ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Стационарный торговый объект - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Определение № 307-КГ15-9748 от 05.08.2015 Верховного Суда РФ
невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов. Между тем таких оснований по результатам изучения состоявшихся по делу судебных актов и доводов жалобы администрации не установлено. Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя требования заявителя, суд апелляционной инстанции, с которым согласился суд округа, исходил из того, что законодатель не отождествляет понятия объекты капитального строительства и недвижимости с понятием стационарный торговый объект , в связи с чем не включил в последнее термины постоянный или срок его эксплуатации. Суды апелляционной и кассационной инстанции пришли к выводу, что здание кафе «Ресторан «Корсар», построенное обществом на земельном участке, предоставленном ему в установленном порядке в аренду с правом возведения на нем временной постройки – закусочной –, является стационарным торговым объектом, поскольку прочно связано фундаментом с земельным участком. В связи с изложенным, а также учитывая, что администрацией, применительно к части
Постановление № 303-АД15-16400 от 24.12.2015 Верховного Суда РФ
находящийся по адресу: <...>, расположен на территории в границах, прилегающих к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад «Березка» по адресу: <...>, где не допускается розничная продажа алкогольной продукции. Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции с учетом фактических обстоятельств дела, в том числе проведенных контрольных измерений, в ходе которых было установлено, что расстояние от входа в муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Березка», расположенного по адресу <...>, до входа в стационарный торговый объект магазина ООО «Мечта» составляет 168,05 метров, пришел к выводу о недоказанности департаментом вины общества во вменяемом ему административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ, что явилось основанием для признания незаконным и отмены постановления о назначении административного наказания. В соответствии с частью 4.1 статьи 30.13 КоАП РФ вступившие в законную силу решения арбитражных судов по делу об административном правонарушении, решения, принятые ими по результатам рассмотрения жалоб, протестов (представлений), пересматриваются Верховным Судом Российской
Определение № 309-КГ14-7396 от 14.01.2015 Верховного Суда РФ
суда Курганской области от 24 апреля 2014 года по делу № А34-38/2014, постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30 июня 2014 года и постановление Арбитражного суда Уральского округа от 23 октября 2014 года, по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 (Курганская область, Кетовский район, с.Колташево, далее – предприниматель) к управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области (г.Курган, далее – управление Росреестра) о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности на стационарный торговый объект , выраженного в сообщении управления Росреестра от 30 декабря 2013 года №16/364/2013-336, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация города Кургана (г.Курган, далее – администрация), установил: решением Арбитражного суда Курганской области от 24 апреля 2014 года, оставленным без изменения постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30 июня 2014 года и постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 23 октября 2014 года, в удовлетворении заявления
Определение № 307-КГ15-5800 от 10.08.2015 Верховного Суда РФ
Суд округа указал, что в силу положений пунктов 3-6 Правил определения границ органы местного самоуправления вправе применять дифференцированный подход при определении границ прилегающих территорий для установления запрета на розничную продажу алкогольной продукции в стационарных торговых объектах и на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания. В названных Правилах определения границ определена дополнительная территория (при наличии обособленной территории), которая рассчитывается от входа для посетителей на обособленную территорию до входа для посетителей в стационарный торговый объект . При этом законодателем не разграничивается: является ли вход действующим и предусматривающим проход посетителей, либо используемым исключительно для технических целей. При рассмотрении настоящего спора судами установлено, что проход на обособленную территорию МОУ СОШ № 10 может осуществляться через несколько входов, в том числе и со стороны бара «Гараж». Спорный вход на территорию школу был открыт по просьбе родителей и используется учениками для прохода в учебные здания, расположенные на обособленной территории МОУ СОШ №
Определение № 09АП-60761/18 от 29.07.2019 Верховного Суда РФ
не были приняты все необходимые и достаточные меры для соблюдения правил размещения нестационарных торговых объектов. Вопреки доводам жалобы размещение нестационарного торгового объекта при стационарном торговом объекте вне схемы размещения в любом случае является торговлей в неустановленном месте. Приведенные в жалобе положения пункта 7 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», согласно которым порядок размещения нестационарных торговых объектов в стационарном торговом объекте устанавливается собственником стационарного торгового объекта , не отменяют необходимость учета вышеприведенных требований законодательства о запрете розничной торговли вне отведенных в установленном порядке мест независимо от права собственности на земельный участок, здание, сооружение. Выводы судов не противоречат правовой позиции, изложенной в Апелляционном определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 25.06.2019 № 10-АПА19-8). Судами проверены процедура и срок давности привлечения к административной ответственности. Доводы жалобы являлись предметом исследования судов и получили исчерпывающую правовую оценку, применительно к
Постановление № А42-2701/14 от 19.02.2015 АС Северо-Западного округа
настоящих Правил (далее – дополнительная территория). Подпунктом «б» пункта 3 Правил определения границ установлено, что «обособленная территория» – это территория, границы которой обозначены ограждением (объектами искусственного происхождения), прилегающая к зданию (строению, сооружению), в котором расположены организации и (или) объекты, указанные в пункте 2 настоящих Правил. Пунктом 5 Правил определения границ предусмотрено, что дополнительная территория определяется: а) при наличии обособленной территории – от входа для посетителей на обособленную территорию до входа для посетителей в стационарный торговый объект ; б) при отсутствии обособленной территории – от входа для посетителей в здание (строение, сооружение), в котором расположены организации и (или) объекты, указанные в пункте 2 настоящих Правил, до входа для посетителей в стационарный торговый объект. Согласно пункту 6 Правил определения границ максимальное значение расстояния от детских, образовательных, медицинских организаций, объектов спорта, оптовых и розничных рынков, вокзалов и аэропортов, от мест массового скопления граждан, определяемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, от мест
