ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Свиной навоз 4 класс опасности - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Определение № 17АП-3125/2021 от 17.11.2021 Верховного Суда РФ
действующим законодательством обязанностей. Вместе с тем, в представленном обществом проекте отсутствуют сведения о предлагаемом ежегодном использовании и (или) обезвреживании отхода «навоз свиной свежий» (код 1 12 510 01 33 3), его предполагаемого ежегодного использования и (или) обезвреживания отхода, сведения о номере и дате выдачи лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности. Свежий свиной навоз, являясь, в том числе, сырьем для органического удобрения, не перестает быть отходом, поскольку входит в Федеральный классификационный каталог отходов и является отходом III класса опасности . Ссылка общества на письма Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 05.05.2016 № 04-12-27/9376 и Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 11.08.2016 № ВА-14-27/8782 подлежит отклонению, поскольку данные письма не отменяют и не изменяют указанные требования Закона об отходах производства и потребления и Закона об охране окружающей среды. Доводы общества были предметом рассмотрения судов, получили надлежащую правовую оценку, не
Постановление № 18АП-4931/16 от 04.05.2016 Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда
и проведении административного расследования по статье 8.2 КоАП РФ. В ходе административного расследования установлено, что между ФГБНУ «Башкирский НИИ сельского хозяйства» и ООО «Максимовский свинокомплекс» заключен договор №3-ю от 12.01.2015 на внедрение научно-исследовательских рекомендаций. Предметом данного договора является обязанность ООО «Максимовский свинокомплекс» вывозить на предоставленные земли органические удобрения, перегнившей навозной массы, также соблюдать все экологические нормы и проиродоохранные мероприятия. Управлением Росприроднадзора по РБ установлено, что ООО «Максимовский свинокомплекс» допустило сброс отходов « свиной навоз» 4 класса опасности непосредственно на почву, нарушив экологические требования природоохранного законодательства при обращении с отходами производства и потребления, загрязняя окружающую среду. 18.11.2015 Управлением Росприроднадзора по РБ вынесено постановление №04-04/150-О/ТР о назначении административного наказания по ст.8.2 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 50 000 руб. В результате данного нарушения ООО «Максимовский свинокомплекс» нанесен вред почве в результате сброса отходов «Свиной навоз» 4 класса опасности непосредственно на почву. Полагая, что на обществе лежит обязанность по
Постановление № 17АП-7013/2022-АК от 18.07.2022 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
и лимитов на их размещения - согласно пункту 5 Предписания, в срок до 18.01.2022, ООО «Свинокомплекс «Полевской» необходимо выполнить требования об обязательности проведения государственной экологической экспертизы на проекты технической документации на новые технику, технологию, а именно Технологический регламент Использования подготовленного навоза свиного в качестве органического удобрения Р- СКП-29-001-2021 от 21.04.2021 № 01/32. - согласно пункту 6 Предписания, в срок до 18.01.2022 000 «Свинокомплекс «Полевской» необходимо принять меры к получению лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, в связи с тем, что заявитель осуществляет деятельность по транспортированию отхода «Навоз свиней свежий» код ФККО - 1 12 510 01 33 3, III класса опасности . Исполнимость предписания является важным требованием к данному виду ненормативного акта и одним из элементов законности предписания, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает ответственность.
