ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение об установлении публичного сервитута - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Статья 39.43 ЗК РФ. Решение об установлении публичного сервитута.
Статья 39.43. Решение об установлении публичного сервитута (введена Федеральным законом от 03.08.2018 N 341-ФЗ) 1. Орган, уполномоченный на установление публичного сервитута, принимает решение об установлении публичного сервитута или об отказе в его установлении в течение: 1) двадцати дней со дня поступления ходатайства об установлении публичного сервитута и прилагаемых к ходатайству документов в целях, предусмотренных подпунктом 3 статьи 39.37 настоящего Кодекса; 2) сорока пяти дней со дня поступления ходатайства об установлении публичного сервитута и прилагаемых к ходатайству документов в целях,
Статья 39.43. Решение об установлении публичного сервитута
Статья 39.43. Решение об установлении публичного сервитута 1. Орган, уполномоченный на установление публичного сервитута, принимает решение об установлении публичного сервитута или об отказе в его установлении в течение: 1) двадцати дней со дня поступления ходатайства об установлении публичного сервитута и прилагаемых к ходатайству документов в целях, предусмотренных подпунктом 3 статьи 39.37 настоящего Кодекса; 2) сорока пяти дней со дня поступления ходатайства об установлении публичного сервитута и прилагаемых к ходатайству документов в целях, предусмотренных подпунктами 1, 2, 4 и 5
Статья 39.49. Особенности публичного сервитута, устанавливаемого в целях реконструкции инженерного сооружения, которое переносится в связи с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд
переносится в связи с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд, публичный сервитут может быть установлен по ходатайству правообладателя подлежащего реконструкции инженерного сооружения или лиц, указанных в статье 56.4 настоящего Кодекса. 2. В случае установления публичного сервитута по ходатайству лиц, указанных в статье 56.4 настоящего Кодекса, после завершения реконструкции инженерного сооружения обладателем публичного сервитута становится правообладатель указанного инженерного сооружения. При этом условия осуществления публичного сервитута не изменяются и внесение изменений в решение об установлении публичного сервитута не требуется. В течение пяти рабочих дней новый обладатель публичного сервитута уведомляет об этом правообладателя земельного участка, в отношении которого установлен публичный сервитут.
Статья 3.
на указанные сооружения возникло до 1 сентября 2018 года. 2. В целях переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права аренды земельного участка на публичный сервитут лица, указанные в пункте 1 настоящей статьи, вправе обратиться с ходатайством об установлении публичного сервитута в соответствии с правилами, установленными главой V.7 Земельного кодекса Российской Федерации. В этом случае право постоянного (бессрочного) пользования или договор аренды земельного участка прекращается на основании решения об установлении публичного сервитута. Решение об установлении публичного сервитута является основанием для внесения записи в Единый государственный реестр недвижимости о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком и прекращении аренды земельного участка. Уполномоченный исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об установлении публичного сервитута, в срок не более чем пять рабочих дней со дня принятия указанного решения обязан обратиться в орган регистрации прав с заявлением о государственной регистрации прекращения права постоянного (бессрочного) пользования или прекращения права аренды земельного
Статья 6.
