ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Сервитут муниципальная собственность - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Статья 62 БК РФ. Неналоговые доходы местных бюджетов.
ред. Федерального закона от 29.11.2014 N 383-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) плата за увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских поселений, - по нормативу 50 процентов; (абзац введен Федеральным законом от 26.12.2014 N 450-ФЗ) плата по соглашениям об установлении сервитута, заключенным органами местного самоуправления, государственными или муниципальными предприятиями либо государственными или муниципальными учреждениями в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских поселений, - по нормативу 50 процентов; (абзац введен Федеральным законом от 26.12.2014 N 450-ФЗ; в ред. Федерального закона от 29.12.2015 N 406-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) плата за увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена
Письмо Минэкономразвития России от 09.10.2019 N Д23и-34697 "О перераспределении земельных участков в случае, предусмотренном подпунктом 4 пункта 1 статьи 39.27 Земельного кодекса Российской Федерации"
приводятся в соответствие с утвержденным проектом межевания территории (в том числе для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы) границы земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления, и земель и земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности, не предоставлены гражданам и юридическим лицам и не обременены правами третьих лиц, за исключением сервитута, публичного сервитута, при условии, что площадь земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен гражданам, юридическим лицам, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков. Согласно положениям, установленным подпунктом 4 пункта 1 статьи 39.27 ЗК РФ, допускается перераспределение земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления, одновременно с землями и земельными участками, которые находятся в государственной или муниципальной собственности, не
Статья 1.
данный вид разрешенного использования земельного участка, здания или сооружения."; 15) в статье 15: а) в части 1: пункт 1 изложить в следующей редакции: "1) собственника земельного участка, либо лица, которому земельный участок принадлежит на ином праве, если в соответствии с видом или видами разрешенного использования земельного участка допускаются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, либо лица, использующего земельный участок на условиях сервитута, публичного сервитута, либо лица, которому в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации предоставлено право на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности , без предоставления земельного участка и установления сервитута, публичного сервитута, - при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на созданные или создаваемые на таких землях или земельном участке здание, сооружение, объект незавершенного строительства, единый недвижимый комплекс;"; в пункте 4.1 слова "данный земельный участок" заменить словами "данные объекты недвижимости"; в пункте 4.2 слова "данный земельный участок" заменить словами "данные объекты недвижимости"; дополнить
Определение № А17-2546/20 от 28.10.2021 Верховного Суда РФ
(далее – ЗК РФ), статью 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статью 2 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи», Закон Ивановской области от 02.03.2015 № 15-ОЗ «О порядке и условиях размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на территории Ивановской области без предоставления земельных участков и установления сервитутов», постановление Правительства РФ № 1300, постановление Правительства Российской Федерации от 17.08.2019 № 1064 «Об определении случаев, при которых не требуется получение разрешения на строительство», Порядок и условия размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности , на территории Ивановской области без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденный постановлением Правительства Ивановской области от 17.06.2015 № 277-п (далее – Порядок № 277-п), пришли к выводу об обоснованности требований Общества, признали оспариваемый отказ незаконным и в качестве устранения нарушения законных прав и интересов Общества обязали Администрацию и Комитет выдать заявителю разрешения
Определение № 14АП-6765/19 от 19.05.2020 Верховного Суда РФ
Соответственно, Администрация Великого Новгорода в рассматриваемом споре является ненадлежащим истцом. Пункт 3 Правил проведения рекультивации и консервации земель, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 № 800(далее- Правила проведения рекультивации) предусматривает, что разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются лицами, деятельность которых привела к деградации земель, в том числе правообладателями земельных участков, лицами, использующими земельные участки на условиях сервитута, публичного сервитута, а также лицами, использующими земли или земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности , без предоставления земельных участков и сервитутов. Спорный земельный участок использовал ответчиком по договору подряда в соответствии с видом разрешенного использования. Истец не доказал, что эксплуатация полигона привела к ухудшению качества земель и их деградации Решением исполнительного комитета Новгородского районного Совета народных депутатов от 24.08.1079 № 304 земельный участок был предоставлен в бессрочное пользование под строительство полигонов бытовых отходов Управлению коммунального хозяйства города Великий Новгород. В последующем
Определение № 306-ЭС21-10841 от 21.07.2021 Верховного Суда РФ
суд округа, отменил решение суда, удовлетворил заявленные требования, обоснованно исходя из следующего. В соответствии с пунктом 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута в частности в случаях размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации (подпункт 6 статьи). Использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности , в целях, указанных в подпунктах 1 - 5 и 7 пункта 1 настоящей статьи, осуществляется на основании разрешений уполномоченного органа (пункт 2 статьи 39.33 ЗК РФ). Согласно пункту 1 статьи 39.34 ЗК РФ разрешение на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, выдается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской
Апелляционное определение № 127-АПА19-3 от 03.04.2019 Верховного Суда РФ
39 ЗК РФ, если иное не установлено данным кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, устанавливается органом местного самоуправления. В соответствии со статьей 12 Закона Республики Крым от 15 января 2015 г. № 66-ЗРК/2015 «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений» порядок определения размера арендной платы, цены продажи, платы за сервитут, платы за проведение перераспределения земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности , устанавливается: Советом министров Республики Крым - в отношении земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым; органом местного самоуправления - в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности. Частью 6 статьи 18 указанного закона в редакции, действовавшей до внесения в него изменений Законом Республики Крым от 29 декабря 2018 г. № 560-ЗРК/2018 «О внесении изменений в некоторые законы Республики Крым, регулирующие имущественные и земельные отношения», было предусмотрено, что
Определение № 310-ЭС19-11606 от 05.08.2019 Верховного Суда РФ