Постановление № А70-4109/2021 от 17.02.2022 АС Западно-Сибирского округа
и утилизации отходов животноводства III-IV классов опасности в отсутствие лицензии на данные виды деятельности. Не согласившись с тремя пунктами предписания, ЗАО «Племзавод-Юбилейный» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании их недействительными. Признавая недействительным пункт 16 предписания от 17.12.2020 № 13АОВ, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что переработка обществом свиного навоза в удобрение и использование его для собственных нужд не подлежит лицензированию. Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в признании недействительным пункта 16 оспариваемого предписания, апелляционный суд исходил из того, что ЗАО «Племзавод-Юбилейный» осуществляет деятельность по обработке и утилизации отходов III-IV класса опасности с нарушением требований и условий, предусмотренных лицензией от 21.10.2016 серия № (72)-1900-СТ. Между тем судом апелляционной инстанции не учтено следующее. В силу статьи 9 Закона № 89-ФЗ, пункта 30 части 1 статьи 12 Закона № 99-ФЗ деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности подлежит лицензированию. Перечень работ,
Постановление № А07-3287/16 от 26.12.2017 АС Уральского округа
результатам исследований установлено, что отход «свиной навоз» из резервуара первичного накопления навоза и отход «свиной навоз» из резервуара для хранения конечной продукции относятся к 4-му классу опасности; - по результатам количественного химического анализа почвы установлена концентрация сульфат-ионов (990 мг/кг) на земельном участке 150 метров южнее старошакшинской дороги превышает в 13,2 раза концентрацию на условно-фоновом земельном участке (75,0 мг/кг), а концентрация хлорид-ионов превышена в 7,12 раз (680 мг/кг); - факт сброса отходов « свиной навоз» 4-го класса опасности непосредственно на почву земельного участка в 5,6 км юго-восточнее территории общества, переданный ФГБНУ «Башкирский НИИ сельского хозяйства», установлен вступившим в законную силу решением Калининского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 19.05.2016. Суд кассационной инстанции полагает, что апелляционным судом в ходе пересмотра спора по существу не учтено следующее. В силу положений ст.ст. 1, 77 Федерального закона №7-ФЗ основанием для привлечения лица к имущественной ответственности является причинение им вреда, выражающееся в негативном изменении
Решение № 21-791/2016 от 13.07.2016 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)
экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. Из материалов дела следует, что ООО «...» не обеспечил соблюдение требований природоохранного законодательства, а именно: допустило сброс отходов « Свиной навоз» 4 класса опасности непосредственно на почву, нарушив экологические требования природоохранного законодательства при обращении с отходами производства и потребления, загрязняя окружающую среду (ст.11 Федерального закона от 24.06.1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления, ч.2 ст.51 Федерального закона от 10.01.2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»). В силу ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых
Решение № 7-108/20 от 27.04.2020 Томского областного суда (Томская область)
11, жидкая фракция сепарации свиного навоза при самосплавной системе навозоудаления отобрана из лагуны; твердая фракция сепарации свиного навоза при самосплавной системе навозоудаления отобрана с цеха разделения стоков и с площадки накопления отходов (навозохранилище). Согласна протоколам биотестирования отходов от 16.09.2019 № Б259, Б260, Б261, Б262, установлено: стоки навозные при самосплавной системе навозоудаления свиней (код ФККО 1 12552 12323) - соответствует 3 классу опасности; жидкая фракция сепарации свиного навоза при самосплавной системе навозоудаления (код ФККО 1 12 551 11 32 4) - соответствует 4 классу опасности ; твердая фракция сепарации свиного навоза при самосплавной системе навозоудаления (код ФККО 1 12 551 12 39 4) с цеха разделения стоков и с площадки накопления отходов (навозохранилище) соответствует 4 классу опасности. На основании этих доказательств должностное лицо Росприроднадзора пришло к выводу о том, что в процессе деятельности свинокомплекса АО «Аграрная Группа» образуются отходы: стоки навозные при самосплавной системе навозоудаления свиней (код ФККО 1 12552
Решение № 7-1191/2016 от 12.10.2016 Ленинградского областного суда (Ленинградская область)
квартале 2015 года в отчете в области обращения с отходами ООО «<данные изъяты>» отсутствуют. ООО «<данные изъяты>» в 1 и 2 кварталах 2015 года произвело захоронение на эксплуатируемых объектах ООО «<данные изъяты>» навоза свиной перепревший (код по ФККО 1 12 510 02 29 4) в объеме 807,6 тонн. Сведения об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении таких видах отходов, как навоз свиной свежий (код по ФККО 1 12510 01 33 3- 3 класс опасности), навоз свиной перепревший (код по ФККО 1 12 510 02 29 4 - 4 класс опасности ), в форме федерального статистического наблюдения № 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления» ООО «<данные изъяты>» за 2015 год отсутствуют. ООО «<данные изъяты>» направило Отчет об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов за 2015 год, предоставляемый субъектами малого и среднего предпринимательства, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы на