ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Ценообразование арендной платы - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Приказ ФСТ России от 13.06.2013 N 760-э (ред. от 21.12.2020) "Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения" (Зарегистрировано в Минюсте России 16.07.2013 N 29078)
годах соответственно, определяемая с учетом инвестиционной программы регулируемой организации на соответствующий год, Гкал/ч. 39. Неподконтрольные расходы включают в себя: расходы на оплату услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, рассчитанные в соответствии с пунктами 28 и 31 Основ ценообразования и не включающие расходы на приобретение энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя; расходы на уплату налогов, сборов и других обязательных платежей, включая плату за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов и другие виды негативного воздействия на окружающую среду в пределах установленных нормативов и (или) лимитов, а также расходы на обязательное страхование; концессионную плату; (в ред. Приказа ФАС России от 30.06.2017 N 868/17) (см. текст в предыдущей редакции) арендную плату в части имущества, используемого для осуществления регулируемой деятельности, определяемую в соответствии с пунктами 45 и 65 Основ ценообразования; расходы по сомнительным долгам в соответствии с пунктом 47 Основ ценообразования; отчисления на социальные нужды; амортизация основных средств и нематериальных
Письмо ФАС России от 27.07.2018 N ВК/58887/18 "О направлении информации по вопросу особенностей регулирования предельных единых тарифов регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами"
средств и учитываемая в составе необходимой валовой выручки регулируемой организации при расчете тарифов в соответствии с Основами ценообразования. При этом согласно пункту 34 Основ ценообразования сумма амортизации основных средств регулируемой организации для расчета тарифов определяется в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета. Кроме того, в состав необходимой валовой выручки регулируемой организации могут быть включены расходы на аренду и лизинговые платежи. Так, согласно пункту 35 Основ ценообразования расходы на арендную плату и лизинговые платежи в отношении объектов, используемых для обработки, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов, определяются органом регулирования тарифов в размере, не превышающем экономически обоснованный размер такой платы, с учетом особенностей, предусмотренных данным пунктом. Экономически обоснованный размер арендной платы или лизингового платежа за имущество, являющееся основными производственными фондами, определяется исходя из принципа возмещения арендодателю или лизингодателю амортизации, налогов на имущество, в том числе на землю, и других обязательных платежей собственника передаваемого в аренду
Решение ВАС РФ от 02.08.2013 N ВАС-6446/13 <О признании второго предложения подпункта 5 пункта 28 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 N 1178, не соответствующим статье 1 Гражданского кодекса РФ, статьям 6 и 23 Федерального закона от 26.06.2003 N 35-ФЗ>
Общество считает, что, установив ограничения размера арендной платы, включаемой в НВВ, в отсутствие допускающей это нормы федерального закона, Правительство Российской Федерации превысило свои полномочия. Между тем такие полномочия Правительства Российской Федерации следуют из предусмотренных абзацем первым пункта 1 статьи 24 Закона об электроэнергетике полномочий определять принципы и методы расчета цен (тарифов) в электроэнергетике, в том числе критерии оценки экономической обоснованности затрат, включаемых в указанные цены (тарифы). Определив в подпункте 5 пункта 28 Основ ценообразования объем арендной платы , подлежащий включению в НВВ в виде налога на имущество и амортизационных отчислений, Правительство фактически исключило из прочих расходов часть арендной платы, составляющей собственно доход арендодателя от сдачи имущества в аренду. Исключение этой части арендной платы обусловлено применением предусмотренного пунктом 1 статьи 6 Закона об электроэнергетике принципа соблюдения баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии, не допускающего возложение на конечных потребителей помимо расходов, которые должен нести собственник на содержание и эксплуатацию имущества,
Определение № 301-ЭС20-11908 от 17.09.2020 Верховного Суда РФ
плата является нерегулируемой, даже если это аренда объекта, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и ставки платы ( в том числе формула расчета) устанавливаются нормативным актом. В настоящее время к регулируемым относится только арендная плата за земельные участки, находящиеся в публичной собственности (пункт 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации), участки лесного фонда (статья 73 Лесного кодекса Российской Федерации). В спорных взаимоотношениях арендная плата является нерегулируемой, все составляющие формуле расчета представляют собой элементы ценообразования арендной платы за пользование зданиями, так как федеральным законом регулируемая арендная плата для аренды зданий не установлена. Судом кассационной инстанции применен не подлежащий применению абзац второй пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации и не применен подлежащий применению абзац первый пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации. Устанавливая в статье 424 Гражданского кодекса Российской Федерации и статье 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации регулируемый размер арендной платы за землю, находящуюся в публичной собственности, законодатель
Определение № 12АП-10543/2014 от 28.08.2015 Верховного Суда РФ
арендной платы, рассчитываемая за 12 месяцев; КСЗУ - кадастровая стоимость земельного участка; К - коэффициент вида функционального использования земельного виучастка; К - коэффициент дифференциации в зависимости от назначения дп объектов, расположенных на земельном участке из категории земель населенных пунктов; К - коэффициент категории арендатора земельного участка из земель каннаселенных пунктов; К - коэффициент индексации. и Таким образом, из содержания пункта 2.1.1 постановления № 469-п следует, что коэффициент дифференциации (К) является неотъемлемым дп элементом ценообразования арендной платы и подлежит применению внезависимости от изменения кадастровой стоимости земельного участка. Согласно пункту 1.13 постановления № 4669-п размер арендной платы может быть пересмотрен арендодателем в одностороннем порядке в случае изменения кадастровой стоимости земельных участков, коэффициентов, применяемых при расчете арендной платы за земельные участки, льгот по ее уплате в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации, Волгоградской области. В соответствии с абзацами 4, 11 пункта 1.6 постановления № 469-п коэффициент дифференциации, применяемый при определении
Определение № 306-ЭС15-6607 от 08.10.2015 Верховного Суда РФ
величина арендной платы, рассчитываемая за 12 месяцев; КСЗУ - кадастровая стоимость земельного участка; - коэффициент вида функционального использования земельного участка; - коэффициент дифференциации в зависимости от назначения объектов, расположенных на земельном участке из категории земель населенных пунктов; - коэффициент категории арендатора земельного участка из земель населенных пунктов; - коэффициент индексации. Таким образом, из содержания пункта 2.1.1 постановления № 469-п следует, что коэффициент дифференциации (Кдп) был установлен нормативным правовым актом 22.08.2011, является неотъемлемым элементом ценообразования арендной платы и подлежит применению независимо от изменения кадастровой стоимости земельного участка. В соответствии с пунктом 1.5. Порядка, утвержденного постановлением № 469-п, коэффициент дифференциации в зависимости от назначения объектов, расположенных на земельном участке из категории земель населенных пунктов, применяемый при определении размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в городе Волгограде - административном центре Волгоградской области, устанавливается нормативным правовым актом Министерства. Распоряжением Министерства № 281-р были утверждены новые значения коэффициентов дифференциации в зависимости от назначения
Определение № 04АП-4694/19 от 13.07.2020 Верховного Суда РФ
расходов концессионера по концессионному соглашению, а также их учет в составе регулируемых цен (тарифов ) на отпускаемые коммунальные ресурсы в полном объеме, в отличие от расходов арендатора (пункт 45 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 № 1075, пункт 44 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 № 406). Постановлением Администрации от 03.11.2017 № 252 «Об установлении тарифов на питьевую воду и водоотведение для потребителей ООО «Энергосфера-Иркутск», принятого оп результатам рассмотрения соответствующей комиссии Администрации от 03.11.2017,установлены тарифы на питьевую воду (водоснабжение) и водоотведение сроком действия с 03.11.2017 по 31.12.2018, вместе с тем сумма арендной платы по договору аренды не учтена в полном объеме. Указанное постановление признано незаконным решением Братского районного суда Иркутской области от 27.12.2018 по делу № 2а-473\2018. Судами оставлено без внимания доводы ответчика об установлении в отношении него экономически необоснованных тарифов истцом. Суд первой инстанции при обосновании размера
Определение № А32-3984/11 от 09.06.2011 АС Краснодарского края
