ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Требования к проведению инженерных изысканий - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Приказ Минприроды РФ от 04.09.1996 N 391 "Об утверждении заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы по проектам нормативных документов СНиП 11-02-96 "Инженерные изыскания для строительства. Основные положения" и СП 11-04-96 "Инженерно-экологические изыскания для строительства"
к.г.-м.н. В.А. Мощанского, к.г.н. главного специалиста Департамента государственной экологической экспертизы Минприроды России Л.С. Никитиной провела государственную экологическую экспертизу проектов нормативных документов СНиП 11-02-96 "Инженерные изыскания для строительства. Основные положения" и СП 11-04-96 "Инженерно-экологические изыскания для строительства", направленных ПНИИС (письмо N 9-1-1/80 от 10.07.96). Представленные проекты документов разработаны ПНИИИС Минстроя России при участии и других научных и проектных организаций, специализирующихся в области проектирования и строительства, взамен СНиП 1.02.07-87 и содержат общие положения и требования к проведению инженерных изысканий для проектирования и строительства новых, реконструкции и технического перевооружения действующих предприятий, зданий и сооружений производственного и жилищно-гражданского назначения. При этом, в соответствии п.п. 5.2 и 5.4. СНиП 10-01-94, СНиПом 11-02-96 определены обязательные требования к изысканиям, а в СП 11-04-96 - рекомендуемые положения в развитие и обеспечение обязательных требований, установленных вышеуказанным СНиПом. Проект СНиП 11-02-96 "Инженерные изыскания для строительства. Основные положения" Проект СНиП 11.02-96 "Инженерные изыскания для строительства. Основные положения" разработан ПНИИИС Минстроя
Письмо ФАУ "Главгосэкспертиза России" от 27.02.2020 N 08-05-1/2390-НБ <О рассмотрении обращения>
Является ли предметом государственной экспертизы оценка соответствия проектной документации требованиям технических условий? Является, поскольку в проектной документации должны быть учтены исходные данные, передаваемые застройщиком (заказчиком) в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности. Технические условия являются исходными данными (пункт 3 части 6, часть 11 статьи 48, ГрК), на основании которых должно осуществляться проектирование в случае, если функционирование проектируемого объекта капитального строительства невозможно обеспечить без подключения (технологического присоединения) такого объекта к сетям инженерно-технического обеспечения. 21 Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 352 утвержден перечень услуг, являющихся необходимыми и обязательными для оказания государственных услуг. Разъясните порядок проведения экспертного сопровождения в условиях отсутствия данной услуги в указанном Перечне и отсутствия соответствующего кода ОКВЭД? Все изменения в части введения экспертного сопровождения внесены в статью 49 ГрК. При этом наименование статьи осталось неизменным, так как указанная статья регулирует вопросы экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий . Таким образом, Федеральным законом от 27.06.2019 N 151-ФЗ
Заключение Минэкономразвития России от 29.06.2012 "Об экспертизе приказа Минрегиона России от 30 декабря 2009 года N 624 "Об утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства"
свидетельств о допуске ко всему спектру работ, которые он планирует осуществлять. Минимальные требования к выдаче свидетельств о допуске установлены частью 8 статьи 55.5 Кодекса и включают в себя требования к количеству работников организации (предпринимателя), обладающих образованием соответствующего уровня и профиля, а также требование повышения не реже чем один раз в пять лет квалификации указанными работниками с проведением аттестации. Для подтверждения данных требований организация (предприниматель) представляет в СРО соответствующий комплект документов. В случае соответствия организации необходимым требованиям для вступления в СРО она должна внести взнос в компенсационный фонд СРО и уплатить вступительный взнос. Размер взноса в компенсационный фонд установлен статьей 55.4 Кодекса и зависит от области работ (инженерные изыскания , подготовка проектной документации или строительство, реконструкция, капитальный ремонт), а также установления СРО требования к страхованию ее членами гражданской ответственности, которая может наступить в случае причинения вреда вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. Учитывая, что требование к
