ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Структура платы за жилое помещение - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Определение № 18АП-17195/19 от 30.10.2020 Верховного Суда РФ
№ 290, пунктами 9, 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности» и исходили изх того, что плата за обращение с твердыми коммунальными отходами, услуги по техническому содержанию и обслуживанию лифтов входит в структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Структура платы за жилое помещение , установленная частью 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, не предусматривает возможность разделения ее на самостоятельные составляющие, то есть плата за обращение с твердыми коммунальными отходами, услуги по техническому содержанию, обслуживанию лифтов не может быть выделена отдельно. Работы, выполняемые в целях надлежащего содержания и ремонта лифтов, являются составной частью деятельности по содержанию общего имущества в доме. Суды установили, что из акта проверки следует, что управляющая компания определяла плату за работы (услуги)
Решение № АКПИ19-18 от 10.04.2019 Верховного Суда РФ
несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно- техническое и другое оборудование; земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства. Пункт 2 Правил закрепляет понятия, используемые в целях Правил. Определение размера платы за содержание и ремонт жилого помещения включает плату за работы и услуги по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, что соответствует предусмотренной Жилищным кодексом Российской Федерации структуре платы за жилое помещение и коммунальные услуги (часть 1 статьи 154). Плата устанавливается из расчета 1 кв. метра общей площади жилого или нежилого помещения, позволяет учитывать общее имущество в многоквартирном доме, принадлежащее на праве общей долевой собственности, что соответствует действующему гражданскому и жилищному законодательству. Так, Гражданский кодекс Российской Федерации в статье 249 предусматривает обязанность участника долевой собственности участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и
Определение № 15АП-24102/19 от 31.08.2020 Верховного Суда РФ
В ходе проверки установлено, что в нарушение требований части 7 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – Жилищный кодекс) размер платы за содержание и ремонт жилья в МКД, применяемый с февраля 2019 года, не утвержден решением общего собрания собственников помещений дома и не соответствует утвержденному органом местного самоуправления для данного типа домов; в нарушение статьи 154, части 7 статьи 156 Жилищного кодекса без решения общего собрания собственников помещений указанного МКД в структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги включена услуга «Техническая диагностика ВДГО» в феврале 2019 года. Составлен акт, обществу выдано оспариваемое предписание об устранении выявленных нарушений по всем собственникам помещений МКД. Не согласившись с предписанием, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением. Отказывая в удовлетворении заявления, суды руководствовались статьями 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса, статьями 153,154, 156, 157, 161, 162 Жилищного кодекса, Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и
Определение № А40-190628/15 от 20.09.2017 Верховного Суда РФ
отопление, на погашение задолженности за потребленную воду. Ответчику предписано в срок до 15.09.2016 произвести перерасчет платы за отопление за период с 2012 года по 2015 год. Несогласие с указанным ненормативным актом послужило основанием для обращения кооператива в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу. Разрешая спор и признавая оспариваемое предписание законным, суд апелляционной инстанции руководствовался положениями пункта 16 статьи 12, статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации и исходил из того, что установление структуры платы за жилое помещение и коммунальные услуги, порядка расчета и внесения такой платы относится к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений, а принятие решений по вопросам установления порядка начисления, корректировки, перерасчета платы за коммунальные услуги к компетенции общего собрания собственников не отнесены. Суд округа поддержал выводы апелляционного суда. Оснований не согласиться с выводами судебных инстанций не имеется. Доводов, подтверждающих существенные нарушения норм материального и процессуального права, которые могли повлиять на исход дела
Определение № 15АП-24100/19 от 31.08.2020 Верховного Суда РФ
03.04.2013 № 290, учитывали разъяснения, изложенные в пункте 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности», и исходили из того, что общество на основании договора от 16.07.2015 является управляющей компанией спорного МКД; общество без решения общего собрания собственников помещений МКД в структуру платы за жилое помещение включило статью «Техническая диагностика ВДГО»; применяемый в расчете размера платы по статье «Техобслуживание» тариф не утвержден собственниками помещений в МКД; доказательств принятия общим собранием собственников помещений МКД решений об утверждении соответствующих расходов и тарифов, а также утверждения общим собранием собственников МКД в договоре управления условий о возможности изменения размеров соответствующих платежей в одностороннем порядке, обществом не представлено. Оценив условие договора управления с учетом требований статьи 431 Гражданского кодекса Российской Федерации, суды инстанции
Постановление № А03-18690/14 от 06.10.2015 АС Западно-Сибирского округа
жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги управляющей организации вносят наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией. До заселения жилых помещений муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица. Статьей 154 ЖК РФ установлена структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги. В соответствии с пунктом 1 названной нормы плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя: плату за пользование жилым помещением (плата за наем); плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества
Постановление № А26-5174/14 от 15.07.2015 АС Северо-Западного округа
Администрации отсутствует. Однако суд, установив, что Администрация указанными услугами не пользовалась, а из расчета Товарищества невозможно выделить плату за услуги холодного и горячего водоснабжения, водоотведения и за вывоз ТБО, связанные с содержанием общего имущества многоквартирного дома и оказанные после 21.12.2012, удовлетворил иск в части взыскания платы за содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома, коммунальные услуги отопления и за услуги уборщицы, отказав в остальной части иска. Согласно статье 154 ЖК РФ структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, плату за коммунальные услуги. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, отопление (теплоснабжение). По смыслу части 1 статьи 153, части 4 статьи 154,
