ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Списание муниципального имущества - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Определение № А43-19366/15 от 24.08.2018 Верховного Суда РФ
публичных интересов. Указанных оснований по результатам изучения судебных актов, принятых по делу, и доводов кассационной жалобы заявителя не установлено. Принимая обжалуемые судебные акты, суды, руководствуясь положениями статей 328, 614 Гражданского кодекса Российской Федерации, 198, 200, 201 АПК РФ, распоряжения Комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Нижнего Новгорода от 22.04.2002 № 545, постановления администрации города Нижнего Новгорода от 07.03.2002 № 24 «О совершенствовании учета муниципального имущества», Порядка принятия решений о списании муниципального имущества города Нижнего Новгорода, утвержденного решением Городской Думы города Нижнего Новгорода от 17.02.2016 № 24, исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, установив факт бездействия комитета по списанию и исключению из договора аренды непригодного к дальнейшей эксплуатации и использованию по назначению имущества при наличии соответствующих полномочий, удовлетворили заявленные требования. Доводы жалобы основаны на ошибочном толковании норм законодательства и не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права. Существенных нарушений
Постановление № А55-9774/2016 от 20.02.2018 Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда
области от 23.11.2011 № 90/15 "Об утверждении порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности м.р. Приволжский Самарской области", постановила: МУП м.р. Приволжский Самарской области "Тепло 11" снять с баланса основные средства согласно Приложению № 1, МКУ "КУМИ администрации муниципального района Приволжский Самарской области" исключить из реестра муниципальной собственности муниципального района Приволжский Самарской области основные средства согласно Приложению № 1. В Приложении № 1 к оспариваемому Постановлению №350/01-06 от 12.05.2015, указан Перечень на списание муниципального имущества , переданного на праве хозяйственного ведения муниципальному унитарному предприятию муниципального района Приволжский Самарской области "Приволжское пассажирское автотранспортное предприятие" в количестве 59 объектов имущества, в отношении которого конкурсным управляющим МУП муниципального района Приволжский Самарской области "Тепло 11" заявлены последствия применения оспариваемой сделки. ФНС России обратилась к конкурсному управляющему МУП муниципального района Приволжский Самарской области "Тепло 11" с требованием обратиться в Арбитражный суд Самарской области с заявлением об оспаривании вышеуказанной сделки "должника" по отчуждению 59
Постановление № А51-1877/17 от 10.07.2018 АС Приморского края
самоуправления в рамках их компетенции, установленными актами, определяющими статус этих органов. Согласно пунктам 2.1.1, 2.1.2, 2.1.5, 3.1.1 - 3.1.5, 3.1.10, 3.1.56 Положения об управлении имущественных отношений Администрации Уссурийского городского округа, утвержденного решением Думы Уссурийского городского округа от 03.02.2012 № 521-НПА, Управление имущественных отношений Администрации Уссурийского городского округа осуществляет полномочия собственника муниципального имущества Уссурийского городского округа, осуществляет в установленном порядке учет муниципального имущества, приобретает имущество в собственность Уссурийского городского округа, организует его оценку, осуществляет списание муниципального имущества , а также мероприятия по сохранности, использованию и техническому состоянию объектов муниципальной казны Уссурийского городского округа. Поскольку жилое помещение в спорном МКД находится в муниципальной собственности, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что требуемую сумму задолженности на содержание и текущий ремонт общего имущества МКД следует взыскать с Управления имущественных отношений Администрации Уссурийского городского округа. Спорное помещение является объектом муниципальной собственности и органом местного самоуправления, который в соответствии с положениями статей
Постановление № Ф03-4614/18 от 12.11.2018 АС Приморского края
органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленными актами, определяющими статус этих органов. Согласно пунктам 2.1.1, 2.1.2, 2.1.5, 3.1.1-3.1.5, 3.1.10, 3.1.56 Положения об управлении имущественных отношений Администрации Уссурийского городского округа, утвержденного решением Думы Уссурийского городского округа от 03.02.2012 № 521-НПА, Управление имущественных отношений Администрации Уссурийского городского округа осуществляет полномочия собственника муниципального имущества Уссурийского городского округа, осуществляет в установленном порядке учет муниципального имущества, приобретает имущество в собственность Уссурийского городского округа, организует его оценку, осуществляет списание муниципального имущества , а также мероприятия по сохранности, использованию и техническому состоянию объектов муниципальной казны Уссурийского городского округа. Поскольку жилое помещение в спорном МКД находится в муниципальной собственности, суд пришел к верному выводу о том, что требуемую сумму задолженности на содержание и текущий ремонт общего имущества МКД следует взыскать с Управления имущественных отношений Администрации Уссурийского городского округа. Спорное помещение является объектом муниципальной собственности и органом местного самоуправления, который в соответствии с положениями статей 2, 16,
Постановление № А51-2220/2021 от 16.10.2023 АС Приморского края
актами, определяющими статус этих органов. В соответствии с пунктами 2.1.1, 2.1.2, 2.1.5, 3.1.1 - 3.1.5, 3.1.10, 3.1.56 Решения Думы Уссурийского городского округа от 03.02.2012 № 521-НПА (ред. от 28.02.2023) «О Положении об управлении имущественных отношений администрации Уссурийского городского округа» (далее – Решение Думы УГО № 521-НПА) Управление осуществляет полномочия собственника муниципального имущества Уссурийского городского округа, осуществляет в установленном порядке учет муниципального имущества, приобретает имущество в собственность Уссурийского городского округа, организует его оценку, осуществляет списание муниципального имущества , а также мероприятия по сохранности, использованию и техническому состоянию объектов муниципальной казны Уссурийского городского округа. Согласно пункту 3.3.8 Решение Думы УГО № 521-НПА в целях реализации полномочий в установленной сфере Управление имеет право обращаться с исками и выступать в суде общей юрисдикции и арбитражном суде истцом и ответчиком. При этом в соответствии с пунктом 3.1.6. названного Решения Думы Уссурийского городского округа в целях реализации возложенных на него задач Управление осуществляет полномочия главного
Постановление № А24-815/20 от 10.09.2020 АС Камчатского края
городского округа, установлен Решением Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа Камчатского края от 05.07.2016 № 453-нд (далее – Решение № 453-нд). В соответствии с пунктом 10 статьи 7 Решения № 453-нд от имени и в интересах городского округа полномочия собственника в отношении муниципального имущества, переданного в хозяйственное ведение, оперативное управление, а также имущества, составляющего муниципальную казну городского округа, осуществляет Управление экономического развития и имущественных отношений. В силу части 1 статьи 18 Решения № 453-нд списание муниципального имущества , производится в случае, если: 1) муниципальное имущество непригодно для дальнейшего использования по целевому назначению вследствие полной или частичной утраты потребительских свойств, в том числе физического и морального износа; 2) муниципальное имущество выбыло из владения, пользования и распоряжения вследствие гибели или уничтожения, в том числе помимо воли владельца, а также вследствие невозможности установления его местонахождения. Согласно абзацу 3 пункта 2 части 5 статьи 18 Решения № 453-нд организация проведения экспертизы возлагается на муниципальное
Решение № 21-11/2013 от 23.01.2013 Липецкого областного суда (Липецкая область)
протоколе об административном правонарушении узлы учета тепловой энергии, установленные в обслуживаемых ООО «<данные изъяты>» г. Данкова многоквартирных жилых домах по названному перечню и адресам общим имуществом этих домов. Довод представителя <данные изъяты> ООО «<данные изъяты>» о том, что узлы учета тепловой энергии не входят в состав общего имущества многоквартирных жилых домов и по сути являются безхозными, опровергается доказательствами по делу. Так, распоряжением главы администрации г. Данкова №64-р от 11.05.2011 года утвержден акт на списание муниципального имущества , входящего в состав муниципальной казны были исключены из казны городского поселения г. Данкова общедомовые приборы учета тепловой энергии, согласно перечню, указанному в Приложении №1, часть из которых поименована в протоколе об административном правонарушении как неисправные узлы учета тепловой энергии, установленные на 44 жилых многоквартирных домах. Таким образом, узлы учета тепловой энергии, установленные в многоквартирных жилых домах, и являющиеся общим имуществом таких домов, являющиеся предметом проверки государственной жилищной комиссии на момент проверки фактически
Решение № 7-1783/18ГОРОД от 07.11.2018 Челябинского областного суда (Челябинская область)
