им. А.Титова. 19.06.2013 между обществом и ООО «Башнефть-Полюс» заключено Дополнительное соглашение № 1 к Соглашению о приемке, учете, накоплении и отгрузке (перевалке) нефти от 27.12.2011, которым стороны определили, что вознаграждение за перевалку нефти, осуществляемую в период с начала 2013 г. по 31.12.2017 включительно рассчитывается на основании тарифа, равного 38 долл. США за одну тонну нефти брутто. До окончания ноября 2017 г. стороны обязались провести переговоры для целей согласования тарифа на последующие годы перевалки. Соглашение о приемке, учете, накоплении и отгрузке (перевалке) нефти от 27.12.2011 не было реализовано сторонами. Между ООО «Варандейский терминал» и компанией «ЛИТАСКО СА» (Швейцария) заключен договор от 27.02.2014 № ВТ-15/2014 на оказание услуг по перевалке нефти на танкеры в порту Варандей, в соответствии с которым определен тариф на услугу в размере 38 долл. США за тонну нефти. Вознаграждение за перевалку нефти с использованием системы Варандейского нефтеотгрузочного терминала в размере 38 долл. США учтено в цене товара по
части 9 статьи 2.10 КоАП РФ, в случае совершения административного правонарушения единоличным исполнительным органом юридического лица, имеющим статус юридического лица, административное наказание назначается ему в пределах санкции, предусмотренной для юридических лиц. Как установлено судами и следует из материалов дела, с 25.06.2013 и по дату вынесения решения антимонопольного органа (27.03.2019) полномочия единоличного исполнительного органа ООО «Варандейский терминал» переданы обществу. ООО «Башнефть-Полюс» обращалось в общество - управляющую компанию ООО «Варандейский терминал» с предложением о снижении тарифа на перевалку нефти до экономически обоснованного уровня, однако в ответ общество отказалось снизить ее стоимость. Таким образом, суды установили, что общество как единоличный исполнительный орган ООО «Варандейский терминал» имело возможность не допустить совершение правонарушения, приведшего к нарушению прав и законных интересов ООО «Башненфть-Плюс», однако не приняло никаких мер. Как обоснованно заключили суды, вина общества в совершении указанного административного правонарушения является установленной и подтверждается материалами дела об административном правонарушении. Суды установили, что расчет административного штрафа за совершение
ее транспортировка по собственному трубопроводу, связывающему месторождения с морским портом Варандей, с последующей перевалкой на нефтеналивные танкеры. Единственным оператором в порту Варандей, оказывающим услуги перевалки нефти, является ответчик. С марта 2014 года реализация добываемой истцом нефти осуществлялась в адрес ООО «ЛУКОЙЛ-Резервнефтепродукт» (до конца 2015 года) и ЛИТАСКО СА. По условиям контрактов цена нефти определялась на основании формулы, согласно которой все логистические затраты, связанные с доставкой нефти до конечного потребителя, в том числе и тариф на перевалкунефти в порту Варандей, вычитались из «базовой» цены нефти, определенной на основании мировых котировок на нефть, тем самым уменьшая конечную цену нефти, оплачиваемую истцу покупателями нефти. Таким образом, именно БНП являлся конечным потребителем услуги по перевалке нефти и оплачивал на протяжении длительного периода времени услуги по цене, установленной ВНОТ в размере 38 долларов США за тонну нефти. Решением ФАС России от 27.03.2019 по делу № 1-10-101/00-03-18 (далее – Решение ФАС) ответчик признан нарушившим пункт
нефти на танкеры оказывается покупателю - ЛИТАСКО СА по тарифу в размере 38,02 доллара США за тонну нефти. Фактическая оплата услуги по перевалке производится ООО «Башнефть-полюс», поскольку стоимость перевалки учитывается в формуле цены реализации нефти ЛИТАСКО СА. ООО «Башнефть-Полюс» является конечным потребителем услуги по перевалке нефти и оплачивает установленный ООО «Варандейский терминал» тариф. По мнению ООО «Башнефть-Полюс» и ПАО АНК «Башнефть», действия ООО «Варандейский терминал» по установлению и поддержанию, начиная с 2015 года, тарифа на перевалкунефти в порту Варандей в размере 38,02 долларов США за тонну нефти свидетельствуют о злоупотреблении доминирующем положением заявителя на рынке. Указанное обращение ООО «Башнефть-Полюс» и ПАО АНК «Башнефть» в ФАС России послужило основанием для возбуждения дела № 1-10-101/00-03-18 в отношении ООО «Варандейский терминал» по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции). По результатам рассмотрения дела
связывающему месторождения с морским портом Варандей, с последующей перевалкой на нефтеналивные танкеры. Единственным оператором в порту Варандей, оказывающим услуги перевалки нефти, является ООО «Варандейский терминал». С марта 2014 года реализация добываемой истцом нефти осуществлялась в адрес общества с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-Резервнефтепродукт» (до конца 2015 года) и ЛИТАСКО СА. По условиям контрактов цена нефти определялась на основании формулы, согласно которой все логистические затраты, связанные с доставкой нефти до конечного потребителя, в том числе и тариф на перевалкунефти в порту Варандей, вычитались из «базовой» цены нефти, определенной на основании мировых котировок на нефть, тем самым уменьшая конечную цену нефти, уплачиваемую истцу покупателями нефти. ООО «Башнефть-Полюс» являлось конечным потребителем услуги по перевалке нефти и оплачивало на протяжении длительного периода времени услуги по цене, установленной ООО «Варандейский терминал» в размере 38 долларов США за тонну нефти. Решением ФАС России от 27.03.2019 по делу № 1-10-101/00-03-18 (далее - Решение ФАС) ООО «Варандейский терминал» признано
