ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Структура органов местного самоуправления - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Статья 131.
Статья 131 1. Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно. 2. Изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий.
Апелляционное определение № 127-АПА19-1 от 03.04.2019 Верховного Суда РФ
выборов и других форм волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления (часть 3 статьи 88 Конституции Республики Крым). В соответствии со статьей 92 Конституции Республики Крым организация местного самоуправления в Республике Крым, полномочия и порядок деятельности органов местного самоуправления определяются законом Республики Крым в соответствии с федеральным законом. Законом Республики Крым от 21 августа 2014 года № 54-ЗРК «Об основах местного самоуправления в Республике Крым» (далее - Закон Республики Крым № 54-ЗРК) структура органов местного самоуправления определена как и в Федеральном законе № 131-ФЗ (часть 1 статьи 26). Частью 3 статьи 27 Закона Республики Крым № 54-ЗРК установлен перечень полномочий, которые находятся в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования, одним из которых является определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений, выполнение работ, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Приведенные законоположения федерального и регионального уровня
Апелляционное определение № 33-АПА19-4 от 10.04.2019 Верховного Суда РФ
нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, при этом законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам (пункты «в», «к» и «н» части 1 статьи 72, части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации). В соответствии с частью 1 статьи 131 и частью 2 статьи 132 Конституции Российской Федерации местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно. Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. В пункте 2 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» приведен перечень вопросов, решение которых отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за
Решение № АКПИ19-673 от 10.10.2019 Верховного Суда РФ
Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций (часть 2 статьи 1 Федерального закона № 131-ФЗ). Частью 1 статьи 131 Конституции Российской Федерации закреплено, что структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно. В соответствии с частью 1 статьи 34 Федерального закона № 131-ФЗ структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Из Примечания следует, что согласование уменьшения расстояния осуществляется исполнительным органом местного самоуправления, наличие которого в структуре
Апелляционное определение № 4-АПА19-42 от 29.01.2020 Верховного Суда РФ
основании которых были приняты решения Советов депутатов поселений о согласии на изменения, за исключением решения Совета депутатов городского поселения Быково. Выводы суда о законности оспариваемых административными истцами положений соответствуют обстоятельствам дела, подтверждаются доказательствами, проверенными и оцененными судом по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и согласуются с нормами материального права, регулирующими спорное правоотношение. Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно. Изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий (статья 131 Конституции Российской Федерации). В силу предписаний Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», устанавливающих общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы местного самоуправления, гарантии его осуществления, городской округ - городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления
Постановление № А29-2974/20 от 22.12.2020 АС Республики Коми
наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных Учреждением требований. Оспариваемое представление оценивается арбитражным судом на момент его внесения. При оценке вопроса о законности представления помимо полномочий вынесшего это представление органа и оснований для проведения контрольного мероприятия, выяснению подлежит наличие у заявителя обязанности и возможности по проведению требуемых мероприятий. Частью 1 статьи 34 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ) предусмотрено, что структура органов местного самоуправления включает, в том числе контрольно-счетный орган муниципального образования. Согласно статье 38 Закона № 131-ФЗ в целях осуществления внешнего муниципального финансового контроля представительный орган муниципального образования вправе образовать контрольно-счетный орган муниципального образования (часть 1). Порядок организации и деятельности контрольно-счетного органа муниципального образования определяется Федеральным законом от 7 февраля 2011 года № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», Законом № 131-ФЗ, БК РФ, другими федеральными законами
Постановление № А11-18396/05 от 23.11.2006 АС Владимирской области
закона " Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Ст. 23 Устава муниципального образования город Владимир (в редакции решения Владимирского государственного Совета народных депутатов от 23.08.2005 № 294) утверждена структура органов местного самоуправления города Владимира, которую составляют: Совет народных депутатов города Владимира - представительный орган; глава города - высшее должностное лицо; администрация города Владимира – исполнительно- распорядительный орган. Статьей 8 Градостроительного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности отнесены, в частности, обеспечение разработки, рассмотрение градостроительной документации, выдача разрешений на ввод объектов в эксплуатацию, подготовка документов территориального планирования городского округа. В силу п.п. 1.1, 1.2 Положения об управлении архитектуры и строительства администрации города
