ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Состав узла учета - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Определение № А41-15945/2017 от 19.04.2018 Верховного Суда РФ
судов первой и апелляционной инстанций, отклонив возражения общества. Доводы заявителя кассационной жалобы о несогласии с произведенным истцом расчетом задолженности применительно к способам исчисления объема потребления спорных ресурсов не могут в данном случае служить основанием к передаче дела для рассмотрения в Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации. При рассмотрении дела ответчик настаивал на исчислении стоимости коммунальных услуг по данным общедомового прибора учета, однако в силу истечения срока поверки оборудования, входящего в состав узла учета , такой расчет обоснованно признан судами неправомерным. Поверку устройств узла учета ответчик в разумный срок после начала осуществления им функций управления многоквартирными домами, не провел, правомерности применения показаний такого узла учета не доказал. Кроме того, общество не представило в суды первой и апелляционной инстанций расчет, произведенный по нормативам потребления коммунальной услуги, и обосновывающие этот расчет документы. Ссылка ответчика на наличие у истца таких документов не подтверждается материалами дела и оспаривалась представителем истца в
Определение № 19АП-4731/19 от 06.04.2020 Верховного Суда РФ
теплоносителя, утвержденной приказом Минстроя России от 17.03.2014 № 99/пр, разъяснениями, изложенными в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств», условиями заключенного обществом (теплоснабжающей организацией) и компаний (потребителем) договора на поставку тепловой энергии в горячей воде. Оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ и установив факт использования потребителем средств измерений, входящих в состав узла учета тепловой энергии, не прошедших поверку, суды пришли к выводу об обоснованности заявленных требований. Представленный истцом расчет стоимости тепловой энергии за спорный период, произведенный с учетом того, что средства измерений имели истекший срок поверки, судами проверен и признан верным. Изложенные в настоящей жалобе доводы не опровергают выводы судов. Несогласие заявителя с выводами судебных инстанций, основанными на оценке доказательств и нормах законодательства, не свидетельствует о неправильном применении ими норм материального и процессуального права, повлиявшем на
Определение № 12АП-7984/19 от 01.04.2020 Верховного Суда РФ
внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, и, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришли к выводу об отсутствии оснований для освобождения ответчика (ресурсоснабжающая организация) от обязанности по вводу в эксплуатацию датчиков температуры, входящих согласно проектной документации в состав узла учета горячего водоснабжения МКД, находящегося в управлении истца (управляющая компания). Довод заявителя о том, что обязательная установка спорных датчиков действующим законодательством не предусмотрена, приведенный вывод суда не опровергает, а ссылка ответчика на проведенное в феврале 2020 года комиссионное обследование этого узла учета не может служить основанием для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке. Настоящие доводы, таким образом, не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального и процессуального права, повлиявшем на исход дела. Руководствуясь
Определение № А33-4778/19 от 08.05.2020 Верховного Суда РФ
коммунальной услуги по отоплению на территории Красноярского края», пришли к выводу об отсутствии у предприятия оснований для расчета платы за коммунальную услугу по отоплению исходя из норматива потребления и необходимости произведения расчета из среднемесячного объема потребления. Судебные инстанции указали, что многоквартирный дом оборудован коллективным прибором учета тепловой энергии, имеющим в своем составе тепловычислитель, теплопреобразователь и два расходомера, которые фиксируют общий объем теплоносителя, отпущенный на нужды отопления и горячего водоснабжения. Доказательств несоответствия входящих в состав узла учета теплосчетчиков требованиям раздела II Правил №1034 в материалы дела не представлено и о наличии таковых не заявлено. При таких обстоятельствах расчет платы за отопление надлежало производить с учетом пункта 42(1) Правил № 354, регламентирующих порядок исчисления общего объема тепловой энергии, отпущенной на нужды отопления в ситуации оборудования многоквартирного дома прибором учета, учитывающим совокупный объем коммунальных ресурсов, отпущенных на нужды отопления и горячего водоснабжения. Доводы, изложенные в кассационной жалобе, повторяют позицию предприятия по спору,
Определение № 13АП-38623/19 от 10.11.2020 Верховного Суда РФ
с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 № 124, Правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 № 1034, Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354. Оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суды установили факт нарушения пломб, установленных на средствах измерений, входящих в состав узла учета (нарушения установленной пломбы на приборе учета подпитывающего трубопровода), в период, предшествующий спорному, признали узел учета вышедшим из строя и пришли к выводу о правомерности применения обществом расчетного способа определения объема поставленной тепловой энергии и наличии оснований для удовлетворения первоначального иска и отказа товариществу в удовлетворении встречных требований. Возражения заявителя о неправомерности использования истцом расчетных способов определения объема поставленного коммунального ресурса мотивированно отклонены судами. Доводов, свидетельствующих о неправильном применении и существенном нарушении судами норм