изложенного, суд считает необходимым отложить судебное разбирательство в судебном заседании. Руководствуясь ст.ст. 158, 159, 184, 185 АПК РФ, суд ОПРЕДЕЛИЛ: Ходатайство об истребовании доказательств – принять к рассмотрению. Ходатайство ответчика об отложении судебного разбирательства – удовлетворить. Отложить судебное разбирательство в судебном заседании на 18.08.2011г. на 11 час.10 мин. в помещении суда по адресу: г. Краснодар, ул. Красная, 6, зал № 4 тел./факс 267-19-95. Предлагается представить: истцу – направить в адрес ответчика калькуляцию на ценообразование арендной платы за период с 01.01.2009 по 31.12.2009; распечатку поступления денежных средств в кассу ОАО «Экспо-Центр» в 2009 году от ИП Колотовка Г.В.; акт сверки взаиморасчетов за 2009 год; исковое заявление со всем приложением; доказательства выполнения данного требования суда. Истцу, ответчику - провести сверку расчетов, надлежаще оформленный акт сверки представить суду. Инициатива проведения акта сверки расчетов возлагается на истца. Обеспечить явку представителей, в случае невозможности явки известить суд надлежащим образом с учетом ст. 156 АПК
Решение № А76-1937/2021 от 27.07.2021 АС Челябинской области
в условиях распространения новой коронавирусной инфекции и утративший возможность использовать арендованное имущество по назначению, вправе требовать уменьшения размера арендной платы. Виды экономической деятельности 33.12 – ремонт машин и оборудования, 33.17 – ремонт и техническое обслуживание прочих транспортных средств и оборудования не включены в перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции. Между тем, полностью исключить распространение новой коронавирусной инфекции как фактор влияния на ценообразование арендной платы на рынке арендной недвижимости суду представляется неразумным и не объективным. Кроме того, исходя из анализа описания объектов-аналогов, указанных в отчете № АБ 14759/12-20 об оценке рыночной стоимости арендной платы нежилого помещения – автосервисного комплекса за период с 01.03.2019 по 30.11.2020, выполненном ООО «Центр правовой помощи», стоимость арендной платы определена с учетом оборудования, размещенного в помещениях. Между тем, ни договор аренды нежилого помещения № 2 от 01.01.2020, ни акт приема-передачи от 01.01.2020 не содержат
Постановление № 18АП-15200/20 от 12.01.2021 Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда
оценки по основным экономическим, материальным, техническим и другим характеристикам, определяющим его стоимость. Согласно пункту 13 того же ФСО № 1 при применении сравнительного подхода могут применяться как цены совершенных сделок, так и цены предложений. Изложенное предполагает, что стоимость объекта-аналога определяется как цена, допускающая торг. В данном случае земельный участок с кадастровым номером 56:35:0000000:122 находится в частной собственности, что допускает в порядке пункта 1 статьи 421 ГК РФ и статьи 424 ГК РФ свободное ценообразование арендной платы , тогда как ставки арендной платы за муниципальные земли в силу статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации нормативно установлены, что исключает торг при определении арендной платы. При изложенных обстоятельствах определенная экспертом Напольновым А.Н. стоимость арендной платы не может быть расценена как рыночная, поскольку при применении сравнительного подхода экспертом не определялась стоимость объектов-аналогов, предлагаемых к аренде в форме свободного предложения по цене. Изложенное является достаточным основанием для критической оценки заключения эксперта Напольнова А.Н., а
Определение № А73-13557-28/19 от 22.08.2022 АС Хабаровского края
и его правового регулирования в аспекте статьи 610 Гражданского кодекса Российской Федерации, исходя из согласованных условий договоров. Так, оценивая необходимость постановки вопроса о наличии или отсутствии подключения электрической энергии к сетям энергоснабжения, влияния подключения к электросетям на формирование размера арендной платы как требующих специальных познаний, а равно учитывая оспаривание самого факта возможности или невозможности электроснабжения объекта, арбитражный суд находит возможным постановку дополнительного вопроса перед экспертом, а именно по определению влияния данного фактора на ценообразование арендной платы . Принимая во внимание положений статьи 615 Гражданского кодекса Российской Федерации, арбитражный суд исходит из отсутствия в договоре целевого указания использования имущества исключительно на предпринимательские цели, назначения объектов, которые в равной мере позволяли его использовать в целях предпринимательства, так и в целях проживания арендатором самостоятельно, так и исходя из условий договоров, передавать право аренды третьим лицам по аналогичным условиям. С учетом изложенного, а также, наличия обстоятельств оспаривания обстоятельств предпринимательского использования имущества, арбитражный суд
Постановление № 11АП-2165/19 от 02.04.2019 Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда
области вопросы порядка определения арендной платы по договорам аренды земельных участков, заключенных до вступления в силу постановления Правительства Пензенской области от 08.10.2015 №552-пП, урегулированы не были. Ответчик считает, что поскольку согласно, пункту 3 постановления Правительства Пензенской области от 08.10.2015 №552-пП, оно распространяет свое действие на договоры аренды земельных участков, заключенные после вступления в силу данного постановления, и истец, и ответчик, при отсутствии иного правого регулирования порядка установления размера арендной платы, исходили из порядка ценообразования арендной платы , установленного постановлением Правительства Пензенской области от 04.12.2009 №940-пП. Однако 06.04.2017 Арбитражным судом Поволжского округа в рамках дела №А49-625/2016 пункт 3 постановления Правительства Пензенской области от 08.10.2015 №552-пП (т.е. пункт, который прямо говорит, что действие указанного постановления не распространяется на договоры аренды земельных участков, заключенных до вступления его в законную силу) был признан не соответствующим действующему законодательству, а именно Федеральному закону «О защите конкуренции» и истец счел, что размер арендной платы по договору
Решение № 3А-38/18 от 30.08.2018 Тюменского областного суда (Тюменская область)
2017 год в большей части плановые расходы, поскольку деятельность по передаче теплоэнергии предприятием была только начата. Указанное обстоятельство участниками не оспаривается. В основу административного иска положено несогласие административного истца с применением по «Неподконтрольным расходам» уменьшающего коэффициента к определению размера расходов по статьям «Арендная плата», «Налог на имущество» и определением штатной численности по статье «Оплата труда», поскольку размер возмещения других расходов во многом определялся исходя из данных подходов. В соответствии с п. 45 Основ ценообразования «Арендная плата , концессионная плата и лизинговый платеж включаются в прочие расходы в размере, не превышающем экономически обоснованный уровень. Экономически обоснованный уровень арендной платы, концессионной платы или лизингового платежа определяется органами регулирования исходя из принципа возмещения арендодателю, лизингодателю или концеденту амортизации, налогов на имущество и землю и других установленных законодательством РФ обязательных платежей, связанных с владением имуществом, переданным в аренду, лизинг, концессию, при этом, экономически обоснованный уровень не может превышать размер, установленный в конкурсной документации
Решение № 3А-24/2018 от 17.01.2018 Кемеровского областного суда (Кемеровская область)
размер арендной платы, он также должен соответствовать Основным принципам определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденным постановлением Правительства РФ от 16 июня 2009 года N 582. Вместе с тем, представителем административного ответчика не приведено надлежащих доказательств экономической обоснованности установленного оспариваемым постановлением коэффициента инфляции (Ки). В обоснование законности оспариваемого постановления Коллегия администрации Кемеровской области указывает, что, исходя из содержания пункта 2.5 Порядка, коэффициенты инфляции являются неотъемлемым элементом ценообразования арендной платы и подлежат применению вне зависимости от изменения кадастровой стоимости земельного участка. В методологических подходах к определению кадастровой стоимости земельных участков, проводимой массовым методом, не учитываются происходящие в стране инфляционные процессы, и на стоимость земельного участка не влияют. Определяя методику расчета арендной платы и устанавливая указанные коэффициенты, подлежащие применению при расчете арендной платы, уполномоченный орган учитывал установленные Постановлением Правительства РФ от 16 июля 2009 года N 582 основные принципы ее определения, а также соблюдение
Решение № 33-149/2022 от 04.08.2022 Воронежского областного суда (Воронежская область)
ценообразования величина текущих расходов регулируемой организации определяется в соответствии с пунктами 57-66 Основ с учетом особенностей, установленных данным пунктом. Текущие расходы регулируемой организации включают в себя операционные расходы, неподконтрольные расходы и расходы на приобретение энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя (пункт 57 Основ ценообразования). При разрешении вопроса о включении в необходимую валовую выручку амортизационных отчислений по договорам аренды имущества необходимо применять нормы тарифного законодательства, в том числе, Основы ценообразования. Согласно пункту 45 Основ ценообразования арендная плата и лизинговый платеж включаются в прочие расходы в размере, не превышающем экономически обоснованный уровень. Экономически обоснованный уровень арендной платы или лизингового платежа определяется органами регулирования исходя из принципа возмещения арендодателю или лизингодателю амортизации, налогов на имущество и землю и других установленных законодательством Российской Федерации обязательных платежей, связанных с владением имуществом, переданным в аренду или лизинг. Таким образом, арендная плата включается в прочие расходы в размере, не превышающем экономически обоснованный уровень, который, по общему