ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Реорганизация фонда - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Определение № 307-ЭС22-19096 от 25.10.2022 Верховного Суда РФ
– ООО КБ «Монолит»), государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов» (далее – ГК «АСВ») как конкурсный управляющий ООО КБ «Монолит» и общества с ограниченной ответственностью «Внешпромбанк» (далее – ООО «Внешпромбанк»). Определением от 17.06.2020 произведена замена Ассоциации на ее правопреемника – некоммерческое партнерство «Объединение специализированных организаций по пожарной безопасности зданий и сооружений» (далее – Партнерство), в связи с прекращением деятельности Ассоциации в результате реорганизации в форме присоединения к Партнерству. При рассмотрении дела в суде первой инстанции Объединение отказалось от требований в части взыскания с Партнерства средств компенсационного фонда в размере 363 131 549 рублей 61 копейка; просило взыскать с Партнерства доходы от размещения и инвестирования средств компенсационного фонда/компенсационных фондов Ассоциации в размере 4 152 993 рубля 31 копейка. Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.07.2021, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2022, производство по иску Объединения в части взыскания средств компенсационного фонда в размере
Определение № 08АП-734/2015 от 14.12.2015 Верховного Суда РФ
разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав». Из судебных актов следует, что согласно постановлению от 11.02.1993 N 63 земельный участок общей площадью 99,0 га был предоставлен из земель акционерного общества "Российское" бесплатно с указанием членов хозяйства. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.1991 N 86 "О порядке реорганизации колхоза и совхозов", постановлением главы администрации Марьяновского района от 30.12.1992 N 464 совхоз "Российский" был реорганизован, а его работники и ряд других категорий жителей села получили право собственности на земельную долю. Весь земельный массив совхоза "Российский" за исключением площади, переданной в районный фонд перераспределения, и земель, переданных в бессрочное постоянное пользование в Москаленский Малый сельский Совет, был поделен на земельные доли (паи). Списки собственников земельных долей были утверждены на конференции представителей трудового коллектива совхоза "Российский" и на основании их в совхозе "Российский" выдавались временные свидетельства о праве собственности на землю и имущественный пай. Всему массиву был
Постановление № А56-40433/17 от 01.02.2018 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда
сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебномакте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса. На замену стороны ее правопреемником или на отказ в этом арбитражным судом указывается в соответствующем судебном акте, который может быть обжалован (часть 2 статьи 48АПК РФ). Поскольку реорганизация Фонда подтверждается представленными в материалы дела документами, в том числе: постановлением Правления Пенсионного Фонда РФ от 07.02.2017 № 91п, листом записи в ЕГРЮЛ от 03.07.2017, ходатайство Фонда подлежит удовлетворению. Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверена в апелляционном порядке. Как следует из материалов дела, 17.03.2017 начальником отдела персонифицированного учета Управления Пенсионного Фонда в Сланцевском районе Ленинградской области ФИО3 была проведена проверка правильности заполнения, полноты и своевременности представления ООО "ЕвроАэроБетон" сведений, предусмотренных пунктом 2.2.
Постановление № А07-29478/16 от 20.09.2017 Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда
в редакции 2013 года к компетенции общего собрания участников относится решение следующих вопросов: а) изменение устава Фонда; б) определение приоритетных направлений деятельности Фонда, принципов формирования и использования имущества Фонда; в) образование исполнительных органов Фонда попечительского совета ревизора и досрочное прекращение их полномочий; г) утверждение годового отчета и годового бухгалтерского баланса Фонда; д) утверждение финансового плана Фонда и внесение в него изменений; е) создание филиалов и открытие представительств Фонда; ж) участие в других организациях; з) реорганизация Фонда . Вопросы, предусмотренные подпунктами а) – в) и з) пункта 5.3 относятся к исключительной компетенции общего собрания участников и принимаются квалифицированным большинством (2/3 голосов). Решения по остальным вопросам принимаются простым большинством голосов присутствующих на общем собрании участников. Положения устава Фонда в редакции 2013 года, действовавшего на момент заключения агентского договора, не предусматривают согласование крупных сделок, совершаемых фондом, его учредителями. Также действующим гражданским законодательством о некоммерческих организациях (статья 29 Закона о некоммерческих организациях, статья 123.19
Постановление № 16АП-3321/12 от 13.03.2013 Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда
из числа учредителей и (или) их представителей (по 5 представителей от каждого учредителя) сроком на 1 год. К компетенции Совета Фонда относится решение следующих вопросов: изменение Устава; определение приоритетных направлений деятельности Фонда, принципов формирования и использования его имущества; образование исполнительных органов Фонда и досрочное прекращение их полномочий; утверждение годового отчета и годового бухгалтерского баланса; утверждение финансового плана Фонда и внесение в него изменений; создание филиалов и открытие представительств Фонда; участие Фонда в других организациях; реорганизация Фонда . Положениями Устава не предусмотрено полномочия Совета Фонда по исключению учредителя Фонда. При этом, в Законе о некоммерческих организациях и Гражданском кодексе Российской Федерации также не содержится норм, устанавливающих возможность, основания и порядок исключения учредителя из состава участников фондов. С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что требования предпринимателей в части признания недействительным оформленного протоколом № 4 от 20.09.2012 решения Совета Фонда о выводе из числа учредителей индивидуальных предпринимателей