Постановление № А39-108/2021 от 23.06.2022 АС Волго-Вятского округа
закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении»). В соответствии с абзацем четырнадцатым пункта 3 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 № 1034 (далее – Правила № 1034) под неисправностью средств измерений узла учета понимается состояние средств измерений, при котором узел учета не соответствует требованиям нормативных правовых актов, нормативно-технической и (или) конструкторской (проектной) документации (в том числе в связи с истечением сроков поверки средств измерений, входящих в состав узла учета , нарушением установленных пломб, а также с работой в нештатных ситуациях). В пункте 75 Правил № 1034 указано, что узел учета тепловой энергии считается вышедшим из строя в следующих случаях: а) отсутствие результатов измерений; б) несанкционированное вмешательство в работу узла учета; в) нарушение установленных пломб на средствах измерений и устройствах, входящих в состав узла учета, а также повреждение линий электрических связей; г) механическое повреждение средств измерений и устройств, входящих в состав узла учета;
Постановление № А12-22694/20 от 07.04.2022 АС Поволжского округа
не отождествляются. При этом Правила № 776 в зависимости от обстоятельств, вызвавших отсутствие учета потребленной воды, предусматривают применение различных расчетных методов определения объема потребленной воды. В силу пункта 44 Правил № 776 перед подписанием акта допуска узла учета к эксплуатации (при отсутствии оснований для отказа в допуске узла учета к эксплуатации) представитель организации, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение, осуществляет установку контрольных пломб на приборах учета, фланцах и задвижках на обводных линиях узла учета. Состав узла учета предусмотрен СНиП 2.04.01-85 «Внутренний водопровод и канализация зданий», согласно которым в состав узла учета, используемого в качестве расчетного, входит несколько технических компонентов, в том числе, непосредственно прибор учета, обводная линия (Байпас), задвижки (краны), трубы, присоединительные фланцы. Таким образом, пунктом 44 Правил № 776 предусмотрено, что опломбированию подлежат как сам прибор учета, так и входящие в эго состав элементы. Абонент обязан, в том числе, обеспечивать сохранность знаков поверки и пломб на средствах измерений (приборах
Постановление № А82-19653/20 от 25.07.2022 АС Волго-Вятского округа
теплоснабжения от 07.12.2017, по условиям которого теплоснабжающая организация обязалась поставлять тепловую энергию и теплоноситель на отопление, вентиляцию, горячее водоснабжение до границы балансовой принадлежности тепловых сетей (до точки поставки), а потребитель – оплачивать тепловую энергию и теплоноситель, соблюдать предусмотренный договором режим потребления тепловой энергии, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении тепловых сетей и исправность используемых им приборов и оборудования. В пункте 4.6 договора предусмотрено, что по истечении сроков поверки средств измерений, входящих в состав узла учета , нарушении установленных пломб коммерческий учет тепловой энергии и теплоносителя производится расчетным путем в соответствии с Методикой осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденной приказом Минстроя России от 17.03.2014 № 99/пр. Согласно пунктам 4.1, 4.4 договора расчеты между теплоснабжающей организацией и потребителем за поставленную тепловую энергию и теплоноситель осуществляются по показаниям узла учета, расположенного в тепловом пункте потребителя и соответствующего требованиям Правил № 1034 на основании отчета о теплопотреблении своевременно представленного потребителем. В
Постановление № А15-5949/16 от 13.12.2017 АС Северо-Кавказского округа
потребленного газа с применением приборов автоматической коррекции по температуре и давлению должно проводиться по согласованию поставщика и потребителя газа. В соответствии с пунктом 3.1.8 указанного ГОСТа средства измерения перепада давления газа на фильтрах относятся к дополнительным средствам измерения, не являются обязательными. Датчик перепада давления не влияет на определение фактического объема потребленного газа, а нужен лишь для определения технического состояния счетчика газа. Подписав контракт на поставку газа и приложение к нему, общество не указало состав узла учета ответчика, а также не сделало никаких замечаний по нему, следовательно, считало его исправным. Сторонами согласовано, что поставка газа с мая по октябрь 2016 года не осуществлялась. Обстоятельства, установленные в рамках дела № А15-2277/2015, имеют преюдициальное значение для настоящего спора. Отзыв на жалобу в суд не поступил. Изучив материалы дела и выслушав представителя истца, изложившего возражения на жалобу, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что в удовлетворении жалобы надлежит отказать. Как видно из материалов дела,
Постановление № А03-8640/20 от 22.09.2022 АС Западно-Сибирского округа