Постановление № А82-11864/14 от 18.06.2015 АС Волго-Вятского округа
(при наличии таковой), а также территорию, определяемую с учетом конкретных особенностей местности и застройки, примыкающую к границам обособленной территории либо непосредственно к зданию (строению, сооружению), в котором расположены организации и (или) объекты, указанные в пункте 2 Правил (дополнительная территория) (пункт 4 Правил № 1425). В соответствии с пунктом 5 Правил № 1425 дополнительная территория определяется: а) при наличии обособленной территории – от входа для посетителей на обособленную территорию до входа для посетителей в стационарный торговый объект ; б) при отсутствии обособленной территории – от входа для посетителей в здание (строение, сооружение), в котором расположены организации и (или) объекты, указанные в пункте 2 Правил, до входа для посетителей в стационарный торговый объект. Под стационарным торговым объектом в подпункте «г» пункта 3 Правил № 1425 понимается торговый объект, представляющий собой здание или часть здания, строение или часть строения, прочно связанные фундаментом такого здания, строения с землей и присоединенные к сетям инженерно-технического
Постановление № А58-972/17 от 14.11.2017 АС Восточно-Сибирского округа
и объектам спорта, включает обособленную территорию (при наличии таковой), а также территорию, определяемую с учетом конкретных особенностей местности и застройки, примыкающую к границам обособленной территории либо непосредственно к зданию (строению, сооружению), в котором расположены организации и (или) объекты, указанные в пункте 2 настоящих Правил. Из пункта 5 Правил № 1425 следует, что дополнительная территория определяется: а) при наличии обособленной территории – от входа для посетителей на обособленную территорию до входа для посетителей в стационарный торговый объект ; б) при отсутствии обособленной территории – от входа для посетителей в здание (строение, сооружение), в котором расположены организации и (или) объекты, указанные в пункте 2 настоящих Правил, до входа для посетителей в стационарный торговый объект. При этом согласно пункту 6 Правил № 1425 максимальное значение расстояния от детских организаций и объектов спорта до границ прилегающих территорий, определяемых органом местного самоуправления, не может превышать минимальное значение указанного расстояния в муниципальном образовании более чем
Постановление № Ф09-5155/22 от 01.09.2022 АС Уральского округа
здания, находящегося в собственности арендодателя, предметом которого является здание магазина № 11, 12, назначение: нежилое, 1-этажный, общая площадь 139,2 кв. м, кадастровый номер 02:24:040209:338, расположенное по адресу: Республика Башкортостан, <...>. На основании пункта 4.1 договора, срок действия договора - с 03.09.2019 по 03.10.2020. Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 26.08.2021 ID запроса 49269722708, ответу Управления Росреестра по Республике Башкортостан от 01.09.2021 № 21-17825, у общества отсутствовал в аренде стационарный торговый объект и складское помещение в период с 04.10.2020 по 27.08.2021 по адресу: Республика Башкортостан, <...>. Однако в названный период общество при отсутствии правоустанавливающих документов на вышеназванное помещение, осуществлена розничная продажа алкогольной продукции в количестве 818 единиц, что подтверждается отчетом из Единой государственной автоматизированной информационной системы. В связи с этим судами установлен и материалами дела подтвержден факт розничной продажи алкогольной продукции при отсутствии правоустанавливающих документов на стационарный торговый объект. Названное обстоятельство правомерно расценено судами как
Постановление № 4А-2367М от 30.03.2018 Верховного Суда Республики Татарстан (Республика Татарстан)
торговым объектом в подпункте "г" пункта 3 Правил N 1425 понимается торговый объект, представляющий собой здание или часть здания, строение или часть строения, прочно связанные фундаментом такого здания, строения с землей и присоединенные к сетям инженерно-технического обеспечения, в котором осуществляется розничная продажа алкогольной продукции. В соответствии с пунктом 5 Правил N 1425 дополнительная территория определяется: а) при наличии обособленной территории - от входа для посетителей на обособленную территорию до входа для посетителей в стационарный торговый объект ; б) при отсутствии обособленной территории - от входа для посетителей в здание (строение, сооружение), в котором расположена медицинская организация, до входа для посетителей в стационарный торговый объект. Аналогичные положения регламентируются приложением № 2 к постановлению Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 29.05.2013 N 5024 "О мерах по выполнению нормативных правовых актов Российской Федерации в области государственного регулирования оборота алкогольной продукции" (далее по тексту – Постановление № 5024). Кроме того в соответствии
Решение № 2-129/2022 от 24.02.2022 Рамонского районного суда (Воронежская область)
мотивируя свои требования тем, что прокуратурой Левобережного района г. Липецка на основании информации УМВД России по г. Липецку о нарушениях закона в сфере оборота алкогольной продукции, 26 марта 2021 года проведена проверка исполнения требований законодательства об обороте алкогольной продукции в деятельности ООО «Агроторг» в универсаме «18620 Пятерочка» по адресу: <...>. По результатам проведенной проверки установлено, что свою деятельность ООО «Агроторг» осуществляет, в том числе, в универсаме «18620 Пятерочка» по адресу: <...>, где расположен стационарный торговый объект , находящийся, на основании договора аренды ............. от 29.11.2019 года, заключенного с ООО «<.......>», в аренде у ООО «Агроторг». ООО «Агроторг» арендует нежилое помещение (магазин) площадью 806 кв. метров с кадастровым .............. Ст. 16 Федерального закона от 22.11.1995 года № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» установлены особые требования к розничной продаже и потреблению (распитию) алкогольной продукции. В силу