по планировке территории или об отклонении такой документации и о направлении ее на доработку с учетом указанных протокола и заключения."; 4) в статье 51: а) в части 1 слова "а также" заменить словами "требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также"; б) в части 7: пункт 1 дополнить словами ", в том числе соглашение об установлении сервитута, решение об установлении публичного сервитута "; пункт 2 дополнить словами ", реквизиты проекта планировки территории в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка"; в подпункте "б" пункта 3 слова "зон действия" исключить; в) в пункте 2 части 11 слова "а также" заменить словами "требованиям, установленным проектом планировки территории в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также"; г) пункт 5
Апелляционное определение № 127-АПА19-3 от 03.04.2019 Верховного Суда РФ
Суда Российской Федерации Нефедова О.Н., возражения представителя Совета министров Республики Крым Тихончук С.Г., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей, что решение суда отмене не подлежит, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации ' установила: постановлением Совета министров Республики Крым от 12 ноября 2014 г. № 450 «О плате за земельные участки, которые расположены на территории Республики Крым» (далее также - Постановление № 450) утверждено Положение о порядке определения нормативной цены земельных участков, расположенных на территории Республики Крым, размера арендной платы, платы за установление сервитута, в том числе публичного, платы за проведение перераспределения земельных участков, размера цены продажи земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым (далее также - Положение), разделом 3 которого установлен порядок определения размера арендной платы, платы за установление сервитута , в том числе публичного, платы за проведение перераспределения земельных участков, размера цены продажи земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым. Пунктом 3.4
Решение № А43-21742/20 от 12.01.2021 АС Нижегородской области
(согласно приложенным документам - ИП ФИО1). К ходатайству ПАО "МРСК Центра и Приволжья" прилагались: обоснование, ситуационный план ВЭ, договор №521034219 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 14.05.2019, схема расположения границ публичного сервитута. Ходатайство об установлении сервитута было рассмотрено Администрацией, правообладатель земельных участков был извещен путем размещения сообщения о возможном установлении публичного сервитута на официальном сайте Администрации Кстовского муниципального района и в официальном печатном органе - муниципальной газете "Маяк". Администрацией принято решение об установлении публичного сервитута , решение об установлении публичного сервитута было опубликовано на официальном сайте Администрации Кстовского муниципального района и в официальном печатном органе - муниципальной газете "Маяк", копия решения направлена правообладателю земельных участков, в отношении которых принято решение об установлении публичного сервитута и обладателю публичного сервитута. ООО "Ждановский", полагая, что постановление Администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области от 29.04.2020 №897 "Об установлении публичного сервитута" нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и иной
Решение № А10-2264/09 от 21.07.2009 АС Республики Бурятия
ОАО «Улан-Удэнский хлебозавод № 1 «Таряан». 09 июля 2008 года представителем ОАО «Бурятхлебпром» в комиссию по проведению публичных слушаний по вопросам градостроительной деятельности было подано заявление об установлении публичного сервитута на земельном участке по адресу: <...>. для подъезда к зданию кондитерского цеха и служебному входу бара «У Бориса», а также прохода к электроподстанции ТП-488. 27 февраля 2009 года состоялось заседание комиссии по проведению публичных слушаний по вопросам градостроительной деятельности, на котором принято решение об установлении публичного сервитута для прохода и проезда на вышеназванном земельном участке. 13 марта 2009 года постановлением Администрации г. Улан-Удэ № 100 был установлен публичный сервитут площадью 1090 кв.м. на земельном участке по адресу: <...> переданном в постоянное (бессрочное) пользование ОАО «Улан-Удэнский хлебозавод № 1 «Таряан». Выслушав пояснения представителей сторон, участвующих в деле, изучив материалы дела, арбитражный суд не находит оснований для удовлетворения заявленного требования. В соответствии со статьей 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане,
Решение № А74-1573/20 от 23.12.2020 АС Республики Хакасия
выдачу разрешений на ввод объекта в эксплуатацию, выдают указанные разрешения в отношении этапов строительства, реконструкции объектов капитального строительства в случаях, предусмотренных частью 12 статьи 51 и частью 3.3 статьи 52 настоящего Кодекса (часть 2.1 статьи 55 ГрК РФ). Согласно части 3 статьи 55 ГрК РФ для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходимы следующие документы: 1) правоустанавливающие документы на земельный участок, в том числе соглашение об установлении сервитута, решение об установлении публичного сервитута ; 2) градостроительный план земельного участка, представленный для получения разрешения на строительство, или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проект планировки территории и проект межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), проект планировки территории в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка; 3) разрешение на строительство; 4) акт приемки объекта