Решение № А-1633/18 от 05.07.2018 Ленинскогого районного суда г. Иванова (Ивановская область)
высшего органа управления Фонда (Правления) не соответствует пункту 1 статьи 123.19 Гражданского кодекса Российской Федерации. В уставе Фонда не в полном объеме отражены вопросы, решение которых относится к исключительной компетенции высшего органа управления Фонда (Правления). Такие вопросы исключительной компетенции Правления как принятие решений о создании фондом хозяйственных обществ, одобрение совершаемых фондом сделок в случаях, предусмотренных законом, в пункте 6.1 устава Фонда не отражены. Подпункт 11 пункта 6.1, пункты 13.1 и 13.2 устава, которыми предусмотрена реорганизация фонда , не соответствуют пункту 3 статьи 123.17 ГК РФ, в соответствии с которым реорганизация фонда не допускается. Управлением в адрес Фонда 01.03.2018 за № 37/03-11/479 вынесено письменное предупреждение об устранении выявленных в ходе проведения проверки нарушений законодательства Российской Федерации. В срок, указанный в предупреждении, нарушения не устранены. Управлением 26.04.2018 получено письмо от Президента Фонда ФИО1 о том, что Фонд не осуществляет и не предполагает осуществлять свою деятельность в дальнейшем, в связи с чем, устранить
Решение № 2А-6656/18 от 02.08.2018 Вологодского городского суда (Вологодская область)
об использовании своего имущества, что нарушает требования п. 2 ст. 123.18 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) и п. 2 ст. 7 Федерального закона № 7-ФЗ от 12.01.1996 «О некоммерческих организациях». В Фонде не проводится обязательный аудит, что противоречит требованиям п. 3 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности». Раздел 7 Устава предусматривает реорганизацию Фонда, что нарушает положения п. 3 ст. 123.17 ГК РФ, согласно которым реорганизация фонда не допускается. Одновременно в противоречие п. 3 ст. 29 Федерального закона № 7-ФЗ от 12.01.1996 «О некоммерческих организациях» п. 4.2.9 устава предусматривает принятие решения о реорганизации Фонда по решению общего собрания. Перечень вопросов, относящихся к исключительной компетенции Общего собрания учредителей Организации, указанных в п. 4.2 Устава, не соответствует п. 3 ст. 29 Федерального закона № 7-ФЗ от 12.01.1996 «О некоммерческих организациях». П. 1.5 устава противоречит п. 5 ст. 3 Федерального закона № 7-ФЗ от
Решение № 2А-831/19 от 08.02.2019 Фрунзенского районного суда г. Иванова (Ивановская область)
объеме отражены вопросы, решение которых относится к исключительной компетенции высшего коллегиального органа Фонда. Такие вопросы, как принятие решений о создании фондом хозяйственных обществ и (или) об участии в них Фонда, одобрение совершаемых Фондом сделок в случаях, предусмотренных законом, принятие решения об утверждении аудиторской организации или индивидуального аудитора в п. 6.3 Устава, которым установлена исключительная компетенция высшего органа управления Фонда, не отражены, что не соответствует п. 1 ст. 123.19 ГК РФ. Пунктами 11.1.-11.4. устава предусмотрена реорганизация Фонда , что не соответствует п. 3 ст. 123.17 ГК РФ, в соответствии с которым реорганизация Фонда не допускается. Истцом в адрес организации 31.05.2017 г. за № 37/03-11/1494 направлено письменное предупреждение об устранении вышеуказанных нарушений. Предупреждение, направленное по адресу (месту нахождения) организации было получено президентом Фонда ФИО1 Однако предупреждение, вынесенное в адрес Фонда, в срок до 31.08.2017 г. не исполнено. За не предоставление отчетности за 2016 - 2017 годы в соответствии со ст. 32 ФЗ
Решение № 2А-554/2022 от 21.02.2022 Ставропольского районного суда (Самарская область)
организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации, утвержденным Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 30.12.2011 № 456 в период с 01.04.2021 по 28.04.2021 в отношении Фонда содействия патриотическому воспитанию "Патриоты Поволжья" (далее - Организация) проводится документарная плановая проверка без выезда по адресу местонахождения и (или) осуществления деятельности Организации. По результатам проверки выявлены нарушения: В соответствии с пунктом 3 статьи 123.17 Гражданского кодекса Российской Федерации реорганизация фонда не допускается. Однако подпунктом 2 пункта 5.3., пунктами 9.1, 9.2 устава предусмотрена возможность реорганизации Организации, что не соответствует требованиям пункта 3 статьи 123.17 Гражданского кодекса Российской Федерации. В соответствии с пунктом 1 статьи 123.19 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 3 статьи 29 Федерального закона от 12.01.1996 № 7 - ФЗ «О некоммерческих организациях» к исключительной компетенции высшего коллегиального органа управления фонда относится, в том числе, досрочное прекращение полномочий других органов фонда, одобрение совершаемых фондом
Решение № 2А-2869/18 от 13.12.2018 Ленинскогого районного суда г. Иванова (Ивановская область)
кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), в уставе Фонда не в полном объеме отражены вопросы, решение которых относится к исключительной компетенции высшего коллегиального органа Фонда. Такие вопросы, как принятие решений о создании фондом хозяйственных обществ и (или) об участии в них фонда, одобрение совершаемых фондом сделок в случаях, предусмотренных законом, в пункте 4.4 устава, которым установлена исключительная компетенция высшего органа управления фонда, не отражены. Подпунктом 8 пункта 4.4 и пунктом 10.2 устава предусмотрена реорганизация фонда , что не соответствует пункту 3 статьи 123.17 ГК РФ, в соответствии с которым реорганизация фонда не допускается. Согласно пункту 1 статьи 123.21 ГК РФ Фондом признается унитарная некоммерческая организация, в соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 65.1 ГК РФ унитарными являются юридические лица, учредители которых не становятся их участниками и не приобретают в них прав членства. В нарушение указанных норм законодательства высшим органом управления Фонда является общее собрание участников. Таким образом, пункты