состояли в правоотношениях по поставке нефтепродуктов, оформленных договорами от 26.09.2013 № 100013/03867Д, от 21.01.2014 № 100014/00342Д, от 18.07.2014 № 100014/07622Д. В соответствии с условиями этих договоров на компанию возложена организация доставки нефтепродуктов железнодорожным транспортом в цистернах до указанных обществом грузополучателей, на общество – ответственность за превышение срока использования цистерн грузополучателями. Договорами согласованы срок использования цистерн (не более 2-х суток), определение срока нахождения цистерн у грузополучателя (период с даты прибытия груза на станцию назначения до даты отправления порожней цистерны на станцию погрузки либо другую указанную компанией станцию, фиксируемых отметками в железнодорожных накладных), источники получения информации о сроке оборотацистерн (записи в железнодорожных накладных, данные главного вычислительного центра либо иной автоматизированной базы ОАО «РЖД» в электронном формате). Компания предъявила обществу претензии об уплате договорного штрафа за превышение срока использования цистерн при отгрузках, имевших место в период с октября 2013 года по май 2015 года, неудовлетворение которых привело к возникновению рассматриваемого спора. Общество
покупка ответчиком нефтепродуктов на условиях, предусмотренных договором. Согласно пункту 3.7.8 договора покупатель обязан за свой счет обеспечить по истечении 48 часов незамедлительную отправку порожних, очищенных внутри и снаружи, опломбированных цистерн, по полным грузовым документам на станцию приписки в адрес грузополучателя. При этом расходы по возврату порожних цистерн у покупателя определяются расчетным путем согласно записям в железнодорожных накладных, за вычетом времени нахождения цистерн вагонов в пути. За простой использованных железнодорожных цистерн сверх установленной нормы срокаоборотацистерн покупатель уплачивает продавцу штраф в размере выставленных продавцу собственником цистерн счетов на оплату штрафных сумм (пункт 5.2.1договора). Контрагентами истца при осуществлении поставок ответчику выступали общество «АНК «Башнефть» на основании договора от 28.12.2011 № БНФ/п8/99/12/НПР/м и общество «Омнитрейд» на основании договора от 24.01.2013 № 24/01-СМК. Общество «Симмэкс», ссылаясь на то, что было вынуждено оплатить контрагентам штраф за сверхнормативный простой вагонов, направило в адрес общества «РУАНТ» претензии на общую сумму 12 861 334 рублей, которые
196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 данного Кодекса. Если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (пункт 1 статьи 200 ГК РФ). Пунктом 2 статьи 200 ГК РФ предусмотрено, что по обязательствам с определенным сроком исполнения течение исковой давности начинается по окончании срока исполнения. В данном случае обязательства покупателя (ответчика) по соблюдению срока оборота вагонов, предусмотренные договором (двое суток с даты прибытия груза на станцию назначения), относятся к обязательствам с определенным сроком исполнения, в связи с чем к спорным правоотношениям подлежит применению пункт 2 статьи 200 ГК РФ и течение срока исковой давности начинается по окончании срока исполнения. Поскольку договором установлено, что срок нахождения (использования) цистерн у покупателя (грузополучателя) определяется
города Москвы от 11.11.2016 по делу № А40-100900/2016, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 06.02.2017 и постановление Арбитражного суда Московского округа от 25.05.2017 по тому же делу, у с т а н о в и л: общество «СГ-Транс» обратилось в суд с иском к публичному акционерному обществу «Акционерная нефтяная компания «Башнефть» (далее – общество «Башнефть») 10 954 440 рублей 60 копеек убытков, вызванных выбытием имущества из хозяйственного оборота и простоем вагонов вследствие нарушения сроковоборота вагонов-цистерн в рамках выполнения договора на оказание услуг по предоставлению железнодорожного подвижного состава для осуществления перевозок грузов от 24.04.2014 № БНФ/у/8/98/14/ЖД. Решением Арбитражного суда города Москвы от 11.11.2016, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 06.02.2017 и постановлением Арбитражного суда Московского округа от 25.05.2017, в удовлетворении иска отказано. В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, заявитель просит отменить указанные судебные акты, принять новый судебный акт об удовлетворении иска. По смыслу
экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов. Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке по доводам ответчика не имеется. Из судебных актов следует, что общество «Газпром газэнергосеть» (поставщик) обратилось в арбитражный суд с требованиями к обществу «Алиус» (покупатель, грузополучатель) о взыскании 375 000 рублей штрафа за нарушение срокаоборота вагонов по договору поставки от 20.12.2012 № 351-12-1267 (далее – договор). Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные сторонами доказательства, руководствуясь статьями 309, 310, 330 Гражданского кодекса Российской Федерации, исходя из доказанности факта несвоевременной отправки ответчиком вагонов-цистерн со станции назначения и отсутствия документально подтвержденных возражений ответчика относительно оспаривания его вины в нарушении срока оборота вагонов, проверив правильность начисления предъявленного к взысканию штрафа, суды пришли к выводу об обоснованности заявленных требований. Доводы заявителя жалобы, касающиеся неприменения в рассматриваемым правоотношениям норм главы 40 Гражданского кодекса Российской Федерации, положений Федерального закона от
по условиям которого поставщик обязался поставлять ответчику в 2008 году метанол технический ГОСТ 2222-95, марка «А» в количестве до 158 500 тонн, а покупатель – оплатить его в оговоренном сторонами порядке. По условиям пункта 3.4 договора отгрузка производится в собственных или арендованных железнодорожных цистернах. По поручению поставщика поставка продукции может осуществляться третьими лицами, являющимися грузоотправителями (экспедиторами), при этом ответственность за действия третьих лиц несет поставщик. Пунктом 3.20 договора предусмотрено, что норма простоя ( срок оборота) цистерн у получателя 24 часа с момента прибытия продукции на железнодорожную станцию назначения до момента отправления порожних цистерн на станцию приписки Копылово. Момент прибытия цистерн с продукцией и момент отправления порожних цистерн подтверждается календарным штемпелем перевозчика на железнодорожной квитанции. При задержке возврата порожних цистерн свыше 24 часов, а также в случае переадресовки цистерн покупателем последний оплачивает поставщику штраф за пользование вагонами в размере 1 298 руб. за каждые сутки простоя сверх согласованного срока за
99 данного Устава устанавливают ответственность грузополучателя перед перевозчиком за задержку вагонов, принадлежащих перевозчику, при этом сроки оборота вагонов, за нарушение которых наступает ответственность, устанавливаются в договорах, заключенных между перевозчиком и грузополучателем. Кроме того, ответчик ссылается на то, что суды первой и апелляционной инстанций не приняли во внимание его контррасчет, выполненный на основании положений Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования; истец произвел расчет убытков, исходя из условий договоров поставки и определяя нормативный срок оборота цистерн у ответчика с момента их прибытия на станцию назначения. Заявитель кассационной жалобы полагает, что в его действиях отсутствуют признаки противоправного поведения, что исключает возможность возложения на него обязанности возместить причиненные убытки. В отзыве на кассационную жалобу общество «ГАЛА-ФОРМ» просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения, указывая на то, что ответчик, использующий в процессе осуществления предпринимательской деятельности железнодорожный транспорт в качестве основного средства получения грузов, осведомлен о правилах железнодорожных
в которой просит решение суда отменить, иск удовлетворить. Заявитель апелляционной жалобы указывает, что отзыв на исковое заявление представлен ответчиком с нарушением сроков, установленных судом первой инстанции. Отмечает, что ответчик не уведомил истца о наличии каких-либо обстоятельств, препятствующих отправке цистерн на станцию приписки. Считает, что по вине ответчика истец понес убытки за сверхнормативный простой цистерны № 50172865 в сумме 4 825 руб., которая взыскана с него ООО «ЕвроТЭК». Полагает, что судом неверно исчислен нормативный срок оборота цистерн . Указывает, что памятка приемосдатчика № 5535 на уборку вагонов и акты общей формы ГУ-23 № 266 от 27.06.2016 и № 268 от 29.06.2016, представленные ответчиком, содержат противоречия. Ответчиком в материалы дела представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором он просит решение суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения. 02.10.2017 от истца в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд представлено дополнение к апелляционной жалобе, в котором он указывает, что представленные ответчиком акты общей формы