Апелляционное определение № 33-2844 от 19.05.2014 Ярославского областного суда (Ярославская область)
участка дома № площадью 35 кв.м для строительства многоквартирного жилого дома и земельного участка площадью 91 кв.м для организации подъезда к строительной площадке. 4 сентября 2013 года были проведены публичные слушания, в ходе которых жильцы дома № и близлежащих домов проголосовали против установления публичного сервитута, в связи с чем организаторы публичных слушаний приняли решение рекомендовать мэрии отказать в установлении сервитута. Однако, комиссия по подготовке проекта Правил землепользования и застройки г. Ярославля приняла решение об установлении публичного сервитута , мэрия г. Ярославля установила публичный сервитут ориентировочной площадью 791 кв.м в связи с необходимостью прокладки инженерных коммуникаций к строящемуся жилому дому. Заявитель считает постановление мэрии г. Ярославля об установлении публичного сервитута недействительным по следующим основаниям: в постановлении не указан орган, компетентный принять заявление от заинтересованного лица об установлении публичного сервитута; не указано заинтересованное лицо, в чьих интересах установлен публичный сервитут; не указано, на каком основании и в соответствии с каким законодательством
Определение № 2-2032З/19 от 12.08.2020 Первого кассационного суда общей юрисдикции
при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком (подпункт 11 пункт 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации). Согласно пункту 2 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации сервитут может быть установлен решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без изъятия земельных участков (публичный сервитут). Цели установления публичного сервитута и органы, принимающие решение об установлении публичного сервитута , определены в статьях 39.37, 39.38 Земельного кодекса Российской Федерации. Публичный сервитут, установленный в порядке, предусмотренном главой V.7 настоящего Кодекса, прекращается на основании решения уполномоченного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, принявших решение об установлении публичного сервитута, в установленных случаях (пункт 4 статьи 48 Земельного кодекса Российской Федерации). В силу приведенных законоположений, суду необходимо, для разрешения спора установить уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявший решение об установлении публичного
Апелляционное определение № 2А-253/20 от 16.11.2020 Верховного Суда Чувашской Республики (Чувашская Республика)
с нарушением процедур, предусмотренных ст. ст. 23, 39.37 - 39.50 Земельного кодекса Российской Федерации. Так, в нарушение ч. ч. 5, 6, 7 ст. 39.42 Земельного кодекса Российской Федерации ООО «КиПиАйАгро Порецкое», будучи правообладателем земельного участка, не был надлежащим образом уведомлен об установлении публичного сервитута. В связи с этим административный истец был лишен возможности повлиять на установление границ сервитута. Кроме того, в оспариваемом постановлении отсутствуют сведения о лице, на основании ходатайства которого принято решение об установлении публичного сервитута . Кроме того, в нарушение положений п.п. 7 и 8 ст. 39.46 Земельного кодекса Российской Федерации, несмотря на то, что публичный сервитут был установлен 05 апреля 2019 года, до настоящего времени с административным истцом не заключено соглашение об осуществлении публичного сервитута, плата за публичный сервитут не осуществляется. В судебном заседании представители административного истца ФИО3 и ФИО2 административный иск поддержали. Представитель административного ответчика - администрации города Канаш Чувашской Республики - ФИО4 в удовлетворении
Определение № 33-4844/2013 от 31.10.2013 Ленинградского областного суда (Ленинградская область)
съездами и пользуются местные жители. Заявители считают, что оспариваемым постановлением нарушены их права и законные интересы, указывая на то, что являясь собственниками земельных участков, лишены возможности пользоваться ими для отдыха в полной мере. В судебном заседании представитель заявителей ФИО23 просила заявленные требования удовлетворить в полном объеме. Представитель администрации муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области ФИО27 и представитель администрации муниципального образования «Полянское сельское поселение» ФИО26 в удовлетворении заявленных требований просили отказать, полагая, что решение об установлении публичного сервитута принято в соответствии с действующим законодательством. Решением Выборгского городского суда Ленинградской области от 02 августа 2013 года в удовлетворении заявления ООО <данные изъяты> ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22 о признании незаконным постановления администрации муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области №2911 от 31.05.2013 отказано в полном объеме. В апелляционной жалобе ООО <данные изъяты>, ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО7, ФИО8, ФИО28, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22 просят решение суда