ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Регламент подключения к сетям - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Приказ Госстроя от 22.05.2013 N 180/ГС "Об утверждении Методических рекомендаций по разработке региональных программ развития жилищного строительства"
населенного пункта (в случае строительства объектов инженерной и транспортной инфраструктуры за границами населенного пункта - перевод такого земельного участка в земли промышленности), установление или изменение вида разрешенного использования земельного участка; организация разработки документации по планировке территории (за исключением проектов комплексного освоения территории в целях жилищного строительства); определение объема жилищного строительства и типов строящегося жилья в соответствии с градостроительными регламентами; определение этапов и сроков начала и окончания жилищного строительства применительно к каждой очереди строительства на земельном участке; определение технических условий подключения объектов жилищного строительства, иных объектов, предусмотренных проектом жилищного строительства, к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, либо внесение изменений в инвестиционные программы организаций в сфере водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения в случае недостаточности существующих мощностей для подключения объектов жилищного строительства, иных объектов, предусмотренных проектом жилищного строительства, к сетям инженерно-технического обеспечения; определение мероприятий, необходимых для осуществления технологического присоединения к электрическим сетям объектов жилищного строительства, иных объектов,
Определение № А32-16282/19 от 27.06.2022 Верховного Суда РФ
3 части 4 статьи 36 Градостроительного кодекса действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки, предназначенные для размещения линейных объектов и (или) занятые линейными объектами. Подпунктом 2 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) предусмотрен специальный случай, при котором использование публичных земель может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута - капитальный или текущий ремонт линейного объекта. Согласно пункту 3 статьи 39.36 Земельного кодекса виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 указанной статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. В соответствии с пунктом 4 приведенной статьи в случае, если объекты, размещенные в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, предназначены для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, предоставление гражданам, юридическим лицам земельных участков, которые
Определение № 310-ЭС22-11528 от 25.07.2022 Верховного Суда РФ
а также существенное нарушение норм материального права. В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что во исполнение пункта 2.6.1 Административного регламента предоставления государственной услуги «Выдача разрешения на строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства (далее -Административный регламент),утвержденного Департаментом архитектуры и градостроительства города Севастополя от 28.09.2018 №128 ( в редакции, действующей на момент подачи заявления) предоставлены Департаменту технические условия от 29.10.2018 №440 на технологическое присоединение к электросетям, выданные ФГУП «102 ПЭС Минобороны России», действующие на момент первоначального обращения. Согласно части 7 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее- Градостроительный кодекс) минимальный срок действия технологических условий составляет не менее трех лет ( в редакции, действующей на момент принятия оспариваемого решения). Порядок определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения также регулируется «Правилами определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения» , утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 №83 (далее -Правила). Согласно пункту 24 Правил
Решение № АКПИ20-558 от 28.10.2020 Верховного Суда РФ
акта противоречат части 3 статьи 48, частям 1, 2 и 71 статьи 53, части 16 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статье 5, частям 4, 5 и 7 статьи 39 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», возлагают на нее как на лицо, осуществляющее строительство объекта индивидуального жилищного строительства, обязанность изготовить и предоставить газораспределительной организации проектную документацию, дает газораспределительной организации право проводить строительный контроль, в том числе оценивать качество строительно-монтажных работ в части обеспечения безопасности. Как указывает административный истец, 18 марта 2019 г. она заключила с АО «Газпром газораспределение Тверь» договор № ТОГ-ТВР-Д-00341 о подключении (технологическом присоединении) к газораспределительным сетям низкого давления, на основании пункта 5.4 которого названная организация провела мониторинг исполнения технических условий при строительстве газопроводов от газоиспользующего оборудования до точек подключения. В результате мониторинга она получила письмо директора филиала АО «Газпром газораспределение Тверь» от 3 декабря 2019 г.