простой вагонов на ст. Могоча. Законность и обоснованность решения Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.09.2017 проверены в апелляционном порядке. Из материалов дела следует, что между ООО «Восток» (покупатель) и ООО «Крас-Ойл» (поставщик) заключен договор поставки нефтепродуктов от 01.01.2013 № ПН-01-1/13, в соответствии с которым поставщик по поручению покупателя организует перевозку товара, а покупатель выплачивает поставщику причитающееся ему вознаграждение за организацию перевозки. Пунктом 3.4.2 договора №ПН-01-1/13 от 01.01.2013 было установлено, что срок оборота цистерн поставщика у грузополучателя не должен превышать 24 часов, которые отсчитываются начиная с 00 часов дня, следующего за днем проставления календарного штемпеля о прибытии груза на станцию назначения в транспортной железнодорожной накладной до момента отправления порожних цистерн. В соответствии с пунктом 7.9 договора за нарушение сроков оборота цистерн поставщика, установленного в пунктом 3.4.2 договора и срока возврата цистерн поставщику покупатель уплачивает штраф в размере: на 10 суток и менее - в размере 300 рублей
цистернах от станции назначения до эстакады слива нефтебазы; по приему (сливу) авиатоплива (груз), поступающего на нефтебазу Компании («База снабжения флота») железнодорожным транспортом; по хранению, по выдаче (наливу) груза в водный транспорт. Заказчик обязался доставить исполнителю груз железнодорожным транспортом по согласованному с исполнителем графику и оплатить комплекс услуг в порядке и на условиях, установленных Договором. Пунктами 3.2.1 - 3.2.3 Договора предусмотрено, что срок оборота арендованных цистерн у заказчика на станции назначения составляет трое суток. Срок оборота цистерн может устанавливаться равным технологическому сроку оборота вагонов (цистерн) открытого акционерного общества «Российские железные дороги», определенному в договоре на подачу и уборку вагонов или в договоре на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования, заключенных между исполнителем и заказчиком при условии, что нотариально заверенная копия данного договора будет представлена поставщику до или одновременно с подачей детальной отгрузочной разнарядки на отгрузку продукции в данный пункт назначения. Срок оборота определяется как период с даты прибытия груза на станцию
от третьих лиц. В случае отсутствия у Поставщика данных о времени прибытия цистерн с Товаром цистерны считаются прибывшими в 00.00 часов суток их прибытия на станцию назначения. В случае отсутствия у Поставщика данных о времени отправления (возврата) порожних цистерн цистерны считаются переданными перевозчику в 00.00 часов суток, следующих за датой их отправления к месту приписки. В соответствии с п. 3.10.8. Договора №, время нахождения в/цистерн (грузоотправителя) у Покупателя (грузополучателя) на станции назначения ( срок оборота цистерн , в который входит время разгрузки цистерн, их очистку и оформление возврата цистерн грузоотправителю) не должно превышать 48 (сорока восьми) часов, исчисляемых с 00 час. 00 мин. дня, следующего за днем прибытия вагонов на станцию назначения, указанной в железнодорожной накладной, до даты, указанной в железнодорожной накладной (квитанции) о приеме порожних цистерн к перевозке. Несвоевременная подача груженого вагона на место его разгрузки и/или уборка порожнего вагона не являются основаниями для увеличения указанного суточного нормативного
