к землям лесного фонда. Во владении колхозов, совхозов могли находиться леса, ранее переданные колхозам в бессрочное пользование, а также леса, закрепленные за совхозами. В соответствии со статьями 36, 130 Лесного кодекса Российской Федерации от 29 января 1997г. № 22-ФЗ леса, находившиеся во владении сельскохозяйственных организаций, входят в границы лесного фонда и предоставляются сельскохозяйственным организациям на праве безвозмездного пользования. Леса, находившиеся во владении АО «Василево» лесоустроены (квартала с 1 по 5), в том числе проведена таксация лесов , определены их количественные и качественные характеристики в соответствии с материалами лесоустройства и землеустройства. Согласно материалам регистрационного дела лесной участок с кадастровым номером <...> (предыдущий условный номер 01/027/2008-392), расположенный по адресу: <...> (Кашинское лесничество, Кашинское участковое лесничество, леса, ранее находившиеся во владении АО «Василево») предназначен для ведения лесного хозяйства и принадлежит на праве собственности Российской Федерации, свидетельство о государственной регистрации права от 29 июля 2008г. Таким образом, оспариваемыми распоряжениями земли лесного фонда, принадлежащие Российской
древесины лесных насаждений, подлежащих заготовке, при этом древесина характеризуется как "деловая" и "дрова", понятие "ликвидная" в договоре не содержится; объем и качество древесины до совершения сделки между истцом и ответчиком были проверены органом государственного лесного контроля и надзора - Орехово-Зуевским филиалом ГАУ Московской области "Мособллес"; заключение инженера ФБУ "Российский центр защиты леса" от 03.09.2018 в силу статьей 64, 67, 68 АПК РФ апелляционный суд признал ненадлежащим доказательством, поскольку заключение не соответствует требованиям, предъявляемым к таксации лесов (приказ Минприроды России от 29.03.2018 № 122 "Об утверждении Лесоустроительной инструкции", глава 5), спорные договоры заключены 18.05.2018, таксация проводилась 28 - 30 августа 2018, обследование проведено в соответствии с Правилами заготовки древесины, утвержденными приказом Рослесхоза от 01.08.2011 № 337, который утратил силу 10.01.2017. При изложенных обстоятельствах суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьей 75 Лесного кодекса Российской Федерации, пунктами 3 и 4 статьи 1, пунктом 1, подпунктами 1, 2, 4 пункта 2 статьи 451, пунктом 1
и экологии Республики Карелия (г.Петрозаводск, далее – Министерство) на определение Арбитражного суда Республики Карелия от 27.01.2016 по делу № А26-9507/2014, постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2016 и постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 20.09.2016 по тому же делу по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Приоритет» (далее – общество) о взыскании судебных расходов, установил: общество обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Министерству о признании незаконным отказа во введении в действие материалов таксации лесов , выполненных способом актуализации на лесном участке, переданном заявителю в аренду по договору от 07.12.2007, направленных в Министерство письмом от 24.10.2014 № 151 п. Решением суда первой инстанции от 13.04.2015, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2015 и постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 24.11.2015, заявленные требования удовлетворены. Общество обратилось в суд первой инстанции с заявлением о взыскании с Министерства 71 595 руб. судебных расходов на оплату услуг представителя. Общество в
незаконным отрицательного заключения государственной экспертизы, утвержденного приказом Департамента лесного хозяйства Нижегородской области (далее – Департамент) от 12.11.2018 № 1828 в части требования о включении в «Проект освоения лесов на лесном участке, предоставленном в аренду для заготовки древесины ООО «Узола» в Красно- Усадском участковом лесничестве Семеновского районного лесничества Департамента лесного хозяйства Нижегородской области» (далее – Проект освоения лесов) порядка применения объемов использования лесов, приведенного в таблице 6.1.4 к договору аренды лесного участка, и по данным таксациилесов . Арбитражный суд Нижегородской области решением от 29.05.2019, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 11.09.2019 и постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 23.12.2019, отказал в удовлетворении требования Общества. В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Общество, ссылаясь на нарушение судами трех инстанций норм материального и процессуального права, просит отменить указанные судебные акты и направить дело на новое рассмотрение Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской
воля сторон была направлена на перезаключение договора о передаче участков лесного фонда в безвозмездное пользование от 20.01.1999 № 21. Кроме того, Общество указывает, что за период с 19.08.2013 по 30.04.2020 Министерство ежегодно направляло в его адрес расчеты арендной платы, заявитель ежемесячно своевременно перечислял арендную плату ответчику, задолженность по арендной плате отсутствует. За указанный период сторонами в рамках исполнения договора от 19.08.2013 № 731 заключено дополнительное соглашение от 09.06.2015, утверждены и введены в действие материалы таксациилесов , подготовлен проект освоения лесов, утверждено положительное заключение государственной экспертизы на проект освоения лесов, Министерство принимало от заявителя лесные декларации, Обществом выполнялись мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов. Таким образом, действия Министерства давали основания заявителю полагаться на действительность сделки. Приведенные в жалобе доводы о существенном нарушении судами норм права, которые повлияли на исход настоящего дела, заслуживают внимания, в связи с чем жалобу с делом следует передать для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии
или расторгнут по решению суда в порядке, установленном гражданским законодательством, а также в случаях, указанных в разделе VI настоящего договора. В соответствии с пунктом 22.1 дополнительного соглашения от 12.06.2015 № 1 к договору аренды лесного участка настоящий договор, заключенный по результатам аукциона, может быть изменен по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка. Арендатором лесных участков с филиалом ФГБУ «Рослесинфорг» «Востсиблеспроект» заключен договор на проведение лесоустроительных работ ( таксация лесов и проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов) на арендованных лесных участках. Филиалом ФГУП «Рослесинфорг «Востсиблеспроект» подготовлена справка о количественных и качественных характеристиках лесов по итогам таксации лесов 2017 года части лесного фонда Михайловского и Мало-Кемчугского участковых лесничеств Емельяновского лесничества Красноярского края в границах лесного участка, переданного в аренду для заготовки древесины ООО «Лес» (договор аренды от 19.11.2008 № 230-з), из которой следует, что количественные и качественные характеристики лесного участка изменились, что существенным
(узловых и поворотных) точек и в настоящее время не могут быть в нее преобразованы без проведения кадастровых работ. В силу части 1 статьи 68 Лесного кодекса Российской Федерации лесоустройство включает в себя следующие мероприятия: проектирование лесничеств; проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; закрепление на местности местоположения границ лесничеств, участковых лесничеств и земель, на которых расположены эксплуатационные леса, защитные леса, резервные леса, а также особо защитные участки лесов; таксация лесов ; проектирование мероприятий по сохранению лесов. При проектировании лесничеств осуществляются: определение площади и местоположения границ лесничеств; проектирование участковых лесничеств (в случае принятия уполномоченным органом решения об их создании), определение площади и местоположения их границ; определение местоположения границ лесных кварталов, подготовка проекта квартальной сети; подготовка графического описания местоположения границ лесничеств, участковых лесничеств, лесных кварталов, включающего в себя перечень координат характерных точек их границ. Определение местоположения границ участковых лесничеств, лесных кварталов осуществляется с учетом нормативов площади
этом последнее вправе обратиться за защитой своих прав в суд. Не согласившись с таким отказом и воспользовавшись правом на судебную защиту, Общество обратилось в арбитражный суд. Суд первой инстанции заявленные требования удовлетворил. Суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что решение суда первой инстанции подлежит изменению в части определенного судом способа восстановления нарушенных прав заявителя. Суд кассационной инстанции, изучив доводы жалобы, проверив правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам. Таксация лесов является составной частью лесоустройства, правила проведения которого устанавливаются лесоустроительной инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (статьи 67, 68 Лесного кодекса Российской Федерации; далее - ЛК РФ). В соответствии с частью 2 статьи 67 ЛК РФ приказом Федерального агентства лесного хозяйства (далее - Рослесхоз) от 12.12.2011 № 516 была утверждена Лесоустроительная инструкция (далее - Лесоустроительная инструкция 2011 года), которая действовала в период проведения рассматриваемых лесоустроительных работ. Согласно пункту 5 Лесоустроительной инструкции 2011 года таксация
