ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Соглашение о передаче полномочий между органами местного самоуправления - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Кассационное определение № 55-КАД21-2 от 23.06.2021 Верховного Суда РФ
Республики Хакасия полномочий по утверждению генеральных планов, правил землепользования и застройки органам местного самоуправления поселений, входящих в состав муниципального образования Бейский район Республики Хакасия. Решением Совета депутатов Куйбышевского сельсовета Бейского района Республики Хакасия от 26 декабря 2017 г. № 95 (далее - решение № 95) от органов местного самоуправления названного муниципального района приняты полномочия по утверждению генеральных планов, правил землепользования и застройки. Соглашением о передаче осуществления части полномочий по решению вопросов местного значения от 28 декабря 2017 г. № 139 (далее - соглашение № 139) органами местного самоуправления муниципального образования Бейский район Республики Хакасия полномочия по утверждению генеральных планов, правил землепользования и застройки поселения переданы Куйбышевскому сельсовету Бейского района Республики Хакасия на срок с 28 декабря 2017 г. по 31 декабря 2019 г. Тексты указанных документов размещены в общедоступном источнике - на сайте муниципального образования Бейский район Республики Хакасия в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Решение № 105 принято Советом депутатов Куйбышевского
Определение № 08АП-10206/19 от 06.04.2020 Верховного Суда РФ
Нижнесортымский» внесены изменения (проведена корректировка проекта), при этом название объекта в корректировке к проекту не изменилось. Согласно разрешению на ввод в эксплуатацию от 05.07.2018 указанный объект введен в эксплуатацию. 03.09.2018 по требованию МКУ «УКС Сургутского района» выдано новое разрешение на ввод объекта в эксплуатацию в связи с технической ошибкой при составлении акта о соответствии параметров от 28.06.2018. Полагая, что администрацией района допущено бездействие, выразившееся, по мнению администрации поселения, в неисполнении условий соглашений о передаче части полномочий органов местного самоуправления муниципального образования сельское поселение Нижнесортымский органам местного самоуправления муниципального образования Сургутский район, последнее обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением. Исследовав и оценив представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений доказательства, суды установили, что соглашениями от 27.02.2012 № 70, от 08.07.2015 № 361, от 28.02.2018 № 127 администрация поселения передала администрации района свои полномочия лишь в части строительства объекта инженерного обеспечения водоотведения, иных полномочий для решения вопросов местного значения по
Определение № 309-КГ14-4529 от 13.11.2014 Верховного Суда РФ
Конституции Российской Федерации, части 4 статьи 15 Закона № 131-ФЗ, поскольку передача полномочий предполагает достижение договоренности между органами местного самоуправления путем заключения соответствующего соглашения и при наличии инициативы уполномоченных лиц. Суды посчитали, что при принятии оспариваемых решений от 19 декабря 2013 года № 35 и от 29 января 2014 года № 2 добровольное волеизъявление уполномоченных лиц на передачу указанных в данных решениях полномочий отсутствовало. Доводы администрации Краснокамского муниципального района Пермского края и земского собрания о неподведомственности спора арбитражному суду были предметом исследования и оценки судов. Суды указали со ссылкой на статью 29, 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ( в редакции Федерального закона от 07.06.2013 №126-ФЗ) и Закона №131-ФЗ, что спор связан с имущественными интересами заявителей, затрагивает бюджетно-финансовые отношения и связан с экономической деятельностью органов местного самоуправления и муниципальных бюджетных учреждений, что свидетельствует об их экономическом характере и подведомственности настоящего спора арбитражному суду. Доводы администрации Краснокамского муниципального района Пермского края
Постановление № А33-2267/17 от 03.10.2017 Третьего арбитражного апелляционного суда
органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности, к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов. Доводы апелляционной жалобы о том, что на правоотношения, возникшие при заключении договора от 01.06.2015 о передаче в пользование муниципального имущества МУП «КЭСС» не распространяются требования Закона о защите конкуренции, т.к. на момент заключения договора право муниципальной собственности на тепломагистраль ТМ-1А не было зарегистрировано, имущество являлось бесхозным, изучен судом апелляционной инстанции и отклоняется ввиду следующего. Правовой статус и полномочия органов местного самоуправления определены Федеральным законом от 06.10.2003 № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Согласно пункту 2 статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ
Постановление № А63-3265/2011 от 03.04.2012 АС Северо-Кавказского округа
Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон о местном самоуправлении)). Поэтому суд не применил соглашение от 11.01.2011 о передаче сельской администрации полномочий по распоряжению земельными участками (абзац 12 статьи 12 Кодекса, часть 1 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Отсутствие у сельской администрации прав по распоряжению земельным участком исключает возможность взыскания с ответчика в пользу истца платы за пользование этим участком (т. 1, л. д. 207). Апелляционный суд признал правильным вывод суда первой инстанции об отсутствии у сельской администрация права на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена (пункт 10 статьи 3 Вводного закона, пункт 3 статьи 19 Закона о местном самоуправлении). Распоряжение такими земельными участками осуществляется только органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов. Возможность передачи этих полномочий органам сельских поселений не предусмотрена законом. Следовательно, у сельской администрации отсутствует право на предъявление иска о взыскании
