ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Сборы авиакомпаний - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Определение № 11АП-13689/18 от 29.05.2019 Верховного Суда РФ
кассационном порядке по доводам жалобы, изученным по материалам, приложенным к ней, не установлено. Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что на истца возложена обязанность по сбору, обработке, передаче и предоставлению метеоинформации авиационным пользователям, а ФГУП «Госкорпорация по ОРВД» взимает плату за предоставленную метеорологическим органом информацию в составе сбора за аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов (в том числе на этапе подготовки к полету), а также установив, что услуги по метеорологическому обеспечению полетов воздушных судов третьим лицам – авиакомпаниям оказал истец, а плату за данные услуги третьи лица в составе аэронавигационного сбора внесли ответчику, руководствуясь статьей 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии на стороне ответчика неосновательного обогащения. Проверив в порядке статей 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела, окружной
Определение № А51-3038/19 от 04.02.2022 Верховного Суда РФ
Вместе с тем, как установили суды, Аэропорт, являясь главным оператором, получает аэропортовые сборы, предназначенные для компенсации содержания инфраструктуры, в которые входят предоставление ВВП, рулежных дорожек, перрона (сбор за взлет-посадку (пункт 3.1.1 Приказа N 241)); территории аэропорта для стоянки воздушных судов (сбор за стоянку (пункт 3.3 Приказа № 241)); аэропортового комплекса (вестибюли, информационная зона, зона ожидания и иные помещения), привокзальной площади ( сбор за предоставление аэровокзального комплекса (пункт 3.4.1 Приказа N 241)). При этом фактическое использование объектов инфраструктуры аэропорта происходит в результате стоянки воздушных судов, в результате чего авиакомпании самостоятельно вносят оплату за предоставляемые услуги по утвержденным ставкам сборов. Иные услуги, в том числе с использованием объектов инфраструктуры аэропорта, ответчик оплачивает по заключенным с истцом договорам. Суды приняли во внимание решение Управления от 22.05.2019 по делу № 15/06-2017, которым установлено нарушение Аэропортом части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в злоупотреблении доминирующим положением
Решение № А21-4106/09 от 05.08.2009 АС Калининградской области
данное подтверждение содержит подпись ФИО3 в получении ; доказательства наличия у него полномочий на получение авиабилетов ООО «РРГ» суду не представлены. Вместе с тем , в материалах дела имеется копия доверенности на получение от ООО «Турне-Транс» заказанных ООО «РРГ» перевозочных документов , выданная ФИО4 Как следует из пояснений представителя истца и подтверждается материалами дела , авиабилет на сумму 7 884 руб. был возвращен ответчиком. Согласно пункту 4.2.3 договора при добровольном возврате купленных авиабилетов обязательные сборы авиакомпаний , оформленные на квитанциях КРС (квитанция различных сборов) и различных такс , указанных непосредственно в бланке на полях сбор/TAX/FEE/ CHARGE, не возвращаются. При добровольном возврате купленных билетов взимается сбор за использованный бланк в размере , установленном авиакомпанией , и сбор за операцию возврата в размере 100 рублей за каждый авиабилет. Подлежащая взысканию сумма в связи с возвратом авиабилета составляет 182 руб. С учетом частичной оплаты в размере 4000 руб. , поступившей от ООО «РРГ»
Решение № А03-1794/09 от 20.05.2009 АС Алтайского края
в договоре возмездного оказания услуг. Стоимость услуг стороны согласовали в разделе 4 договора, указав, что стоимость авиабилетов и иных услуг определяется Агентством на основании существующих тарифов авиакомпаний и иных организаций в рамках настоящего договора, на момент принятия заказа к исполнению и указывается в уведомлении о принятии заказа к исполнению или в счете, либо может сообщаться по телефону или через Интернет (пункт 4.1 договора). При этом, стоимость услуг Агентства включает в себя тарифы, таксы и сборы авиакомпаний и иных организаций, указанных в договоре, а также налоги, предусмотренные законодательством РФ. Стоимость услуг Агентства по бронированию и оформлению авиабилетов на международные и внутри российские рейсы, выписанные Агентством, включается в стоимость продаваемых билетов (пункты 4.2 и 4.3 договора). Согласно п. 5.2 договора Заказчик производит предоплату в размере 100% планируемых расходов, с последующим списанием суммы оказанных услуг на основании выставленного счета-фактуры с приложением расшифровки услуг, указанных в ней. В соответствии с п. 5.5 договора Агентство