право аренды земельного участка, право залога земельного участка, право пользования чужим земельным участком (сервитут),возникшие до вступления в силу Федерального конституционного закона, соответствуют праву аренды, залогу и сервитуту, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации. Частью 14 статьи 3 Закона Республики Крым №38-ЗРК установлено, что в случае, если земельный участок, в отношении которого до вступления в силу федерального конституционного закона заключен и зарегистрирован действовавший на момент его заключения порядке договор аренды, договор об установлении сервитута, находится в государственной или муниципальной собственности , орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченный на распоряжение таким земельным участком, обязан по заявлению лица, с которым заключен соответствующий договор, заключить с таким лицом соответственно договор аренды, договор об установлении сервитута в отношении соответствующего земельного участка. Постановлением Совета Министров Республики Крым от 02.09.2014 №313 утвержден порядок переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым. Пункт 9 Порядка в редакции, действующей на момент обращения
Постановление № А65-27761/20 от 23.12.2021 АС Поволжского округа
собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований: на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев, если на земельном участке расположены сооружения (в том числе сооружения, строительство которых не завершено), размещение которых допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекты, размещенные в соответствии со статьей 39.36 настоящего Кодекса (пункт 4); на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности , за исключением случаев, если на земельном участке расположены сооружения (в том числе сооружения, строительство которых не завершено), размещение которых допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекты, размещенные в соответствии со статьей 39.36 настоящего Кодекса, либо с заявлением о предоставлении земельного участка обратился правообладатель этих здания, сооружения, помещений в них, этого объекта незавершенного строительства (пункт 5);
Постановление № А05-466/2021 от 14.10.2021 АС Архангельской области
4 пункта 2 статьи 39.10 ЗК РФ. Учреждение не возражает против передачи Организации в безвозмездное пользование спорного земельного участка. Два объекта, находящиеся в оперативном управлении музея, являются дорогами, размещение которых допускается на основании сервитута, поэтому отказ на основании пункта 5 статьи 39.16 ЗК РФ является незаконным, как незаконен и отказ на основании пункта 1 статьи 39.16 ЗК РФ. Не согласившись с отказом Теруправления, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями. Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции признал их не обоснованными, отказал в удовлетворении требований. Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения решения суда. Статьей 39.1 ЗК РФ предусмотрены основания возникновения прав на земельные участки, предоставляемые из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности . Согласно пункту 1 данной статьи земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: 1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность
Постановление № А82-4051/2021 от 16.08.2021 АС Ярославской области
2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. В целях реализации пункта 3 статьи 39.36 ЗК РФ постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 № 1300 утвержден Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (далее - Перечень). Согласно пункту 5 указанного Перечня к объектам, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности , без предоставления земельных участков и установления сервитутов, относятся линии электропередачи классом напряжения до 35 кВ, а также связанные с ними трансформаторные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для осуществления передачи электрической энергии оборудование, для размещения которых не требуется разрешения на строительство. Положениями части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) предусмотрены случаи, при которых выдача разрешения на
Постановление № 17АП-9205/2022-ГК от 17.10.2022 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута, в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации. Виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Согласно статье 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности , осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9-11 Кодекса. Таким образом, выдача разрешения на использование земельного участка осуществляется исключительно тем органом, к компетенции которого отнесено право распоряжения испрашиваемой территорией. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (пункт 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской
Решение № 2А-88/20 от 27.11.2020 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)
в составе: судьи Верховного Суда Республики Крым Терентьевой Н.А., при секретаре Чабаник Е.И., с участием прокурора отела прокуратуры Республики Крым Алескерова Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 об оспаривании в части нормативного правового акта. установил: решением Симферопольского городского совета 55-й сессии I созыва от 24 ноября 2016 г. № 987 утверждено Положение о порядке определения размера арендной платы, цены продажи, платы за сервитут, платы за проведение перераспределения земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым (далее Положение). 26 декабря 2019 г. Симферопольским городским советом на 10-й сессии II созыва принято решение № 74 «О внесении изменений в решение 55-й сессии Симферопольского городского совета I созыва от 24 ноября 2016г. № 987 «Об утверждении Положения о порядке определения размера арендной платы, цены продажи, платы за сервитут, платы за проведение перераспределения земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования
Решение № 3А-35/2018 от 06.07.2018 Ивановского областного суда (Ивановская область)
органам государственной власти субъекта Российской Федерации право самостоятельно определять порядок взимания и предельный размер платы по соглашению об установлении сервитута в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена. Правительство Ивановской области настаивало на отсутствии у ПАО«ТПлюс» правового интереса в оспаривании Постановления № 59-п, поскольку земельные участки с кадастровыми номерами № и №, в отношении которых административный истец заключил соглашения об установлении сервитута, находятся в муниципальной собственности муниципального образования городской округ Кохма в силу прямого указания части 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» в его действующей редакции, что исключает применение при расчете платы по соглашениям об установлении сервитута в отношении этих участков оспариваемого Постановления №59-п, в предмет регулирования которого входят только земельные участки, находящиеся в собственности Ивановской области, и земельные участки, государственная собственность на которые
Решение № 2А-1067/2016 от 16.11.2016 Бологовского городского суда (Тверская область)
от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута). Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линейных объектов, не препятствующих использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута. В данном случае на земельном участке, находящегося в собственности ООО «Фортуна» расположены объекты муниципальной собственности Гузятинского сельского поселения. Этот факт подтверждается распоряжением Администрации Тверской области от ДАТА. №.... В соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Законом Тверской области от 19.11.2014г. №92-ЗО «О закреплении вопросов местного значения за сельскими, поселениями Тверской области» организация в границах Гузятинского сельского поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения относится к полномочиям органов