Постановление № А19-1398/2017 от 03.05.2018 АС Восточно-Сибирского округа
подлежат отмене в силу следующего. Согласно положениям статей 210, 249 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также частям 1, 2 статьи 39, части 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за его содержание и ремонт. Структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги, в соответствии с положениями статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения (в том числе, за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме), плату за коммунальные услуги (за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление). Правилами № 491 (раздел I) определен состав общего имущества многоквартирного дома, включающий объекты, предназначенные для
Постановление № 17АП-12922/18-ГК от 26.09.2018 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
нежилыми помещениями, подключенными после ОДПУ: в МКД по ул. Орджоникидзе, 23, площадью 185,7 кв.м., принадлежащих ИП Федоровой Е.В., и используемых арендаторами ООО «Каравай», ИП Григорьевой Т.Ю., ООО «Легион-Т», ИП Собкиной. Сумма исключения 2287 руб. 12 коп. Апеллянт полагает, что суд поставил в преимущественное положение истца выводом об отсутствии разногласий по нежилым помещениям при рассмотрении иска по делу № А71-18842/2017 (спорный период май-июль 2017 года), чем нарушил также принцип непосредственности исследования доказательств. Поскольку структура платы за жилое помещение была изменена с 01.01.2017, а соответствующие ресурсы, необходимые для целей содержания общего имущества, перестали быть составляющей платы за коммунальные услуги. До 01.01.2017 оплата жителями МКД ОДН за ГВС осуществлялась непосредственно в РСО. Арбитражный суд Удмуртской Республики необоснованно взыскал с ответчика объемы за период с 17.12.2016 по 31.12.2016. Сумма, подлежащая исключению, по данному пункту разногласий составила 35942 руб. 91 коп. В отзыве на апелляционную жалобу истец просит оставить решение суда без изменения, а
Постановление № 13АП-16889/19 от 24.07.2019 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда
частью 7 статьи 156 ЖК РФ размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45-48 ЖК РФ. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем 1 год. Структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме установлена частью 2 статьи 154 ЖК РФ и включает в себя, помимо прочего, плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме. Согласно части 1 статьи 156 ЖК РФ плата за содержание и
Решение № 2-756/17 от 29.12.2017 Сибайского городского суда (Республика Башкортостан)
объемом потребления «1» и тарифом в 40 руб., а также услуга «уборка МОП» с единицей измерения «шт», объемом потребления «1», тарифом «68 руб.», отнесенных управляющей организацией к «дополнительным услугам». Внесение данных услуг в платежный документ для оплаты собственником жилого помещения считает необоснованным и незаконным. Истец Дубровская Л. М. просит признать незаконным действия ООО «ИРКЦ» по указанию в платежных документах (квитанциях) наименования коммунальных услуг, не отвечающим положению ч.2, ч.4 ст.154 ЖК РФ « Структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги» и ч.4 раздела II «Условия предоставления коммунальных услуг» Постановления Правительства РФ №354 от 06.05.2011 года, по включению в платежные документы срок: дополнительные услуги, домофон, уборка МОП, пени; признать расчеты размера платы за коммунальные услуги, предоставленные потребителю за расчетный период, не основанными на положениях Правил предоставления услуг и приложения №2 к названным Правилам, содержащим формулы расчета; обязать ООО «ИРКЦ» произвести перерасчет по оплате жилищно-коммунальных услуг, перерасчет задолженности по оплате жилищно-коммунальных
Решение № 2-1324/2021 от 24.02.2021 Прикубанского районного суда г. Краснодара (Краснодарский край)
был совершен переход на прямые догов собственников индивидуальных жилых домов/дуплексов с региональным оператором по обращению с ТКО, услугу по сбору и вывозу ТКО жителям поселка оказывало Товарищество на основании соответствующих Договоров с АО «Мусороуборочная компания». Согласно ст. 153 ЖК РФ граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные ресурсы возникает с момента обретения права собственности на жилое помещение. Структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги определена ст. 154 ЖК РФ. В силу правил ст. 7 и п. 4 ст. 136 ЖК РФ о применении норм жилищного законодательства по аналогии, нормы ч. 2 ст. 154 ЖК РФ, определяющие структуру платы за жилое помещение для собственников помещений в многоквартирных домах, применяются для собственников жилых домов/жилых помещений, расположенных на территории коттеджных поселков, с учетом особенностей, связанных с формированием имущественного комплекса коттеджного поселка. Таким образом, плата за жилое
Апелляционное определение № 33-5337/2016 от 11.05.2016 Алтайского краевого суда (Алтайский край)
несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры. По общему правилу, установленному ст. 210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Жилищный кодекс РФ в части 3 статьи 30 также обязывает собственника жилого помещения нести бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме. Структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме установлена частью 2 статьи 154 Жилищного кодекса РФ и предусматривает, в частности, плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Суд первой инстанции при разрешении данного дела правомерно исходил из того, что непосредственное предоставление коммунальных услуг потребителям – гражданам с взиманием с
Апелляционное определение № 33-5339/2018 от 14.03.2018 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)
единицей измерения «шт», объемом потребления «1», тарифом «68 руб.», отнесенных управляющей организацией к «дополнительным услугам». Внесение данных услуг в платежный документ для оплаты собственником жилого помещения считает необоснованным и незаконным. Ссылаясь на данные обстоятельства, с учетом уточненных исковых требований, истица просила признать незаконным действия ООО «ИРКЦ» по указанию в платежных документах (квитанциях) наименования коммунальных услуг и перечень данных, подлежащих в них указанию, не отвечающими положению ч.2, 4 ст. 154 ЖК РФ « Структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги» и ч.4 раздела II «Условия предоставления коммунальных услуг», п.69 Постановления Правительства РФ №354 от 06.05.2011 года, за период с 01.05.2015 года по 11.2017 года; признать незаконным действия ООО «ИРКЦ» по включению требований об уплате пени в определенном размере в платежный документ об уплате коммунальных услуг отдельной строкой наряду с основным долгом по коммунальным услугам за период с 01.05.2015 года по 11.2017 года; обязать ООО «ИРКЦ» привести в соответствии с