ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Система управления рисками - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Решение № АКПИ19-438 от 08.08.2019 Верховного Суда РФ
в предусмотренных им случаях - в соответствии с законодательством государств-членов о таможенном регулировании. Технологии (инструкции) применения форм таможенного контроля и мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля, устанавливаются в соответствии с законодательством государств-членов о таможенном регулировании. При проведении таможенного контроля таможенные органы исходят из принципа выборочное™ объектов таможенного контроля, форм таможенного контроля и (или) мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля. При выборе объектов таможенного контроля, форм таможенного контроля и (или) мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля, используется система управления рисками в соответствии с законодательством государств-членов о таможенном регулировании. В абзаце десятом статьи 376 Кодекса Союза содержится определение понятия «управление рисками» - систематизированная деятельность таможенных органов по минимизации вероятности наступления событий, связанных с несоблюдением международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов о таможенном регулировании, и возможного ущерба от их наступления. Согласно пункту 1 статьи 377 Кодекса процесс управления рисками таможенными органами включает в себя: сбор и обработку информации об объектах
Определение № А51-5198/19 от 16.03.2020 Верховного Суда РФ
проверку и (или) обеспечение соблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов о таможенном регулировании (подпункт 11 пункта 1 статьи 2 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, далее - ТК ЕАЭС). При проведении таможенного контроля таможенные органы исходят из принципа выборочности объектов таможенного контроля, форм таможенного контроля и (или) мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля. При выборе объектов таможенного контроля, форм таможенного контроля и (или) мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля, используется система управления рисками в соответствии с законодательством государств- членов о таможенном регулировании (часть 4 статьи 310 ТК ЕАЭС). Оценив в соответствии с требованиями главы 7 Кодекса представленные сторонами доказательства, исходя из фактических обстоятельств дела, руководствуясь положениями Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», суды, отказывая в удовлетворении требований, исходили из доказанности таможней выявления признаков возможного недостоверного декларирования, что является основанием для проведения фактического контроля в форме
Определение № А56-17901/2022 от 13.09.2023 Верховного Суда РФ
таможенном регулировании (подпункт 41 пункта 1 статьи 2 Таможенного кодекса). Согласно пункту 3 статьи 310 Таможенного кодекса порядок проведения таможенного контроля с применением форм таможенного контроля и (или) мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля, определяется Таможенным кодексом, а в части, не урегулированной Таможенным кодексом, или в предусмотренных им случаях - в соответствии с законодательством государств-членов о таможенном регулировании. При выборе объектов таможенного контроля, форм таможенного контроля и (или) мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля, используется система управления рисками в соответствии с законодательством государств - членов о таможенном регулировании (пункт 4 статьи 310 Таможенного кодекса). Одной из форм таможенного контроля является таможенный досмотр, заключающийся в проведении осмотра товаров и транспортных средств со вскрытием упаковки товаров, грузовых помещений транспортных средств (пункт 1 статьи 328 Таможенного кодекса). Пунктом 2 статьи 84 Таможенного кодекса прямо установлено, что обязанностью декларанта, в том числе, является предъявление декларируемых товаров в случаях, предусмотренных Таможенным кодексом, либо по требованию таможенного
Определение № 14АП-12390/19 от 02.11.2020 Верховного Суда РФ
(или) обеспечение соблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств - членов о таможенном регулировании (подпункт 11 пункта 1 статьи 2 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, далее - ТК ЕАЭС). При проведении таможенного контроля таможенные органы исходят из принципа выборочности объектов таможенного контроля, форм таможенного контроля и (или) мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля. При выборе объектов таможенного контроля, форм таможенного контроля и (или) мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля, используется система управления рисками в соответствии с законодательством государствчленов о таможенном регулировании (часть 4 статьи 310 ТК ЕАЭС). Оценив в соответствии с требованиями главы 7 Кодекса представленные сторонами доказательства, исходя из фактических обстоятельств дела, руководствуясь положениями Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 289-ФЗ), суды, отказывая в удовлетворении требований, исходили из доказанности таможней
Постановление № 33-АД19-4 от 12.07.2019 Верховного Суда РФ
