передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации. Как установлено судами, управлением в ходе плановой выездной проверки общества выявлены нарушения санитарно - эпидемиологических требований и требований технических регламентов таможенного союза, что послужило основанием для вынесения предписания об устранении выявленных нарушений. При этом, пунктом 10 оспариваемого ненормативного акта, обществу предписано не использовать транспортную картонную упаковку пива «Amstel», маркировка которой не соответствует требованиям Технического регламента Таможенного союза ТРТС 005/2011 «О безопасности упаковки », утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 16.08.2011 № 769 (далее - ТР ТС 005/2011). Не согласившись с предписанием Роспотребнадзора, заявитель обратился в арбитражный суд. Отказывая в удовлетворении требования в обжалуемой части, суды трех инстанций, оценив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь положениями Технического регламента ТР ТС 005/2011, Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения», Положением о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и
законность и обоснованность оспариваемого постановления, соблюдение административным органом установленного порядка производства по делу об административном правонарушении. В кассационной жалобе ООО «МЕТРО Кэш энд Кэрри» ссылается на тот факт, что судами не учтены доказательства, свидетельствующие, что общество является изготовителем указанных мясных полуфабрикатов, в связи с чем, согласно пунктам 1, 6 статьи 7 ТРТС-021/2011, вправе самостоятельно устанавливать сроки годности на эту продукцию. Данный довод не может быть принят во внимание, поскольку он являлся ранее предметом судебного рассмотрения и направлен на переоценку фактических обстоятельств дела. Арбитражными судами первой и апелляционной инстанции установлено, что с закупаемой мясной продукцией в вакуумной упаковке обществом не производятся какие-либо технологические действия, продляющие срок ее годности по сравнению со сроком, установленным изготовителем. Разделка продукции на крупнокусковые, мелкокусковые и порционные полуфабрикаты к числу таких действий не относится. Судами было исследовано содержание представленных в материалы дела Технических условий ТУ 9214-002-54907417-09 «Технические условия. Полуфабрикаты мясные из говядины и свидины», в
Основания для пересмотра судебных актов в кассационном порядке по доводам жалобы отсутствуют. Как следует из оспариваемых судебных актов, на основании обращения потребителя, в соответствии с распоряжениями от 16.10.2018 № 1263 управлением проведена внеплановая проверка общества, в ходе которой установлено, что общество в нарушение требований Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 009/2011 «О безопасности парфюмерно- косметической продукции», утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 23.09.2011 № 799 (далее – ТРТС 009/2011), реализует парфюмерно- косметическую продукцию с нарушением потребительской тары (путем расфасовки из первичной упаковки во флаконы меньшего объема). По результатам проверки обществу выдано предписание от 16.11.2018 № 04.0-11958 о приостановке реализации продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов. Не согласившись с предписанием, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением. Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, суды нижестоящих инстанций, руководствуясь положениями Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите
s Name SAROUNHE /ПОСТАВЩИК- By Order TETE CO/Brix 70+- 1/Gross Weight rg/ Net Weight 280 kg//Produced date/ expiry date – 24 месяца с даты производства. При проведении документарного контроля обществом была представлена декларация соответствия от 12.03.2014 № RU D?IR.АГ66.В.022309, в которую внесены сведения о соответствии продукции требованиям технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» (ТР ТС 021/2011), технического регламента Таможенного союза «Пищевая продукция в части ее маркировки» ( ТРТС 022/2011). Таможенным органом выявлено, что в маркировке транспортной упаковки , в которую помещена пищевая продукция, отсутствовали сведения, позволяющие идентифицировать партию пищевой продукции: наименование и место нахождения изготовителя пищевой продукции или фамилию, имя, отчество и место нахождения индивидуального предпринимателя-изготовителя пищевой продукции. В связи с этим декларация о соответствии от 12.03.2014 № RU D?IR.АГ66.В.022309 признана Астраханской таможней не относящейся к декларируемой партии товара, и, следовательно, недействительной. По мнению таможенного органа, установленные обстоятельства свидетельствуют о нарушении заявителем требований подпункта 5 пункта
человека, имущества, окружающей среды, жизни или здоровья животных, растений, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей упаковки (укупорочных средств) относительно ее назначения и безопасности. В силу статьи 2 ТР ТС 005/2011 изготовитель (производитель) – юридическое или физическое лицо в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющие от своего имени производство и (или) выпуск в обращение упаковки (укупорочных средств) и ответственные за ее соответствие требованиям безопасности данного технического регламента. Как указано в части 1 статьи 5 ТРТС 005/2011 упаковка (укупорочные средства) и процессы ее хранения, транспортирования и утилизации должны соответствовать требованиям безопасности названной статьи. Безопасность упаковки должна обеспечиваться совокупностью требований к применяемым материалам, контактирующим с пищевой продукцией, в части санитарно-гигиенических показателей (часть 3 статьи 5 ТР ТС 005/2011). В силу части 4 статьи 5 ТР ТС 005/2011 упаковка, контактирующая с пищевой продукцией, включая детское питание, должна соответствовать санитарно-гигиеническим показателям, указанным в Приложениях 1 и 1.1. Условия моделирования санитарно-химических исследований упаковки указаны в