обстоятельствам судами оценка не дана, обращает внимание на отсутствие в материалах дела обоснованного расчета истца объема потребленной в спорный период тепловой энергии. Кассатор также заявляет об отсутствии у него обязанности по содержанию спорного узла учета ресурса, ссылается на то, что согласно условиям договора на пользование тепловой энергией в горячей воде от 26.02.2020 № 113 (далее - договор) на учреждение (абонент) возложено бремя содержания ПУ, в том числе осуществления поверки средств измерений, входящих в состав узла учета , судами не учтены обстоятельства несения истцом расходов на содержание узла учета тепловой энергии, не принято во внимание, что модульная газовая котельная принадлежит Российской Федерации и может быть передана в пользование третьих лиц в исключительном порядке, предусмотренном действующим законодательством, в связи с чем считает выводы судов в указанной части ошибочными. В дополнениях к кассационной жалобе ответчик приводит доводы о том, что суды не применили положения статьи 404 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее –
Решение № 12-238/2013 от 17.07.2014 Центрального районного суда г. Омска (Омская область)
административных правонарушениях – совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей. Из постановления о назначении административного наказания следует, что Решением Комиссии Омского УФАС России по делу <данные изъяты> года, установлено доминирующее положение <данные изъяты> с долей более пятидесяти процентов. Действия <данные изъяты>, выразившиеся во включении в состав узла учета тепловой энергии прибора учета горячей воды СКВГ-90-20-40, установленного в здании <данные изъяты>», расположенном по адресу: <данные изъяты> необоснованном отказе в принятии показаний указанного прибора учета при расчетах за потребление горячей воды в связи с окончанием срока допуска в эксплуатацию узла учета, что послужило для <данные изъяты> основанием для прекращения горячего водоснабжения вследствие образовавшейся задолженности <данные изъяты> признаны злоупотреблением хозяйствующим субъектом доминирующим положением и нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №
Решение № 12-83/2016 от 05.10.2016 Коряжемского городского суда (Архангельская область)
в судебном заседании поддержал жалобу по доводам, изложенным в ней. Дополнительно пояснил, что согласно п.3 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 г. №1034 «О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя» неисправностью средств измерений узла учета признается состояние средств измерений, при котором узел учета не соответствует требованиям нормативных правовых актов, нормативно-технической и (или) конструкторской (проектной) документации, в том числе в связи с истечением сроков поверки средств измерений, входящих в состав узла учета , нарушением установленных пломб, а также с работой в нештатных ситуациях. В силу п. 75 указанных Правил, узел учета считается вышедшим их строя в следующих случаях: отсутствие результатов измерений, несанкционированное вмешательство в работу узла учета, нарушение установленных пломб на средствах измерений и устройствах, входящих в состав узла учета, а также повреждение линий электрических связей, механическое повреждение средств измерений и устройств, входящих в состав узла учета, наличие врезок в трубопроводы, непредусмотренных проектом узла учета,
Решение № 2-542/18 от 27.09.2018 Тамбовского районного суда (Амурская область)
Ранее в ООО «Садовский теплосервис-1» ответчиком был предоставлен акт допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому узел учета тепловой энергии состоит из тепловычислителя СПТ 941, расходомера 7 КВ-32, термопреобразователя КТСПР-001. Согласно акту повторного допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя от ДД.ММ.ГГГГ, узел учета тепловой энергии состоит из тепловычислителя СПТ 941,10, расходомера ВСТ-32, термопреобразователя КТСПР. Таким образом, произошла замена основных приборов учета, которые входят в состав узла учета , отвечающих за достоверность отображаемой информации о количестве тепловой энергии, температуры и времени работы приборов, что ответчик по делу скрыла от ресурсоснабжающей организации. Так как узел учета был заменен, он требует введения его в эксплуатацию как вновь образованный, к которому будут применены новые Правила коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя № от ДД.ММ.ГГГГ. Наличие акта от ДД.ММ.ГГГГ и акта от ДД.ММ.ГГГГ о повторном допуске в эксплуатацию узла учета свидетельствует об отсутствии оснований для принятия
Решение № 2-932/18 от 24.12.2018 Татарского районного суда (Новосибирская область)
обеспечение получателей (потребителей) <адрес> услугами по выработке и транспортированию тепловой энергии для нужд отопления и горячего водоснабжения от ДД.ММ.ГГГГ, а также агентский договор № от ДД.ММ.ГГГГ (услуги по сбору и начислению за коммунальные услуги отопление и горячее водоснабжение), которые расторгнуты по соглашению сторон с ДД.ММ.ГГГГ. Указанный жилой многоквартирный дом был оборудован узлом учета тепловой энергии и введен в эксплуатацию с ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается актом допуска в эксплуатацию от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно данному акту в состав узла учета тепловой энергии, установленного по <адрес>, входят: Т – 21 Комплект (теплосчетчик), ВПР-40 (расходомер), ТП-500-ИВК (термопреобразователь). Согласно пункту 58 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1034 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя» узел учета считается пригодным для коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя с даты подписания акта ввода в эксплуатацию. Согласно п. 60 Правил - перед началом отопительного периода после очередной поверки или ремонта осуществляется проверка готовности узла учета к эксплуатации, о