Постановление № 17АП-10458/2022-АК от 04.10.2022 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
пределах полномочий этого органа. В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 210-ФЗ стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги предусматривает исчерпывающий перечень оснований для приостановления предоставлении муниципальной услуги. В рамках административной реформы Свердловской области утвержден типовой административный регламент «Выдача градостроительного плана земельного участка» (http://ar.gov66.ru/organam-vlasti/obespechenie-predostavleniya-gosudarstvennyh-munitsipalnyh- uslug-po-printsipu-odnogo-okna/utverzhdennye-tipovye-administrativnye-reglamenty- predostavleniya-munitsipalnyh-uslug/). Указанный типовой административный регламент, а также Административный регламент №1036, не предусматривает оснований для приостановления срока предоставления муниципальной услуги в связи с отсутствием или неполным предоставлением информации со стороны правообладателя сетей инженерно-технического обеспечения сведений о возможности подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения. Таким образом, у Администрации отсутствовали основания для приостановления или продления срока предоставления муниципальной услуги до получения надлежащих ответов от правообладателей сетей инженерно-технического обеспечения. На основании изложенного, апелляционная коллегия аналогично суду первой инстанции не усматривает нарушение Администрацией ч.6 ст. 57.3 ГрК РФ и пункта 14 Административного регламента № 1036. Кроме того, судом первой инстанции справедливо принято
Постановление № А65-29494/2021 от 01.08.2022 АС Республики Татарстан
В апелляционной жалобе Государственный комитет Республики Татарстан по тарифам просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт. В апелляционной жалобе ссылается на то, что заявленная ООО «Интеграция» протяженность сетей и способ прокладки, учтенные в сметной документации, не соответствуют схеме подключения объектов. Материалы, свидетельствующие о допустимости прокладки сетей иным способом, Обществом не представлены. Данное обстоятельство лишило орган регулирования возможности принять в соответствии с Регламентом №163 решение об открытии тарифного дела, и, как следствие, возможности установления платы за подключение к сетям теплоснабжения в соответствии с законодательством, поскольку установление органом регулирования платы на подключение (техническое присоединение) к системе теплоснабжения для ООО «Интеграция» является заведомо невозможным с учетом определения существующей схемы подключения тепловых сетей. Общество с ограниченной ответственностью "Смежная сетевая компания "Интеграция" представило письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы. В судебном заседании 18.05.2022 представители Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам доводы, изложенные
Постановление № А56-78206/14 от 12.10.2015 АС Северо-Западного округа
и предоставляются организациями, участвующими в предоставлении государственных услуг. Согласно пункту 7 названного Перечня услугой, необходимой и обязательной при подготовке и выдаче градостроительного плана, является выдача технических условий организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения. Распоряжением Комитета от 30.06.2014 № 8-н утвержден административный регламент по предоставлению государственной услуги по подготовке, утверждению и выдаче градостроительных планов земельных участков (далее – Административный регламент). В пункте 1.3. Административного регламента указаны требования к порядку информирования о предоставлении государственной услуги. Перед предоставлением государственной услуги заявителям необходимо обратиться в организации, выдающие технические условия подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, в целях получения документов, содержащих технические условия подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения. Для получения сведений об организациях, выдающих технические условия подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, заявитель вправе обратиться в КЭиИО в порядке, установленном Административным регламентом Комитета по энергетике и инженерному обеспечению по предоставлению государственной услуги по запросам правообладателей земельных участков
Апелляционное определение № 33-1521 от 01.02.2016 Пермского краевого суда (Пермский край)