Постановление Правительства РФ от 05.03.2007 N 145 (ред. от 30.05.2024) "О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий"
или в отношении указанных документов принимается решение об оставлении их без рассмотрения. (в ред. Постановления Правительства РФ от 07.12.2015 N 1330) (см. текст в предыдущей редакции) 23. Решение об оставлении без рассмотрения документов, представленных для проведения государственной экспертизы, принимается при наличии следующих оснований: а) государственная экспертиза должна осуществляться иной организацией по проведению государственной экспертизы; б) документы представлены с нарушением требований, предусмотренных подпунктами "к" и "л" пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 г. N 145 "О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий ". (п. 23 в ред. Постановления Правительства РФ от 07.12.2015 N 1330) (см. текст в предыдущей редакции) 23(1). В случае принятия решения об оставлении без рассмотрения документов, представленных для проведения государственной экспертизы, заявитель уведомляется о принятом решении с указанием мотивов его принятия. (п. 23(1) введен Постановлением Правительства РФ от 07.12.2015 N 1330) 24. Основаниями для отказа в принятии проектной
Статья 49. Экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий, государственная экологическая экспертиза проектной документации объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, в границах особо охраняемых природных территорий, в границах Байкальской природной территории и в Арктической зоне Российской Федерации
Федеральным законом от 28.11.2011 N 337-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 02.07.2013 N 188-ФЗ, от 03.08.2018 N 342-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) 4.5. Юридические лица, указанные в части 4.3 настоящей статьи, не вправе проводить негосударственную экспертизу проектной документации и (или) негосударственную экспертизу результатов инженерных изысканий, если подготовка такой проектной документации и (или) выполнение таких инженерных изысканий осуществлялись указанными юридическими лицами. Нарушение данного требования является основанием для аннулирования аккредитации указанных юридических лиц на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий . (часть 4.5 введена Федеральным законом от 28.11.2011 N 337-ФЗ) КонсультантПлюс: примечание. Положение ч. 4.6 ст. 49 не применяется до 01.01.2020 к госэкспертизе на предмет оценки достоверности определения сметной стоимости, проводящейся экспертами, имеющими право на проверку достоверности в соответствии с данным документом (в ред., действовавшей до 01.01.2019). 4.6. Подготовку заключений государственной экспертизы проектной документации и (или) государственной экспертизы результатов инженерных изысканий и негосударственной
Определение № А55-38446/18 от 08.06.2022 Верховного Суда РФ
17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», Положением об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 № 145 (далее – постановление № 145). Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований, посчитав, что исполнительные действия по исполнительному производству в части внесения изменения в проектную и рабочую документацию исполнены в полном объеме. Суд отклонил доводы заявителя о необходимости проведения государственной экспертизы по внесенным изменениям в проектную и рабочую документацию, мотивировав тем, что положения Градостроительного кодекса не предусматривают проведение инженерных изысканий и повторное прохождение государственной экспертизы. Суд апелляционной инстанции частично отменил решение и принял по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления НПК ЗАО «Универсал» исходя из следующего. Судебными актами по делу № А55-38446/2018, имеющие существенное значение для настоящего спора, установлена необходимость и обязательность выполнения инженерных изысканий, результаты которых подлежат обязательной
Постановление № А28-3546/14 от 25.06.2015 АС Волго-Вятского округа