Апелляционное определение № 33-1313/2016 от 09.02.2016 Иркутского областного суда (Иркутская область)
другом билете АК «Скат» указывается тариф – 0 рублей + сборы данной авиакомпании. Стоимость перелета по участку сквозного тарифа SXODME1 эконом класса АК «Уральские авиалинии» рейса (данные изъяты) – составила – тариф (данные изъяты). Отдельный билет на рейс (данные изъяты) по маршруту (данные изъяты) и билет <номер изъят> на рейс (данные изъяты) по маршруту (данные изъяты). Общая стоимость обоих перелетов по двум данным рейсам по сквозному тарифу SXODME1 эконом класса составила (данные изъяты) + сборы авиакомпаний и указывается она на первом билете в данном случае АК «Скат». На втором билете АК «Уральские авиалинии» указывается тариф – 0 рублей + сборы авиакомпании. Общая стоимость перелета по участку сквозного тарифа SXODME1 эконом класса АК «Уральские авиалинии» рейса (данные изъяты) – составила (данные изъяты) (тариф 7 (данные изъяты)). Официальным источником по ортодромии является сайт ФГУП «ОрВД» - www.matfmc.ru. Минимальная стоимость билета по тарифу экономического класса по маршруту Иркутск-Москва составила (данные изъяты). Минимальная стоимость
Решение № 2-610/2015 от 19.11.2015 Бодайбинского городского суда (Иркутская область)
«Уральские авиалинии» рейса *** от *** - составила - тариф 7 564 рубля 08 копеек + сбор YQ- 1100 рублей = сбор YR - 400 рублей. Отдельный билет на рейс № DV801 (АК «Скат») от 15.07.2015г. по маршруту Шымкент-Москва (Домодедово) и билет *** на рейс У6 105 (АК «Уральские авиалинии») от 15.07.2015г. по маршруту Москва-Иркутск. Общая стоимость обоих перелетов по двум данным рейсам по сквозному тарифу SXODME1 эконом класса составила 16 350 рублей + сборы авиакомпаний и указывается она на первом билете в данном случае АК «Скат». На втором билете АК «Уральские авиалинии» указывается тариф - 0 рублей + сборы авиакомпании. Общая стоимость перелета по участку сквозного тарифа SXODME1 эконом класса АК «Уральские авиалинии» рейса *** от 15.07.2015г. - составила 8 993 рубля 21 копейку (тариф 7 493 рубля 21 копейку + сбор ХТ - 1 500 рублей. Официальным источником по ортодромии является сайт ФГУП «ОрВД» - www.matfmc.ru. Минимальная стоимость
Определение № 11-55 от 01.03.2011 Октябрьского районного суда г. Архангельска (Архангельская область)
по маршруту в размере , указанных в справке ЗАО «Турконсул» от ДД.ММ.ГГГГ, как наиболее приближенной к фактическим данным о протяженности маршрута и стоимости авиаперелета над территорией Российской Федерации. Несостоятельными являются и доводы истца о том, что при разрешении заявленного спора суд исходил из минимального тарифа авиаперевозки указанным маршрутом, поскольку согласно справке ЗАО «Турконсул» минимальный тариф авиаперелета по маршруту эконом классом составляет . Данных о том, что указанный в справке размер тарифа не включает обязательные сборы авиакомпаний суду не представлено. Заявляя требование о взыскании компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту проведения отдыха за пределами Российской Федерации в сумме, соответствующей фактической стоимости авиаперелета по маршруту в размере ., М.В.А. не учитывает, что применительно к требованиям ст. 34 Закона РФ от 19.02.1993 г. № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, проживающих и работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям» и Правил компенсации расходов на оплату стоимости
Решение № 2-1150/19МОТИВИ от 20.11.2019 Апатитского городского суда (Мурманская область)
по маршрутам «Апатиты – Санкт-Петербург» (рейс «Д2-56») и «Москва-Апатиты» (рейс «Д2-166») осуществлены российской авиакомпанией АО «Авиапредприятие «Северсталь». Авиаперелеты по маршрутам «Санкт-Петербург-Нур-Султан» (рейс КС148) и «Нур-Султан-Москва» (рейс «КС893») произведены казахстанской авиакомпанией АО «Эйр Астана», что согласуется с положениями подпункта "г" пункта 10 Правил. По справке ООО «Вэртас-Заполярье» <№> от 23.10.2019 стоимость перелета воздушным транспортом в салоне экономического класса: 3 сентября 2019 года: по маршруту «Апатиты-Санкт-Петербург» (авиакомпанией Северсталь) составляет 7000 рублей (4400 (тариф) + 2600 ( сбор авиакомпании )); по маршруту «Санкт-Петербург-Астана (Нур-Султан)» - 16014 рублей (12 130(тариф) +3884 (сбор авиакомпании)); 17 сентября 2019 года: по маршруту «Астана (Нур-Султан)-Москва» - 23213 рублей (19 520 (тариф)+3693 (сбор авиакомпании), по маршруту «Москва-Апатиты» - 9600 рублей (6900 (тариф)+2700 (сбор авиакомпании) (л.д. 17). По мнению суда, реализация права пенсионера на компенсацию расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно по территории Российской Федерации не может быть поставлена в зависимость от выбранного гражданином места отдыха,