Постановление № А29-9512/2016 от 26.04.2018 АС Республики Коми
статье 265 БК РФ определены виды государственного (муниципального) финансового контроля. Так, государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения. Внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью соответственно Счетной палаты Российской Федерации, контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (пункт 2 статьи 265 БК РФ). Частью 1 статьи 34 Федерального закона № 131-ФЗ предусмотрено, что структура органов местного самоуправления включает, в том числе, и контрольно-счетный орган муниципального образования. Порядок организации и деятельности контрольно-счетного органа муниципального образования определяется Федеральным законом № 6-ФЗ, Федеральным законом № 131-ФЗ, БК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами. В случаях и порядке, установленных федеральными законами, правовое регулирование организации и деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований осуществляется также законами субъекта Российской Федерации (часть 2 статьи 38 Федерального закона № 131-ФЗ). Согласно
Постановление № А17-10160/2017 от 04.07.2018 АС Ивановской области
распоряжения муниципальным имуществом, не регулируется Законом № 294-ФЗ. Данные выводы заявителем в апелляционной жалобе не опровергнуты; оснований для их переоценки не усматривается. В этой связи соблюдения требований названного Закона при принятии решения о проведении проверки и в ходе самих контрольных мероприятий, проводимых Контрольно-счетной комиссией городского округа Шуя в отношении Отдела ЖКХ, не требовалось. Согласно части 1 статьи 34 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» структура органов местного самоуправления включает, в том числе, и контрольно-счетный орган муниципального образования. Частью 3 статьи 268.1 БК РФ установлено, что порядок осуществления полномочий органами внешнего государственного (муниципального) финансового контроля по внешнему государственному (муниципальному) финансовому контролю определяется соответственно федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Федеральным законом от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» (далее - Закон № 6-ФЗ) закреплено,
Решение № А17-10160/2017 от 16.04.2018 АС Ивановской области
создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности. Частью 1 статьи 34 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) предусмотрено, что структура органов местного самоуправления включает, в том числе, и контрольно-счетный орган муниципального образования. Согласно Федеральному закону от 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" (далее - Закон N 6-ФЗ) контрольно-счетный орган муниципального образования является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля (часть 2 статьи 3), который организует и осуществляет контроль за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств местного бюджета, а также средств, получаемых местным бюджетом из
Кассационное определение № 33-1824 от 10.05.2011 Тверского областного суда (Тверская область)
Устава не приведены в соответствии с последней редакцией п. 8 ст. 44 Федерального закона № 131-ФЗ. Ст. 35.2 новой редакции Устава напрямую вмешивается в полномочия главы администрации Нелидовского района, что не допустимо. В п. 1 ст. 40 новой редакции Устава не предусмотрены правовые акты главы местной администрации, хотя в законе записано, что глава местной администрации издает постановления и распоряжения. Нарушен п. 8 ст. 44 Федерального закона №131-ФЗ, поскольку в новой редакции Устава изменена структура органов местного самоуправления - введена должность главы администрации Нелидовского района со своими полномочиями, организован новый орган - аппарат Собрания депутатов. Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Тверской области принесены возражения на кассационную жалобу Ульянова В.Б. и кассационное представление, в которых выражается несогласие с доводами представления и жалобы. Собранием депутатов Нелидовского района Тверской области принесены возражения на кассационное представление прокурора и кассационную жалобу, в которых указывается, что они не подлежат удовлетворению, так как не содержат предусмотренных ст.
Решение № 3А-26/20 от 24.07.2020 Верховного Суда Республики Саха (Якутия) (Республика Саха (Якутия))
- глава поселка - высшее должностное лицо городского поселения. Истец, со ссылкой на абзац 3 части 2 статьи 34 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления и Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 131-ФЗ), указывает, что в поселении, являющемся административным центром муниципального района, местная администрация не образуется, глава поселения входит в состав представительного органа поселения и исполняет полномочия его председателя. В связи с этим считает, что структура органов местного самоуправления поселения должна состоять из представительного органа поселения и только, так как глава поселения входит в состав представительного органа поселения и исполняет полномочия его председателя. Считает, что включение в структуру органов местного самоуправления городского поселения главы поселка, как отдельного высшего должностного лица городского поселения, исключает возможность его выбора поселковым Советом депутатов из своего состава. В связи с указанным полагает, что приведенное положение Устава муниципального образования вступает в противоречие с приведенной выше нормой федерального законодательства.