участков выполнение работ по таксации лесов, проектированию мероприятий по сохранению лесов не предусмотрено утвержденным планом проведения лесоустройства, указанным в статье 67.2 настоящего Кодекса, выполнение таких работ осуществляется лицами, указанными в частях 2 и 9 настоящей статьи, и обеспечивается за счет заинтересованного лица в сроки, установленные лесоустроительной инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. В соответствии с пунктом 5 Лесоустроительной инструкции, утвержденной Приказом Минприроды России от 29.03.2018 № 122 (действующей на момент проведения спорного лесоустройства), таксация лесов , проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов обеспечиваются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса и статьей 10 Федерального закона от 4 декабря 2006 г. № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации». Таксация лесов, проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов могут обеспечиваться гражданами и юридическими лицами, использующими леса, в отношении лесных участков, предоставленных им в аренду,
решение в установленный ч. 3 ст. 78 Лесного кодекса Российской Федерации срок. Не согласившись с вынесенным судебным актом, Министерство обжаловало решение суда первой инстанции в апелляционном порядке, в жалобе просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований предпринимателя ФИО1 В обоснование апелляционной жалобы ее заявитель указывает, что судом необоснованно отклонены доводы Министерства о невозможности организации аукциона по предоставлению лесных участков в целях использования лесов для заготовки древесины, поскольку таксация лесов проведена более десяти лет назад. Отмечает, что положения части 10 статьи 29 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и статьи 14 и 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 02.07.2021 № 304-ФЗ) применяются к договорам аренды лесных участков, которые будут заключены после 01.01.2022; согласно статье 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и
части 1 статьи 68 ЛК Российской Федерации лесоустройство включает в себя: 1) проектирование лесничеств; 2) проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; 3) закрепление на местности местоположения границ лесничеств, участковых лесничеств, лесных участков и земель, на которых расположены эксплуатационные леса, защитные леса, резервные леса, особо защитные участки лесов; 4) таксацию лесов; 5) проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов. В силу части 1 статьи 69.1 ЛК Российской Федерации таксация лесов проводится для выявления, учета и оценки количественных и качественных характеристик лесных ресурсов. При таксации лесов, проводимой в границах лесных участков и лесничеств, осуществляются установление границ лесотаксационных выделов, определение преобладающих и сопутствующих древесных пород, диаметра, высоты и объема древесины, лесорастительных условий, состояния естественного возобновления древесных пород и подлеска, а также других характеристик лесных ресурсов (часть вторая). Иными словами, таксация лесов проводится в целях их учета, установления пространственного размещения, выявления лесосырьевых ресурсов, определение товарной структуры древостоев
самоуправления законов в сфере лесопользования, в деятельности администрации города Донецка Ростовской области установлены нарушения федерального законодательства. Установлено, что на территории муниципального образования «Город Донецк» располагаются городские леса, которые не входят в лесной фонд. Площадь городских лесов г. Донецка составляет 10,4 тыс.кв.м. Леса состоят из 16 кварталов. Земельные участки, занятые городскими лесами поставлены на кадастровый учет, право собственности на них за муниципальным образованием «Город Донецк» зарегистрировано в 2010 году. В ходе проверки установлено, что последняя таксация лесов проведена в 2006 году, организация использования, охраны защиты, воспроизводства городских лесов г. Донецка Ростовской области осуществляется на основании неактуальной таксации, лесохозяйственный регламент городских лесов не разработан, административный регламент по предоставлению лесных участков в пользование, купле-продаже лесных насаждений отсутствует В силу п. 25 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится, в том