Постановление № А56-31250/17 от 05.02.2018 АС Северо-Западного округа
о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации. Указанные соглашения должны заключаться на определенный срок, содержать положения, устанавливающие основания и порядок прекращения их действия, в том числе досрочного, порядок определения ежегодного объема межбюджетных трансфертов, необходимых для осуществления передаваемых полномочий, а также предусматривать финансовые санкции за неисполнение соглашений. По смыслу приведенных норм передача полномочий органов местного самоуправления поселения по решению вопросов местного значения осуществляется по соглашению, заключенному органами местного самоуправления поселения и муниципального района. Доказательства заключения такого соглашения между Администрацией и Администрацией района не представлены, в обоснование ходатайства Совет депутатов указал только на принятие им решений о передаче Администрации района осуществления части полномочий по решению вопросов местного значения. В соглашении от 29.12.2016 № 57/1.0-11, представленном Администрацией, полномочия по решению вопросов местного значения в сфере владения, пользования и
Определение № 33-5929 от 18.10.2012 Саратовского областного суда (Саратовская область)
соглашения должны заключаться на определенный срок, содержать положения, устанавливающие основания и порядок прекращения их действия, в том числе досрочного, порядок определения ежегодного объема межбюджетных трансфертов, необходимых для осуществления передаваемых полномочий, а также предусматривать финансовые санкции за неисполнение соглашений. Из указанной нормы Федерального закона следует, что сами полномочия могут передаваться лишь путем заключения соглашений между органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления муниципального района. Для заключения соглашения необходима воля обеих сторон. Соглашение о передаче полномочий между органами местного самоуправления может быть заключено лишь в случае, если обе стороны согласятся с его условиями. Если этого не произойдет, соглашение не будет заключено. Именно в самом соглашении должны содержаться положения, устанавливающие основания и порядок прекращения его действия, в том числе досрочного, порядок определения ежегодного объема межбюджетных трансфертов, необходимых для осуществления передаваемых полномочий, а также финансовые санкции за неисполнение соглашений. Такое соглашение еще не заключено, поэтому не известен перечень полномочий, которые реально будут переданы,
Решение № 2-268/2018 от 21.05.2018 Вилегодского районного суда (Архангельская область)
администрация МО «Вилегодский муниципальный район» своего представителя в судебное заседание не направила при надлежащем извещении, просит рассмотреть дело в их отсутствие. Также представили отзыв на иск, в котором указали, что по состоянию на 04 мая 2018 года жилой <адрес>, расположенный по адресу: <адрес> в реестре муниципального имущества муниципального образования «Вилегодский муниципальный район» не значится. Полномочия по жилищным вопросам в полном объеме осуществляются органами местного самоуправления муниципального образования «Павловское», в соответствии с соглашением о передаче полномочий между органами местного самоуправления муниципального образования «Вилегодский муниципальный район» и органами местного самоуправления муниципального образования «Павловское», в подтверждение чего к заявлению представили данное соглашение от 20 декабря 2017 года. В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса (далее - ГПК РФ) по определению суда, которое внесено в протокол судебного заседания, дело рассмотрено при данной явке. Заслушав представителя ответчика администрации МО «Павловское», исследовав письменные материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Решение № 2-176/2018 от 04.04.2018 Вилегодского районного суда (Архангельская область)
и просят суд их удовлетворить. Ответчик - администрация МО «Вилегодский муниципальный район» своего представителя в судебное заседание не направила при надлежащем извещении, просит рассмотреть дело в их отсутствие. Также представили отзыв на иск, в котором указали, что по состоянию на _____.__г жилой <адрес> в реестре муниципального имущества муниципального образования «Вилегодский муниципальный район» не значится. Полномочия по жилищным вопросам в полном объеме осуществляются органами местного самоуправления муниципального образования «Вилегодское», в соответствии с соглашением о передаче полномочий между органами местного самоуправления муниципального образования «Вилегодский муниципальный район» и органами местного самоуправления муниципального образования «Вилегодское», в подтверждение чего к заявлению представили данное соглашение от _____.__г. Ответчик - администрация МО «Вилегодское», извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направила, представила заявление о рассмотрении дела без их участия и о признании ответчиком исковых требований в полном объеме, указав, что последствия признания иска им известны и понятны. В соответствии со ст.