ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Сервитут между юридическими лицами - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Приказ ОАО "РЖД" от 07.11.2008 N 150 (ред. от 30.06.2021) "О порядке распоряжения недвижимым имуществом ОАО "РЖД" (вместе с "Положением о порядке распоряжения недвижимым имуществом ОАО "РЖД")
о порядке распоряжения недвижимым имуществом ОАО "РЖД" Форма 1 аренда - ежемесячная ОТЧЕТ о заключенных договорах аренды строений, земельных участков и их частей Исключен. - Приказ ОАО "РЖД" от 08.04.2014 N 17. (см. текст в предыдущей редакции) Приложение N 8 к Положению о порядке распоряжения недвижимым имуществом ОАО "РЖД" Список изменяющих документов (введено Приказом ОАО "РЖД" от 11.12.2017 N 119) СОГЛАШЕНИЕ N ________ об установлении сервитута в отношении земельного участка (части земельного участка) (примерная форма) г. _______________ "__" _______________ ____ г. _________________ (наименование юридических лиц указываются полностью), именуемое в дальнейшем "Собственник", в лице _________________, действующего на основании _________________ (доверенности, устава), с одной стороны, и _________________ (полное наименование организации с указанием организационно-правовой формы либо фамилия, имя, отчество физического лица), именуемое в дальнейшем "Пользователь", в лице _________________, действующего на основании _________________ (устав, доверенность, положение и т.д.), с другой стороны, именуемые в дальнейшем "Стороны", заключили настоящие Соглашение о нижеследующем: 1. Предмет Соглашения 1.1.
Определение № А40-155948/19 от 01.12.2020 Верховного Суда РФ
землях или земельных участках, находящихся в государственной, муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута», апелляционный суд установил, что спорный земельный участок входит в границы планируемого строительства транспортно-пересадочного узла «Котельники», имеет вид разрешенного использования «автомобильный транспорт», является ограниченным в обороте, поэтому, в силу пункта 6 статьи 39.16 ЗК РФ, не может быть предоставлен в аренду Обществу. Кроме того, Общество не обосновало необходимость использования для эксплуатации принадлежащих ему объектов недвижимости всего земельного участка площадью 8209 кв. м. Суд округа поддержал выводы апелляционного суда. При этом дополнительно указал следующее. В статье 39.16 ЗК РФ в числе прочих приведено следующее самостоятельное основание для отказа в предоставлении участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в собственность физических и юридических лиц : указанный в заявлении о предоставлении земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения
Постановление № 70-АД21-5 от 01.11.2021 Верховного Суда РФ
участки на условиях сервитута, публичного сервитута, а также лицами, использующими земли или земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов. В соответствии с частью 1 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по рекультивации земель при разработке месторождений полезных ископаемых, включая общераспространенные полезные ископаемые, осуществлении строительных, мелиоративных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей, а также после завершения строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, сноса объектов лесной инфраструктуры влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей. Из материалов дела следует, что в границах населенного пункта СМП-329 находится объект недвижимого имущества «Сети канализации поселка «СМП-
Постановление № 07АП-1398/2021 от 25.05.2021 Седьмой арбитражного апелляционного суда
сумме 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей, что подтверждается платежным поручением № 80 от 10.08.2018 года. Указанные затраты были связаны с определением стоимости сервитута. То есть в соответствии со ст. 101 АПК РФ, расходы связанны исключительно с делом А45-37874/2018, являются расходами на проведение досудебного исследования состояния имущества, а также понесенными истцом в связи с отказом ответчика в добровольном (внесудебном) порядке установить сервитут. С учетом изложенного, считает необоснованным снижение стоимости оказанных юридических услуг с 50 000 рублей до 20 000 рублей и исключение из судебных расходов затрат истца на экспертизу. От лиц , участвующих в деле, в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) отзывы на апелляционную жалобу не поступили. В судебном заседании представитель истцов поддержал доводы, изложенные в апелляционных жалобах, уточнил просительную часть апелляционной жалобы ИП Грибова Е.В., просил взыскать 361 000 руб. Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного
Постановление № 19АП-6302/19 от 03.10.2019 Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда
договора купли-продажи от 09.06.2014 и акта приема-передачи от 09.06.2014, балансовая стоимость данного земельного участка составляет 75 000 руб., - земельный участок, площадью 4931 кв. м, кадастровый номер 36:25:6945028:198, расположенный по адресу: Воронежская область, Рамонский район, п. Солнечный, ул. Московское шоссе, 114, принадлежащий собственнику на основании договора купли-продажи от 09.06.2014 и акта приема-передачи от 09.06.2014, балансовая стоимость данного земельного участка составляет 75 000 руб. Ссылаясь на недействительность названного соглашения об установлении сервитута как сделки, совершенной без согласия органа юридического лица , с нарушением ограничений, установленных уставом общества, о чем другая сторона сделки знала или должна была знать, истец обратился в Арбитражный суд Воронежской области с рассматриваемыми исковыми требованиями. Разрешая настоящий спор по существу, арбитражный суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований. На основании статьи 225.1 АПК РФ арбитражные суды рассматривают дела по спорам, связанным с созданием юридического лица, управлением им или участием в
Постановление № А66-13913/20 от 27.05.2021 АС Тверской области
земель или земельного участка принимается в том числе, если земельный участок, на использование которого испрашивается разрешение, предоставлен в аренду, постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение или безвозмездное пользование (безвозмездное срочное пользование) юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю или гражданину либо в отношении участка заключено соглашение об установлении сервитута, установлен публичный сервитут (подпункт г). Из материалов дела следует, что Администрация отказала в выдаче разрешения на использование земельных участков со ссылкой на подпункт «г» пункта 10 Порядка, в котором в качестве основания для отказа в выдаче разрешения указано на предоставление в аренду, постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение или безвозмездное пользование (безвозмездное срочное пользование) юридическому лицу , индивидуальному предпринимателю или гражданину, либо в отношении участка заключено соглашение об установлении сервитута, установлен публичный сервитут. В соответствии со статьей 41 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131) от имени муниципального образования приобретать
