ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Торфяное болото - гражданское законодательство и судебные прецеденты

"Методические указания по организации и проведению наблюдений за осадкой фундаментов и деформациями зданий и сооружений строящихся и эксплуатируемых тепловых электростанций. СО 153-34.21.322-2003" (утв. Приказом Минэнерго России от 30.06.2003 N 283)
конструкций, могут применяться свайные реперы. Форма, сечение и глубина забивки свай определяются специальным расчетом. Выбор типа и места установки исходных реперов производится на основании материалов инженерных изысканий. 2.2.3 Число реперов должно быть не менее трех. Реперы размещаются: - в стороне от проездов, подземных коммуникаций, складских и других территорий, где возможно разрушение или изменение положения репера; - вне зоны распространения давления от здания или сооружения; - вне пределов влияния осадочных явлений, оползневых склонов, нестабилизированных насыпей, торфяных болот , подземных выработок, карстовых образований и других неблагоприятных инженерно-геологических и гидрогеологических условий; - на расстоянии от здания (сооружения) не менее тройной толщины слоя просадочного грунта; - на расстоянии, исключающем влияние вибрации от транспортных средств, машин, механизмов; - в местах, где в течение всего периода наблюдений возможен беспрепятственный и удобный подход к реперам для установки геодезических инструментов. Конкретное расположение и конструкция реперов определяются при разработке проекта. 2.2.4 Исходные реперы закладываются не позднее чем за 2
"Методика тушения ландшафтных пожаров" (утв. МЧС России 14.09.2015 N 2-4-87-32-ЛБ)
а частично носят характер низовых. Рядом специфических особенностей отличаются крупные пожары в горных лесах. Обычно они возникают с конца июня и действуют до выпадения дождей. Весной и осенью они развиваются в травяных типах сосново-березовых и лиственничных лесов, а летом в период длительных засух - во всех остальных типах леса. В широких ложбинах интенсивность горения высокая, а на склонах и вершинах ложбин низовые пожары переходят в верховые. 1.1.2. Торфяные пожары Торфяные пожары представляют собой возгорание торфяного болота , осушенного или естественного. Торф - продукт неполного разложения растительной массы в условиях избыточной влажности и недостаточной аэрации. Он обладает самой высокой из всех твердых топлив влагоемкостью. Основными тепловыми характеристиками торфа являются его теплотворная способность, а также коэффициент теплопроводности. Основными горючими материалами у торфов являются углерод (52 - 56% от общей массы) и водород (5 - 6% от общей массы), кроме того, в составе торфа имеется от 30 до 40% атомов кислорода, связанного в
"Справочник по тарификации механизированных и ручных работ в сельском, водном и лесном хозяйстве" (утв. Постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 03.11.1986 N 462/26-62) (ред. от 12.06.1989)
отвода поверхностных вод тракторным плугом 4 5 5 244 Прокладка магистральных осушительных и оросительных каналов, рытье картовых канав экскаваторами и канавокопателями - 5 6 245 Срезка кустарника и мелколесья кусторезами и бульдозерами - 5 6 246 Вспашка поверхностного слоя торфяников 4 5 6 247 Дискование пластов после вспашки торфяников и рыхление верхнего слоя 3 4 5 248 Заготовка, штабелевание и складирование торфяной крошки торфоуборочными машинами и бульдозерами 4 5 5 Луга и пастбища 249 Сгребание наносного мусора на заливных лугах и пастбищах 3 3 - 250 Вспашка осушенных болот , чистых и расчищенных лугов кустарниково-болотными плугами - 5 6 251 Засыпка воронок, траншей, котлованов бульдозерами; шлейфование, фрезерование, дискование тяжелыми боронами 4 5 6 252 Корчевка на лугах и пастбищах кустарников, пней со стягиванием их на обочины и в валы 4 5 6 253 Удаление землянистых и осоковых кочек 4 4 5 254 Планировка специальными планировщиками 5 5 6 Раздел VIII.