- № ЗАО «Уфаойл», ООО «Омнитрейд», ОАО «Нефтяная компания «Роснефть», ООО «АвтоцентрГАЗ-Тула», осуществляли путем отгрузки в адрес Ответчика 1 на основании отгрузочных разнарядок Истца. Договорами, заключенными Истцом с ЗАО «Уфаойл», ООО «Омнитрейд», ООО «АвтоцентрЕАЗ-Тула», ОАО «Нефтяная компания «Роснефть» установлен следующий порядок оборота вагонов-цистерн. В соответствии с п.2.12. Договора №. время нахождения у грузополучателя «в/цистерн грузоперевозчика» под выгрузкой либо время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателя (далее по тексту - срокоборота «в/цистерн грузоперевозчика»). устанавливается в размере 24 (двадцать четыре) часа. Срок оборота «в/цистерн грузоперевозчика» исчисляется с момента прибытия «в/цистерн грузоперевозчика» на станцию назначения, указанного в поле «Выгрузка груза жел. дорогой или подачи под выгрузку средствами получателя» железнодорожной накладной. Момент сдачи порожних «в/цистерн грузоперевозчика» железнодорожной дороге для возврата определяется по дате приема груза к перевозке, указанной в поле «Штемпель станции отправления» квитанции о приеме груза. В случае если между Поставщиком и его Контрагентом установлен иной порядок
на основании отгрузочных разнарядок истца. В соответствии с п.2.13 Договора №, в случае поставки Продукции в «в/цистернах грузоперевозчика» Покупатель обязан за свой счет обеспечить своевременный возврат порожних очищенных внутри и снаружи согласно ст.44 Устава ЖДТ РФ «в/цистернах грузоперевозчика» по полным перевозочным документам на станцию приписки, указанную в железнодорожной накладной. Время нахождения у грузополучателя «в/цистерн грузоперевозчика» под выгрузкой либо время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателя (далее по тексту – срокоборота «в/цистерн грузоперевозчика»), устанавливается в размере 24 (двадцать четыре) часа. Срок оборота «в/цистерн грузоперевозчика» исчисляется с момента прибытия «в/цистерн грузоперевозчика» на станцию назначения, указанного в поле «Прибытие на станцию назначения» железнодорожной накладной. Момент сдачи порожних «в/цистерн грузоперевозчика» железной дороге для возврата определяется по дате приема груза к перевозке, указанной в поле «Штемпель станции отправления» квитанции о приеме груза. В случае если между Поставщиком и его контрагентом установлен иной порядок исчисления срока оборота в/цистерн, например: -
отгрузочных разнарядок истца. В соответствии с п. 2.13 Договора №, в случае поставки Продукции в «в/цистернах грузоперевозчика» покупатель обязан за свой счет обеспечить своевременный возврат порожних очищенных внутри и снаружи согласно ст. 44 Устава ЖДТ РФ «в/цистернах грузоперевозчика» по полным перевозочным документам на станцию приписки, указанную в железнодорожной накладной. Время нахождения у грузополучателя «в/цистерн грузоперевозчика» под выгрузкой либо время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателя (далее по тексту – срокоборота «в/цистерн грузоперевозчика»), устанавливается в размере 24 (Двадцать четыре) часа. Срок оборота «в/цистерн грузоперевозчика» исчисляется с момента прибытия «в/цистерн грузоперевозчика» на станцию назначения, указанного в поле «Прибытие на станцию назначения» железнодорожной накладной. Момент сдачи порожних «в/цистерн грузоперевозчика» железной дороге для возврата определяется по дате приема груза к перевозке, указанной в поле «Штемпель станции отправления» квитанции о приеме груза. В случае если между Поставщиком и его Контрагентом установлен иной порядок исчисления срока оборота в/цистерн, например: -
«ТНК-ВР Холдинг», ОАО «Газпром нефть», ОАО АНК «Башнефть», ОАО «Нефтяная Компания «Роснефть» установлен следующий порядок оборота вагонов-цистерн. В соответствии с п. ДД.ММ.ГГГГ.1. Договора №, срок нахождения (использования) цистерн у Покупателя (грузополучателя) на станции назначения не должен превышать 2-х (двух) суток. В соответствии с п. ДД.ММ.ГГГГ.8. Договора №, по своему усмотрению Поставщик вправе вместо выставления штрафных санкций (неустоек) за сверхнормативное использование цистерн поставщика предъявить Покупателю к возмещению расходы, понесенные им в связи с уплатой расходов организациям, с которыми Поставщиком заключены договоры на организацию транспортировки Товара Покупателя. В этом случае Поставщик направляет Покупателю соответствующую претензию с указанием суммы расходов, подлежащих возмещению Покупателем в связи с уплатой их Поставщиком по требованию организаций, с которыми Поставщиком заключены договоры на организацию транспортировки Товара Покупателя и соответствующий счет. Аналогичные условия оборота в/цистерн содержатся в Договорах с № от ДД.ММ.ГГГГ заключенного с ОАО «Газпром нефть», № от ДД.ММ.ГГГГ заключенного с ОАО АНК «Башнефть», № от ДД.ММ.ГГГГ заключенного