Постановление № 01АП-3881/2021 от 29.07.2021 Первого арбитражного апелляционного суда
случаях, установленных федеральным законом, государственной регистрации подлежат возникающие, в том числе на основании договора, либо акта органа государственной власти, либо акта органа местного самоуправления, ограничения прав и обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наем жилого помещения (пункт 6 статьи 1 Закона о регистрации). В соответствии с положениями пунктов 2-4 статьи 1 Закона о регистрации Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав). Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое
Решение № А02-43/19 от 13.05.2019 АС Республики Алтай
с выполнением возложенных на заповедник задач. Истцом не представлено в материалы дела доказательств того, что деятельность, которая планируется им для эксплуатации и ремонта ГЭС на р.Кайру, не влияет отрицательно на природные объекты и комплексы заповедника. Соответственно, оснований для удовлетворения исковых требований не имеется. При получении соответствующих доказательств истец не лишен возможности повторно обратиться к ответчикам с предложением об установлении сервитута либо ином урегулировании сложившейся ситуации. При вынесении решения по делу суд принимает во внимание, что корреспонденция направлялась лицам, участвующим в деле, по адресам, указанным в Едином государственном реестре юридических лиц . Согласно части 1 статьи 51 Гражданского кодекса Российской Федерации, юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, предусмотренном законом о государственной регистрации юридических лиц. В соответствии с частью 2 указанной статьи, данные государственной регистрации включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления. Лицо, добросовестно полагающееся на данные единого государственного реестра юридических лиц,
Решение № 3А-11/2022 от 12.01.2022 Амурского областного суда (Амурская область)
оспариваемой административным истцом части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, регламентирующим размещение объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута, судом не усматривается. Доводы представителя административного истца о противоречии указанной нормы Порядку принятия решения о создании или согласовании создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования города Благовещенска, утвержденному постановлением администрации города Благовещенска от 17 апреля 2019 г. N 1231, суд находит несостоятельными, поскольку данный нормативный правовой акт не является имеющим большую юридическую силу по отношению к оспариваемому решению Благовещенской городской Думы. Кроме того, в соответствии с пунктом 4 указанного Порядка в случае если места (площадки) накопления ТКО создаются лицами , указанными в подпункте 2 пункта 2 настоящего Порядка (то есть физическими, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, которые являются собственниками зданий, строений, сооружений, жилых/нежилых помещений, земельных участков и (или) в результате деятельности (жизнедеятельности) которых
Решение № 3А-3/2022 от 28.01.2022 Челябинского областного суда (Челябинская область)
землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута» размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута (далее - размещение нестационарного торгового объекта) осуществляется за плату на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов (далее - схема размещения) в соответствии с договором на размещение нестационарного торгового объекта, который заключается между органом исполнительной власти Челябинской области, уполномоченным на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности Челябинской области, или органом местного самоуправления, уполномоченным на распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена (далее - уполномоченный орган), и юридическим лицом или гражданином, занимающимся предпринимательской деятельностью в соответствии с федеральными законами (далее - хозяйствующий субъект). Решением Челябинской городской Думы от 09 декабря 2020 года № 15/6 «Об утверждении Порядка благоустройства территорий общего пользования города Челябинска для размещения
Решение № 2А-125/2021 от 22.03.2021 Лахденпохского районного суда (Республика Карелия)
ЗК РФ). В соответствии с положениями ст.39.27 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой допускается в следующих случаях: все земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и перераспределение между которыми осуществляется, не предоставлены гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления и не обременены правами третьих лиц, за исключением сервитута, публичного сервитута; земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и между которым и землями осуществляется перераспределение, не предоставлен гражданам, юридическим лицам , органам государственной власти или органам местного самоуправления и не обременен правами третьих лиц, за исключением сервитута, публичного сервитута; все земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и перераспределение между которыми осуществляется, предоставлены на одном виде права одному и тому же лицу; границы земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или органам
Решение № 12-188/2021 от 21.10.2021 Эжвинского районного суда г. Сыктывкара (Республика Коми)
в том числе линии электропередачи. Согласно ч. 1 ст. 24 Лесного кодекса Российской Федерации использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесного участка, установлением или без установления сервитута, публичного сервитута, изъятием или без изъятия лесных ресурсов. В соответствии со ст. 45 Лесного кодекса Российской Федерации использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесного участка, установлением или без установления сервитута, публичного сервитута. Лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам, юридическим лицам в соответствии со статьей 9 настоящего Кодекса для строительства линейных объектов. Лесные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены линейные объекты, предоставляются на правах, предусмотренных статьей 9 настоящего Кодекса, гражданам, юридическим лицам, имеющим в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении такие линейные объекты. В целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в