не обращались за получением технических условий присоединения. На момент ввода жилого дома в эксплуатацию в 2006 г уже действовали Правила подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правила определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 N 83, которые предполагают необходимость получения технических условий для присоединения и заключение договора о подключении. Решением Совета депутатов Дивьинского сельского поселения от 18.06.15. утвержден Регламент подключения к сетям водоснабжения Дивьинского сельского поселения, согласно которому владелец жилого дома должен обратиться с заявкой на выдачу технических условий на подключение в ООО «Гарант», после чего осуществляются работы по прокладке водопровода и производится подключение под контролем главного инженера ООО «Гарант». Фактическое присоединение дома истцов к центральному водоводу, ссылки истцов на документы, которые фиксируют наличие центрального водоснабжения, не имеют юридического значения для разрешения настоящего спора, поскольку указанные обстоятельства не подтверждают соблюдение технических параметров присоединения индивидуального жилого
Решение № 2А-1145/2017 от 11.09.2017 Добрянского районного суда (Пермский край)
ДД.ММ.ГГГГ на заявление ФИО4 (л.д. 14) следует, что в связи с проведением конкурсных процедур по отбору обслуживающей организации систему водоснабжения в поселении, мероприятия по подключению (в т.ч. выдаче технических условий на подключение и на установку приборов учета воды) к централизованной системе водоснабжения, временно приостановлены. Рассмотрение данного вопроса вынесено на ближайшее заседание представительного органа Совета депутатов поселения, а также направлен запрос в ООО «Гарант» о предоставлении сведений об отсутствии задолженности за услуги водоснабжения. Согласно Регламенту подключения к сетям водоснабжения Дивьинского сельского поселения (л.д. 29-32) заявителем заполняется заявка на выдачу технических условий на подключение индивидуального дома к сетям водоснабжения, которая заполняется при личном обращении. При наличии технической возможности подключения заявителю в течение 15 рабочих дней выдаются технические условия подключения к сетям водоснабжения. А случае, если подключение предусмотрено к сетям, не обслуживаемым ООО «Гарант», необходимо получить письменное согласование их владельца. Технические условия выдаются при отсутствии задолженности за услуги водопотребление. Выдача технических условий для
Апелляционное определение № 2-1-44/2021 от 24.11.2021 Орловского областного суда (Орловская область)
и (или) здоровья граждан, имущества физических и (или) юридических лиц, государственного и (или) муниципального имущества, охраны окружающей среды, жизни и (или) здоровья животных и растений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, а также для обеспечения энергетической эффективности. Согласно п. 92 Технического регламента приемка сети газопотребления после строительства либо реконструкции осуществляется по завершении строительных и монтажных работ, а также пусконаладочных работ и комплексного опробования газоиспользующего оборудования. В соответствии с п. 93 Технического регламента, перед подключением построенного газопровода к сетям газораспределения и газопотребления, должна быть организована проверка готовности построенного газопровода к приемке газа. Данная проверка осуществляется приемочной комиссией, создаваемой застройщиком или инвестором, в состав которой входят представители: застройщика; строительной организации; проектной организации; эксплуатационной организации; федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль в области охраны окружающей среды (в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации); федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора; федерального органа исполнительной власти,
Определение № 33-359 от 02.02.2011 Алтайского краевого суда (Алтайский край)
строительстве, частично внес оплату по договору, обращался за предоставлением рассрочки платежей, что свидетельствует, по мнению суда, о добровольности его действий направленных на реализацию прав потребителя. Кроме того, суд признал, что доказательств того, что ФИО4 был принужден к заключению указанного договора и соглашения истцом суду не представлено. Полагаю, что такой вывод суда основан на противоречивых выводах суда и сделан без надлежащей оценки содержания самого Регламента и Договора, из которых следует, что истец обязан был заключить указанный договор под угрозой отказа ему в подключении к существующим инженерным сетям поселка, принятия мер препятствующих пользованию дорогой обеспечивающей доступ к его земельному участку и строению, а в конечном результате - к прекращению права собственности на участок и домостроение, что прямо следует из содержания Регламента. Кроме того, из протокола собрания собственников от 01.11.2009 г. следует, что меры незаконного понуждающие к заключению и исполнению указанных договоров, стороной ответчика применяются (л.д.57-58). Кроме того, представитель ответчика в судебном