Решение № А71-15952/17 от 21.12.2017 АС Удмуртской Республики
среды. Задачи и особенности режима особой охраны конкретного государственного природного заказника регионального значения определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принявшими решение о создании этого государственного природного заказника. Как следует из материалов дела, на территории Якшур-Бодьинского лесничества в кварталах: 110, 115-119, 125-127, 133, 134 Мукшинского участкового лесничества создан Чекеровский охотничий комплексный заказник. Согласно, лесохозяйственному регламенту Якшур-Бодьинского лесничества, на территории лесничества существует памятник природы республиканского и местного значения, выделенный как особо защитный участок леса: - Торфяное болото «Лесное», расположенный в кварталах 114, 115, 121, 121 Мукшинского участкового лесничества (постановление Правительства УР от 18.12.1995 № 377 «О схеме особо охраняемых природных территорий Удмуртской Республики»). Торфяное болото «Лесное» входит в состав Чекеровского заказника. В постановлении Правительства УР от 18.12.1995 № 377 «О схеме особо охраняемых природных территорий Удмуртской Республики» указано, что целью создания Чекеровского заказника являются сохранение, воспроизводство объектов животного мира и среды их обитания, поддержание целостности естественных сообществ. Торфяное болото «Лесное» является
Постановление № 13АП-1228/2022 от 28.02.2022 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда
решение незаконным, принятым с нарушением норм процессуального права; ссылается на отсутствие оснований для применения коэффициента 0,1 который применяется для лесных участков, занятых болотами, для разработки месторождений торфа. В судебном заседании Комитет поддержал доводы апелляционной жалобы, а Общество просило в ее удовлетворении отказать. Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке. Как следует из материалов дела и установлено судом, Общество является торфодобывающим предприятием, основным видом деятельности которого является добыча торфа на месторождении «Заозерское» (промышленное торфяное болото ), расположенном в Ломоносовском районе Ленинградской области и поставленном на государственный баланс запасов полезных ископаемых. 12.09.2006 Обществом в установленном законом порядке получена лицензия (ЛОД 02503 ТЭ) на разработку вышеуказанного месторождения торфа сроком действия до 01.12.2026, после чего Обществом (арендатором) и Комитетом (арендодателем) 24.12.2010 заключен договор аренды участка лесного фонда № 96/Т-2010-12, предметом которого является предоставление (в рамках имеющейся лицензии) части земельного участка лесного фонда (из категории нелесных земель) площадью 169.9 га, на котором расположено
Постановление № А60-61024/20 от 09.02.2022 АС Уральского округа
водного объекта с иными поверхностными водными объектами, определение границ министерством не производится. Береговая линия (граница водного объекта) для болота определяется по границе залежи торфа на нулевой глубине (подпункт 4 пункта 4 статьи 5 Водного кодекса РФ), при этом нормы Водного кодекса РФ относительно статуса болота не касаются многочисленных обезвоженных торфяников либо увлажненных территорий, которые по своим природным показателям (включая толщу торфа) не являются болотами. Согласно заключению Уралнедра, отчетом Свердловской областной Инспекции по качеству торфа, торфяное болото «Крутихинское», присутствующее в справочниках советских времен, утратило правовой режим водного объекта, поскольку выработано. Обоснование наличия остатков торфа письмом ФБУ ТФГИ по УО от 19.05.2021 неправомерно, поскольку в данном письме речь идет об остатках по состоянию на 01.01.1975. С учетом изложенного, включение в государственный водный реестр торфяного болота на основании отчета ФГБУ «Уральское УГМС» без надлежащего гидрогеологического обследования признано судами ненадлежащим доказательством наличия болота с запасами торфа на земельном участке с кадастровым номером 66:35:0201001:116. Суды
Решение № А71-6009/2021 от 18.05.2022 АС Удмуртской Республики
учтенного в Государственном лесном реестре. Отсутствие установленных границ лесного участка не свидетельствует о невозможности установления наложения участков. Учитывая анализ графических данных, заключение филиала ФГБУ «Рослесинфорг» «Поволжский леспроект» от 6 апреля 2021 года и информацию, полученную в результате непосредственного осмотра спорного земельного участка, судом установлено, что земельный участок с кадастровым номером 18:24:010001:576 расположен на территории кварталов 130 и 131 Кекоранского участкового лесничества Якшур-Бодьинского лесничества, Государственного охотничьего заказника «Потерянный ключ» и особо охраняемой природной территории « Торфяное болото «Прыченское». Включение лесных участков в границы земель бывшего колхоза «им. Чкалова», согласно плану земель колхоза «им. Чкалова», было вызвано существованием ранее на территории Кекоранского лесничества мехлесхоза. Между тем, доказательств изъятия переданных мехлесхозу для осуществления хозяйственной деятельности лесных участков и перевода их в иную категорию земель не имеется. В связи с чем, суд пришел к выводу о том, что при проведении кадастровых работ по формированию спорного земельного участка кадастровый инженер исходил из формального учета формируемого