ООО «Восточно-сибирские магистральные нефтепроводы» в целях определения достоверности экономической обоснованности расходов, учтенных при регулировании тарифов на услуги по транспортировке нефти, экономической обоснованности фактического расходования средств, при осуществлении услуг по транспортировке нефти, а также правильности применения регулируемых тарифов в 2009-2011 гг.» с учетом п. 1 ст. 13 Федерального закона Российской Федерации от 17.08.1995г. №147-ФЗ «О естественных монополиях», в целях исполнения функций, возложенных на ФСТ России, появилась необходимость в запросе информации у ЗАО «Транснефть-Сервис». В связи с этим, письмом от 25 октября 2011г. №4-4383 (направлено 26 октября 2011г. в ЗАО «Транснефть-Сервис»), у Общества запрошены в трехдневный срок с момента получения запроса следующие документы: реестр договоров на оказание услуг ЗАО «Транснефть-Сервис» по перевалке (сливу, наливу) нефти по договору от 30 декабря 2008г. №НН-М/О1/2009/ТРС, заключенным с ООО «Востокнефтенровод», в разделе наименование контрагентов, стоимости услуг за 1 тонну нефти, фактических объемов оказанных услуг по перевалке нефти по каждому контрагенту по месяцам, дополнительно следовало оказать
местностях. Во исполнение вышеуказанных нормативных правовых актов РЭК Сахалинской области осуществлено государственное регулирование субъекта естественной монополии – ПАО «Холмский морской торговый порт» путем принятия оспариваемого Приказа №38. Согласно постановлению Правительства Сахалинской области от 17 мая 2013 года №244 «Об утверждении Положения о региональной энергетической комиссии Сахалинской области» региональная энергетическая комиссия Сахалинской области является органом исполнительной власти Сахалинской области, осуществляющим функции в сфере государственного регулирования тарифов (пункт 1.1), в том числе устанавливает тарифы на перевалку грузов (за исключением нефти и нефтепродуктов, поступающих в порты по нефтепроводам и нефтепродуктопроводам) в морских портах, в отношении которых в установленном порядке выявлено отсутствие конкуренции на рынке услуг, связанных с предоставлением причалов, погрузкой, выгрузкой, хранением грузов, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, включенных в перечень таких морских портов, утвержденный Федеральной антимонопольной службой по согласованию с Министерством транспорта Российской Федерации (подпункт 3.6.10 Положения). Согласно подпункту 3.7.1 указанного Положения в области регулирования деятельности
транспорта (пункт 9 статьи 4 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации). Постановлением администрации Сахалинской области от 19 июня 2007 года № 115-па «О мерах по упорядочению государственного регулирования тарифов и надбавок и признании утратившими силу некоторых актов Губернатора Сахалинской области и администрации Сахалинской области» предусмотрено осуществлять в Сахалинской области государственное регулирование тарифов и надбавок на перевалку грузов (за исключением нефти и нефтепродуктов, поступающих в порты по нефтепроводам и нефтепродуктопроводам) в морских портах, в отношении которых в установленном порядке выявлено отсутствие конкуренции на рынке услуг, связанных с предоставлением причалов, погрузкой, выгрузкой, хранением грузов, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, включенных в перечень таких морских портов, утвержденный Федеральной антимонопольной службой по согласованию с Министерством транспорта Российской Федерации (пункт 1.5). Приказом Федеральной антимонопольной службы от 13 июля 2020 года
инициативе ФСТ России. По результатам рассмотрения предложения и документов орган регулирования принимает решение об установлении (изменении) тарифов, оформляемое в порядке, установленном для соответствующего органа регулирования (пункт 36 Порядка №135-т/1). Согласно Положению о региональной энергетической комиссии Сахалинской области, утвержденному постановлением Правительства Сахалинской области от 17 мая 2013 года №244, региональная энергетическая комиссия Сахалинской области является органом исполнительной власти Сахалинской области, осуществляющим функции в сфере государственного регулирования тарифов (пункт 1.1); среди прочего устанавливает тарифы на перевалку грузов (за исключением нефти и нефтепродуктов, поступающих в порты по нефтепроводам и нефтепродуктопроводам) в морских портах, в отношении которых в установленном порядке выявлено отсутствие конкуренции на рынке услуг, связанных с предоставлением причалов, погрузкой, выгрузкой, хранением грузов, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, включенных в перечень таких морских портов, утвержденный Федеральной антимонопольной службой по согласованию с Министерством транспорта Российской Федерации (подпункт 3.6.10); в области регулирования деятельности естественных монополий осуществляет государственное регулирование в