сопровождаемым багажом признаются товары для личного пользования, включая ручную кладь, непосредственно перемещаемые физическим лицом, пересекающим таможенную границу. Соглашением между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010 «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском» определено, что отнесение товаров, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу, к товарам для личного пользования осуществляется таможенным органом с применением системы управления рисками исходя из заявления физического лица о перемещаемых товарах (в устной или письменной форме с использованием пассажирской таможенной декларации) в случаях, установленных указанным Соглашением; характера и количества товаров; частоты пересечения физического лица и (или) перемещения им товаров через таможенную границу (пункт 1 статьи 3). В силу пункта 3 названной статьи к товарам, не отнесенным в соответствии с пунктами 1 и 2 данной статьи к товарам для личного пользования, не применяются положения данного Соглашения. В
Постановление № А45-27875/2021 от 25.07.2022 АС Западно-Сибирского округа
нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности. Отсутствие хотя бы одного из указанных условий исключает удовлетворение заявленного требования. В соответствии с частью 4 статьи 310 ТК ЕАЭС при проведении таможенного контроля таможенные органы исходят из принципа выборочности объектов таможенного контроля, форм таможенного контроля и (или) мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля. При выборе объектов таможенного контроля, форм таможенного контроля и (или) мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля, используется система управления рисками в соответствии с законодательством государств - членов о таможенном регулировании. Судами установлено, что при проведении таможенного контроля товаров по спорным ДТ таможенным органом выявлен риск возможного несоблюдения декларантом таможенного законодательства, в связи с чем заявителю направлены запросы о представлении дополнительных документов и сведений. Отклоняя все доводы Общества, суды исходили из того, что запрос о представлении документов и (или) сведений как таковой не нарушает прав декларанта в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, действия
Постановление № А43-16694/15 от 09.06.2016 АС Нижегородской области
не входит в компетенцию суда кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Согласно пунктам 1, 2 статьи 94 ТК ТС при проведении таможенного контроля таможенные органы исходят из принципа выборочности и ограничиваются только теми формами таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства таможенного союза и законодательства государств – членов таможенного союза, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы. При выборе объектов и форм таможенного контроля используется система управления рисками . В соответствии с пунктом 18 Порядка контроля таможенной стоимости товаров, утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 № 376, в рамках проведения дополнительной проверки заявленной таможенной стоимости товаров таможенный орган вправе осуществлять сбор и анализ дополнительной информации о стоимости товаров, идентичных или однородных оцениваемым товарам, включая направление запросов в государственные органы и иные организации. При необходимости может быть назначена таможенная экспертиза товаров и (или) документов в соответствии со статьей 138 ТК ТС.
Постановление № Ф03-3485/2010 от 19.05.2010 АС Дальневосточного округа
проверка таможенной декларации, иных документов, представляемых в таможенный орган, а также проверка товаров в целях установления соответствия сведений, указанных в таможенной декларации, иных документах, наименованию, происхождению, количеству и стоимости товаров. Согласно пунктам 1 и 2 статьи 358 ТК РФ при проведении таможенного контроля таможенные органы исходят из принципа выборочности и, как правило, ограничиваются только теми формами таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации. При выборе форм таможенного контроля используется система управления рисками , когда под риском понимается вероятность несоблюдения таможенного законодательства Российской Федерации. Система управления рисками основывается на эффективном использовании ресурсов таможенных органов для предотвращения нарушений таможенного законодательства Российской Федерации, имеющих устойчивый характер, связанных с уклонением от уплаты таможенных пошлин, налогов в значительных размерах, подрывающих конкурентоспособность отечественных товаропроизводителей, затрагивающих другие важные интересы государства, обеспечение соблюдения которых возложено на таможенные органы. В соответствии с подпунктом 6 статьи 366 и статьей 372 ТК РФ, таможенный досмотр является
Постановление № Ф03-4531/17 от 06.12.2017 АС Дальневосточного округа
при проведении таможенного контроля не допускать нанесения декларантам, перевозчикам и иным лицам ущерба, связанного с хранением товаров, простоем транспортных средств, увеличением срока выпуска товаров, если это не вызвано чрезвычайными обстоятельствами, связанными с выявленными признаками серьезных нарушений в области таможенного дела и необходимостью принятия исчерпывающих мер по обнаружению и пресечению указанных нарушений. В силу пункта 2 статьи 94 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее – ТК ТС) при выборе объектов и форм таможенного контроля используется система управления рисками . Таможенный досмотр является одной из форм таможенного контроля (статья 110 ТК ТС), порядок его проведения регламентирован положениями статьи 116 ТК ТС. В соответствии с пунктом 1 статьи 116 ТК ТС таможенный досмотр представляет собой действия должностных лиц таможенных органов, связанные со вскрытием упаковки товаров или грузового помещения транспортного средства либо емкостей, контейнеров и иных мест, где находятся или могут находиться товары, с нарушением наложенных на них таможенных пломб или иных средств идентификации,