Постановление № 16-2756/2021 от 25.06.2021 Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
Урайский территориальный отдел- лесничество Кондинский район ХМАО-Югра- г. Урай Кондинский район ХМАО-Югра. 16 июля 2020 года в 10 часов 20 минут в ходе проведенного мероприятия государственным инспектором Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в области охраны окружающей среды обнаружено нахождение в открытом виде нефти и нефтепродуктов на участке лесного фонда в квартале №249 выделы №16,18,57 Урайского урочища Урайского участкового лесничества Урайского территориального отдела лесничества Кондинского района Ханты-Мансийского автономного округа-Югры. Местность, на которой обнаружены нефть, нефтепродукты, представляет собой торфяное болото прямоугольной формы с произрастанием травяной растительности, лесные насаждения на участке отсутствуют. На момент проведения мероприятия по контролю (патрулированию) в лесах в районе участка какие-либо работы не проводились, люди, техника отсутствовали (акт о проведении мероприятия по контролю (патрулированию в лесах) от 17 июля 2020 года). Лесной участок в квартале №249 выдел 16 Урайского урочища Урайского участкового лесничества Урайского территориального лесничества Кондинского района Ханты-Мансийского автономного округа-Югры с кадастровым номером <данные изъяты> предоставлен в аренду ООО «ЛУКОЙЛ
Постановление № от 16.05.2011 Печорского городского суда (Республика Коми)
звуковая система оповещения о пожаре. Одновременно с этим, должностное лицо согласилось с тем, что требование об обеспечении городского поселения мотопомпами предъявлено необоснованно. В судебном заседании представители организации ответчика Паневин, Ракитин, действующие на основании доверенностей, факт нарушений признали не полностью, пояснив, что задачи пожарной безопасности в городском поселении решаются по мере и в пределах финансирования, указали на то, что наличие мотопомп и системы оповещения о пожаре должны обеспечиваться в сельских поселениях, дачных и садоводческих поселках; торфяное болото отсечено от территории города **********, а в целом территория города ограничена дорогами, трубо- и автомагистралями, линиями электропередач, рекой и болотами, а лестные участки избыточно увлажнены, что существенно снижает вероятность перехода лесного пожара на город; закон не предъявляет требований по обеспечению территории городского поселения первичными средствами пожаротушения и пожарным инвентарем, кроме того выполнение подобного требования может повлечь ухудшение криминогенной обстановки; пожарные гидранты согласно муниципального контракта обслуживаются и содержаться МУК «****»; выполнение иных требований пожарной безопасности
Апелляционное определение № 2-515/2021 от 15.10.2021 Верховного Суда Республики Мордовия (Республика Мордовия)
были выполнены работы на общую сумму 256 459 руб. 66 коп., с описанием вариантов маршрутов прохождения линейных объектов по территории района строительства, строительства воздушной линии электропередачи, кабельной линии электропередачи, строительства КТП 40/10/0,38 кВ. В соответствии с вариантами прохождения трасс по указанному линейному объекту, предусмотренными проектной и рабочей документацией, проектируемые трассы ВЛЗ-10кВ и КВЛ-10кВ попадают на земли лесного фонда и на особо охраняемую природную территорию регионального значения – памятники природы – «Участок соснового леса», « Торфяное болото без названия №1», «Озеро Инерка». При этом при осуществлении работ по строительству линейного объекта предусмотрено проведение рубок деревьев и кустарника, создание просек под линейные объекты, что влечет за собой нарушение сохранности вышеуказанных памятников природы и утрат их научной, культурной и особо природоохранной ценности. Таким образом, несмотря на все принятые истцом меры для исполнения заключенного между сторонами договора, выбрать трассу прохождения ВЛ и КЛ без пересечения земель под природными объектами, признанными памятниками природы на территории
Определение № 2-515/2021 от 16.02.2022 Первого кассационного суда общей юрисдикции
по которому были выполнены работы на общую сумму 256 459,66 руб., с описанием вариантов маршрутов прохождения линейных объектов по территории района строительства, строительства воздушной линии электропередачи, кабельной линии электропередачи, строительства КТП 40/10/0,38 кВ. В соответствии с вариантами прохождения трасс по указанному линейному объекту, предусмотренными проектной и рабочей документацией, проектируемые трассы ВЛЗ-ЮкВ и КВЛ-ЮкВ попадают на земли лесного фонда и на особо охраняемую природную территорию регионального значения - памятники природы - «Участок соснового леса», « Торфяное болото без названия №1», «Озеро Инерка». При этом при осуществлении работ по строительству линейного объекта предусмотрено проведение рубок деревьев и кустарника, создание просек под линейные объекты, что влечет за собой нарушение сохранности вышеуказанных памятников природы и утрату их научной, культурной и особо природоохранной ценности. Таким образом, несмотря на все принятые истцом меры для исполнения заключенного между сторонами договора, выбрать трассу прохождения ВЛ и КЛ без пересечения земель под природными объектами, признанными памятниками природы на территории