2021г. №266-В-РП «Об утверждении адресного перечня по благоустройству территорий Восточного административного округа г. Москвы за счет средств экономии по государственной программе « Развитие городской среды » в 2021 году». Законный представитель ГБУ г. Москвы "Автомобильные дороги ВАО" в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом, направил ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие, в связи с чем, суд считает возможным рассмотреть данную жалобу в отсутствие заявителя. В судебном заседании представитель Министерства экологии и природопользования Московской области - по доверенности ФИО2 просил суд обжалуемое постановление оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения, пояснив,
ГБУ «Автомобильные дороги ВАО» ФИО1 обжалует вынесенное постановление, считает его незаконным и просит постановление отменить, производство по делу прекратить. В обоснование доводов жалобы указывает, что транспортное средство КАМАЗ 65115-62, государственный регистрационный знак <***>, осуществляло перевозку почвогрунта и камней для ландшафтного дизайна, в рамках исполнения распоряжения Префектуры ВАО г. Москвы от 31.05.2021 № 266-В-РП «Об утверждении адресного перечня по благоустройству территорий Восточного административного округа г. Москвы за счет средств экономии по государственной программе « Развитие городской среды » в 2021 году». Считает, что административным органом не доказан факт перемещения отходов, строительства, сноса зданий и сооружений, в том числе грунтов, отбор проб перемещаемого груза не производился, лабораторные исследования состава груза не проводились. Из представленных специальным техническим средством фотоматериалов невозможно доказать состав административного правонарушения. В случае отказа в удовлетворении жалобы, заявитель просит назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного ч. 3.2 и ч. 3.3 ст.
в том числе грунтов, без электронного талона. Не согласившись с вынесенным постановлением, ГБУ «Автомобильные дороги ВАО» обжалует его, просит постановление отменить, производство по делу прекратить, в связи с отсутствием состава административного правонарушения, мотивируя тем, что учреждение осуществляло перемещение почвогрунта и камней для ландшафтного дизайна во исполнение распоряжения Префектуры ВАО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 266-В-РП «Об утверждении адресного перечня по благоустройству территорий Восточного административного округа <адрес> за счет средств экономии по государственной программе « Развитие городской среды » в 2021 году». Заявитель указывает, что при вынесении обжалуемого постановления, должностным лицом не были установлены все обстоятельства по делу, а именно не доказан факт перемещения отходов строительства, сноса зданий и сооружений, в том числе грунтов; отбор проб перемещаемого грунта не производился, лабораторные исследования состава груза не производились. По утверждению автора жалобы, постановление не содержит сведений о конкретном противоправном деянии, в нем не установлена причинно-следственная связь между деянием и наступившими последствиями. Кроме того,