инженерные изыскания: начало – с момента подписания государственного контракта, окончание – 22.07.2013, расчетная цена – 846 920 рублей 21 копейка; проектные работы: начало – 23.07.2013, окончание – 20.11.2013, цена – 1 172 212 рублей 07 копеек. В задании (приложение № 3) исполнитель и заказчик указали требования при выполнении работ: основание для разработки проектной документации; цели и задачи разработки проектной документации; основные технические параметры проектируемой автомобильной дороги, принимаемые при разработке проектной документации, общие требования к проведению инженерных изысканий , выполнение инженерных изысканий, разработка проектной документации; требования к составу работ, содержанию и оформлению проектной документации; требования по дальнейшему сопровождению проекта, срок предоставления проектной документации – 20.11.2013. В нарушение условий контракта исполнитель не представил материалы инженерных изысканий, соответствующие требованиям действующих нормативных технических документов, в предусмотренный срок – 22.07.2013, в связи с чем Учреждение в адрес ООО ПФ «ЗСК Проект» направило предарбитражное напоминание от 03.10.2013 № 2029 и претензию о применении санкции за
Постановление № А21-9250/2021 от 23.05.2022 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда
- шифр 233/12 на основании результатов комплексного инженерно-технического обследования и инженерных изысканий. В состав особых условий Технического задания (пункт 13) включено выполнение проектировщиком полного комплексного инженерно-технического исследования строительных конструкций и инженерных сетей объекта культурного наследия регионального значения с составлением соответствующего заключения, актов технического состояния, дефектных ведомостей, обмерных чертежей и поверочных расчетов конструктивных элементов здания. Цель и содержание обследования, основные требования к комплексному инженерно-техническому обследованию оговорены в пункте 14 Технического задания к контракту. Требования к проведению инженерных изысканий сформулированы в пункте 15 Технического задания со ссылкой на требования СП 47.13330.2016 «Свод правил. Инженерные изыскания для строительства. Основные положения. Актуализированная редакция СНиП 11-02-96». По результатам выполнения инженерных изысканий предусмотрена передача заказчику отчетов в 6-ти экземплярах на бумажном носителе и в 2-х экземплярах в электронном виде. В ходе исполнения контракта выяснилось несоответствие между объектом проектирования, предусмотренным условием контракта – реконструкция и техническая модернизация существующего здания Колледжа, и приспособление его к современному использованию
Постановление № А56-46438/2021 от 02.06.2022 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда
и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований данного Федерального закона. В указанный перечень не включены ни пункт 5.26.4, ни пункт 5.26.11 СП 120.13330.2012. «Свод правил. Метрополитены. Актуализированная редакция СНиП 32-2-2003» (утв. Приказом Минрегиона России от 30.06.2012 №264). Согласно пункту 1.1 СП 120.13330.2012. «Свод правил. Метрополитены. Актуализированная редакция СНиП 32-2-2003» (утв. Приказом Минрегиона России от 30.06.2012 №264), данный свод правил устанавливает требования к проведению инженерных изысканий , проектированию, производству и приемке работ при строительстве сооружений и устройств метрополитена. С учетом изложенного, суд первой инстанции верно отметил, что при строительстве сооружений и устройств метрополитена, в том числе за счет соблюдения указанных пунктов СП 120.13330.2012, обеспечивается соблюдение Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ. К строительству иных объектов капитального строительства, в том числе расположенных на смежных с объектом метрополитена земельных участках, указанные положения не применяются. Соответственно, СП 120.13330.2012 распространяет свое действие
Постановление № 02АП-668/15 от 02.04.2015 Второго арбитражного апелляционного суда
контракта, окончание – 22.07.2013, расчетная цена – 846 920 рублей 21 копейка; - Проектные работы: начало – 23.07.2013, окончание – 20.11.2013, цена – 1 172 212 рублей 07 копеек. Всего: 2 019 132 рубля 28 копеек. В задании (Приложение № 3) исполнитель и заказчик указали требования при выполнении работ: основание для разработки проектной документации; цели и задачи разработки проектной документации; основные технические параметры проектируемой автомобильной дороги, принимаемые при разработке проектной документации, общие требования к проведению инженерных изысканий , выполнение инженерных изысканий, разработка проектной документации; требования к составу работ, содержанию и оформлению проектной документации; требования по дальнейшему сопровождению проекта, срок предоставления проектной документации – 20.11.2013. В нарушение условий государственного контракта от 02.07.2013 № 0140200000813002218-0044953-01 исполнитель не представил материалы инженерных изысканий, соответствующих требованиям действующих нормативных технических документов в предусмотренный срок – 22.07.2013, в связи с чем, истец в адрес ответчика направил предарбитражное напоминание от 03.10.2013 № 2029 и претензию о применении