что для пищевой продукции, качество и безопасность которой изменяется после вскрытия упаковки, защищавшей продукцию от порчи, указывают также условия хранения после вскрытия упаковки. В рассматриваемом случае, на маркировке спорного товара указано «срок годности не ограничен при соблюдении условий хранения, условия хранения температура от +3 до +25 С, при относительной влажности 70%-95%», что соответствует требованиям пункта 4 части 4.7 статьи 4 ТРТС 021/2011. Из материалов дела не следует и административным органом не доказано, что в отношении спорного товара – лимона нормативными документами установлен конкретный срок годности, не доказано упаковка лимонов является обязательным условием их хранения, а также не доказано, что качество и безопасность лимонов зависит от упаковки и изменяется после вскрытия упаковки. При таких обстоятельствах маркировка спорного товара в части срока годности соответствует требованиям ТР ТС 022/2011. Положения части 4.1 статьи 4 ТР ТС 022/2011 не содержат требований об указании даты упаковки продукции (подпунктом 4 пункта 1 части 4.1
условия хранения, транспортирования, возможность утилизации; способ обработки (для многооборотной упаковки); наименование и местонахождение изготовителя (производителя), информацию для связи с ним; наименование и местонахождение уполномоченного изготовителем лица, импортера, информацию для связи с ним (при их наличии); дату изготовления (месяц, год); срок хранения (если установлен изготовителем (производителем)). Информация должна быть изложена на русском языке и на государственном(ых) языке(ах) государства-члена Таможенного союза при наличии соответствующих требований в законодательстве (ах) государства (в)-члена(ов) Таможенного союза. Статьей 3 ТРТС 005/2011 установлено, что упаковка (укупорочные средства) выпускается в обращение на таможенной территории Таможенного союза при условии, что она прошла необходимые процедуры оценки (подтверждения) соответствия, установленные ТР ТС 005/2011, а также другими техническими регламентами Таможенного союза, действие которых распространяется на упаковку (укупорочные средства). Упаковка (укупорочные средства), соответствие которой требованиям настоящего технического регламента не подтверждено, не должна быть маркирована единым знаком обращения продукции на рынке государств-членов Таможенного союза и не допускается к обращению на таможенной территории Таможенного союза.
порядке, предусмотренном Законом «О защите прав потребителей». Перемещаемый Обществом товар не предназначен для реализации потребителю, более того, он не предназначен для непосредственного употребления в пищу людям. В соответствии с п. 5.1. контракта № 309-87 от 14 марта 2013 г. упаковка должна соответствовать международному стандарту и обеспечивать сохранность доставляемого груза при транспортировке, хранении, перегрузке кранами и/или другими способами. В соответствии со ст. 2 Технического регламента Таможенного Союза 005/2011 «О безопасности упаковки» (далее - ТРТС 005/2011) потребительская упаковка - упаковка, предназначенная для продажи или первичной упаковки продукции, реализуемой конечному потребителю; транспортная упаковка - упаковка, предназначенная для хранения и транспортирования продукции с целью защиты ее от повреждений при перемещении и образующая самостоятельную транспортную единицу. Применительно к перемещаемому товару, груз не предназначен для реализации конечному потребителю и ввозился Обществом для самостоятельной промышленной переработки в качестве пищевого ингредиента в пищевой продукции; реализация, равно как и непосредственное потребление товара потребителем невозможно. Данный вид товара
Технического регламента Таможенного союза «О безопасности продукции легкой промышленности» (ТР ТС 017/2011), утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 876, при размещении и обращении продукции на рынке должна предоставляться полная и достоверная информация о ней путем маркировки в целях предупреждения действий, вводящих в заблуждение пользователей (потребителей) относительно безопасности продукции. В соответствии с п. 1 ст. 9 Технического регламента Таможенного союза ТРТС 017/2011 маркировка продукции должна быть достоверной, читаемой и доступной для осмотра и идентификации. Маркировку наносят на изделие, этикетку, прикрепляемую к изделию, или товарный ярлык, упаковку изделия, упаковку группы изделий или листок-вкладыш к продукции. Маркировка должна содержать следующую обязательную информацию: наименование продукции; наименование страны-изготовителя; наименование изготовителя или продавца, или уполномоченного изготовителем лица; юридический адрес изготовителя или продавца, или уполномоченного изготовителем лица; размер изделия; состав сырья; товарный знак (при наличии); единый знак обращения продукции на рынке государств – членов Таможенного союза; гарантийные обязательства изготовителя (при необходимости); дату изготовления;