и в части, что судом сделаны неверные выводы относительно изъятия котельной и обязания передать ее в ООО «ЛОМАН». Согласно, п. 3.2 вышеуказанного договора № 2 за предприятием закреплено право, в том числе списывать в установленном порядке с разрешения Управления физически изношенное ли морально устаревшее имущество. Как следует из распоряжения Управления имущественных отношений Верхнеуфалейского городского округа от 05 сентября 2016 года за № 912, инициатором списания и утилизации объекта являлся МУП «Энергетик», которому разрешено списание муниципального имущества . 6 Таким образом, МУП «Энергетик», являясь эксплуатирующей организацией опасного производственного объекта, было обязано и могло принять меры к утилизации опасного производственного объекта в соответствии с нормами действующего законодательства. Вместе с тем, из материалов дела следует, что предприятия заключив договор №21/16 на утилизацию имущества от 19 сентября 2016 года не выполнило требования ч. 1 ст. 13 ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», а именно не произвело экспертизу промышленной безопасности документации на ликвидацию
Решение № 2А-84/18 от 19.03.2018 Оловяннинского районного суда (Забайкальский край)
находящегося в муниципальной собственности муниципального района « Оловяннинский район»- действие Положения распространяется на объекты муниципального имущества являющиеся муниципальной собственностью муниципального района « Оловяннинский район», учитываемые в казне муниципального района « Оловяннинский район». Муниципальное имущество, составляющее казну района, списываются с учета основных средств – как пришедшие в негодность вследствие морального или физического износа (п.п.1.3.1 п.1.3 Положения). Объекты муниципального имущества подлежат списанию когда восстановление их невозможно или экономически не целесообразно, износ 100% ( п.1.4 Положения). Списание муниципального имущества района осуществляется на основании распоряжения администрации муниципального района « Оловяннинский район»,выдачей разрешения на списание основного средства, являющегося собственностью муниципального района( п.2.2 Положения). Для определения непригодности основных средств, создается постоянно действующая комиссия, в состав которой входит: руководитель, главный бухгалтер и лица, на которых возложена обязанность на сохранность основных средств, а так же включается председатель МКУ КУМИ, могут быть приглашены независимые эксперты, представители соответствующих организаций и инспекций ( п.2.7 Положения). В компетенцию комиссия входит осмотр
Решение № 2-1250/2016 от 08.11.2016 Алейского городского суда (Алтайский край)
таких лиц к ответственности, установленной законодательством РФ; определение возможности продажи имущества, подлежащего списанию или безвозмездной передаче его со своего баланса на баланс другим муниципальным учреждениям; определение возможности использования отдельных узлов, деталей, материалов выбывающего объекта основных средств и их оценку из текущей рыночной стоимости, но не ниже остаточной стоимости; подготовка проекта распоряжения (приказа) о списании объектов основных средств и перечень муниципального имущества (п.3.1 Положения). Как следует из пункта 4.1 Порядка для получения разрешения на списание муниципального имущества учреждение (предприятие) представляет на рассмотрение в бухгалтерию администрации сельсовета: копию приказа руководителя учреждения об образовании комиссии; заключение комиссии о невозможности дальнейшего использования объектов основных средств по прямому (специальному) назначению; копию приказа руководителя учреждения об утверждении перечня муниципального имущества, подлежащего списанию. При этом, для списания (сноса) недвижимого муниципального имущества дополнительно предоставляют: фотографии объектов недвижимости, планируемых к списанию; заключение о состоянии объекта (акт обследования). При подтверждении комиссией по вопросам распоряжения муниципальным имуществом возможности списания (сноса)
Решение № 2А-2469/2016 от 06.10.2016 Тайшетского городского суда (Иркутская область)
было предложено представить следующие документы, в рамках проведения контрольного мероприятия: - Выписки из реестра муниципального имущества Тайшетского района, переданное в МУП «Бузыкановское» как взнос в уставный фонд, на праве хозяйственного ведения (праве оперативного управления), а также переданное в безвозмездное пользование; - Копии свидетельств о государственной регистрации на переданное недвижимое имущество; Копии договоров на право пользования муниципальным имуществом на праве хозяйственного ведения (праве оперативного управления), а также переданное в безвозмездное пользование; Копии актов на списание муниципального имущества , с приложением документов, являющихся основанием на списание имущества за 2014-2015 годы и текущий период 2016 года. Установлен срок исполнения Запроса до 12.09.2016 г. (9 рабочих дней). В адрес Контрольно-счетной палаты Тайшетского района 12.09.2016 г. был представлен ответ на указанный Запрос «о предоставлении информации» от 31.08.2016 г. № 328-04-01/11 от Муниципального учреждения «ДУМИ» за подписью начальника В.А. Рыбникова о том, что он отказывается представлять документы в адрес КСП Тайшетского района. На день внесения