Решение № 7-75/2013 от 19.04.2013 Астраханского областного суда (Астраханская область)
8) пользоваться иными полномочиями и правами, предусмотренными настоящим Кодексом. Каких-либо нарушений прав декларанта в судебном заседании не установлено. Доводы жалобы о том, что у таможенного органа отсутствовали основания для назначения досмотра до предъявления Обществом уточненных сведений о количестве товара, не основаны на законе, так как таможенным законодательством предусмотрено, что декларант либо таможенный представитель обязан сообщить при декларировании достоверные сведения о товаре или транспортном средстве, а при принятии решения о проведении таможенного досмотра используется система управления рисками , основанная на эффективном использовании ресурсов таможенных органов для недопущения и (или) предотвращения нарушения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле. Другие доводы Общества, приведенные в жалобе о пересмотре судебного акта, направлены на иную оценку фактических обстоятельств, установленных при рассмотрении дела. Нарушений требований процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену судебного акта, не усматривается. На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.1 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд РЕШИЛ: постановление
Решение № 12-2459/17 от 24.07.2017 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)
Судьей нижестоящей инстанции дана критическая оценка свидетельским показаниям Смирновой А.Э. При этом с учетом конкретных обстоятельств дела и требований, предусмотренных ст. 26.11 КоАП РФ, критическая оценка показаний указанного свидетеля судьей вышестоящей инстанции ставится под сомнение. Судьей нижестоящей инстанции не была допрошена в качестве свидетеля Смирнова А.А., хотя в ходе административного расследования она допрашивалась и дала показания, аналогичные показаниям своей дочери. Кроме того, к товарам, перемещенным Габлия Л.В. через таможенную границу, таможенным органом применена система управления рисками исходя из заявления физического лица о перемещенных товарах, их характере, количестве, частоты пересечения физическим лицом и (или) перемещения им товаров через таможенную границу. При этом, как установлено таможенным органом, Габлия Л.В. в качестве индивидуального предпринимателя зарегистрирована не была. Согласно копии заграничного паспорта Габлия Л.В., Турецкую Республику она посетила впервые. Сведения о том, что ранее она неоднократно перемещала товары через таможенную границу, в материалах дела отсутствуют. Согласно заключению таможенной экспертизы, свободная рыночная стоимость изъятых
Решение № 7.1-1091/17 от 24.11.2017 Ростовского областного суда (Ростовская область)
предусмотренного ч.1 ст.16.2 КоАП РФ, и подвергнут наказанию в виде конфискации товара, явившегося предметом административного правонарушения. На постановление судьи Красносулинского районного суда Ростовской области от 23 октября 2017 года в Ростовский областной суд защитником Михальчука Р.А. – Куликом А.В. подана жалоба, в которой ставится вопрос об его отмене, и прекращении производства по делу. Заявитель в обоснование своих требований указал, что Михальчук Р.А. заявлял в устной форме о перемещении запчастей через таможенную границу впервые. Система управления рисками таможенным органом не была применена. В то время как характер и количество ввозимого товара – 2 покрышки и 2 барабана свидетельствуют о том, что Михальчук Р.А. планировал использовать его для личных нужд (прицепа мотоблока). В судебном заседании защитник Михальчука Р.А. – Кулик А.В. доводы жалобы поддержал, просил освободить Михальчука Р.А. от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. Заслушав лицо, участвующее в рассмотрении жалобы, проверив законность и обоснованность постановления, судья областного суда находит его
Апелляционное определение № 33-2362/2022 от 22.02.2022 Нижегородского областного суда (Нижегородская область)
Российской Федерации от 01 марта 2019 года № 33н, основаны на неправильном толковании норм материального права, а потому данные доводы внимания судебной коллегии не заслуживают. В соответствии с п. 4 ст. 310 ТК ЕАЭС, при проведении таможенного контроля таможенные органы исходят из принципа выборочности объектов таможенного контроля, форм таможенного контроля и (или) мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля. При выборе объектов таможенного контроля, форм таможенного контроля и (или) мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля, используется система управления рисками в соответствии с законодательством государств-членов о таможенном регулировании. В соответствии с п. 3 ст. 378 ТК ЕАЭС основными целями использования таможенными органами системы управления рисками являются: 1) обеспечение эффективности таможенного контроля; 2) сосредоточение внимания на областях риска с высоким уровнем и обеспечение эффективного использования ресурсов таможенных органов; 3) создание условий для ускорения и упрощения перемещения через таможенную границу Союза товаров, по которым не выявлена необходимость применения мер по минимизации рисков. В соответствии со