Решение № А73-1776/13 от 06.05.2013 АС Хабаровского края
работ по разработке проектно-сметной документации по объекту «Реконструкция котельной спортивно-зрелищного комплекса «Платинум арена» в г. Хабаровске в связи с переводом на газ» для нужд заказчика Краевого государственного бюджетного учреждения «Дирекция спортивных сооружений Хабаровского края», с начальной (максимальной) ценой контракта 2954410 руб. Пунктом 7 Информационной карты раздела III аукционной документации установлено, что объем работ должен быть выполнен в соответствии с Техническим заданием на разработку проектно-сметной документации. Техническим заданием на разработку проектно-сметной документации предусмотрены требования к проведению инженерных изысканий – выполнить инженерно-геологические изыскания в объеме, необходимом для проведения обследовательских работ подземных конструкций (пункт 11). Здесь же в качестве исходных данных для проектирования предусмотрена обязательная необходимость учесть Технические условия № 8/12 ОАО «Газпром газораспределение» на присоединение к газораспределительной сети объекта газификации природным газом (пункт 12). Из Технических условий № 8/12 ОАО «Газпром газораспределение» на присоединение к газораспределительной сети объекта газификации природным газом (далее – Технические условия № 8/12) следует, что они выданы
Решение № А-7339/05 от 05.09.2019 Всеволожского городского суда (Ленинградская область)
требованиям ч.5. ст.49 ГрК РФ. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № установлен перечень национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» при строительстве соответствующих объектов. В указанный перечень включены п.5.26.2 и 5.26.4 СП 120.13330.2012. Свод правил. Метрополитены. Актуализированная редакция «СНиП 32-02-2003». Согласно п.1.1 СП 120.13330.2012. Свод правил. Метрополитены. Актуализированная редакция «СНиП 32-02-2003» настоящий свод правил устанавливает требования к проведению инженерных изысканий , проектированию, производству и приемке работ при строительстве сооружений и устройств метрополитена. Таким образом, указанный свод правил не устанавливает требования к проектированию и строительству объектов капитального строительства, расположенных на смежных с объектами метрополитена земельных участках. В соответствии с п.27 ст.105 Земельного кодекса РФ может быть установлена охранная зона объектов инфраструктуры метрополитена. В соответствии с ч.37 ст.26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты
Приговор № 22-272/2022 от 23.06.2022 Верховного Суда Республики Калмыкия (Республика Калмыкия)
БТИ», изъятое в ходе осмотра места происшествия от 8 февраля 2019 года, осмотренное и признанное в качестве вещественного доказательства (т.5 л.д.86-93, т.6 л.д.120, т.13 л.д.7), в котором содержались: сведения о наименовании и месторасположении объекта на капитальный ремонт гидротехнического сооружения на <…> за счет бюджета Республики Калмыкия; требования к архитектурно-строительным, объемно-планировочным и конструктивным решениям об оставлении параметров водосбросного сооружения без изменения; особые условия об установлении ширины гребня плотины и площади затопления намечаемого строительства; требования к проведению инженерных изысканий с анализом материалов изысканий прошлых лет и фондовых материалов с целью использования при проведении инженерных изысканий; особые условия строительства с учетом наличия грунтовых вод. На основании данного задания проведен электронный аукцион на право заключения муниципального контракта на разработку проектно-сметной документации, после которого заключен муниципальный контракт на выполнение экспертных работ проектной документации и договор по определению достоверной сметной стоимости капитального ремонта объекта. Далее проект с положительными результатами государственной экспертизы прошел защиту и был